Новый Омск

29 мая 2017 16.55Интервью

Если мы не создадим метро в Омске, то будем жить в деревне — Олег Шишов

На прошлой неделе появилась информация о том, что главы Омска, Красноярска и Челябинская собираются написать коллективное обращение к федеральному правительству с просьбой выделения финансирования для окончания строительства местных метрополитенов.

Если мы не создадим метро в Омске, то будем жить в деревне — Олег Шишов

Вадим Харламов

«Новому Омску» ситуацию с омским метро в очередной раз согласился прокомментировать бывший гендиректор НПО «Мостовик» Олег Шишов.

Олег Владимирович, тема строительства метрополитена для Омской области — одна из болезненных и чувствительных. Вы по-прежнему считаете, что городу в условиях всеобщего экономического кризиса нужно метро?

— Решение о необходимости строительства метрополитена как городского вида транспорта было принято еще в 70-е годы. Советское руководство понимало, что развитие города без этого вида транспорта зайдет в тупик. После перестройки темпы движения наземного транспорта увеличились в разы. В истории с омским метрополитеном произошло несколько трагедий из-за вмешательства политиков и популистов, не понимающих, что делают. Где-то в начале 80-х было предложено построить скоростной трамвай. Я знаю этих людей и их имена. Якобы, это будет дешевле. В пример приводили город Волгоград. Там начали строить скоростной трамвай, а когда построили, поняли, что он не справляется со своей функцией. Когда у нас проанализировали, то вышло, что стоимость его даже в том советском варианте точно была не дешевле и не решала проблем. Тогда у нас снова обратились к руководству, но в правительстве сказали, что деньги уже перебросили на Челябинск. И они единственные, кто успели ввести первую линию метро до перестройки. И сегодня там, как и в Новосибирске, и Москве, не видят свою жизнь без метрополитена. Если в Москве не было метрополитена, вы представляете, что там было бы.

 А город еще может справляться без метро?

— Если мы говорим о развитии мегаполиса, то без развития подземного транспорта движение вперед невозможно. В данном случае мы практически исчерпали, хотя еще можно за счет чего-то увеличить на 10% пропускную способность улично-дорожной сети, но это не то, что требуется для развития мегаполиса.

Хотел бы сказать еще о другом. Все советские метрополитены начинали и реализовывали с большим участием государства. Надо было создать метрополитеновский комплекс, привлечь специалистов, дать им жилье. Если начинали строить в Новосибирске или Алма-Ате, то свозили людей из Ленинграда, Киева, Москвы. Давали им какое-то жилье, деньги, и после этого все стартовало. У нас в Омске все это сделал «Мостовик». Мы выполнили функции генпроектировщика и генподрядчика. Для нас метро, как и набережная, Успенский собор и многие другие объекты, оказалось убыточным. Хотя многие сейчас популисты могут сказать, что я как председатель финансово-бюджетного комитета (Заксобрания) использовал свое положение. Земля не терпит пустоты, поэтому мы вынуждены были держать под землей людей, откачивать воду. Мы строили потихоньку. Но самое главное — мы оснастили наш объект современным оборудованием и привлекли лучшие кадры, в том числе и из других регионов. Дали им жилье за счет ресурсов «Мостовика».

Скажите, вы по-прежнему считаете актуальным проект инновационного метро?

— Когда мы начали проектировать омский метрополитен, мы поняли, что советский проект устарел. Конечно, московское метро красиво. Но в мире появились современные, инновационные технологии. Первые частные линии сделали в Корее. Метро там полностью автоматизированное, поэтому оно дешевле в эксплуатации. Тогда мы собрали весь самый передовой опыт, для того чтобы создать в Омске не просто метро, а чтобы оно было намного эффективнее советского и значительно дешевле. Но мы же должны соответствовать нормам. Для этого мы впервые в России разработали новые нормы и назвали их «спецтехусловиями», которые с большим обсуждением ученых были в итоге приняты. По нашему опыту, используя наши знания и растащив наших специалистов, сейчас и другие города пытаются перейти на эту схему.

Какие вы видите издержки отсутствия в городе-миллионнике своего метрополитена?

