Деловой Омск

Деловой Омск

20 сентября 2014 08.41Статьи

Уноси готовенького!

На рынке готового бизнеса в Омске треть предложений приходится на сферу торговли. На продажу выставлено немало салонов красоты, соляриев, кафе и шашлычных. Эксперты говорят о затоваривании рынка.

Уноси готовенького!

На омском рынке можно найти около 800 объявлений о продаже готового бизнеса. Однако число желающих вложиться в свое дело за последнее время резко сократилось. Специалисты объясняют это общей ситуацией в экономике страны: сегодня риски инвестиций в готовый бизнес слишком высоки.

От лавки до гипермаркета

Лидирующие позиции по количеству выставленных на продажу объектов на омском рынке готового бизнеса по-прежнему удерживают торговые точки. На специализированных порталах около 30% объявлений приходится на магазины разного профиля, киоски и лавки. Порог вхождения в розничный торговый бизнес — в среднем от 50 тыс. рублей. За эти деньги можно купить вендинговый автомат или торговое место в ТЦ.

К покупке предлагаются и небольшие торговые сети. Например, детский магазин «Этти Детти», включающий два бутика в торговых комплексах, оценивается собственниками в 1 млн рублей. А сеть из трех магазинов подарков выставлена за 3,5 млн рублей.

Увеличилось за последнее время количество предложений алкогольных магазинов. Цена колеблется от 30 тыс. рублей за пивной отдел в торговом комплексе с помещением в аренде до 3 млн рублей за действующий алкомаркет с собственным помещением.

А наиболее дорогие объекты — торговые комплексы с действующими арендаторами. Такое здание на 4-й Транспортной, 11, где открыто около 10 магазинов (супермаркет «Планета Холидей», детский магазин Rich Family, «Суши-Маркет» и т. д.), продается за 260 млн рублей.

biznes na prodazhe

Стрит-фуд на марше

Второе место по количеству продаж с большим отставанием от лидера занимают объекты общественного питания. На закусочные, кафе и рестораны приходится около 70 предложений — это 9% общего объема. В перечне объектов преобладают объекты стрит-фуда — шашлычные, пирожковые, киоски с шаурмой. Стоимость такого бизнеса заявлена от 100 тыс. до 1,7 млн рублей.

Одно из наиболее дорогих предложений сейчас — это сеть быстрого питания «СмакДогс»: за 7 киосков просят 4,5 млн рублей. Но стартовать в этой сфере можно и с 50-70 тыс. рублей — такую цену предлагают за отдел «Суши навынос» или франшизу «Кофе навынос».

Традиционно большой выбор среди предложений по продаже бизнеса в сфере сервиса и услуг. Направления самые разнообразные — от турфирм до детских садов. Из-за высокой конкуренции в индустрии красоты на рынок вышло много парикмахерских, соляриев и салонов красоты. Их стоимость варьируется от 500 тыс. до 11 млн рублей. Владельцем действующего фитнес-центра можно стать и за 400 тыс., и за 9 млн рублей.

Избавляются собственники и от мини-гостиниц в разных районах города. Самая высокая цена заявлена за двухэтажную гостиницу «Грезы» с земельным участком — 42 млн рублей. А хостел в центре города на 20 мест можно приобрести за 1,3 млн рублей. Правда, собственники бизнеса уточняют, что помещение находится аренде, за которую придется ежемесячно платить еще 700 тыс. рублей.

В сфере развлечений также наметилась распродажа — к концу сезона на рынок все больше выставляют различные аттракционы, тиры, батуты, детские городки.

Спрос стремится к нулю

Если новые объявления о продаже готового бизнеса появляются регулярно, то заявок от покупателей на этот товар практически нет. Специалисты говорят о резком дисбалансе спроса и предложения. Судя по специализированным сайтам, на 800 продавцов приходится всего 14 заявок о покупке.

Директор ООО «Готовый Бизнес» Дмитрий Кущев констатирует, что «рынок практически встал». Если раньше каждый месяц заключалось по сделке, то за последние полгода прошла всего одна продажа. Стали появляться крупные объекты стоимостью 5-10 млн рублей. Омских же инвесторов чаще всего интересуют недорогие предприятия — до 1 млн рублей.

