Деловой Омск

Деловой Омск

19 марта 2017 07.00Малый бизнес

История стартапа: Сергей Райкинен о либерализме в рекламе

У совладельца студии дизайна «Ферма» Сергея Райкинена задача на этот год — увеличить доходы в 10 раз. И взорвать рынок новыми проектами.

История стартапа: Сергей Райкинен о либерализме в рекламе

Александр Румянцев

Фирма молодых предпринимателей Сергея Райкинена и Владимира Сало-Фоота первой из омских дизайнерских бюро была включена в общероссийский рейтинг Tagline. А по итогам прошлого года «Ферма» уже входит в сотню лучших студий дизайна страны, находясь в одном списке с легендарной студией Артемия Лебедева.

Неудивительно, что юная фирма является лидером и по расценкам на услуги. Но при этом недостатка в клиентах давно нет. «Мы не успеваем отрабатывать входящие заявки», — говорят резиденты Омского областного бизнес-инкубатора. В увесистом портфолио — заказы для «МЕГИ», LG Hausys, «Суши-Маркета», «Спартамеда» и многих других известных брендов.

Уроки бизнеса

«Многое из того, что я умею в профессиональном плане и чем пользуюсь до сих пор, я получил, работая в магазине запчастей «Чуйский», — говорит Сергей Райкинен. — Это крупнейшее предприятие со штатом в 200 человек в Бийске, в моем родном городе. Далеко не каждая московская фирма, не говоря уже об омских, использует такие инновационные приемы работы, какие были у алтайцев еще тогда. Мне очень повезло попасть туда. По уровню авторитета это был местный «Газпром», компания настолько уважаемая, что даже дэпээсники, останавливая машину и узнавая место работы, отпускали без лишних слов».

Молодой человек получил работу в «Чуйском» чуть ли не сразу после школы, в 18 лет. Начал с низшей должности — продавца в розничном отделе — и за три года дорос до менеджера.

«Простому продавцу, как мне, эта должность не светила. Но я был настойчив, и мне дали шанс потому, что подходящего специалиста никак не могли найти: 12 претендентов, которые были до меня, ушли, не справившись с работой», — с гордостью говорит Сергей.

Сергей был готов к следующему карьерному рывку, но поняв, что в маленьком городе подходящей должности для его компетенции не найти, молодой человек с невестой решили отправиться в Москву.

Карьерные рифы

А в столице пришлось начать фактически с нуля. За 3,5 года пробовал себя в разных компаниях.

В двух достиг уровня руководителя отдела продаж. «Где бы я ни работал, старался вникать во все бизнес-процессы, понимать структуру, впитывать интересные приемы», — поделился Сергей.

В Омск приехал по приглашению друга, который был коллегой в «Чуйском», а теперь стал крупным предпринимателем. Он позвал в свой бизнес на новое направление. К тому времени Сергей развелся с женой и, решив, что его ничего больше не держит в Москве, переехал в Омск.

На новом месте за два месяца стал одним из директоров, с нуля построив отдел продаж. Совместно с учредителями перестроили все основные процессы в компании. Темпы роста были настолько бурными, что, уходя в отпуск, человек возвращался в другую компанию.

Второе рождение

К 27 годам, получив опыт в качестве наемного управленца, Сергей понял, что хочет и может построить свой бизнес. Багаж к тому времени накопился вполне солидный: 10-летный стаж работы в торговле, управлении и топ-менеджменте.

С дизайн-студией «Ферма» познакомился, когда заказывал рекламную кампанию для предыдущего работодателя. Тогда это была небольшая команда из четырех человек — два дизайнера, стажер-программист и основатель и вдохновитель Владимир Сало-Фоот.

«Мне еще тогда понравились их работы, их подход к делу. Я увидел большой потенциал во Владимире как профессионале и предложил ему выкупить половину компании. Это был эксперимент и для меня, не имевшего тогда предпринимательского опыта, я мог дать лишь голые обещания о грядущих крутых оборотах», — вспоминает нынешний директор и совладелец.

Этот момент компаньоны считают вторым днем рождения «Фермы». Сергей взялся за продажи и управление, а Владимир сконцентрировался на производстве. Слова о крутых оборотах сбылись с лихвой.

Райкинен ввел новое направление — разработка профессиональных сайтов, которое является флагманским в студии. Именно в этой области «Ферма» стала лидером среди российских digital-агентств. Сегодня средняя стоимость сайта составляет 500 тыс. рублей.

В первую же неделю Сергей заключил сделку на 200 тысяч рублей, отбив клиента у опытного конкурента. «Мы пообещали сделать дешевле, чем у них, и таким образом «продали» встречу с заказчиком, — рассказывает он. — Встретившись и пообщавшись, я спросил: вам нужно дешевле или лучше? В итоге клиент заказал услуг не на 100 тысяч рублей, как планировал, а на 200 тысяч. В выигрыше остались и он, и мы. Таких денег фирма до этого не видела никогда».