— Если мы не создадим параллельное, не пересекающееся с наземным транспортом метро, то будем жить в деревне. Конечно, без аэропорта (Федоровка. — Прим. автора), метро, можно отказаться и от дорог, например, будем пешком ходить, то тогда можем превратиться в какой-нибудь райцентр Тюменской области. Это одно направление. Другой вектор движения — это развивать реальный сектор экономики, науку, стать не только российским, но и международным центром каких-то технологий. Метрополитен, как ни странно, в этой связке. Потому что, строя и развивая город, мы повышаем благосостояние всех омичей. Все взаимосвязано.

Как быстро можно расконсервировать омское метро и во сколько это обойдется бюджету?

— Я не знаю, как было законсервировано. Но, сидя за решеткой, я получал записки от разных людей, которые сообщали, что там вывозят те или иные конструкции. Здесь нужно проводить анализ. Вообще, нормальная расконсервация не потребует больших затрат на возобновление строительства.

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 27):

Игорь Федоров
Кстати, Шишов на полном серьезе сравнивает, например, Омск 70-х с деревней. Это нормально, как вы думаете?
02 июня, 10:20 | Ответить
Sieger
Прочитал бред про Челябинск. Шишов вообще понимает о чем говорит? В Челябинске нет и не было метро, как и у нас.
30 мая, 16:24 | Ответить
гость
Строиться с 1992 года. Википедия вам в помощь.
09 сентября, 01:43 | Ответить
1
По большому счету подземное метро в Омске жизенно необходимо только для прохода через центральные районы. В остальных районах и тем более на окраинах можно обойтись наземными изолированными путями.
30 мая, 14:50 | Ответить
1
Конечно, это потребует строительства дополнительных путепроводов и тоннелей. Но что-то подсказывает, что строительство путепровода обходится в разы дешевле прокладки тоннелей метро.
30 мая, 14:57 | Ответить
Папа Леня
Эх мечты, вот построим метро, пару небоскребов и сразу Омск затмит собой Нью-Йорк.
30 мая, 11:42 | Ответить
1
Васюки станут Новой Москвой, а Москва - Старыми Васюками!
30 мая, 14:51 | Ответить
Иванович
Олежек! ДОООЛЖОООК!
30 мая, 11:02 | Ответить
Мужичок
Уж лучше жить в деревне, чем в колонии-поселении...
30 мая, 09:03 | Ответить
Игорь Федоров
Кто-нибудь уже расскажите Шишову, что в Челябинске нет и не было метро никогда. Скажите ему, что в 80-е никто деньги не перебрасывал. Скажите ему, что именно в генплане 1970-го года в Омске был запланирован тот самый скоростной трамвай.
29 мая, 20:10 | Ответить
mostmaster
В челябинске метро строится, если чего то не знаешь то лучше спроси а не нагло утверждай.
30 мая, 03:28 | Ответить
Игорь Федоров
Почитай текст, придурок
30 мая, 08:40 | Ответить
мастер
главный новый бич страны - это высокомотивированные низкоквалифицированные люди. это про тебя, Игореш
30 мая, 12:50 | Ответить
Игорь Федоров
Еще одно тро-ло-ло ))) Давайте, давайте, нагоняйте просмотров заметке. Ни на что более путнее, увы, вы не годитесь
30 мая, 13:00 | Ответить
1
Игорь Федоров, дайте ссылочку, пожалуйста. Откуда такая информация?
30 мая, 14:54 | Ответить
Игорь Федоров
1
На что ссылку?
30 мая, 18:54 | Ответить
1
> Скажите ему, что именно в генплане 1970-го года в Омске был запланирован тот самый скоростной трамвай.

