Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Новый Омск

28 мая 2017 19.13

Алексей Ложкин: «Отдав равное число голосов за Куприянова и Ерошевича, комиссия уравняла последнего с министром»

Депутат Омского городского совета и член комиссии по выборам мэра Омска Алексей Ложкин откровенно рассказал про то, как «выбирали» мэра нашего города и попытался дать ответы на два вечных вопроса: «кто виноват?» и «что делать?»

Александр Румянцев

Давайте, Алексей, начнем с самого начала и вспомним, как принималось знаменитое 512-е решение Омского совета, которое, собственно, и регламентирует избрание мэра Омска?

— 512-е решение было принято 15 февраля без всяких доработок, поправок.

А кто его разрабатывал?

— Наше правовое управление.

А были какие-то другие проекты? Было ли обсуждение?

— Его пытались обсуждать, даже вносились предложения о корректировке проекта, но ничего не было принято. Горсовет проголосовал за тот вариант, что был внесен. Так вот по этому решению были рассчитаны этапы: первый, второй, третий.

Как они выглядели эти этапы по срокам?

— Первый этап с 14 марта по 4 апреля — это прием заявлений и пакетов документов. Второй — с 6 апреля мы рассматривали пакет документов, предоставленные кандидатами, ждали, пока они донесут недостающие документы. Если я верно помню, в итоге Юрий Пичугин так и не смог донести справку из полиции об отсутствии непогашенной судимости, он ее заказал, но не успел получить. Еще Константин Исупов не подписал разрешение на обработку персональных данных.

Да, это очевидная претензия к срокам по 512-му решению, ведь с 14 марта, если заказывать справку, которая делается до 30 дней, ее можно просто не успеть получить к 7 апреля. По этой причине заказывать надо было заранее. А кто мог это знать?

— Только тот, кто готовил и проталкивал это решение, которое, очевидно, подготовлено под одного конкретного человека, в данном конкретном случае Гребенщикова. Ни о каких выборах тут речи не идет в принципе. Планомерно мы должны были утвердить одну конкретную кандидатуру. Вторая должна быть технической.

Сенсационно, Алексей! Но давайте закончим с этапами

— 10 апреля мы сформировали окончательный список кандидатов, 17 человек. Потом один из кандидатов, Гребенщиков, отказался в связи с болезнью, остальные вышли на т. н. «собеседование» — это и есть третий этап, он прошел 14 апреля, когда мы с 9 до 14 занимались, можно сказать, ерундой. Дело в том, что после собеседования восемь членов конкурсной комиссии абсолютно идентично проголосовали за двух кандидатов: Ерошевича и Куприянова. Это просто нонсенс, такого не могло быть при свободном изъявлении своей воли членами комиссии. Очевидно, что имела место договоренность.

А кто эти восемь человек, Алексей?

— Шесть членов комиссии от губернатора, глава фракции «Единой России» в Горсовете Чираков и почетный гражданин г. Омска Новиков.

А вы там открыто голосовали?

— Нет, но подсчет шел открыто. Парадокс в том, что среди претендентов были более интересные кандидаты. Почему все шесть «губернаторских» голосуют дружно только за одного и второго?

Уверен, Алексей, специалисты-математики, если бы рассчитали вероятность такого, безусловно, абсолютно случайного исхода, были бы просто посрамлены.

— Да, очевидно, что все это было целенаправленно, для того чтобы в Горсовет случайно не попали не те кандидаты, тот же Игорь Антропенко.

А как голосовали остальные члены комиссии (каждый мог голосовать максимум за двух кандидатов)?

— Якуш проголосовал за Антропенко и Рыбакова, Матвеенко проголосовала за одного Антропенко, Михайленко ни за кого не проголосовал, я проголосовал за всех, таким образом наши с Михайленко бюллетени были признаны недействительными.

Действительно, Алексей, странно, что не прошел Игорь Антропенко?

