Деловой Омск

Деловой Омск

24 февраля 2014 08.57Статьи

Шоп-тур по Омску

Несмотря на заявления аналитиков о перенасыщенности Омска торговыми площадями, в 2013 году в нашем городе открылось еще четыре торговых центра и два гипермаркета. Однако в среде девелоперов уже нет ажиотажа, который был несколько лет назад.

Шоп-тур по Омску

Новички вышли в лидеры

В 2013 году на рынок вышло около 60 тыс. кв. м новых торговых площадей. Открылась третья очередь ТК «Маяк Молл» на проспекте Комарова, «Планета дом» и «ОКей» на улице 70 лет Октября, заработала «Европа» на проспекте Мира. На Новой Московке появились еще два гипермаркета — международной компании Metro Cash&Carry и краснодарской сети «Магнит».

Большая часть новых ТЦ открылась на Левобережье, хотя этот район и так считался перегруженным магазинами. Особенно здесь велика концентрация крупноформатной торговли.

Произошло перераспределение в числе крупнейших комплексов Омска. «Маяк Молл», запустив третью очередь, ворвался в тройку лидеров по площади. Да и остальные «новички» сразу стали заметными игроками на рынке. Появились новые форматы, например, в ТК «ОКей» в Кировском округе открылось первое в Омске автокафе американской сети KFC.

В целом к началу 2014 года, по данным компании «Урбан Систем Групп», в Омске насчитывается 76 торговых комплексов (в расчет брали объекты общей площадью свыше 1000 кв. м при наличии помещений, сдаваемых в аренду). А общий объем площадей торговых центров достиг порядка 868 тыс. кв. м. Впрочем, столичные аналитики из компании ASTERA считают, что «качественной» торговли в Омске всего 430 тыс. кв. м — это меньше половины от общей цифры.

Директор ООО «НТФ-Девелопмент» Дмитрий Сапунов считает прошедший год удачным для рынка торговой недвижимости. «Рынок живой: столько открытий новых торговых центров в Омске не было даже в 2012 году, — отмечает он. — Хотя все эти проекты были заложены ранее, еще до кризиса. Постепенно, мелкими шажочками девелоперы их доводят до реализации». Эксперт добавил, что в Омск зашли новые общероссийские операторы, но в целом отношение к Омску федеральных торговых сетей настороженное. По его словам, из-за нетранзитности, оторванности нашего города от основных потоков (финансовых, покупательских, туристических) федералы называют Омск «вялым» городом.

О низком интересе со стороны федеральных ритейлеров говорил на омском саммите по недвижимости и Евгений Коробов из международной консалтинговой компании ASTERA. По его информации, сейчас им более интересны города с населением 200-450 тыс. жителей, нежели миллионники. Среди наиболее активно развивающихся операторов в Омске он называл продуктовые гипермаркеты, продавцов одежды, магазины бытовой техники и электроники.

Ценовые рекорды

Сектор аренды торговой недвижимости на 55% представлен Центральным округом. Четверть от общего объема предложений — у Кировского округа. В аутсайдерах находятся Советский (7%), Октябрьский (6%) и Ленинский (6%) округа. При этом последний вырвался на первое место по ценам.

«Показатели сектора аренды весьма неоднозначны, — отмечают аналитики центра Areall оценочной компании «Омэкс». — Лидерство в части арендных ставок принадлежит Ленинскому округу, где средневзвешенная арендная ставка составила 514 руб./кв. м в месяц». Догоняют его ЦАО и КАО с арендными ставками 506 и 463 руб. соответственно. Самая дешевая аренда — в Октябрьском округе (393 руб.).

Но это «средняя температура по больнице». А отдельные предложения по ставкам порой отличаются от усредненных в 10 раз. Так, максимальные ставки аренды в торговых центрах Омска, по информации специалистов компании «Урбан Систем Групп», составили к началу 2014 года 3000 руб./кв. м в месяц, а минимальные — 300 руб. Среди омских торговых комплексов (если не брать в расчет бесспорного лидера «Мегу») самая высокая ставка заявлена в совсем «свежем» ТРК «Маяк Молл» — 2500 руб./кв. м в месяц.

