Деловой Омск

Деловой Омск

22 сентября 2014 09.00Статьи

Посторонним вход запрещен

«ДО» разобрался, почему при наличии постоянной клиентской базы и значительного потенциала роста рынок детского отдыха в летний период в Омской области находится в режиме стагнации и остается невостребованным для бизнеса.

Посторонним вход запрещен

По данным регионального министерства по делам молодежи, физической культуры и спорта, за минувшее лето в оздоровительных учреждениях Омской области отдохнуло 116 тыс. детей в возрасте 6-16 лет. Из них на долю загородных детских оздоровительных лагерей (ДОЛов) пришлось всего 20% (24 тыс. детей). Основная же часть подростков отдыхала в лагерях дневного типа на базе школ.

По оценкам экспертов проекта ЗАО «Страна детей», рынок детского отдыха в России ожидает большой скачок в ближайшие 4 года. К 2018 году объемы рынка составят 700 млрд рублей (в 2014 году — 300 млрд рублей). Развитию рынка способствуют государственные программы, апробируемые в трех регионах, и вовлечение частного бизнеса в индустрию.

В Омской области, однако, ситуация выглядит несколько иначе. По самым оптимистичным оценкам экспертов, рынок находится в стагнации.

Ни шагу назад. Ни шагу на месте

При анализе рынка обнаружился парадокс: при росте спроса на загородный детский отдых, предложение только падает. С 2004 года в регионе сменили профиль деятельности или вовсе были закрыты более десятка пионерских лагерей, собственниками которых являлись промышленные предприятия.
Последний пример — выставленный на продажу ЛОЦ «Химик», принадлежащий ОАО «Омский каучук». Очевидно, этот непрофильный актив стал обузой для завода.

В итоге до сезона 2014 года в Омской области дожили 42 детских лагеря. 27 из них стоят на балансе муниципальных образований районов области, еще 6 числятся за государственными организациями. Собственниками остальных 9 лагерей являются коммерческие организации и предприятия, ранее принадлежавшие государству. Кроме того, есть еще один объект, построенный в 2005 году предпринимателем Денисом Гришковым.

Все опрошенные эксперты сходятся во мнении, что организация детского лагеря не может быть рентабельной.

«Я очень сомневаюсь, что в нашем регионе содержание лагеря может быть прибыльным бизнесом, — считает замминистра по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области Татьяна Руденок. — Чтобы подготовить лагерь к оздоровительному сезону и выполнить все рекомендации надзорных органов (а там достаточно серьезные требования), нужны существенные финансовые вложения».

Расходы

Количество мест в разных лагерях составляет 170-210. Есть базы отдыха, рассчитанные на 350 мест, но существуют и совсем небольшие территории, вмещающие не более 80 отдыхающих. А от заполняемости лагеря зависят переменные расходы. Так, затраты только на питание детей за летний период колеблются от 5,5 до 10 млн рублей.

Аналогичным образом от заполняемости лагеря зависит необходимое число обслуживающего персонала. В среднем штат работников летней смены насчитывает 60-90 человек. Зарплата сотрудников колеблется от минимальной в 5,5 тыс. рублей до средней по городу в 23 тысячи. Вместе с обучением сотрудников, непосредственно задействованных в работе с детьми, и оплатой санкнижек содержание персонала обходится собственнику в 1,2-2,5 млн рублей.

Доходы

У всех муниципальных и областных лагерей единая цена услуги, рассчитанная в министерстве по делам молодежи: 500 рублей в день на человека. Таким образом, смена из 21 дня образует социальную цену путевки в 10,5 тыс. рублей. При таких расчетах самая минимальная выручка ДОЛов в летний период составила 252 млн рублей.

«Мы не входим в смету, которую предполагают в министерстве при формировании стоимости путевки. Если бы мы были на самообеспечении, то были бы вынуждены ставить цену путевки в пределах 20 тыс. рублей», — рассказала директор ДОЛ «Зарница» (собственник — ФБУ «ИК
№ 6 УФСИН России по Омской области») Жанна Баранова.

Частные лагеря имеют возможность самостоятельно формировать стоимость путевки. Например, «ДОЛ имени И. И. Стрельникова» (принадлежит дочке «МРСК Сибири» ОАО «Соцсфера»), имеющий одну из лучших баз в Омской области, выставлял цену в 24 150 рублей. За лето в «Стрельникова» отдохнули 1028 детей. Таким образом, выручка только этого лагеря составила 24,8 млн рублей.

Вообще именно система субсидирования путевок для малообеспеченных категорий населения со стороны региональной власти приводит к тому, что родитель, пожелавший отправить своего ребенка в лагерь, зачастую лишен возможности выбора. Ребенок едет не туда, куда хочется, а в лагерь, который указали в министерстве.

«Поэтому и нет рынка в полном понимании. Тем самым не развивается предпринимательская активность в этой области, и это, в общем-то, не стимулирует и бюджетные учреждения как-то развиваться», — говорит директор направления «Социальные проекты» Агентства стратегических инициатив (г. Москва) Владимир Яблонский.

Частный интерес

Единственный, кто не уверяет в невозможности организации лагеря как бизнеса, тот, кто уже это сделал.

В Омской области единственным предпринимателем, решившимся на самостоятельное строительство детского лагеря, является гендиректор ООО «СОЛ «Альпийский» Денис Гришков. Инвестиции в проект начались в 2005 году и к сегодняшнему дню составили более 80 млн рублей. Лагерь рассчитан на 300 человек и работает 10 месяцев в году. При этом, по словам Гришкова, говорить о рентабельности бизнеса пока рано.

