Деловой Омск

Деловой Омск

15 сентября 2014 12.13Статьи

Супергиперрынок по-омски

Продовольственное эмбарго заставляет омских ритейлеров более плотно работать с местными поставщиками. Эксперты считают, что за год рынок может значительно преобразоваться.

Супергиперрынок по-омски

Омский рынок продуктового ритейла плавно менялся на протяжении последних двух лет. Однако лидеры рынка по-прежнему остаются неизменными и имеют не омскую прописку. Гигантскую часть рынка, более 70%, занимают краснодарская сеть «Магнит» и новосибирская «Планета Холидей» (бренды «Сибириада», «Холди» и «Холидей»).

Местный ритейл в демократичном формате

Из омских ритейлеров самую серьезную конкуренцию федералам составляют магазины ООО «Холлифуд» Дмитрия Шадрина и Виктора Шкуренко. За последние пару лет их сеть значительно разрослась. Сейчас она состоит из 8 магазинов «ПобЕда!» (2 одноименных гипермаркета и 6 мегадискаунтеров «ПобЕда! Маркет») и 7 супермаркетов «Еда!». Предприниматели делают ставку на развитие бюджетного сегмента, активно вкладываясь в рекламу. А вот супермаркеты сети «Наш магазин» с более разнообразным и дорогим ассортиментом в количественном отношении перестают развиваться.

Их же сеть «Низкоцен» в Омске стала меньше на один гипермаркет, однако в области и в соседних регионах она по-прежнему растет очень активно. Сейчас «Низкоцены» представлены боле чем в 20 районных центрах Омской, Новосибирской, Тюменской областей и Алтайского края. В конце июля Виктор Шкуренко заявлял, что до конца года планирует открыть 11 новых гипермаркетов.

Бессемейный рынок

Полностью закрылась сеть супермаркетов «Семейный» предпринимателя Станислава Немчинова, уступив свое место «Магниту». Обмельчала и сеть «Омич и К» Михаила Курцаева. По словам последнего, рано или поздно такая судьба ждет всех мелких омских ритейлеров.

«У крупных сетей есть возможность получать от поставщиков скидки и бонусы, а небольшим компаниям работать на омском рынке тяжело, — поясняет учредитель компании «Бакалея-Сервис» Михаил Курцаев. — Мы самостоятельно производим многие товары, например, кондитерские изделия, молоко и кисломолочные продукты. И за счет этого обеспечиваем работу своих супермаркетов (бизнесмену принадлежит 3 супермаркета «Омич и К». — «ДО»)».
По словам Курцаева, в конце концов крупным торговым сетям сдадутся все омские компании за исключением крупных игроков, таких как «Наш магазин», «ПобЕда!» и «Низкоцен». Сам бизнесмен признается, что тоже сдал в аренду «Магниту» и новосибирскому «Холидею» свои помещения в районах области.

ris 1.jpg1

«Гурман на светофоре»

Одним из главных последних изменений на рынке стало закрытие трех гипермаркетов «Геомарт» в конце прошлого года. Впрочем, в скором времени на их место пришли новые магазины под названием «Гурман». Первые два гипермаркета открылись в Омске на улице 10 лет Октября и в Калачинске. Большинство омских ритейлеров считает, что это проект старых учредителей обанкротившегося ООО «Геомарт-ритейл», которое неофициально привыкли связывать с именем бизнесмена Евгения Грефа. И почти наверняка в третьем здании бывшего «Геомарта» появится еще один «Гурман».
Новым участником омского рынка стала красноярская сеть дешевых супермаркетов «Светофор». Первый магазин открылся в январе этого года. Сегодня сеть состоит из 4 точек.

ris 1.jpg1.jpg2

Из-за санкций обмельчает «Океан»

Пожалуй, самым шокирующим событием для всех российских ритейлеров и поставщиков стало введение продуктовых санкций со стороны ЕС и США. Первое время потребители и собственники бизнеса вовсе не понимали, чем чревато продуктовое эмбарго, по привычке готовясь к худшему. Однако на деле ситуация оказалась не такой плачевной.