Что касается продажи недвижимости, то к концу года «квадрат» в торговых центрах Омска подорожал до 42,2 тыс. руб. в среднем по городу. Особенно заметный рост отметили аналитики компании «Омэкс» в Центральном округе, где средневзвешенная цена достигла 48,8 руб. за кв. м. Самым низким показателем отмечен Кировский округ — 37 тыс. руб.

В целом по городу наиболее высокая стоимость за квадратный метр пространства в торговых центрах, по информации «Урбан Систем Групп», к концу года снизилась до отметки в 72 тыс. рублей, потеряв около 3 тыс. руб. Минимум, который придется заплатить покупателю торгового места, составляет на сегодня 35 тыс. руб. за кв. м.
Сегмент Street Retail, занимающий в Омске 58% от общего числа торговой недвижимости, традиционно отличается более высоким уровнем цен. И в 2013 году стоимость здесь доходила до 176 тыс. рублей за «квадрат» при среднегородской в 56,7 тыс. руб. Арендная плата в таких объектах также выше, чем в торговых комплексах, — 940 рублей за кв. м в месяц. «Арендовать такие помещения весьма выгодно — в силу небольших площадей и удобного местоположения еще «не вымерший» Street Retail имеет высокие пешеходные трафики и стабильный поток потенциальных покупателей. Однако сейчас уже можно говорить о снижении спроса», — констатируют в компании «Омэкс». Отметим, что расцвет омского Street Retail был в 2011-2012 годах, когда ритейлеры, сотовые операторы и банки занимали площади, не считаясь с ценами. Порой сделки доходили до 200 тыс. рублей за «квадрат».

Маркетинговые войны

Недозагруженность торговых помещений в городе, по мнению аналитиков, составляет от 7% до 20%. Среди причин называют, в том числе, и завышенные ставки. Арендаторы по-прежнему очень чутко реагируют на изменение цен. Руководитель ООО «Центр деловой недвижимости «Навигатор» Евгений Щербаков отметил, что в январе в ряде торговых комплексов ставки резко увеличились, и арендаторы стали лихорадочно метаться по объектам. «Произошло перетекание арендаторов от жадных к разумным, которые не стали повышать ставки», — резюмировал эксперт.

Однако в последнее время и цена аренды, и местоположение стали уже менее важны на рынке торговой недвижимости. Как считает Дмитрий Сапунов, в ближайшее время в сфере торговли главную роль будет играть маркетинг. Он выделил два ключевых параметра, от которых будет зависеть успех торговых комплексов в Омске, — контент и event. Первое — это наполнение торгового центра: от состава арендаторов зависит уникальность комплекса, позволяющая отстроиться от конкурентов. И второе — event, событие — это акции, которые проводят в торговом комплексе, промоушн, работа по созданию лояльности, привлечению посетителя.

Среди объектов, которые наиболее успешно используют маркетинговые инструменты, директор ООО «НТФ-Девелопмент» выделяет «Мегу», «Фестиваль», «Триумф», «Маяк», «Континент».

«В прошлом году начали происходить маркетинговые войны в Омске, — напоминает Сапунов. — «Маяк» устроил 50%-ую распродажу обуви, когда торговый комплекс был просто парализован. Перед зданием стояли очереди, в коридорах было не протолкнуться. И затем по городу это прокатилось — волну подхватили «Континент» и «Триумф». Торговая недвижимость — наиболее конкурентоспособная сфера, здесь мы увидим качественные преобразования. И как следствие — снижение цен».

Шопинг с мышкой
Еще одним трендом, который начинает влиять на развитие торговой недвижимости, эксперты называют активное внедрение интернет-торговли. Еще несколько лет назад никто и предположить не мог, что онлайн-покупки будут так востребованы. Многие омичи через всемирную паутину покупают одежду, книги, электронику и многие другие товары. На омском саммите по недвижимости прозвучала информация, что сейчас интернет-рынок занимает 9% от розничной торговли.

В перспективе, как считают аналитики, это может привести к уменьшению торговых площадей. У некоторых сетей по продаже бытовой техники и электроники настолько хорошо идут интернет-продажи, что они начали изменять формат. Вместо огромных магазинов с множеством витрин они открывают более компактные центры выдачи, где только отдают купленный онлайн товар.

