Культурный отдых

В эту субботу корреспонденты «Класса» посетили омскую «Ночь музеев». О том, где заканчивается массовый и начинается «культурный» отдых, — в итогах прогулки по бульварам.

Культурный отдых

Александр Румянцев

Музей им. М. А. Врубеля открывается в 17:00. В 16:45 у входа скопилось человек 50: кто-то просто стоит и ждет, кто-то присел на лужайку, мужчина в майке и коротких спортивных шортах почему-то нас фотографирует. Очень душно. Солнце светит практически беспрестанно, лишь изредка скрываясь за обрывком облака.

В 17:05 нас запускают. Дверной прокм придает массе людей форму цепочки, но в фойе цепочка вновь превращается в толпу. Немногие купившие билеты заранее отправляются прямиком в выставочный зал, остальные же стоят в кассу. Сегодня это стол, на котором лежат билеты и прейскурант.

На втором этаже людям предлагают дополнить собой «Звездную ночь» Ван Гога. Желающих усовершенствовать картину своим присутствием на удивление много. Остальная программа пока толком не началась.

Посетители хаотично бродят из зала в зал, присматриваются к полотнам, фотографируют и фотографируются. Поскрипывает дощатый пол. Некоторые гости откровенно зевают. Время от времени всплывает фраза «культурный отдых». Вообще, чувство такое, будто все происходящее — сон. Постоянная экспозиция музея — это в основном XIX век и раньше, из модернистов замечен одинокий ранний Кандинский, в одном из залов можно стать клиентом известного банка, а какой-то человек расхаживает туда-сюда в костюме большого оранжевого кота и рекламирует конфеты.

В 18:00 начинается лекция «Эротика в искусстве». Все места заняты, несколько человек, подложив под себя подушки, сидят на полу.

Тезисный конспект:

Искусство со времен античности не мыслится в категориях «прилично/неприлично».

Женщина в представлении древних греков — хаос, мужчина — порядок и гармония.

Отношения между мужчиной и мужчиной в античности были социально благороднее, чем отношения между мужчиной и женщиной (см. «Пир» Платона»; миф об Андрогине).

На этом месте заходит пожилой мужчина с фотоаппаратом. Он обходит весь зал по периметру и несколько раз аккуратно «брызгает» вспышкой. Напоследок выдергивает ногой вилку сетевого фильтра из розетки, и вся аппаратура вместе с презентацией гаснет.

Однако вернемся к конспекту восстановленной через несколько минут лекции:

Обнажение и нагота — явления разного порядка.

«Олимпия» Мане бросает вызов мужчине как потребителю женского тела: она сама выбирает.

«Нарцисс смотрящий в воду» Брюллова гомоэротичен.

«Течение» Климта демонстрирует, как натурализуется репрезентация женского тела на рубеже XIX-XX веков.

От вопросов изображения тела, мы движемся к его запаху. С верхнего этажа музея Врубеля на нижний. От эротики в искусстве к парфюмерной мастерской.

Не только у русских влечение к парфюмерии совершенно особенное. Духи всегда были ценностью. В Древней Греции, Египте, во времена Марии-Антуанетты и в СССР. И всегда ценились ароматы приличные, «сложносочиненные», имеющие «настроение».

«Все неравнодушны к красивым запахам» — итог вступительной лекции в «Парфюмерной мастерской». Ее посетили не только ценители хорошей парфюмерии — «парфманьяки», но и все, кому не угодно пахнуть простыми функциональными запахами, такими, как дезодорант.

В парфюмерии время угрюмое — кризис. Сегодня разрабатывают много бессмысленных ароматов. Один похож на другой. Большинство желают слащавых и фруктово-компотных запахов. Такие всегда выставляются в дьюти-фри. Не нужно забывать, что есть люди, которые хотят не только вдыхать такие ароматы, но и носить их. «Свой» аромат не должен раздражать, душить. Он слышится естественным. И главное — он отражает личную индивидуальность того, кто им пахнет.

Каждый участник мастерской мог выразить собственную индивидуальность через созданный аромат. Ведущая мастер-класса очень подробно объяснила, как правильно смешать ноты и в какой последовательности. От советов, наподобие «кориандр лучше бы смешать с анисом, а розмарин с мускусом», куратор воздержалась.

