Ваш Ореол

Ваш Ореол

18 марта 2017 12.12Статьи

«Обрехтить» Ремарка: «Три товарища» на омской сцене

В омском драмтеатре состоялась премьера спектакля по культовому произведению Эриха Марии Ремарка.

«Обрехтить» Ремарка: «Три товарища» на омской сцене

Действие спектакля разворачивается в Германии в 30-е годы. Страна не успела оправиться от Первой мировой войны и уже замерла в предчувствии новой военной трагедии. По всей Германии царит безработица, но друзьям и бывшим сослуживцам - Роберту (Робби), Отто и Готтфриду удаётся открыть свою автомастерскую. Однажды троица знакомится с очаровательной девушкой из высшего общества Патрицией (Пат). Между ней и Робертом вспыхивает любовь. Кажется, что в жизни молодого человека всё налаживается - у мастерской крупный заказ, рядом близкие друзья и девушка его мечты. Но счастье, как и передышка между двумя разрушительными войнами, слишком кратковременно.

Ставить спектакли по таким культовым произведениям, как «Три товарища» Ремарка, для театра одновременно и выигрышно, и рискованно. С одной стороны, известное название привлечёт зрителей, с другой - ожидания аудитории к спектаклю будут завышенными. Кроме того, режиссёр постановки Георгий Цхвирава решил ещё усложнить задачу и сделать свой спектакль в стилистике Бертольда Брехта. «Мы пытались Ремарка «обрехтить», поэтому в спектакле много музыки, песен, зонгов на немецком языке, а также пластики и танцев», - поделился режиссёр. 

Спектакль действительно получился очень музыкальным, но от Бертольда Брехта в нём только сценография - минималистичная, конструктивная, не имеющая привязки к определённой эпохе. Над ней работал известный театральный художник, обладатель «Золотой маски» Эмиль Капелюш. На сцене всего лишь несколько массивных конструкций, стилизованных под кирпичные стены. О том, где конкретно происходят события - в ремонтной мастерской, кафе или на горном курорте, зритель узнаёт только со слов персонажей. Что касается зонгов, в постановке их очень много, но они не выполняют функцию, которую закладывал в них Брехт. По его концепции, именно зонги выражают мнение самого драматурга и ещё лучше объясняют происходящее на сцене. В омских «Трёх товарищах» все зонги исполняются на немецком языке, поэтому большинство зрителей воспринимает их просто как музыкальные номера, необходимые для оживления повествования. Также в омском спектакле отсутствует один из центральных моментов театральной концепции Брехта - так называемый «эффект отчуждения», когда актёр не пытается вжиться в роль, а выступает в образе аналитика своего персонажа. По мнению Брехта,

театр должен обращаться к аналитическим способностям зрителя, пробуждать в нём сомнение и любопытство. Брехтовский театр не эмоционален, он строг и даже холоден. В омских «Трёх товарищах» этот момент отсутствует - актёры играют в классическом ключе, пытаясь перевоплотиться в своих героев и примерить на себя их эмоции.

Если отбросить Брехта и посмотреть на спектакль как на постановку знаменитого романа Ремарка, то и здесь возникают некоторые разочарования. Георгий Цхвирава признался, что одной из центральных тем постановки стала тема товарищества. «Лично для меня товарищество выше любви. Может быть, я так считаю, потому что уже состарился. Поэтому Патриция у нас как четвёртый товарищ, как Д’Артаньян», - рассказал режиссёр.

К сожалению, сцен, где собираются все четверо главных героев, очень мало. К тому же только в одной из них ощущается дух товарищества: когда Отто участвует в автогонках, а друзья болеют за него. Не получился и четвёртый товарищ, Д’Артаньян, из Патриции Хольман. В спектакле эта тема почти не раскрыта, зато сделан акцент на любовной линии между Пат и Робби. Патрицию в омской постановке исполняет недавно принятая в труппу драмтеатра актриса Мария Токарева. До этого она была одной из ведущих актрис Лицейского театра. В отличие от ремарковской Пат - изящной, холодной, таинственной («Существо из другого мира» - так называет её Робби) - омская Пат жизнерадостная, энергичная, земная, немного напоминающая капризного ребёнка девушка. Более точное попадание в образ у исполнителей трёх главных мужских ролей - Егора Уланова (Готтфрид Ленц), Николая Суркова (Роберт Локамп), Сергея Канаева (Отто Кестер). Очень сильно украшают спектакль эпизодические роли актёров из «старой гвардии» драмтеатра - Татьяны Филоненко, Владислава Пузырникова, Александра Гончарука.

Интересно то, что по отдельности все составляющие спектакля хороши: и сценография, и музыка, и пластические номера, и костюмы, и актёры. Но всё вместе это не складывается в общее зрелище, способное создать определённое настроение. И самое главное - в спектакле нет особой атмосферы (нарочитой лёгкости, сквозь которую проглядывает бесконечная меланхолия), столь характерной для романов Ремарка.