Впрочем, не все эксперты согласны с вымиранием офлайн-торговли. Сторонники этой точки зрения настаивают на том, что в торговый центр ходят не только за покупками, но и провести время, развлечься, перекусить. И сейчас все больше торговых центров ориентируются не столько на покупателей, сколько на посетителей. С помощью кружков по интересам, проведения мастер-классов, лекций, показов мод и т.д формируется общественное пространство, площадка для общения, которая притягивает в комплекс больше людей.

Омичи хотят составить конкуренцию «Меге»
Аналитики уже который год говорят, что омский рынок близок к насыщению, а в некоторых районах и вовсе наблюдается избыток торговых объектов. По мнению Дмитрия Сапунова, 2014 год будет трудным для сферы торговли. «Покупательский потенциал Омска не увеличивается — для этого нет резервов. В 2009-2012 годах мы получили рост объемов розницы за счет потребительских кредитов. Число кредитов по-прежнему увеличивается, но сами банкиры говорят, что сейчас займы идут в основном на погашение задолженности. Эта тенденция отразится на рознице — все уже говорят о стагнации, спаде объемов продаж. Каждый новый ТК будет отбирать долю у существующих», — поясняет специалист.

Несмотря на обострившуюся конкуренцию, в ближайшие годы Омску обещают новые торговые центры. Интересно, что два проекта по формату и площади собираются конкурировать с доминирующей на омском рынке «Мегой». Один из них — это ТРЦ «Триумф» по улице Березовского, который собираются увеличить в три раза. После ввода второй очереди комплекса с катком и кинотеатром его площадь вырастет до 150 тысяч кв. м.

Еще один мощный ТЦ ожидается по улице 10 лет Октября — это «КИТ-центр», который станет соседом «КИТ-интерьера». Площадь нового здания составит около 90 тыс. кв. м.

Но большинство задумок не настолько масштабные. Ряд проектов анонсировала одна из крупных девелоперских компаний в Омске — ГП «Омь-инвест», владеющая ТОЦ «Герцен Plaza». В этом году фирма начинает строить два торговых комплекса по 15 тыс. кв. м. Один разместится на территории торгового двора «Восточный», где часть площадей займет гипермаркет «Победа». Второй комплекс, который начнут возводить в районе ярмарки «Торговый город» на Левобережье, реализуется вместе с группой компаний «Спортмастер», и помимо магазинов спортивных товаров в нем хотят открыть фитнес-центр. Оба ТК планируют достроить к концу 2015 года.
Второй торговый центр с якорными арендаторами «ОКей» и американской сетью ресторанов KFC начала возводить ГК «Солнечный город» по проспекту Мира. Его площадь составит 4 тыс. кв. м. На улице Заозерной поэтапно будет строиться ТК «Первомайский» общей площадью 13,2 тыс. кв. м. В этом году планирует выйти на площадку по проспекту Мира и компания «Воскресный парк». Площадь торгового комплекса, который появится рядом с медакадемией, оценивается в 23 тыс. кв. м.

Практически все заявленные проекты — местные. Федеральные и международные девелоперы уже не демонстрируют ажиотажа, который можно было наблюдать несколько лет назад. О новых проектах не заявляют. Однако некоторые компании все же обещают вернуться к омским объектам, которые были разработаны еще до кризиса.

Например, вспомнила об Омске ГК «Регионы», которая еще в 2006 году объявила о строительстве своего сетевого комплекса «Июнь». В прошлом году компания взяла кредит в Сбербанке на реализацию этого проекта. Торговый центр площадью 50 тыс. кв. м планируют построить на пересечении бульвара Архитекторов и улицы Крупской.

Подтвердила намерение зайти в Омск и чешская компании PPF Group, владеющая сетью «Эльдорадо». Торговый комплекс площадью около 90 тыс. кв. м, который разместится на территории бывшего «Сибзавода», хотят открыть в конце 2015 — начале 2016 года. А начать строительство предполагалось в 2013-м, но пока никаких работ на площадке не ведется.