Для многих посетить парфюмерную мастерскую в этот вечер было главной целью проходящей акции. После мастер-класса «парфюмеры» десятки раз поблагодарили ведущую за работу.

На 18:30 в Музее просвещения был запланирован поэтический монолог Анастасии Белоусовой.

Здание музея с лицевой стороны огорожено строительным забором. Небольшой листок бумаги, на котором указательная стрелка с подписью «Музей просвещения», легко пропустить. Во временной защите строительного участка словно консервным ножом прочекрыжен узкий проход. А рядом с «табличкой» и «вырезом» — красный знак «Проход запрещен».

Здесь незаинтересованный стал бы долго размышлять и ждать ответа от собственной затаившейся смелости. Но нам нужно познакомиться с Анастасией Белоусовой и услышать ее монолог.

Музей по виду больше напоминает частный дом с вывеской. В помещении несколько приветливых работниц музея. На стене висят самодельные часы. Время 18:50.

Одна из дам передала мой вопрос «закончился ли поэтический монолог?» другой, что сидела за соседним столом. Ответ послышался за моей спиной, где сидела еще одна женщина. На ее столе были сумки, сувениры, пачка сахара и одноразовые стаканы: «Монолог уже закончился». Эта женщина и оказалась Анастасией Белоусовой. Убирая все со столика, она сказала, что может повторить монолог через час. Для нее собственное участие в этой акции стало неожиданностью. О том, что сегодня пройдет «Поэтический монолог Анастасии Белоусовой», узнала этим утром, когда пришла в музей.

Еще сказала, что все прошло неплохо, что читает она свои стихи, публикации есть на портале «Стихи.ру», что когда-то она окончила филологический факультет ОмГУ и что найти ее можно через сувенирно-полиграфическую компанию «Синяя птица», визитку которой она протянула мне.

Показалось, что интерес к ее персоне Анастасию немного смутил. Возможно, это была еще одна неожиданность нового дня. Возможно, в этом была некоторая неуверенность, которая сопровождает всех творческих людей.

Но в неуверенности никогда не была замечена Екатерина Барановская. Она всегда готова прочитать одну из своих авторских лекций, а еще ей всегда не хватает времени, для того чтобы рассказать больше.

Тема лекции сегодня «Четыре лисы. Анималистический код культуры ХХ века». Посадочных мест в этот вечер осталось немного, а желающих послушать Екатерину Петровну достаточно. На протяжении всей лекции приходили не только постоянные участники киноклуба Flicker, но и незнакомые лица.

Некоторым собравшимся на входе в парадный зал, где проходила лекция, пришлось подождать, пока работники центра донесут недостающие стулья. Екатерина Петровна рассказала о том, что несет в себе символичный образ лисы. Почему этот образ важен в литературе, философии и культуре, что значит он для нее и любимых ею поэтов — от Елены Шварц до Теда Хьюза. Вывела в свет и свои игрушки — лисиц, созданных чудо-художниками и соратниками, талант которых Екатерина Петровна бесконечно ценит.

К вечеру небо заволокли грозовые тучи. Поднялся ветер. Пройдясь по центру города, можно было наткнуться на остатки указателей, оставшиеся после бесчисленных квестов. Вообще тренд этой «Ночи музеев» — квесты. Новая форма китча. Относительно дешевое и популярное развлечение. Не всем, к слову, задания пришлись по вкусу. «Это слишком легко», — заявил один из участников и демонстративно ушел. К сожалению, качество — это химера, выловить которую возможно лишь с помощью денег. Особенно, когда речь заходит о массовой культуре. Концепт «культурный отдых» в этом смысле не случаен. Если попытаться выявить его составляющие, то покажутся «скучные конкурсы», «на коленке осуществленные квесты» и много чего еще.

«Ночь музеев» выходит из года в год таким событием, на которое люди приходят удостовериться, что культурные институции все так же скучны и по-прежнему не представляют для них интереса. И ежегодно это случается, лишь с тем отличием, что единичные стОящие мероприятия теряются во множащихся трендовых, но ужасно сделанных увеселениях.

Добавить комментарий
Душевный старый новый: Лицейский театр предсказал омичам светлое будущееВидео

Душевный старый новый: Лицейский театр предсказал омичам светлое будущее

В канун старого Нового года в Лицейском напоили и обогрели. Репортаж с доброго и даже семейного капустника.

