Деловой Омск

Деловой Омск

22 сентября 2014 09.00Статьи

Посторонним вход запрещен

«ДО» разобрался, почему при наличии постоянной клиентской базы и значительного потенциала роста рынок детского отдыха в летний период в Омской области находится в режиме стагнации и остается невостребованным для бизнеса.

Посторонним вход запрещен

По данным регионального министерства по делам молодежи, физической культуры и спорта, за минувшее лето в оздоровительных учреждениях Омской области отдохнуло 116 тыс. детей в возрасте 6-16 лет. Из них на долю загородных детских оздоровительных лагерей (ДОЛов) пришлось всего 20% (24 тыс. детей). Основная же часть подростков отдыхала в лагерях дневного типа на базе школ.

По оценкам экспертов проекта ЗАО «Страна детей», рынок детского отдыха в России ожидает большой скачок в ближайшие 4 года. К 2018 году объемы рынка составят 700 млрд рублей (в 2014 году — 300 млрд рублей). Развитию рынка способствуют государственные программы, апробируемые в трех регионах, и вовлечение частного бизнеса в индустрию.

В Омской области, однако, ситуация выглядит несколько иначе. По самым оптимистичным оценкам экспертов, рынок находится в стагнации.

Ни шагу назад. Ни шагу на месте

При анализе рынка обнаружился парадокс: при росте спроса на загородный детский отдых, предложение только падает. С 2004 года в регионе сменили профиль деятельности или вовсе были закрыты более десятка пионерских лагерей, собственниками которых являлись промышленные предприятия.
Последний пример — выставленный на продажу ЛОЦ «Химик», принадлежащий ОАО «Омский каучук». Очевидно, этот непрофильный актив стал обузой для завода.

В итоге до сезона 2014 года в Омской области дожили 42 детских лагеря. 27 из них стоят на балансе муниципальных образований районов области, еще 6 числятся за государственными организациями. Собственниками остальных 9 лагерей являются коммерческие организации и предприятия, ранее принадлежавшие государству. Кроме того, есть еще один объект, построенный в 2005 году предпринимателем Денисом Гришковым.

Все опрошенные эксперты сходятся во мнении, что организация детского лагеря не может быть рентабельной.

«Я очень сомневаюсь, что в нашем регионе содержание лагеря может быть прибыльным бизнесом, — считает замминистра по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области Татьяна Руденок. — Чтобы подготовить лагерь к оздоровительному сезону и выполнить все рекомендации надзорных органов (а там достаточно серьезные требования), нужны существенные финансовые вложения».

Расходы

Количество мест в разных лагерях составляет 170-210. Есть базы отдыха, рассчитанные на 350 мест, но существуют и совсем небольшие территории, вмещающие не более 80 отдыхающих. А от заполняемости лагеря зависят переменные расходы. Так, затраты только на питание детей за летний период колеблются от 5,5 до 10 млн рублей.

Аналогичным образом от заполняемости лагеря зависит необходимое число обслуживающего персонала. В среднем штат работников летней смены насчитывает 60-90 человек. Зарплата сотрудников колеблется от минимальной в 5,5 тыс. рублей до средней по городу в 23 тысячи. Вместе с обучением сотрудников, непосредственно задействованных в работе с детьми, и оплатой санкнижек содержание персонала обходится собственнику в 1,2-2,5 млн рублей.

Доходы

У всех муниципальных и областных лагерей единая цена услуги, рассчитанная в министерстве по делам молодежи: 500 рублей в день на человека. Таким образом, смена из 21 дня образует социальную цену путевки в 10,5 тыс. рублей. При таких расчетах самая минимальная выручка ДОЛов в летний период составила 252 млн рублей.

«Мы не входим в смету, которую предполагают в министерстве при формировании стоимости путевки. Если бы мы были на самообеспечении, то были бы вынуждены ставить цену путевки в пределах 20 тыс. рублей», — рассказала директор ДОЛ «Зарница» (собственник — ФБУ «ИК
№ 6 УФСИН России по Омской области») Жанна Баранова.

Частные лагеря имеют возможность самостоятельно формировать стоимость путевки. Например, «ДОЛ имени И. И. Стрельникова» (принадлежит дочке «МРСК Сибири» ОАО «Соцсфера»), имеющий одну из лучших баз в Омской области, выставлял цену в 24 150 рублей. За лето в «Стрельникова» отдохнули 1028 детей. Таким образом, выручка только этого лагеря составила 24,8 млн рублей.

Вообще именно система субсидирования путевок для малообеспеченных категорий населения со стороны региональной власти приводит к тому, что родитель, пожелавший отправить своего ребенка в лагерь, зачастую лишен возможности выбора. Ребенок едет не туда, куда хочется, а в лагерь, который указали в министерстве.

«Поэтому и нет рынка в полном понимании. Тем самым не развивается предпринимательская активность в этой области, и это, в общем-то, не стимулирует и бюджетные учреждения как-то развиваться», — говорит директор направления «Социальные проекты» Агентства стратегических инициатив (г. Москва) Владимир Яблонский.