В то время они брались за любые заказы, ввязывались в сложнейшие конкурсы с десятками конкурентов. «Мы старались делать круто. Работали не на завтра, а на послезавтра, на будущее портфолио. Выигрывали сделки, занижая стоимость. Денег нам эти проекты не приносили. Это была история выживания. Мы с Вовой работали фактически бесплатно, в лучшем случае удавалось кредиты гасить, и то нерегулярно. Энтузиазм — это все, что у нас было», — вспоминает Сергей. Так продолжалось около года.

Британский подход

Решив стать лучшим в своем деле, Райкинен глубоко погрузился в новый для себя рынок digital. Ориентировался на самые успешные дизайн-студии страны. Оказалось, что они работают совершенно по другим процессам. Поскольку большинство крутых фирм в штате имеют выходцев из Британской школы дизайна, омичи решили штурмовать ту же альма-матер. Узнали, что есть ее представительство в Москве, где очное обучение стоит 300-500 тыс. рублей в год. Но есть и двухнедельные интенсивы. В первый раз учиться отправили основателя «Фермы» и арт-директора Владимира.

Поездка обошлась в 100 тыс. рублей. Большие деньги для фирмы, пришлось отказать себе во многом. Но Сергей называет это решение историческим и расценивает эти затраты как вклад в будущее. Новые знания, которые привез Владимир из Москвы, привели к кардинальному перевороту в фирме, потребовалась дважды провести реструктуризацию.

С этого момента студия делает упор не только на дизайн, но и на эффективность сайтов. «Дизайн — это не красота, а бизнес-решения. Сам по себе сайт не приносит денег. Он не актив, а пассив. Это как открыть магазин, но не пустить туда покупателей, — утверждает Сергей. — После Британской школы мы стали сильно отличаться от наших конкурентов. Мы научились разрабатывать продающие сайты. И можем заранее сказать, будет прибыль или клиенту нечего ловить в интернете».

После этого партнеры задались целью попасть в главный рейтинг для дизайнеров Tagline. Спустя два года они уже видели свое название в списке крутейших агентств. За 11 лет существования рейтинга «Ферма» стала первой омской студией, включенной в него. Стартовав с 125 позиции, сейчас они входят в сотню лучших по России.

Статья «щедрость»

Начинался бизнес за счет заемных средств. Свой вклад в компанию Сергей не раскрывает, но говорит, что эта сумма равна зарплате управленца за два-три года. Сегодняшние обороты фирмы уже значительно превышают 10 млн рублей в год. Рентабельность бизнеса предприниматели оценивают в 25% по всем своим направлениям.

Предприниматель уверяет, что прямых вложений в бизнес не так много. В основном затраты уходят на оплату труда, обучение, конференции, выставки, маркетинг. Только на рекламу фирма тратит более 100 тыс. рублей в год.

В компании интересный подход к стоимости продукта. «У нас все строго по часам. Для клиентов ценник складывается из планируемых затрат-часов, исходя из 1000 рублей за час. Если мы не укладываемся по времени, то выделяем сотрудникам дополнительные часы. За счет своих средств разрабатываем программное обеспечение с целью автоматизации отчетов. Это тоже вложение, измеряемое сотнями часов. Есть понятие самообучения, когда мы даем сотруднику часы на освоение новых технологий и внедрение в проект, — это уже тысячи часов рабочего времени, которые мы оплачиваем вне бюджета», — уточняет соучредитель.

В компании введена даже отдельная статья «щедрость» для заказчика. «Частенько клиент говорит: ну сделайте до кучи, что вам стоит. Делаем. И каждый месяц смотрим, в какую сумму выливается наша щедрость», — смеется Сергей.

Сейчас «Ферма» — единственная омская компания, объединяющая под одной крышей несколько видов услуг: брендинг, графический дизайн, разработка сайтов, интернет-маркетинг (SEO, настройка контекстной рекламы). Чтобы стать полновесным агентством, в «Ферме» осваивают SMM (рекламу в соцсетях) и другие инструменты продвижения. В этом году второй арт-директор поехал на интенсив за счет компании. Покупают обучающие курсы для дизайнеров и маркетологов.

За прошлый год компания выросла почти в два раза: до 20 рабочих мест. Партнеры создали дочернюю компанию «Агентура», которая специализируется на разработке недорогих сайтов, от 15 до 200 тысяч рублей.