— Боялись, чтобы случайно за него не проголосовал Горсовет. «Единая Россия» ведь и тут все сделала для того, чтобы члены ее фракции были лишены возможности для маневра, проголосовав за открытое голосование при избрании мэра. Теперь депутаты от «Единой России» не могли голосовать никак иначе, кроме как за нужную кандидатуру. Я как раз настаивал на закрытом голосовании, но предложение не прошло, хотя, я точно знаю, что некоторые единороссы могли в случае закрытого голосования совершить немыслимое и проголосовать против линии партии.

Да, у многих есть неверное представление, что, мол, только открытое голосование — это демократия. Наоборот, для свободы выбора лучше подходит голосование тайное, собственно, так везде в мире и голосуют.

— Именно так. Поэтому власть застраховалась полностью, как ей казалось, от любых неожиданностей, чтобы никто не мог сделать шаг в сторону. Для принятия решения нужен 21 голос, а у нас 22 единороса в Горсовете.

Понятно. Я лично, когда снялся Гребенщиков, сразу написал, что мэра у нас не будет. У вас было такое же ощущение?

— Да, конечно. Я даже начал вести работу, чтобы проголосовать за Ерошевича, потому этот фарс и цирк, откровенно, уже вышел за разумные границы.

А почему, по-вашему, снялся Ерошевич? Вроде иди до конца, все же отлично, снимаются один за одним «тяжеловесы»?

— Он мне не говорил, не знаю. Сейчас он заявился на праймериз, хочет попасть в Горсовет. Я, кстати, по всем этим «отказникам» внес предложение, чтобы запретить им возможность повторного выдвижения. Еще я предлагал допустить до Горсовета всех кандидатов, кто получил поддержку хотя бы двух членов комиссии. Их было бы максимум 12, а реально от 4 до 6. После я предлагал в два тура избрать мэра депутатами.

Предложения хорошие. Однозначно, было бы и выбора больше и легитимность выше. А так, получается, члены комиссии из числа тех восьми, кто голосовал за Куприянова и Ерошевича проявили безответственность, выбрав навязанных и указанных им кандидатов.

— Да, эти люди показали, что они, увы, несвободны в своем выборе, это очевидно, показали, что выборы мэра Омска заказные. Причем ну настолько явно, ведь Ерошевичу могли и семь голосов отдать, и шесть. Нет, восемь — за Куприянова и те же самые восемь — за Ерошевича! Ерошевича уравняли с министром (Смеется.). По идее, комиссия нам сказала: нет разницы между Куприяновым и Ерошевичем. Вот так комиссия нашла нового министра труда и соцразвития.

Готовая смена?

— Да, не нужно никого искать. Тем более, что там сейчас много пенсионеров, больных, все уходят. А у нас уже готовый министр.

Хорошо, Алексей, что должно было быть дальше? Предусмотрен ли 512-м решением дальнейший порядок? Этакий второй заход?

— Горсовет принял решение, что выборы мэра не состоялись, 19 апреля. И согласно 512-му решению, в течение 20 дней комиссия должна была собраться снова и назначить даты второго конкурса, т. е. крайний срок заседания комиссии был 10 мая. Я просил заранее проект решения, мне сказали, мол, ничего нет, все будем решать 10 числа. Когда началось заседание 10 мая, в повестке по выбору мэра города Омска было всего два предложения. Первое от Тодорова — о переносе на 14 июня заседания о назначении конкурса. Второе от меня —о завершении первого этапа нового конкурса 2 октября 2017 года.

Это не было нарушением 512-го решения?

— Нет, комиссия может назначить любой срок.

А почему получилось 512-е решение таким непроработанным? Ведь Заксобрание приняло новый порядок еще в 2015 году. Было известно, что в июне 2017-го мэр Омска заканчивает полномочия. Вроде куча времени, чтобы без суеты, планово, выработать и принять важнейшее для Омска решение. Там у вас в Горсовете никто не был в набат?

—  Неоднократно поднимался этот вопрос. Нам председатель и замы говорили, мол, не волнуйтесь, все будет.

Хорошо, вот прошло 10 мая, дата, когда комиссия должна была назначить второй конкурс, но не назначила. Или что там произошло?

— 10 мая нас собралось 11 членов комиссии, Бережной был на работе или в отпуске, не знаю точно.

