Деловой Омск

Деловой Омск

22 сентября 2014 09.00Статьи

Посторонним вход запрещен

«ДО» разобрался, почему при наличии постоянной клиентской базы и значительного потенциала роста рынок детского отдыха в летний период в Омской области находится в режиме стагнации и остается невостребованным для бизнеса.

Посторонним вход запрещен

По данным регионального министерства по делам молодежи, физической культуры и спорта, за минувшее лето в оздоровительных учреждениях Омской области отдохнуло 116 тыс. детей в возрасте 6-16 лет. Из них на долю загородных детских оздоровительных лагерей (ДОЛов) пришлось всего 20% (24 тыс. детей). Основная же часть подростков отдыхала в лагерях дневного типа на базе школ.

По оценкам экспертов проекта ЗАО «Страна детей», рынок детского отдыха в России ожидает большой скачок в ближайшие 4 года. К 2018 году объемы рынка составят 700 млрд рублей (в 2014 году — 300 млрд рублей). Развитию рынка способствуют государственные программы, апробируемые в трех регионах, и вовлечение частного бизнеса в индустрию.

В Омской области, однако, ситуация выглядит несколько иначе. По самым оптимистичным оценкам экспертов, рынок находится в стагнации.

Ни шагу назад. Ни шагу на месте

При анализе рынка обнаружился парадокс: при росте спроса на загородный детский отдых, предложение только падает. С 2004 года в регионе сменили профиль деятельности или вовсе были закрыты более десятка пионерских лагерей, собственниками которых являлись промышленные предприятия.
Последний пример — выставленный на продажу ЛОЦ «Химик», принадлежащий ОАО «Омский каучук». Очевидно, этот непрофильный актив стал обузой для завода.

В итоге до сезона 2014 года в Омской области дожили 42 детских лагеря. 27 из них стоят на балансе муниципальных образований районов области, еще 6 числятся за государственными организациями. Собственниками остальных 9 лагерей являются коммерческие организации и предприятия, ранее принадлежавшие государству. Кроме того, есть еще один объект, построенный в 2005 году предпринимателем Денисом Гришковым.

Все опрошенные эксперты сходятся во мнении, что организация детского лагеря не может быть рентабельной.

«Я очень сомневаюсь, что в нашем регионе содержание лагеря может быть прибыльным бизнесом, — считает замминистра по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области Татьяна Руденок. — Чтобы подготовить лагерь к оздоровительному сезону и выполнить все рекомендации надзорных органов (а там достаточно серьезные требования), нужны существенные финансовые вложения».

Расходы

Количество мест в разных лагерях составляет 170-210. Есть базы отдыха, рассчитанные на 350 мест, но существуют и совсем небольшие территории, вмещающие не более 80 отдыхающих. А от заполняемости лагеря зависят переменные расходы. Так, затраты только на питание детей за летний период колеблются от 5,5 до 10 млн рублей.

Аналогичным образом от заполняемости лагеря зависит необходимое число обслуживающего персонала. В среднем штат работников летней смены насчитывает 60-90 человек. Зарплата сотрудников колеблется от минимальной в 5,5 тыс. рублей до средней по городу в 23 тысячи. Вместе с обучением сотрудников, непосредственно задействованных в работе с детьми, и оплатой санкнижек содержание персонала обходится собственнику в 1,2-2,5 млн рублей.

Доходы

У всех муниципальных и областных лагерей единая цена услуги, рассчитанная в министерстве по делам молодежи: 500 рублей в день на человека. Таким образом, смена из 21 дня образует социальную цену путевки в 10,5 тыс. рублей. При таких расчетах самая минимальная выручка ДОЛов в летний период составила 252 млн рублей.

«Мы не входим в смету, которую предполагают в министерстве при формировании стоимости путевки. Если бы мы были на самообеспечении, то были бы вынуждены ставить цену путевки в пределах 20 тыс. рублей», — рассказала директор ДОЛ «Зарница» (собственник — ФБУ «ИК
№ 6 УФСИН России по Омской области») Жанна Баранова.

Частные лагеря имеют возможность самостоятельно формировать стоимость путевки. Например, «ДОЛ имени И. И. Стрельникова» (принадлежит дочке «МРСК Сибири» ОАО «Соцсфера»), имеющий одну из лучших баз в Омской области, выставлял цену в 24 150 рублей. За лето в «Стрельникова» отдохнули 1028 детей. Таким образом, выручка только этого лагеря составила 24,8 млн рублей.

Вообще именно система субсидирования путевок для малообеспеченных категорий населения со стороны региональной власти приводит к тому, что родитель, пожелавший отправить своего ребенка в лагерь, зачастую лишен возможности выбора. Ребенок едет не туда, куда хочется, а в лагерь, который указали в министерстве.

«Поэтому и нет рынка в полном понимании. Тем самым не развивается предпринимательская активность в этой области, и это, в общем-то, не стимулирует и бюджетные учреждения как-то развиваться», — говорит директор направления «Социальные проекты» Агентства стратегических инициатив (г. Москва) Владимир Яблонский.

Частный интерес

Единственный, кто не уверяет в невозможности организации лагеря как бизнеса, тот, кто уже это сделал.

