Ваш Ореол

Ваш Ореол

06 мая 2017 15.02Статьи

Перелет Париж — Омск был самым дальним в мире

Рассказываем о рекорде из прошлого.

Перелет Париж — Омск был самым дальним в мире

Фото из газеты «Ваш ОРЕОЛ»

В 20-е и 30-е годы прошлого века дальние перелёты были в моде. Рекорды скорости, набранной высоты - этим были наполнены газеты и журналы всего мира. Перелёты совершали американцы, англичане, французы, итальянцы, немцы, и, естественно, пытались не отставать и советские пилоты. Едва ли в России широко известны Люсьен Жирьи и Франсуа Анри Дордильи. Но именно эти два лётчика и являются связующим звеном между историей Омска и рекордными трансконтинентальными перелётами.

В 1922 году французской авиастроительной компанией, принадлежащей пионеру воздухоплавания Луи Шарлю Бреге, был создан лёгкий бомбардировщик-биплан Breguet XIX. Самолёт не отличался высокой скоростью, зато был построен не из дерева, а из дюралюминия. Даже часть обшивки была не из привычного тогда перкаля (хлопчатобумажной ткани, пропитанной различными лаками), а из гофрированного алюминия. Кроме того, самолёт был достаточно надёжен и прост в эксплуатации, было выпущено более 2700 экземпляров. Экипаж состоял из двух человек - командира и лётчика-наблюдателя. Наряду с военной строились гражданские версии самолёта, баки которых вмещали в семь раз больше топлива, чем стандартная версия. Это позволяло совершать дальние перелёты.

И вот в 1926 году капитану авиации Люсьену Жирьи и лейтенанту Франсуа Анри Дордильи пришла идея совершить дальний беспосадочный перелёт в СССР, с которым недавно были установлены дипломатические отношения. В качестве точки отправления был избран парижский аэропорт Ле Бурже, а точкой назначения - Омск.

14 июля 1926 года в 5.30 утра самолёт отрывается от земли. Около 17.30 судно пересекает границу СССР, пролетает над Смоленском. Там им навстречу взлетает советский самолёт, для того чтобы идентифицировать зарубежный аэроплан, и пролетает в каких-то ста метрах от борта французов. Ближе к Уралу - мощная облачность, дождь и ветер, самолёт снижается с 3000 до 1500 метров, летит вдоль рек. Иногда французы снижаются до 50 метров (80-километровый участок полёта прошёл именно так), распугивают стада и удивляют местных жителей.

В Сибири погода стала ещё хуже, экипаж летит над Транссибом, остаётся совсем мало топлива, и вот наконец-то виден нужный город с прямыми улицами! В баке осталось лишь 20 литров из 2900, с которыми 29 часов назад лётчики отправились из Франции.

Пилоты с трудом вылезают из самолёта - ноги и спина затекли. Лётчики отправляют восторженную телеграмму во Францию - они побили мировой рекорд дальнего беспосадочного перелёта в тяжелейших метеоусловиях. Полёт длиной 4716 километров завершён.

Омичи с радостью встречают гостей и в течение пятидневного отдыха показывают им достопримечательности. 21 июля Жирьи и Дордильи отправляются во Францию, но им приходится сесть в Челябинске, чтобы переждать бурю. 23 июля они прилетают в Москву. И лишь 29 июля, проведя ещё 16 часов в полёте, они прибывают в Париж, где их встречают как героев. Но рекорд продержался всего лишь месяц и был побит 31 августа 1926-го.

Удивительно, но самолёт сохранился - он был перестроен, удлинён на метр, получил новый двигатель, большие по вместительности баки и получил имя Nungesser-Coli, в честь погибших французских авиаторов. Именно на нём был совершён рекордный Трансатлантический перелёт протяжённость 57 000 километров. Сейчас самолёт находится на реставрации в парижском Музее авиации и космонавтики.

Николай Морозов

Материал опубликован в газете «Ваш ОРЕОЛ» № 18(955) от 3 мая 2017 г.

Добавить комментарий
Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Спустя четыре года в репертуар театра вернулся спектакль о куклах разных стран.

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

«Класс» побывал на премьере фильма, с истории которого начинался знаменитый хоррор «Заклятие» и теперь точно знает, почему опасно держать связь с умершими.

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптурыФото

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптуры

Оригинальный подарок ко Дню рождения города — премьеру постановки с участием Омского хора — преподнесла омская филармония.

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

От марафона до Бабкиной, от реконструкторов до гончаров. Подборка для тех, кто хочет успеть везде, не прибегая к клонированию.

Екатерина Лущ, начальник комплекса концертных залов филармонии: «Старые технологии перестают работать. Не только в культуре и не только в Омске»

Екатерина Лущ, начальник комплекса концертных залов филармонии: «Старые технологии перестают работать. Не только в культуре и не только в Омске»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Секс, наркотики и обналичка: 10 громких уголовных дел с участниками «Дома-2»

Секс, наркотики и обналичка: 10 громких уголовных дел с участниками «Дома-2»

Преступления и наказания героев бесконечного телешоу о построении отношений.

 Анджей Неупокоев, директор Тарского драмтеатра: «Культурная сфера не торговля пирожками. Хорошего менеджера мало»

Анджей Неупокоев, директор Тарского драмтеатра: «Культурная сфера не торговля пирожками. Хорошего менеджера мало»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Евгений Лисенков, музыкант: «Не играю на гитаре принципиально. Не хочу быть героем подъездов»

Евгений Лисенков, музыкант: «Не играю на гитаре принципиально. Не хочу быть героем подъездов»

Об омском зрителе, сутках, в которых нет места восьмичасовому сну, и о мечте — в нашем интервью с человеком-оркестром.

Что омичи могут увидеть в «Старине Сибирской»?

Что омичи могут увидеть в «Старине Сибирской»?

Репортаж о посещении музея-заповедника.

Айболит родом из Питера: премьера для маленьких омичей

Айболит родом из Питера: премьера для маленьких омичей

В «Пятом театре» показали спектакль по мотивам сказки Корнея Чуковского.

Екатерина Солуня, певица: «Оперу ни на что не променяю. Там все вживую и по-настоящему!»

Екатерина Солуня, певица: «Оперу ни на что не променяю. Там все вживую и по-настоящему!»

Восходящая звезда родом из Омска, студентка Гнесинки, оперная певица рассказала «Классу» о первых шагах на пути к успеху.