Вот конкретно на это.
01 июня, 13:47 | Ответить
Игорь Федоров
Постановление совмина рсфср #139 от 3 марта лежит в свбодном доступе. Ищите и обрящете. Только неясно, зачем вам это? Вы не верите, что Омску прописали скоростной трамвай?
02 июня, 00:45 | Ответить
Игорь Федоров
Пункт 18, если совсем конкретно
02 июня, 00:49 | Ответить
1
А чего скромняша такой? Уж дали бы сразу ссылку на свой блог)
03 июня, 01:42 | Ответить
Игорь Федоров
тут ссылки не проходят, единяшка
03 июня, 17:17 | Ответить
1
А какая существенная разница между мктро и скоростным трамваем? Если это не по Волгоградскому типу, где трамвай едет как дрезина, стоит на перекрестках и пропускает пешеходов, то почему бы нет? И еще непонятно как подземный трамвай обходится дешевле подземногл метро.
03 июня, 23:36 | Ответить
Игорь Федоров
Разница в том, что метро - полностью внеуличная система от. А скоростной трамвай - частично. Отсюда намного меньшая стоимость такой системы. Да, в Омске должно было быть по типу Волгограда. Там не стали мозги крутить и построили то, что было в генплане. Наши же мозговеды доигрались до .. ну сами видите. И Шишов этом виноват тоже
07 июня, 13:29 | Ответить
Читатель
Этот человек метит в мэры. По одним комментариям видны его кругозор и чувство такта.
30 мая, 10:04 | Ответить
Игорь Федоров
Вы c анонимными тролями дискуссии ведете?
30 мая, 12:59 | Ответить
чтец
слушай федоров, когда уже ты зароешь свой рот, как же ты всем в этом городе надоел,кроме глупостей и кружения околосплетен ничего путнего никогда не писал! СПЛЕТНИК ТЫ.со всех больших букв!
01 июня, 12:12 | Ответить
Игорь Федоров
О, да, больше капса, больше троллей!
02 июня, 00:39 | Ответить
«Пьяные» в театре: премьера в «Пятом»Фото

«Пьяные» в театре: премьера в «Пятом»

Рецензия на спектакль петербургского режиссера по пьесе Ивана Вырыпаева.

Из Омска в московские элиты: в престижной школе «Летово» можно учиться бесплатно

Из Омска в московские элиты: в престижной школе «Летово» можно учиться бесплатно

Но здесь ждут только способных учеников, которых не приходится заставлять делать уроки.

Календарь

Преображение: точка, точка, запятая

Преображение: точка, точка, запятая

Итоги «Преображения» Марины Хариби и Андрея Маслова.

Николай Марченко, шеф-редактор «Формулы русской революции. 1917»: «Смена власти в Омске — история верховных директорий»

Николай Марченко, шеф-редактор «Формулы русской революции. 1917»: «Смена власти в Омске — история верховных директорий»

Третий день в Омске идут съемки документального сериала об Октябрьской революции. «Класс» побывал на площадке и пообщался с шеф-редактором.

Сергей Сочивко: «Женские трусы прибивают гвоздями к стене, и это у них считается искусством»Фото

Сергей Сочивко: «Женские трусы прибивают гвоздями к стене, и это у них считается искусством»

Художник Сергей Сочивко пообщался с редактором «Нового Омска» и рассказал о картинах для Владимира Путина и Наины Ельциной, а также почему в Екатеринбурге его ценят больше, чем в Омске.

История любви на фоне омского неба

История любви на фоне омского неба

Гости проекта «За подарками» провели романтический вечер в омском планетарии.

Омская «Тургениана»: новый театральный сезон в «Галерке»

Омская «Тургениана»: новый театральный сезон в «Галерке»

Зрителям представили консервативную «Провинциалку».

Преображение: три Look

Преображение: три Look'a для Марины Хариби

Осенние, глубокие, стильные образы от «Итальянского стиля» и Ирины Бумагиной.

Что, где и когда  послушать в Омске меломанам

Что, где и когда послушать в Омске меломанам

Рассказываем о будущих концертах и выступлениях.

Из прошлого в будущее: 10 любопытных фактов о мостах Омска

Из прошлого в будущее: 10 любопытных фактов о мостах Омска

Коротко о девяти реальных и одном мосте-призраке.

Время зонтов в Омске: поэтический опен-эйр к открытию театрального сезонаФото

Время зонтов в Омске: поэтический опен-эйр к открытию театрального сезона

Лицейский театр открыл 24-й сезон лаундж-проектом «Раскроем зонт — откроем сезон».

«Алые паруса» под Deep Purple: премьера спектакля в Омске

«Алые паруса» под Deep Purple: премьера спектакля в Омске

13 сентября в «Арлекине» омскому зрителю представили спектакль по пьесе современного драматурга из Красноярска Александра Хромова.

Омск прогрессивный: 10 креативных идей от коммунальщиков и дорожников

Омск прогрессивный: 10 креативных идей от коммунальщиков и дорожников

Потому что столбы посреди дороги и снег, который кочует с дорог на тротуары и обратно, — это не работа спустя рукава, это нововведения.