В Омской области единственным предпринимателем, решившимся на самостоятельное строительство детского лагеря, является гендиректор ООО «СОЛ «Альпийский» Денис Гришков. Инвестиции в проект начались в 2005 году и к сегодняшнему дню составили более 80 млн рублей. Лагерь рассчитан на 300 человек и работает 10 месяцев в году. При этом, по словам Гришкова, говорить о рентабельности бизнеса пока рано.

«Если сводить дебет с кредитом только по летнему сезону, то у нас прибыль, если очень грубо — 100 рублей в день с человека. Но если добавить затраты на строительство (которое продолжается), а также развитие инфраструктуры, то пока о прибыли говорить не приходится», — рассказал Денис Гришков.

Сложностью бизнеса предприниматель назвал соответствие всем требованиям надзорных органов. И привел в пример случай, когда из-за обнаружения ротавируса в 2013 году за 2 дня до конца смены санитарная служба закрыла лагерь. Деньги пришлось вернуть родителям. Ущерб предприниматель оценил в 500 тыс. рублей.

Однако у бизнеса есть и плюсы, которыми Денис Гришков называет потенциал роста спроса.

«Мы вынуждены постоянно расширяться. В этом году, например, нам пришлось отказать ДЮСШ «Авангард». Хоть они и наши любимые клиенты, но мест для них, увы, не хватило», — говорит предприниматель.

Владимир Червонящий

Фото: 7sky-omsk.ru

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №35 (039) 16 сентября

Добавить комментарий
Константин Румянцев, фронтмен «Тролль Гнет Ель»: «В год мы даем по 90 концертов»

Константин Румянцев, фронтмен «Тролль Гнет Ель»: «В год мы даем по 90 концертов»

Об отношениях группы с лейблом, разношерстной публике и «Оркестре Тролля» — в интервью с питерским коллективом «ТГЕ».

В Омске открылась уникальная фотовыставка

В Омске открылась уникальная фотовыставка

Горожане могут увидеть более 100 снимков Гималаев.

Первый раз в первый класс: все о документах в омских школах, поборах и т. д.

Первый раз в первый класс: все о документах в омских школах, поборах и т. д.

Рассказываем, как подать заявление и сколько денег нужно сдавать.

Театр четырнадцати особенных актеров

Театр четырнадцати особенных актеров

В Омске уже пять лет успешно работает и развивается необычный театр «Параллельный мир», актеры которого в основном люди с синдромом Дауна. Кто придумал такой проект и зачем он нужен, разбирался ...

Любви нет: 10 героев живописи, которые не будут отмечать 14 февраля

Любви нет: 10 героев живописи, которые не будут отмечать 14 февраля

Если вы устали от розовых соплей, наша фантазия на тему «Мне плевать на День всех Влюбленных» — к вашим услугам.

Пять историй любви от участников «АнтиЗАГС»

Пять историй любви от участников «АнтиЗАГС»

«Новый Омск» раздал свидетельства о влюбленности пяти омским парам и узнал, как начинались их романтические отношения.

Тест: какой из вас тролль?

Тест: какой из вас тролль?

Интернет дал нам многое, включая возможность высказывать свое мнение, когда об этом не просят, безнаказанно хамить и «с ученым видом знатока» давать советы космического масштаба специалистам всех ...

Омичка выиграла в конкурсе от Союза художников России

Омичка выиграла в конкурсе от Союза художников России

В интервью «Вашему ОРЕОЛУ» Зоя Минеева рассказала о своем творчестве.

Какие мировые достопримечательности могли украсить Омск

Какие мировые достопримечательности могли украсить Омск

На «Новом Омске» стартует околоархитектурный и глубоко фотошопный арт-проект.

День влюбленных по-омски: 14 цифр о 14 февраляИнфографика

День влюбленных по-омски: 14 цифр о 14 февраля

Даем подсказку: любви покорны не только все возрасты, но и национальности.

Омич-Ждун: 10 самых ожидаемых переменФото

Омич-Ждун: 10 самых ожидаемых перемен

«Класс» пригласил в Омск Ждуна, посмотрел, куда он отправится в первую очередь, и нашел место для памятника знаменитому Homunculus Loxodontus. 10 теплящихся надежд, 11 картинок и смех сквозь слезы ...

Лайфхак для белоснежки: как выбрать тату-мастераФото

Лайфхак для белоснежки: как выбрать тату-мастера

Все, что необходимо знать, если на вашем теле скоро появится первая татуировка.

Мужчина, бойся, тебя ждут дома: беседы о героиновой любви

Мужчина, бойся, тебя ждут дома: беседы о героиновой любви

Открытый показ спектакля «Равнодушный красавец» перетек в обсуждение пьесы с омскими психологами, психиатрами и актерами.

Будь моим Валентином: 5 способов удивить любимых

Будь моим Валентином: 5 способов удивить любимых

Лайфхак для тех, кто хочет сделать грядущее 14 февраля самым запоминающимся днем в году.

Исчезающий Омск: Топ-10 колоритных «заброшек»

Исчезающий Омск: Топ-10 колоритных «заброшек»

История снаружи, легенды и мифы внутри. Десять пустующих зданий, которые омичи видят ежедневно.