Деловой Омск

Деловой Омск

15 сентября 2014 11.17Статьи

Автогражданка поменяла правила

Изменения правил ОСАГО обсуждались около двух лет. Ожидается, что они облегчат автолюбителям жизнь, но защитники прав автомобилистов в это не верят.

Автогражданка поменяла правила

С 1 сентября вступили в силу изменения в обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО). Вслед за нововведениями, по прогнозам экспертов рынка, грядет повышение страховых тарифов от 16 до 24% в зависимости от региона.

Поехали по-новому

Во-первых, нововведения увеличивают выплаты по европротоколу. Если участники происшествия решат оценить размер ущерба от ДТП без вызова наряда ГИБДД, то лимит увеличивается с 25 до 50 тыс. рублей.

Введено также безальтернативное прямое возмещение убытка (ПВУ). Это означает, что теперь потерпевший должен обращаться только в свою страховую компанию — то есть ту, где он приобрел полис ОСАГО. Лимит по ПВУ увеличен с максимальных 160 до 400 тыс. рублей.

Урегулирование по прямому возмещению убытков (в своей компании) возможно, если ДТП произошло в результате столкновения двух транспортных средств либо оба водителя застрахованы по ОСАГО, а также если вред причинен только этим двум транспортным средствам (в аварии не пострадали люди или другое имущество). Если эти условия не соблюдаются (в аварии участвовало большее число автомобилей, один из участников не застрахован по ОСАГО или есть пострадавшие), то обращаться за выплатой придется в страховую компанию виновника ДТП.

Те водители, которые заключили договор ОСАГО до 2 августа 2014 года, в случае аварии также должны пользоваться механизмом безальтернативного ПВУ — обращаться в ту страховую компанию, в которой был приобретен полис.

Убеждать, а не навязывать

В новых правилах ОСАГО теперь предусмотрены санкции в размере 50 тыс. рублей за отказ страховых компаний от оформления полиса и навязывание дополнительных услуг. И здесь пролегает очень тонкая грань. В портфеле каждой омской страховой компании ОСАГО занимает в среднем 40% всех предложений.

«Понятно, что любой агент станет предлагать застраховать жизнь водителя, сделает предложение по жилью или даче. Но увязывать все это с выдачей полиса ОСАГО теперь точно нельзя. Агенты на примерах из жизни должны красноречиво убеждать клиентов, а это потребует особого умения», — уточнила заместитель директора ЗАО «Страховое акционерное общество «ГЕФЕСТ» Ольга Куприянова.

И посоветовала клиентам в случае откровенного навязывания дополнительных предложений не стесняться собирать доказательства и обращаться в суд. Но такая практика, по ее мнению, теперь должна сойти на нет.

Нововведения допускают также, что пострадавший клиент может потребовать от страховой компании направить автомобиль для ремонта на станцию техобслуживания.

«Поэтому мы уже заключаем договоры с СТО, и это будет взаимовыгодное сотрудничество. Но при ремонте будет учитываться износ автомобиля. Так что страховые компании могут потребовать доплаты за новые детали взамен старых, если речь не идет об узлах, влияющих на безопасность езды. Либо можно просто получить причитающуюся сумму деньгами», — заметила Ольга Куприянова.

Автоюристам усложнили жизнь

Больше всего порадовал страховщиков новый регламент обращения в суд по спорным вопросам. Было достаточно много случаев, когда автоюристы прямо на месте происшествия предлагали услуги автомобилистам и тут же спешили судиться, зарабатывая на несовершенстве закона, как считает директор филиала ОАО «РЕСО-Гарантия» Александр Кузнецов.

«Отныне клиент или его представитель прежде обязаны обратиться в страховую компанию и в течение 20 дней получить выплату или мотивированный отказ. Если что-то их не устраивает, они должны уведомить компанию и только через 5 дней обращаться в судебные органы», — пояснил Кузнецов.

«Бонус — малус» не работает

Что продолжает огорчать представителей страховых компаний, так это существующие тарифы ОСАГО, которые не менялись уже несколько лет. За это время подорожали запчасти, краска и стоимость рабочего часа в автомастерских.

«Если не поднять страховые тарифы, то убыточность бизнеса возрастет. Мелкие компании уже просто уходят с рынка. Остаются только крупные, имеющие филиалы по всей стране. В Омской области пока рентабельность есть, но не по всем сегментам. Например, для нас убыточны такси, маршрутки и автомобили с мощностью двигателя до 120 л. с. При средней цене страховки 3,5 тыс. рублей мы буквально балансируем на грани рентабельности», — посетовал Александр Кузнецов.

В Омской области зарегистрировано 700 тыс. автомобилей. Годовой оборот полисов ОСАГО оценивается, по данным страховщиков, в 3,5 млрд рублей. Аварийность считается выше средней по стране. ДТП происходят преимущественно из-за состояния дорог и общей культуры вождения. Пока воспитывать водителей системой скидок «бонус — малус» (в переводе с латинского: «хороший — плохой») за безаварийную езду не получается.

«Бонус работает, а малус — нет. Совершившие ДТП просто обращаются в следующий раз в другую компанию и все начинают с чистого листа. Общероссийский учет происшествий еще только формируется, и это тоже пока отрицательно сказывается на развитии системы автострахования», — говорит Кузнецов.