Частный интерес

Единственный, кто не уверяет в невозможности организации лагеря как бизнеса, тот, кто уже это сделал.

В Омской области единственным предпринимателем, решившимся на самостоятельное строительство детского лагеря, является гендиректор ООО «СОЛ «Альпийский» Денис Гришков. Инвестиции в проект начались в 2005 году и к сегодняшнему дню составили более 80 млн рублей. Лагерь рассчитан на 300 человек и работает 10 месяцев в году. При этом, по словам Гришкова, говорить о рентабельности бизнеса пока рано.

«Если сводить дебет с кредитом только по летнему сезону, то у нас прибыль, если очень грубо — 100 рублей в день с человека. Но если добавить затраты на строительство (которое продолжается), а также развитие инфраструктуры, то пока о прибыли говорить не приходится», — рассказал Денис Гришков.

Сложностью бизнеса предприниматель назвал соответствие всем требованиям надзорных органов. И привел в пример случай, когда из-за обнаружения ротавируса в 2013 году за 2 дня до конца смены санитарная служба закрыла лагерь. Деньги пришлось вернуть родителям. Ущерб предприниматель оценил в 500 тыс. рублей.

Однако у бизнеса есть и плюсы, которыми Денис Гришков называет потенциал роста спроса.

«Мы вынуждены постоянно расширяться. В этом году, например, нам пришлось отказать ДЮСШ «Авангард». Хоть они и наши любимые клиенты, но мест для них, увы, не хватило», — говорит предприниматель.

Владимир Червонящий

Фото: 7sky-omsk.ru

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №35 (039) 16 сентября

Добавить комментарий
 Анджей Неупокоев, директор тарского драмтеатра: «Культурная сфера не торговля пирожками. Хорошего менеджера мало»

Анджей Неупокоев, директор тарского драмтеатра: «Культурная сфера не торговля пирожками. Хорошего менеджера мало»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать муниципальные театры и музеи на плаву.

Евгений Лисенков, музыкант: «Не играю на гитаре принципиально. Не хочу быть героем подъездов»

Евгений Лисенков, музыкант: «Не играю на гитаре принципиально. Не хочу быть героем подъездов»

Об омском зрителе, сутках, в которых нет места восьмичасовому сну, и о мечте — в нашем интервью с человеком-оркестром.

Что омичи могут увидеть в «Старине Сибирской»?

Что омичи могут увидеть в «Старине Сибирской»?

Репортаж о посещении музея-заповедника.

Хороводы муз в омской «Пушкинке»

Хороводы муз в омской «Пушкинке»

Продолжаем серию публикаций о главной библиотеке региона.

Айболит родом из Питера: премьера для маленьких омичей

Айболит родом из Питера: премьера для маленьких омичей

В «Пятом театре» показали спектакль по мотивам сказки Корнея Чуковского.

Екатерина Солуня, певица: «Оперу ни на что не променяю. Там все вживую и по-настоящему!»

Екатерина Солуня, певица: «Оперу ни на что не променяю. Там все вживую и по-настоящему!»

Восходящая звезда родом из Омска, студентка Гнесинки, оперная певица рассказала «Классу» о первых шагах на пути к успеху.

Михаил Мальцев, директор омского ТЮЗа: «Мы зарабатываем. Но на самообеспечении культура не выживет»

Михаил Мальцев, директор омского ТЮЗа: «Мы зарабатываем. Но на самообеспечении культура не выживет»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать муниципальные театры и музеи на плаву.

Секс, смерть или попойка: тест на знание «Игры престолов»

Секс, смерть или попойка: тест на знание «Игры престолов»

В свет вышла первая серия седьмого сезона легендарного сериала «Игра престолов». «Новый Омск» проанализировал все предыдущие сезоны и узнал, как часто здесь убивали, занимались сексом и ...

Проверено на себе: омская экскурсия по следам Колчака

Проверено на себе: омская экскурсия по следам Колчака

Рассказываем, что на ней можно увидеть интересного.

Мгновение — финиш: воскресные скачки на омском ипподроме

Мгновение — финиш: воскресные скачки на омском ипподроме

Кони, люди, ставки и пыль столбом — в нашем репортаже.

Как омский Шторм в автошколу пошел

Как омский Шторм в автошколу пошел

Александр Шлеменко прошел весь процесс обучения, а «Новый Омск» заснял брутального бойца за рулем.

Три колеса, пуд соли и тонны силы воли

Три колеса, пуд соли и тонны силы воли

Как известно, для человека нет ничего невозможного. Недавно посетивший Омск путешественник с ограниченными возможностями здоровья Алексей Костюченко — тому подтверждение.

Тест: Какой из вас Двораковский?

Тест: Какой из вас Двораковский?

Ровно пять лет назад Вячеслав Двораковский официально вступил в должность мэра. За это время омичи так преуспели в его критике и дали ему столько советов, что им впору уже самим сесть в его кресло и показать всем, ...

Есть или не есть: в Омске прошел второй VegFest

Есть или не есть: в Омске прошел второй VegFest

Только вегетарианская еда, спортивные мероприятия, йога, танцы, полезные лектории.