«Покупатель, имеющий такие средства, как правило, выбирает между вложением в жилую недвижимость или инвестициями в бизнес», — отмечает эксперт.

По его словам, спросом пользовались в основном автомастерские, шиномонтажки, парикмахерские и турагентства.

Учредитель ООО «Альбион КН» Александр Стуков объясняет падение спроса высокими рисками для потенциальных инвесторов.

«Если рынок жилья сегодня откалиброван, там сформировалась понятная для покупателя цена, то в сфере готового бизнеса ситуация сложнее. Нужно не просто оценить объект рыночным способом по стоимости аналогов, гораздо важнее здесь просчитать окупаемость, доходность этого бизнеса. Именно этот критерий и является главным для формирования цены. Поэтому, чтобы заинтересовать инвестора, от продавца требуется некий финансовый стриптиз — готовность показать реальную прибыль», — говорит он.

Руководитель отдела новостроек и коммерческой недвижимости компании «Миард» Александр Земляков считает, что и без того крайне узкий круг покупателей уменьшается из-за нестабильной экономической ситуации в России.

«В такие времена стараются не рисковать ни с продажей, ни с покупкой — можно серьезно продешевить или купить неликвид», — поясняет он.

В обход брокеров

Присутствует и настороженность со стороны покупателей по поводу причин продажи бизнеса. Каждый третий продавец ссылается на переезд в другой город. Операторы рынка подтверждают, что определенный отток предпринимателей из Омска как из депрессивного региона есть. Но отмечают, что в большинстве случаев слова о переезде являются лишь прикрытием, чтобы не афишировать низкую рентабельность компании.

Специалисты говорят, что срок окупаемости вложений не должен превышать 8-10 лет. А в качестве примера бизнеса с наиболее прозрачными финансовыми потоками приводят арендный. По словам Александра Стукова, на рынке наиболее востребованы торговые или офисные площади с действующими арендаторами.

«Лучше, если это будут крупные, стабильные компании — банки или государственные структуры с долгосрочной арендой. Это беспроигрышный вариант, когда можно просчитать и цену самой недвижимости, и будущий доход», — поясняет он.

Однако таких предложений на рынке очень мало.

Падение спроса спровоцировало еще одну тенденцию — отказ от услуг брокеров. С рынка ушли почти все операторы, которые позиционировали себя как магазины готового бизнеса. А крупные фирмы, где были отделы, занимавшиеся этим направлением, оставляют одного-двух специалистов.

Продавцы чаще всего сами находят покупателей, чтобы не платить специалистам. А поскольку большинство продаж проходит без участия брокеров, то оценить реальное количество сделок крайне сложно.

Комментарии

Евгений Щербаков, руководитель центра деловой недвижимости «Навигатор»

sherb

«Я не очень верю, что в ближайшие 5-6 лет у нас получат распространение так называемые магазины готового бизнеса. В российских условиях, а тем более в Омске, это не работает. Дело в том, что люди у нас очень настороженно относятся к покупке бизнеса. Первый вопрос всегда: а почему вы продаете? С прибыльным делом собственник не расстанется.

Увидеть правду о доходах очень трудно, а иногда и невозможно. Поэтому, как правило, все сводится к покупке недвижимости, к которой прилагаются оборудование по цене металлолома и штат, который в любой момент может разбежаться.

А если речь идет о продаже бизнеса, где помещения в аренде, то кроме смеха, это ничего не вызывает. Например, салон красоты. Что в этом случае продается — поношенное парикмахерское оборудование, затертые кресла и треснувшие зеркала?».

Александр Стуков, учредитель ООО «Альбион КН»

stukov

«В Омске закрылись почти все магазины готового бизнеса. Причина — затянувшаяся стагнация на рынке коммерческой недвижимости в целом и во всех сегментах. Интерес вызывают лишь 5% выставленных на продажу коммерческих объектов. В то же время на рынке жилья «выстреливает» 30-40% объектов.

Рынок затоварен предложениями готового бизнеса. В открытой продаже появляются те объекты, о продаже которых коммерсанты не смогли договориться между собой. 50-70% из них — это неликвид с окупаемостью 15-20 лет. Заявленную на них цену можно смело сбивать в 2-3 раза».