В студии поддерживают либеральный дух: здесь культ корпоративов, совместных вечеринок, игровых баттлов. Для сотрудников утвержден гибкий график работы: на работу можно приходить в промежуток с 8 до 10 часов утра, но если пришел на два часа позже, то и работаешь дольше. Спокойно относятся руководители к академическому опозданию на 15 минут. Но после 10:15 вводятся штрафы — опоздавший покупает печенье к чаю или фрукты.

«Почему такая немаленькая и опытная компания сидит в бизнес-инкубаторе? Попали сюда почти случайно, когда срочно искали новый офис. Собирались стать резидентом ИТ-парка, которым разрабатывали логотип, но тогдашняя администрация бизнес-инкубатора нас «перехватила». Здесь удобно, центр города, хорошая инфраструктура, но мы открыты и для других достойных предложений по офису».

Сам себе клиент

На этот год Сергей Райкинен ставит для себя грандиозные планы — увеличить доходы в 10 раз. «Но деньги мы ищем в другом», — огорошил он.

«Как на разработке сайтов заработать в 10 раз больше, если мы продаем часы? В этом бизнесе серьезных денег нет, — утверждает владелец с самыми крупными оборотами среди омских digital-агентств. — По сути, мы помогаем делать бизнес другим, а сами на этом не особо зарабатываем. Но у нас есть опыт выведения продукта на рынок, почему не сделать то же самое для себя?»

В этом году Сергей намерен запустить три новых бизнеса. Один из них — это виртуальная бесплатная телефония. Для реализации этого проекта «Ферма» объединилась с двумя омскими компаниями.

«Это амбициозный проект, нацеленный на охват всей России. Мы сами занимаемся брендингом, упаковкой продукта, создаем привлечение трафика с помощью тех инструментов, которыми мы владеем. Если мы умеем обогащать наших клиентов, почему нам не обогатить себя? Сейчас у меня цели на «Ферму» потребительские. Мы клиенты у самих себя. Так же, как и со сторонними заказчиками, проводим планерки, встречи», — раскрывает планы он.

Еще два проекта бизнесмен не озвучивает, но летом намерен выдать готовые продукты.

«Не знаю, что из этого выйдет. Если ничего не выйдет — еще пять проектов запустим», — оптимистично заявляет Сергей.

#Правила бизнеса

1. Делегируй.

2. Вкладывай в людей.

3. Умей считать расходы и выгоды.

4. Меньше болтай, больше действуй

5. Не так страшно потерять деньги, как потерять клиента.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 10 (164) от 14 марта 2017

Добавить комментарий
Симфония рока: программа третьего музыкального опен-эйра от филармонии

Симфония рока: программа третьего музыкального опен-эйра от филармонии

Каким будет первосентябрьский рок-фестиваль — в нашем материале.

Омский предприниматель Виктор Шкуренко женил сына (ФОТО)Фото

Омский предприниматель Виктор Шкуренко женил сына (ФОТО)

Звездным гостем свадьбы старшего ребенка в семье известного ритейлера стал актер сериала «Реальные пацаны».

Омские пенсионерки стали серебряными волонтерами

Омские пенсионерки стали серебряными волонтерами

Они помогают при проведении значимых мероприятий по всей стране

Ведущий шоу «Напролом» Тимофей Баженов: «Я едва не погиб на съемках»

Ведущий шоу «Напролом» Тимофей Баженов: «Я едва не погиб на съемках»

Телеведущий рассказал о своей новой программе.

«Сезон бабочек» в Омске

«Сезон бабочек» в Омске

Премьера по новелле японской писательницы. 

Новичок омского «Авангарда» Дмитрий Кугрышев: «Федор Смолов будет болеть за нашу команду»

Новичок омского «Авангарда» Дмитрий Кугрышев: «Федор Смолов будет болеть за нашу команду»

«Ястреб» рассказал о своем переходе и о дружбе с известным футболистом.

Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Спустя четыре года в репертуар театра вернулся спектакль о куклах разных стран.

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

«Класс» побывал на премьере фильма, с истории которого начинался знаменитый хоррор «Заклятие» и теперь точно знает, почему опасно держать связь с умершими.

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптурыФото

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптуры

Оригинальный подарок ко Дню рождения города — премьеру постановки с участием Омского хора — преподнесла омская филармония.

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

От марафона до Бабкиной, от реконструкторов до гончаров. Подборка для тех, кто хочет успеть везде, не прибегая к клонированию.

Екатерина Лущ, начальник комплекса концертных залов филармонии: «Старые технологии перестают работать. Не только в культуре и не только в Омске»

Екатерина Лущ, начальник комплекса концертных залов филармонии: «Старые технологии перестают работать. Не только в культуре и не только в Омске»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Секс, наркотики и обналичка: 10 громких уголовных дел с участниками «Дома-2»

Секс, наркотики и обналичка: 10 громких уголовных дел с участниками «Дома-2»

Преступления и наказания героев бесконечного телешоу о построении отношений.