Остаётся надеяться, что на премьере зрители увидели не окончательный вариант «Трёх товарищей», и спектакль ещё будет дорабатываться и шлифоваться. И в итоге станет по-настоящему удивительным зрелищем, лицезреть которое захочется не один раз.

Материал опубликован в газете «Ваш ОРЕОЛ» № 11(949) от 15 марта 2017 г.

Добавить комментарий
Шедевры Эрмитажа в Омске

Шедевры Эрмитажа в Омске

Рассказываем, какие предметы можно увидеть на выставке в музее им. Врубеля.

Преображение 2.0: как реанимировать кожу за час

Преображение 2.0: как реанимировать кожу за час

Как Николай Рябов и Ольга Алексеева в гости к «Мадам Ву» ходили. О пилингах, масках и чудесах.

Что покажут и расскажут омичам в парке «Россия — моя история»Видео

Что покажут и расскажут омичам в парке «Россия — моя история»

«Новый Омск» приводит любопытные экспонаты и мифы, которые в музее стремятся развенчать.

Владимир Котляров, «Порнофильмы»: «Цой мотивировал, я тоже стараюсь это делать. А Бродский ныл»

Владимир Котляров, «Порнофильмы»: «Цой мотивировал, я тоже стараюсь это делать. А Бродский ныл»

Фронтмен панк-группы рассказал «Классу» о классиках и их местах на корабле современности, протестах против системы и экстремизме.

Преображение 2.0: как Ольга Алексеева и Николай Рябов от рук отбивались

Преображение 2.0: как Ольга Алексеева и Николай Рябов от рук отбивались

Впечатляющие результаты героев, выдержавших одну из самых эффективных процедур текущего сезона.

Какими судьбами: стилист Надежда Шульга в гостях у продюсера Дины Грин

Какими судьбами: стилист Надежда Шульга в гостях у продюсера Дины Грин

Новая встреча в «звездных» гостях: угощаемся венскими вафлями и алтайскими пряниками с облепиховым чаем и говорим о стильных киногероях, любви к Парижу и постельных сценах в омском кино.

Как за 15 минут сделать зубы белее?

Как за 15 минут сделать зубы белее?

Об улыбках Николая Рябова и Ольги Алексеевой — со всех сторон.

Какими судьбами: Степан Бонковский приехал в семью «Народного героя» Антона Кудрявцева

Какими судьбами: Степан Бонковский приехал в семью «Народного героя» Антона Кудрявцева

Депутат поздравил самую известную в Омске многодетную семью с прибавлением. Месяц назад у Антона и Людмилы Кудрявцевых родился десятый ребенок.

Гуша Катушкин, музыкант: «Я — бабушка, продающая пирожки. Представитель очень малого шоу-бизнеса»Видео

Гуша Катушкин, музыкант: «Я — бабушка, продающая пирожки. Представитель очень малого шоу-бизнеса»

Автор и исполнитель вирусных хитов приехал в Омск и в преддверии концерта провел неформальную встречу.

Стать звездой: советы от кастинг-директора для тех, кто желает оказаться по ту сторону экрана

Стать звездой: советы от кастинг-директора для тех, кто желает оказаться по ту сторону экрана

Экс-омичка Елизавета Николаева провела мастер-класс в родном городе.

Тест: что вы знаете о революции 1917 года

Тест: что вы знаете о революции 1917 года

Ура, товарищи! Свершилось! Сегодня отмечается 100 лет со дня Великой Октябрьской революции. Еще 30 лет назад в нашей стране любой от мала до велика знал о тех событиях практически все. «Новый Омск» ...

Не на «Жизнь», а на смерть, или Примерит ли Омск «Золотую маску» в двенадцатый раз?

Не на «Жизнь», а на смерть, или Примерит ли Омск «Золотую маску» в двенадцатый раз?

В 2018 году за престижную премию поборется спектакль «Жизнь» театра драмы. Наудачу вспоминаем всех обладателей «Золотой маски» в Омске.

Артем Шаров, фронтмен GoodTimes: «И как мы только ни выступали: и в трусах, и без трусов, и по потолку лазали»

Артем Шаров, фронтмен GoodTimes: «И как мы только ни выступали: и в трусах, и без трусов, и по потолку лазали»

Об отношениях в группе, новых клипах, фанатах и лифчиках на сцене — в нашем интервью с вокалистом эпатажной костромской группы.

Любовный четырехугольник: рецензия на «Канкун»

Любовный четырехугольник: рецензия на «Канкун»

28 октября на сцене Лицейского театра состоялась премьера спектакля «Канкун» по пьесе современного испанского драматурга Жорди Гальсерана.