Светлана Бронникова 

Фото: Вадим Харламов  

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №35 (039) 16 сентября

Добавить комментарий
Вручение ОмСКАРа: топ-10 нелепых случаев, попавших в объективы омских камерВидео

Вручение ОмСКАРа: топ-10 нелепых случаев, попавших в объективы омских камер

«Класс» выбрал самые курьезные видео последнего года, герои которых и не подозревали, что прославятся на весь честной интернет.

Школа и журналистика: сбрось кумира с корабля современности

Школа и журналистика: сбрось кумира с корабля современности

В прошлом выпуске проекта мы определились с редактором школьного журнала «ДВИЖ», и наконец настал момент представить всю детскую редакцию на суд читателя.

Тест: а вы бы смогли работать в «Новом Омске»?

Тест: а вы бы смогли работать в «Новом Омске»?

Нашему сайту уже два года. Мы много времени проводим на рабочем месте и, в принципе, считаем его достаточно удобным, а работу — интересной. Но что бы сказали вы, оказавшись на нашем месте?Пройдите тест и ...

Шикарный маршрут для медового месяца, мальчишник в Турции и самолет для молодоженов

Шикарный маршрут для медового месяца, мальчишник в Турции и самолет для молодоженов

Гости «Нового Омска» узнали главное о свадебных путешествиях.

НеГородской Пикник: 12 часов, пять площадок, десятки участников и тысячи омичей

НеГородской Пикник: 12 часов, пять площадок, десятки участников и тысячи омичей

24 июня в парке на Королева состоится пикник-2017. Музыкальные выступления, мастер-классы, лекции, конкурсы, ярмарка и другие активности под отрытым небом.

Эмоциональная редакция: набор гифок и стикеров от «Нового Омска»

Эмоциональная редакция: набор гифок и стикеров от «Нового Омска»

В честь двухлетия мы вновь решили рассказать, какой он «Новый Омск» в лицах.

Калачинск-тур: лук и тимбилдинг, кукла-сваха и песни-пляскиВидео

Калачинск-тур: лук и тимбилдинг, кукла-сваха и песни-пляски

«Новый Омск» показывает колорит нового тура на коубах.

Как «Новый Омск» уходил от новостей и пришел к свободе (ВИДЕО)

Как «Новый Омск» уходил от новостей и пришел к свободе (ВИДЕО)

Наш сайт официально изменил слоган. На смену ударному стахановскому лозунгу «Что ни день, то новости» пришел почти философский «Сайт для свободных людей».

Где лучше, чем у бабушки?Инфографика

Где лучше, чем у бабушки?

Куда отдать ребенка, пока детский сад на каникулах.

Омских волонтеров кормит принцесса-кулинар из рода арабского шейха

Омских волонтеров кормит принцесса-кулинар из рода арабского шейха

Наргиз Хакимова рассказала, почему решила стать участником акции «Десант добра».

В омской Пушкинке есть Ельцинка

В омской Пушкинке есть Ельцинка

Продолжаем рассказывать о сокровищах областной библиотеки

В цвет: в Омске состоялось масштабное гранд-дефиле арт-резиденции

В цвет: в Омске состоялось масштабное гранд-дефиле арт-резиденции

300 чашек кофе в день показа, 150 луков на сцене и втрое больше в зале, именитые гости и достойные работы участников — все это красивейшее гранд-дефиле, прошедшее в Омске в минувшие выходные. 

Тест: Угадай по фото — митинг за власть или против?

Тест: Угадай по фото — митинг за власть или против?

Вчера по всей России прокатилась волна проправительственных и оппозиционных акций. Как не запутаться в этом мире транспарантов, лозунгов и флагов и не оказаться по ошибке в толпе тех, чьи идеи не совсем ...

Сергей Шнуров: «Сибирь в моем сознании — это нечто мифическое»

Сергей Шнуров: «Сибирь в моем сознании — это нечто мифическое»

Новосибирская журналистка пообещала лидеру группы «Ленинград» Сергею Шнурову показать сиськи за эксклюзив, а редактор «Нового Омска» поблагодарил его за популяризацию старого имени Стас.