«Если сводить дебет с кредитом только по летнему сезону, то у нас прибыль, если очень грубо — 100 рублей в день с человека. Но если добавить затраты на строительство (которое продолжается), а также развитие инфраструктуры, то пока о прибыли говорить не приходится», — рассказал Денис Гришков.

Сложностью бизнеса предприниматель назвал соответствие всем требованиям надзорных органов. И привел в пример случай, когда из-за обнаружения ротавируса в 2013 году за 2 дня до конца смены санитарная служба закрыла лагерь. Деньги пришлось вернуть родителям. Ущерб предприниматель оценил в 500 тыс. рублей.

Однако у бизнеса есть и плюсы, которыми Денис Гришков называет потенциал роста спроса.

«Мы вынуждены постоянно расширяться. В этом году, например, нам пришлось отказать ДЮСШ «Авангард». Хоть они и наши любимые клиенты, но мест для них, увы, не хватило», — говорит предприниматель.

Владимир Червонящий

Фото: 7sky-omsk.ru

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №35 (039) 16 сентября

Добавить комментарий
Арсений Попов, актер шоу «Импровизация»: «Уезжать из Омска было тяжело. Но иначе вы бы не брали у меня интервью»

Арсений Попов, актер шоу «Импровизация»: «Уезжать из Омска было тяжело. Но иначе вы бы не брали у меня интервью»

Участник популярного шоу на ТНТ рассказал «Классу» об омской театральной школе, хейтерах и шутках под разрядом тока.

Оля Слово, основатель школы стилистов Self Made Studio: «Мода современна — стиль вечен»Фото

Оля Слово, основатель школы стилистов Self Made Studio: «Мода современна — стиль вечен»

Оля побывала в Омске в рамках образовательного проекта GTOUR-2017 и рассказала, как создала школу стилистов и персональных шоперов, а затем запустила альтернативное печатное издание о моде и культуре.

Вес_имеем: Дневники худеющих

Вес_имеем: Дневники худеющих

О мотивации, правильных привычках и о том, каково это — ходить в гости к Шлеменко по утрам.

Георгий Яшин, создатель бренда Ziq & Yoni и первой сникер-химчистки: «Мы не хотели работать на дядь, мы сами стали дядями»

Георгий Яшин, создатель бренда Ziq & Yoni и первой сникер-химчистки: «Мы не хотели работать на дядь, мы сами стали дядями»

Москвич без высшего образования, но с двумя работающими бизнес-проектами рассказал, как искать, находить и реализовывать идеи для организации и раскрутки своего дела.

Бикини по весне: в Омске прошел кубок по бодибилдингу и фитнесу

Бикини по весне: в Омске прошел кубок по бодибилдингу и фитнесу

18 марта в «Химике» состоялись соревнования по бодибилдингу, бодифитнесу, фитнесу и фитнес-бикини. Жители Омска, Новосибирска, Екатеринбурга, Тюмени, Красноярска выступили в 13 номинациях, а ...

Тест:  Вы гопник или нет?

Тест: Вы гопник или нет?

Приближается весна, которая выведет на улицы Омска не только женщин в миниюбках и любителей субботников, но и истосковавшихся за зиму по свежему воздуху представителей гоп-культуры.

«Обрехтить» Ремарка: «Три товарища» на омской сцене

«Обрехтить» Ремарка: «Три товарища» на омской сцене

В омском драмтеатре состоялась премьера спектакля по культовому произведению Эриха Марии Ремарка.

Из Америки в Омск: Велоtrip 19 века

Из Америки в Омск: Велоtrip 19 века

Какой увидел Сибирь путешественник Томас Ален.

Омские реликвии: 10 самых дорогих коллекционных вещей на продажу

Омские реликвии: 10 самых дорогих коллекционных вещей на продажу

«Класс» узнал, что и за какие деньги выставляют местные коллекционеры.

Кристина Соловьева, модельер: «Магазин одежды для кукол имел оглушительный успех»

Кристина Соловьева, модельер: «Магазин одежды для кукол имел оглушительный успех»

О коллекционных моделях, модных коллекциях и хобби, переросшем в бизнес - в нашем интервью.

#ВЕС_ИМЕЕМ: Grandиозный Fitness

#ВЕС_ИМЕЕМ: Grandиозный Fitness

Кирилл Хариби, Сюзанна Егиян и Евгений Долганев на пути к идеальному телу.

Регина Тодоренко, «Орел и Решка»: «Вижу своего парня трижды в месяц»

Регина Тодоренко, «Орел и Решка»: «Вижу своего парня трижды в месяц»

Ведущая и путешественница рассказала «Классу», чему удивляться, когда объездил целый мир.

Похудение под прицелом

Похудение под прицелом

Жизнь замечательных людей, или Каково худеть под пристальными взорами любопытствующих. Часть первая.

Евгения Деник, автор проекта WEDDING FAST DATING: «Мы приглашаем на свидания уже помолвленные пары»

Евгения Деник, автор проекта WEDDING FAST DATING: «Мы приглашаем на свидания уже помолвленные пары»

Об уникальном для Омска мероприятии «Классу» рассказали свадебный организатор Евгения Деник и ведущий Алексей Куликов.

Пять курсов, полезных для карьеры

Пять курсов, полезных для карьеры

Новые навыки и знания помогают не только в поиске работы, но и дают возможность стать еще более ценным специалистом. Хотим поделиться с вами полезными онлайн-курсами «Академии» HeadHunter для разных ...