Гладко стало на бумаге

По мнению председателя правления общественной организации Омской области «Общество по защите прав потребителей в сфере страхования» Игоря Пушкаря, жалобы страховщиков во многом лукавые. Ежедневно в его организацию обращаются от 10 до 15 клиентов страховых компаний. Есть претензии по задержкам и занижению выплат.

«А рассказы об убыточности — это неправда. Нет ни одной компании, которая сдала бы лицензию добровольно. Новации никак не повлияют на выдачу страховых бланков. Их сейчас просто не выдают, хотя они точно есть. Страховые компании переводят пункты выдачи полисов в отдаленные районы области, куда просто так не поедешь. Просто все ждут повышения тарифов, и этот вопрос сейчас активно лоббируется на правительственном уровне», — поделился сведениями Пушкарь.

По его расчетам, стоимость ОСАГО может увеличиться на 16-24% в зависимости от региона. А в Омской области средний полис повысится в цене с 3,5 до 4,5 тыс. рублей. Тогда и следует ожидать доступности бланков.

«Проблема в том, что у нас как не было, так и сейчас все еще нет эффективного механизма воздействия на страховые компании. Но со временем будет», — заверил Игорь Пушкарь.

По общему мнению, вступившие в силу нововведения не последние. Это поступательный процесс. А система взаимоотношений страховых компаний и клиентов окончательно примет цивилизованный вид, когда стоимость ОСАГО перестанет быть регулируемой, став рыночной, как в странах, где она была заимствована. Но для этого потребуется не менее 5-6 лет.

Анатолий Шестаков 

Фото: Михаил Тихонов

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №34 (038) 9 сентября

Добавить комментарий
«Новый Омск» собрал лучших маркетологов на StandUp-конференции #Чистый_маркетинг

«Новый Омск» собрал лучших маркетологов на StandUp-конференции #Чистый_маркетинг

Информационный портал «Новый Омск» собрал сильнейших омских маркетологов для соревнований в создании рекламных кампаний. 

Омский ИнстаЗвонок: модные «бантики»-2017

Омский ИнстаЗвонок: модные «бантики»-2017

Белые рубашки, накрученные хвосты, губки «пю», мужские стрижки в стиле «гранж» и сотни селфи.

Пушкину не снилось: самая полная программа омской «Библионочи»

Пушкину не снилось: самая полная программа омской «Библионочи»

Десятки мастер-классов, выставок, театральных постановок, экскурсий и фотозон. Что, где, когда — в нашем путеводителе по библиотеке. И да, все бесплатно.

Календарь

О букетах без глянца, модных «рубашках» и цветочных трендах

О букетах без глянца, модных «рубашках» и цветочных трендах

Флористы из «Алой розы» раскрыли секреты выбора самого трогательного подарка.

ВЕС_ИМЕЕМ: Cемь дней!

ВЕС_ИМЕЕМ: Cемь дней!

В нашем предпоследнем материале — о динамике веса и народного голосования, способе похудеть быстро и о том, чем займутся участники после окончания проекта.

«С этими детьми нужно делать не журнал, а революцию»: стартовал проект «Школа и журналистика»

«С этими детьми нужно делать не журнал, а революцию»: стартовал проект «Школа и журналистика»

«Новый Омск» запускает совместный проект с Российским движением школьников «Школа и журналистика». Будем учить ребят делать подростковый журнал. Что из этого получится — кто ж его ...

Самостоятельные походы по Омской области: лайфхаки от Анны Статвы

Самостоятельные походы по Омской области: лайфхаки от Анны Статвы

Турист с 20-летним стажем Анна Статва рассказала, какими маршрутами омичи могут пройти без посторонней помощи и что стоит взять с собой в мини-приключение.

Культурный отдых

Культурный отдых

В эту субботу корреспонденты «Класса» посетили омскую «Ночь музеев». О том, где заканчивается массовый и начинается «культурный» отдых, — в итогах прогулки по бульварам.

К лету готовы?

К лету готовы?

19 мая в рамках пресс-тура журналисты посетили три городских парка, чтобы узнать об их готовности к летнему сезону. Как это было — в нашем репортаже.

В Омске живет самая сильная женщина планеты

В Омске живет самая сильная женщина планеты

Рассказываем, чем она занимается и как завоевала это звание.

Ну что вы, право: как взять iPhone в кредит и не питаться «дошираками»

Ну что вы, право: как взять iPhone в кредит и не питаться «дошираками»

Просто о сложном в новом проекте с гендиректором «Мастер Права» Андреем Дудко. Плюсы, минусы, подводные камни покупки «айфона» или еще чего-либо особо ценного в кредит — в первом ...

ВЕС_ИМЕЕМ: Быть легче

ВЕС_ИМЕЕМ: Быть легче

О вкусных перекусах, промежуточных итогах и финишной прямой.

Алишер Хамидходжаев, кинооператор: «В наше время надо бы оценивать уровень свободы, а не следование канонам»

Алишер Хамидходжаев, кинооператор: «В наше время надо бы оценивать уровень свободы, а не следование канонам»

О цвете кино, любви к актерам и необходимости экспериментов — в нашем интервью.