Показали «Срамоту»: выставка 18+ открылась в Омске

Показали «Срамоту»: выставка 18+ открылась в Омске

«Ошибочно думать, что искусство направленно занимается только возвышенным. В прошлом достаточно примеров, когда гений творчества обретал сокрушительную силу и возвышенность духа через низменное и ...

Преображение 3.0: медвежий коготь для Александра Стрельникова и яблочные часы для Светланы Машковой

Преображение 3.0: медвежий коготь для Александра Стрельникова и яблочные часы для Светланы Машковой

О поющих чашах, посуде, очищающей алкоголь, и самых невероятных подарках.

А  вы пробовали жареных жуков?

А вы пробовали жареных жуков?

Дизайнер и модель Ирина Бумагина побывала в гостях у владельцев бренда «Эко-домик» Юлии и Андрея Перминовых.

Что ждет омичей в 2018 году: Live с астрологом Наталией Талисман

Что ждет омичей в 2018 году: Live с астрологом Наталией Талисман

О Буркове, Фадиной, «Авангарде», ЧМ по футболу и многом другом. Внимание! Зрители смогут получить личный экспресс-прогноз во время стрима.

Евгений Тонких, омский художник: «Намажут краску погуще, чтоб было эффектнее, и все»

Евгений Тонких, омский художник: «Намажут краску погуще, чтоб было эффектнее, и все»

В музее «Либеров-центр» открылась выставка «Волшебные сны».

Антон Руднев: «Омский «Авангард», похоже, потерял этот сезон»

Антон Руднев: «Омский «Авангард», похоже, потерял этот сезон»

Наш колумнист рассуждает о том, что происходит в стане «ястребов».

Преображение 3.0: пока Светлана Машкова познавала счастье, Александр Стрельников полез в бочку

Преображение 3.0: пока Светлана Машкова познавала счастье, Александр Стрельников полез в бочку

Дружная компания пришла в уже полюбившийся нам салон «Мадам Ву». Что из этого вышло — в нашем новом выпуске.

Самые чудесные и добрые поступки омичей в 2017 году

Самые чудесные и добрые поступки омичей в 2017 году

В самый волшебный праздник «Новый Омск» вспомнил самые #добрые дела 2017 года.

Собака лает — корпоратив идет: как прошли вечеринки омских компаний в честь года псаФото

Собака лает — корпоратив идет: как прошли вечеринки омских компаний в честь года пса

С кем фотографировался Стас Костюшкин? Кого веселили Артем Муратов и «РУДН»? «Новый Омск» вспоминает, как прошли новогодние корпоративы в местных компаниях.

Креативный класс: топ-10 модных мест и событий с хештегом #Омск2017

Креативный класс: топ-10 модных мест и событий с хештегом #Омск2017

Второй год подряд «Класс» выбирает десять самых ярких ивентов и заведений, за которые рублем, временем и лайком голосовали хипстеры в 2017 году.

Слова 2017 года: что узнали омичиИнфографика

Слова 2017 года: что узнали омичи

Вашему вниманию — 15 слов, о существовании или значении которых омичи не догадывались до 2017 года. Сегодня все они прописались в нашем лексиконе. Просим ознакомиться, чтобы не оставаться за бортом корабля ...

Самые живые омские фотографии 2017 года: кадры, которые стоит увидеть снова

Самые живые омские фотографии 2017 года: кадры, которые стоит увидеть снова

«Новый Омск» пересмотрел все свои (и не только свои) снимки за год и собрал альбом из самых любопытных, эмоциональных и красноречивых фотографий.

Горы, коты, Gucci: как встретили Новый год успешные и известные омичи

Горы, коты, Gucci: как встретили Новый год успешные и известные омичи

В какой части земного шара входили в 18-ый год представители местного бизнеса, культуры и сферы моды?

Омский календарь на прошлый год: главные события последних 12 месяцев

Омский календарь на прошлый год: главные события последних 12 месяцев

«Новый Омск» заново пережил 2017-ый и выбрал самое важное. Если бы у региона была кожа, в подборке оказались бы следы рваных ран, шрамы от операций и любимые татуировки.