Запас большей части импортной продукции до сих пор не иссяк на складах омских магазинов. Поэтому через месяц действий санкций на местных прилавках все еще можно найти и итальянский сыр, и польские яблоки. В будущем же самые серьезные проблемы могут возникнуть со ввозом рыбы и с повышением цен на нее.

По словам местных ритейлеров, доля импортной продукции на омском рынке всегда составляла не более 15%. Скорее всего, среди омских игроков наиболее пострадают магазины премиум-класса, такие как «Океан», «Сытная площадь» и «Флагман».

В свое время эти супермаркеты пошли по довольно своеобразному пути развития, сделав ставку не на количество торговых точек, а на необычный ассортимент и обслуживание. Расположенные в центре и не стесняющиеся делать довольно высокую наценку магазины никогда не оставались без состоятельных клиентов, готовых платить за экзотические блюда и возможность не упаковывать товары самому.

«Очень может быть, что в скором времени, зайдя в них, мы обнаружим пустые прилавки», — считает Виктор Шкуренко.

oborot9

Федералы ищут замену

Крупные мировые ритейлеры, представленные в нашем регионе, реагируют на санкции довольно сдержанно. У всех крупных торговых сетей разработаны стратегии работы в условиях продуктового эмбарго. И сегодня каждая из них занимается активным поиском новых поставщиков.

«Компания «Ашан» планирует расширить сотрудничество с существующими локальными поставщиками, а также привлечь новых. Кроме того, мы предусмотрели упрощение процедуры заведения новых товаров в ассортимент и подписания договоров с новыми поставщиками», — рассказали «ДО» в пресс-службе «Ашана».

В компании поставили также для себя цель сдержать рост цен и усилить присутствие в ассортименте товаров собственных торговых марок «Каждый день» и «Наша семья», которые полностью производятся в России.

Все опрошенные «ДО» представители федеральных и мировых торговых сетей отмечают, что и раньше старались максимально задействовать российских производителей, поэтому с введением эмбарго сокращают свой ассортимент лишь по некоторым отдельным позициям.

«С момента выхода на российский рынок мы закупаем большинство наших товаров в Российской Федерации и ведем планомерную постоянную работу, направленную на увеличение доли российских поставщиков в своем ассортименте, — рассказала руководитель по корпоративным и внешним коммуникациям METRO Cash&Carry Оксана Токарева. — Поэтому полагаем, что данная ситуация будет иметь ограниченное влияние на наш бизнес в стране. Хотя на определенных категориях товаров ограничение импорта будет сказываться непосредственно».

По словам Токаревой, те товары, аналогов которым не найдется в России, будут закупаться в странах Латинской Америки (Аргентина, Бразилия), Южной Африки, в Швейцарии и Новой Зеландии.

Вспомнили о местных

В изменившихся условиях игры местные ритейлеры стали делать ставку на местных производителей. На прошлой неделе сразу несколько омских и федеральных ритейлеров заключили с ними договоры о поставке продукции. Теперь более активно работать с местными продуктами станут ООО «Компания Холидей», ООО «Холлифуд», ООО «ТД Шкуренко», ООО «Супермаркет» (сеть «Омич и К») и ООО «Аякс» (магазин «Садко»).

Ранее о расширении ассортимента местных товаров заявляло и руководство «Ленты». Сегодня компания имеет контракты с 45 поставщиками и производителями местной продукции, а 16 производителей поставляют свои товары не только в гипермаркеты сети в Омске, но и в другие города.
Работа с омскими производителями будет для ритейлеров весьма непростой.

«С местными производителями есть проблемы, потому что они слишком некрупные. Многие работают без НДС, поэтому мы вынуждены платить за них налог. Не все ставят на продукцию штрихкод, у многих не разработана система логистики, чтобы доставлять товар в торговые точки, — пояснил Виктор Шкуренко. — С другой стороны, для нас это сотрудничество тоже полезно. Сейчас потребители ищут что-то новенькое, предпочитают товары местного производства. Мы за счет этого расширяем ассортимент и отстраиваемся от федеральных сетей, которые не работают с омскими поставщиками».