Странно, что люди прогуливают заседания…

— Так ведь никто не знал, что комиссии придется в мае собираться. Все же было рассчитано на одноразовый заход. Так вот 10 из 11 проголосовали за перенос заседания на 14 июня, против был лишь я, потому что это нарушение 512-го решения. Комиссия была обязана 10 мая назначить даты нового (второго) конкурса.

Что говорит 512-е решение о таком случае? Кто должен поправить комиссию?

— Написано, что если комиссия не может назначить дату выборов, это за нее должен сделать Омский городской совет. Срок не указан, но, по идее, это должно было быть ближайшее заседание Горсовета, 17 мая.

Этот вопрос был в повестке?

— Нет. Его даже не поднимали.

А теперь если все же комиссия 14 июня назначит дату конкурса?

— Это тоже будет нарушением, дату теперь может назвать только Горсовет, заседание которого, кстати, будет тоже 14 июня. Но многие в Горсовете считают, что комиссия еще вправе назначить новый конкурс. Может ли это привести к новым судебным разбирательствам, время покажет.

А зачем, по-вашему, теперь вместо галопа началась вот эта тянучка?

— С кандидатом в мэры. Власть его ищет. Помните, губернатор говорил, что он в Москве согласовывает кандидатов? Нас, депутатов, это тогда страшно оскорбило, ведь тогда непонятно, зачем нужен городской парламент. И ведь что удивительно, кандидаты-то есть. И не только омичи. После программы Урганта нам звонили в Горсовет со всей страны, спрашивали, какие документы, куда и когда подавать.

Ничего себе…

— Любой гражданин России может быть мэром, обладающий пассивным избирательным правом.

А вот новые кандидаты, не слышали про них? Звучат фамилии Федотова, Триппеля, Асташова…

— Про Федотова — нет, про Триппеля — да, начали опять говорить, хотя он уже отказывался, про Асташова давно говорят.

Почему, по-вашему, власть не поменяла правила игры? Ведь провалились, опозорились. Казалось бы, надо все поменять. Была кулуарность — надо уйти от нее. Вот Игорь Зуга предложил всем желающим поучаствовать в опросе на предмет реального рейтинга поддержки среди населения Омска. Хотел вообще сделать праймериз на мэра, совместив в праймериз «Единой России» на Горсовет, но партия отказала.

— Опрос — это неплохо. Другое дело, кто попадет в список этого опроса?

Да кто хочет, любой может попасть.

— Это хорошо. Ну а дальше? Ведь пока не поправлено 512-е решение, ни один нормальный человек заявляться в комиссию не будет, потому что там эти восемь человек опять проголосуют, как нужно. Представьте, умный талантливый руководитель заявляется. Потом приходит на собеседование и получает ноль голосов. Ерошевич — восемь голосов, а он —ноль. Это же удар по репутации. Теперь всегда будут сравнивать, кто сколько голосов набрал на выборах мэра, и планка сегодня поднята до восьми голосов. Вот и думай, захочет ли будущий мэр сравняться с Ерошевичем или ему нужно теперь девять голосов из 12?

Так что делать, возвращаться к прямым выборам?

— Почему нет, это нормальный вариант. Причем решать это должны сами омичи на референдуме. Власть обязана слушать простых омичей, а не принимать кулуарные решения. Только тогда у нас будет нормальный мэр и нормальная власть.

Самое актуальное в рубрике: Политика

Больше интересного в жанре: Новости

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 4):

киви
выразить недоверие комиссии и полностью переизбрать.
29 мая, 16:59 | Ответить
Игорь Федоров
Увы, только самоотвод возможен. По 512 решению один состав комиссии работает до победного
29 мая, 19:10 | Ответить
киви
Разумеется, возвращаться к прямым выборам мэра. Раз не получилось с назначенным. Ничего в этом страшного. А вот согласовывать кандидатуру мэра с Москвой - демонстрация вопиющей несамостоятельности и безпомощности. Мы не стратегический регион, чтобы о нас в верхах думали.
29 мая, 12:27 | Ответить
Игорь Федоров
Но у нас этот мэр будет точно выбираться комиссией и гс. Что делать сейчас?
29 мая, 12:43 | Ответить