Но ряд заявленных ранее «гигантов», скорее всего, так и останутся на бумаге. В числе «замороженных» — левобережные проекты «Арена Молл» (девелопер Millhouse, площадь — 135 тыс. кв. м), «Торговый квартал» (около 100 тыс. кв. м), OZ (AIM property development, 125 тыс. кв. м).

Специалисты по недвижимости сходятся во мнении, что время для строительства крупноформатных комплексов прошло. Эти проекты были бы успешными, если бы успели запуститься до открытия «Меги». Огромные моллы — такие как «Планета» или «Колизей» — могут оказаться востребованными лишь на правом берегу Омска.

Такой комплекс, как считают специалисты, позволит федеральным ритейлерам, открывшим магазины в «Меге», охватить город полностью.

Однако более перспективным на сегодня форматом для Омска эксперты считают небольшие торговые центры. В спальных районах Омске не хватает именно таких объектов площадью от 3 до 10 тыс. кв. м. И здесь девелоперам пока еще есть, где развернуться.

Комментарий
Спрос спровоцировал падение рубля
Евгений Щербаков, руководитель ООО «Центр деловой недвижимости «Навигатор»

sherbakov

— Рынок коммерческой недвижимости заметно оживился в связи с падением рубля. За декабрь 2013 года у нас состоялось сделок больше, чем за весь год. А в январе, когда рубль упал на 8%, движение на рынке усилилось. Росту активности продаж способствовало разорение банков, отзывы у них лицензий. Но по сути, это не всплеск деловой активности — в Омске я ее не вижу. Предпринимателей и обеспеченных людей загнали в угол — хранить деньги на депозитах уже опасно, рубль падает — это подтолкнуло вкладывать деньги в покупку земли и коммерческой недвижимости. Что в свою очередь поспособствовало всплеску цен на рынке.
В дальнейшем все будет зависеть от «поведения» рубля и политики Центробанка. Если будет продолжаться снижение курса, и, как предсказывают аналитики, доллар будет стоить 50 рублей, то люди будут вынуждены вкладывать в недвижимость в надежде, что она подорожает.

Происходит укрупнение рынка
Александр Барко, начальник отдела коммерческой недвижимости компании
«Авеста-риэлт»

barko

— Рынок торговой недвижимости Омска все больше укрупняется: заходят крупные ритейлеры, тем самым отодвигая мелкие компании в сторону. Это ярко видно на примере продуктовой розницы, магазинов обуви, мебели. В динамике цен резких скачков не ожидается. Ни арендные ставки, ни стоимость продажи бурно расти не будут. Возможно даже снижение цен. Это также связано с укрупнением рынка: мощные операторы, заходя на рынок, уменьшают цену за счет известного бренда, больших площадей, длительных сроков аренды. Кроме того, общая экономическая ситуация не позволяет прогнозировать активный рост.
Street Retail тоже переживает не лучшие времена в Омске. Обычно банки поднимали цену, занимая самые лучшие места, но сейчас одни компании уже застолбили нужные им площади, а остальные не могут себе позволить высокий ценник таких объектов.


Кризис научил просчитывать
Марк Лось
начальник отдела коммерческой недвижимости
ООО «Аркада-стиль»

los

— Спрос на торговую недвижимость неоднозначный, но сохраняется. На первом месте остается Street Retail — в хороших местах спрос на такие объекты не ослабевал.
Активно развиваются магазины шаговой доступности: как только появляется хороший объект площадью 500-700 кв. м в спальном районе с большой плотностью населения, долго на рынке он не задерживается. Но предложений таких не очень много. Что касается рынка торговых комплексов, то сейчас девелоперы стали более тщательно продумывать концепцию и местоположение будущего объекта, прежде чем начать строительство. До кризиса 2008 года любые торговые центры были перспективны и быстро окупались. Но кризис научил девелоперов просчитывать на много шагов вперед, сверяться с планами развития города, учитывать конкуренцию и спрос.

sh1

sh2

sh3

sh4

7karta

Светлана Бронникова

Статья опубликована в газете «Деловой Омск» №6(010) 18 февраля

Добавить комментарий
Душевный старый новый: Лицейский театр предсказал омичам светлое будущееВидео

Душевный старый новый: Лицейский театр предсказал омичам светлое будущее

В канун старого Нового года в Лицейском напоили и обогрели. Репортаж с доброго и даже семейного капустника.

