Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Новый Омск

29 мая 2017 16.55

Если мы не создадим метро в Омске, то будем жить в деревне — Олег Шишов

На прошлой неделе появилась информация о том, что главы Омска, Красноярска и Челябинская собираются написать коллективное обращение к федеральному правительству с просьбой выделения финансирования для окончания строительства местных метрополитенов.

Вадим Харламов

«Новому Омску» ситуацию с омским метро в очередной раз согласился прокомментировать бывший гендиректор НПО «Мостовик» Олег Шишов.

Олег Владимирович, тема строительства метрополитена для Омской области — одна из болезненных и чувствительных. Вы по-прежнему считаете, что городу в условиях всеобщего экономического кризиса нужно метро?

— Решение о необходимости строительства метрополитена как городского вида транспорта было принято еще в 70-е годы. Советское руководство понимало, что развитие города без этого вида транспорта зайдет в тупик. После перестройки темпы движения наземного транспорта увеличились в разы. В истории с омским метрополитеном произошло несколько трагедий из-за вмешательства политиков и популистов, не понимающих, что делают. Где-то в начале 80-х было предложено построить скоростной трамвай. Я знаю этих людей и их имена. Якобы, это будет дешевле. В пример приводили город Волгоград. Там начали строить скоростной трамвай, а когда построили, поняли, что он не справляется со своей функцией. Когда у нас проанализировали, то вышло, что стоимость его даже в том советском варианте точно была не дешевле и не решала проблем. Тогда у нас снова обратились к руководству, но в правительстве сказали, что деньги уже перебросили на Челябинск. И они единственные, кто успели ввести первую линию метро до перестройки. И сегодня там, как и в Новосибирске, и Москве, не видят свою жизнь без метрополитена. Если в Москве не было метрополитена, вы представляете, что там было бы.

 А город еще может справляться без метро?

— Если мы говорим о развитии мегаполиса, то без развития подземного транспорта движение вперед невозможно. В данном случае мы практически исчерпали, хотя еще можно за счет чего-то увеличить на 10% пропускную способность улично-дорожной сети, но это не то, что требуется для развития мегаполиса.

Хотел бы сказать еще о другом. Все советские метрополитены начинали и реализовывали с большим участием государства. Надо было создать метрополитеновский комплекс, привлечь специалистов, дать им жилье. Если начинали строить в Новосибирске или Алма-Ате, то свозили людей из Ленинграда, Киева, Москвы. Давали им какое-то жилье, деньги, и после этого все стартовало. У нас в Омске все это сделал «Мостовик». Мы выполнили функции генпроектировщика и генподрядчика. Для нас метро, как и набережная, Успенский собор и многие другие объекты, оказалось убыточным. Хотя многие сейчас популисты могут сказать, что я как председатель финансово-бюджетного комитета (Заксобрания) использовал свое положение. Земля не терпит пустоты, поэтому мы вынуждены были держать под землей людей, откачивать воду. Мы строили потихоньку. Но самое главное — мы оснастили наш объект современным оборудованием и привлекли лучшие кадры, в том числе и из других регионов. Дали им жилье за счет ресурсов «Мостовика».

Скажите, вы по-прежнему считаете актуальным проект инновационного метро?

— Когда мы начали проектировать омский метрополитен, мы поняли, что советский проект устарел. Конечно, московское метро красиво. Но в мире появились современные, инновационные технологии. Первые частные линии сделали в Корее. Метро там полностью автоматизированное, поэтому оно дешевле в эксплуатации. Тогда мы собрали весь самый передовой опыт, для того чтобы создать в Омске не просто метро, а чтобы оно было намного эффективнее советского и значительно дешевле. Но мы же должны соответствовать нормам. Для этого мы впервые в России разработали новые нормы и назвали их «спецтехусловиями», которые с большим обсуждением ученых были в итоге приняты. По нашему опыту, используя наши знания и растащив наших специалистов, сейчас и другие города пытаются перейти на эту схему.

Какие вы видите издержки отсутствия в городе-миллионнике своего метрополитена?