Справка

Самую крупную сеть продуктового ритейла в Омске развивают Дмитрий Шадрин и Виктор Шкуренко. Им принадлежат сети «Наш магазин», «Еда!», «ПобЕда!» и мини-маркеты под вывеской «Продукты 24 часа». В сельских районах области и в соседних регионах предприниматели открывают дискаунтеры «Низкоцен».

Общий оборот торговой сети предпринимателей в 2013 году составил около 14,5 млрд рублей. Крупные федеральные сети ведут консолидированную отчетность и не раскрывают свои показатели по отдельным регионам.

Олеся Мельник 

Фото: say7day.com

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №34 (038) 9 сентября

Добавить комментарий
Ближе к народу: насколько ты знаешь омских бизнесменов?

Ближе к народу: насколько ты знаешь омских бизнесменов?

Тест ко Дню российского предпринимательства. 

«Новый Омск» собрал лучших маркетологов на StandUp-конференции #Чистый_маркетинг

«Новый Омск» собрал лучших маркетологов на StandUp-конференции #Чистый_маркетинг

Информационный портал «Новый Омск» собрал сильнейших омских маркетологов для соревнований в создании рекламных кампаний. 

О букетах без глянца, модных «рубашках» и цветочных трендах

О букетах без глянца, модных «рубашках» и цветочных трендах

Флористы из «Алой розы» раскрыли секреты выбора самого трогательного подарка.

Омский ИнстаЗвонок: модные «бантики»-2017

Омский ИнстаЗвонок: модные «бантики»-2017

Белые рубашки, накрученные хвосты, губки «пю», мужские стрижки в стиле «гранж» и сотни селфи.

Пушкину не снилось: самая полная программа омской «Библионочи»

Пушкину не снилось: самая полная программа омской «Библионочи»

Десятки мастер-классов, выставок, театральных постановок, экскурсий и фотозон. Что, где, когда — в нашем путеводителе по библиотеке. И да, все бесплатно.

ВЕС_ИМЕЕМ: Cемь дней!

ВЕС_ИМЕЕМ: Cемь дней!

В нашем предпоследнем материале — о динамике веса и народного голосования, способе похудеть быстро и о том, чем займутся участники после окончания проекта.

«С этими детьми нужно делать не журнал, а революцию»: стартовал проект «Школа и журналистика»

«С этими детьми нужно делать не журнал, а революцию»: стартовал проект «Школа и журналистика»

«Новый Омск» запускает совместный проект с Российским движением школьников «Школа и журналистика». Будем учить ребят делать подростковый журнал. Что из этого получится — кто ж его ...

Самостоятельные походы по Омской области: лайфхаки от Анны Статвы

Самостоятельные походы по Омской области: лайфхаки от Анны Статвы

Турист с 20-летним стажем Анна Статва рассказала, какими маршрутами омичи могут пройти без посторонней помощи и что стоит взять с собой в мини-приключение.

Культурный отдых

Культурный отдых

В эту субботу корреспонденты «Класса» посетили омскую «Ночь музеев». О том, где заканчивается массовый и начинается «культурный» отдых, — в итогах прогулки по бульварам.

К лету готовы?

К лету готовы?

19 мая в рамках пресс-тура журналисты посетили три городских парка, чтобы узнать об их готовности к летнему сезону. Как это было — в нашем репортаже.

В Омске живет самая сильная женщина планеты

В Омске живет самая сильная женщина планеты

Рассказываем, чем она занимается и как завоевала это звание.

Ну что вы, право: как взять iPhone в кредит и не питаться «дошираками»

Ну что вы, право: как взять iPhone в кредит и не питаться «дошираками»

Просто о сложном в новом проекте с гендиректором «Мастер Права» Андреем Дудко. Плюсы, минусы, подводные камни покупки «айфона» или еще чего-либо особо ценного в кредит — в первом ...