Показали «Срамоту»: выставка 18+ открылась в Омске

Показали «Срамоту»: выставка 18+ открылась в Омске

«Ошибочно думать, что искусство направленно занимается только возвышенным. В прошлом достаточно примеров, когда гений творчества обретал сокрушительную силу и возвышенность духа через низменное и ...

Преображение 3.0: медвежий коготь для Александра Стрельникова и яблочные часы для Светланы Машковой

Преображение 3.0: медвежий коготь для Александра Стрельникова и яблочные часы для Светланы Машковой

О поющих чашах, посуде, очищающей алкоголь, и самых невероятных подарках.

А  вы пробовали жареных жуков?

А вы пробовали жареных жуков?

Дизайнер и модель Ирина Бумагина побывала в гостях у владельцев бренда «Эко-домик» Юлии и Андрея Перминовых.

Что ждет омичей в 2018 году: Live с астрологом Наталией Талисман

Что ждет омичей в 2018 году: Live с астрологом Наталией Талисман

О Буркове, Фадиной, «Авангарде», ЧМ по футболу и многом другом. Внимание! Зрители смогут получить личный экспресс-прогноз во время стрима.

Евгений Тонких, омский художник: «Намажут краску погуще, чтоб было эффектнее, и все»

Евгений Тонких, омский художник: «Намажут краску погуще, чтоб было эффектнее, и все»

В музее «Либеров-центр» открылась выставка «Волшебные сны».

Антон Руднев: «Омский «Авангард», похоже, потерял этот сезон»

Антон Руднев: «Омский «Авангард», похоже, потерял этот сезон»

Наш колумнист рассуждает о том, что происходит в стане «ястребов».

Преображение 3.0: пока Светлана Машкова познавала счастье, Александр Стрельников полез в бочку

Преображение 3.0: пока Светлана Машкова познавала счастье, Александр Стрельников полез в бочку

Дружная компания пришла в уже полюбившийся нам салон «Мадам Ву». Что из этого вышло — в нашем новом выпуске.

Самые чудесные и добрые поступки омичей в 2017 году

Самые чудесные и добрые поступки омичей в 2017 году

В самый волшебный праздник «Новый Омск» вспомнил самые #добрые дела 2017 года.

Собака лает — корпоратив идет: как прошли вечеринки омских компаний в честь года псаФото

Собака лает — корпоратив идет: как прошли вечеринки омских компаний в честь года пса

С кем фотографировался Стас Костюшкин? Кого веселили Артем Муратов и «РУДН»? «Новый Омск» вспоминает, как прошли новогодние корпоративы в местных компаниях.

Креативный класс: топ-10 модных мест и событий с хештегом #Омск2017

Креативный класс: топ-10 модных мест и событий с хештегом #Омск2017

Второй год подряд «Класс» выбирает десять самых ярких ивентов и заведений, за которые рублем, временем и лайком голосовали хипстеры в 2017 году.

Слова 2017 года: что узнали омичиИнфографика

Слова 2017 года: что узнали омичи

Вашему вниманию — 15 слов, о существовании или значении которых омичи не догадывались до 2017 года. Сегодня все они прописались в нашем лексиконе. Просим ознакомиться, чтобы не оставаться за бортом корабля ...

Самые живые омские фотографии 2017 года: кадры, которые стоит увидеть снова

Самые живые омские фотографии 2017 года: кадры, которые стоит увидеть снова

«Новый Омск» пересмотрел все свои (и не только свои) снимки за год и собрал альбом из самых любопытных, эмоциональных и красноречивых фотографий.

Горы, коты, Gucci: как встретили Новый год успешные и известные омичи

Горы, коты, Gucci: как встретили Новый год успешные и известные омичи

В какой части земного шара входили в 18-ый год представители местного бизнеса, культуры и сферы моды?

Омский календарь на прошлый год: главные события последних 12 месяцев

Омский календарь на прошлый год: главные события последних 12 месяцев

«Новый Омск» заново пережил 2017-й и выбрал самое важное. Если бы у региона была кожа, в подборке оказались бы следы рваных ран, шрамы от операций и любимые татуировки.