— Если мы не создадим параллельное, не пересекающееся с наземным транспортом метро, то будем жить в деревне. Конечно, без аэропорта (Федоровка. — Прим. автора), метро, можно отказаться и от дорог, например, будем пешком ходить, то тогда можем превратиться в какой-нибудь райцентр Тюменской области. Это одно направление. Другой вектор движения — это развивать реальный сектор экономики, науку, стать не только российским, но и международным центром каких-то технологий. Метрополитен, как ни странно, в этой связке. Потому что, строя и развивая город, мы повышаем благосостояние всех омичей. Все взаимосвязано.

Как быстро можно расконсервировать омское метро и во сколько это обойдется бюджету?

— Я не знаю, как было законсервировано. Но, сидя за решеткой, я получал записки от разных людей, которые сообщали, что там вывозят те или иные конструкции. Здесь нужно проводить анализ. Вообще, нормальная расконсервация не потребует больших затрат на возобновление строительства.

Самое актуальное в рубрике: Город

Больше интересного в жанре: Интервью

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 27):

Игорь Федоров
Кстати, Шишов на полном серьезе сравнивает, например, Омск 70-х с деревней. Это нормально, как вы думаете?
02 июня, 10:20 | Ответить
Sieger
Прочитал бред про Челябинск. Шишов вообще понимает о чем говорит? В Челябинске нет и не было метро, как и у нас.
30 мая, 16:24 | Ответить
гость
Строиться с 1992 года. Википедия вам в помощь.
09 сентября, 01:43 | Ответить
1
По большому счету подземное метро в Омске жизенно необходимо только для прохода через центральные районы. В остальных районах и тем более на окраинах можно обойтись наземными изолированными путями.
30 мая, 14:50 | Ответить
1
Конечно, это потребует строительства дополнительных путепроводов и тоннелей. Но что-то подсказывает, что строительство путепровода обходится в разы дешевле прокладки тоннелей метро.
30 мая, 14:57 | Ответить
Папа Леня
Эх мечты, вот построим метро, пару небоскребов и сразу Омск затмит собой Нью-Йорк.
30 мая, 11:42 | Ответить
1
Васюки станут Новой Москвой, а Москва - Старыми Васюками!
30 мая, 14:51 | Ответить
Иванович
Олежек! ДОООЛЖОООК!
30 мая, 11:02 | Ответить
Мужичок
Уж лучше жить в деревне, чем в колонии-поселении...
30 мая, 09:03 | Ответить
Игорь Федоров
Кто-нибудь уже расскажите Шишову, что в Челябинске нет и не было метро никогда. Скажите ему, что в 80-е никто деньги не перебрасывал. Скажите ему, что именно в генплане 1970-го года в Омске был запланирован тот самый скоростной трамвай.
29 мая, 20:10 | Ответить
mostmaster
В челябинске метро строится, если чего то не знаешь то лучше спроси а не нагло утверждай.
30 мая, 03:28 | Ответить
Игорь Федоров
Почитай текст, придурок
30 мая, 08:40 | Ответить
мастер
главный новый бич страны - это высокомотивированные низкоквалифицированные люди. это про тебя, Игореш
30 мая, 12:50 | Ответить
Игорь Федоров
Еще одно тро-ло-ло ))) Давайте, давайте, нагоняйте просмотров заметке. Ни на что более путнее, увы, вы не годитесь
30 мая, 13:00 | Ответить
1
Игорь Федоров, дайте ссылочку, пожалуйста. Откуда такая информация?
30 мая, 14:54 | Ответить
Игорь Федоров
1
На что ссылку?
30 мая, 18:54 | Ответить
1
> Скажите ему, что именно в генплане 1970-го года в Омске был запланирован тот самый скоростной трамвай.

Вот конкретно на это.
01 июня, 13:47 | Ответить
Игорь Федоров
Постановление совмина рсфср #139 от 3 марта лежит в свбодном доступе. Ищите и обрящете. Только неясно, зачем вам это? Вы не верите, что Омску прописали скоростной трамвай?
02 июня, 00:45 | Ответить
Игорь Федоров
Пункт 18, если совсем конкретно
02 июня, 00:49 | Ответить
1
А чего скромняша такой? Уж дали бы сразу ссылку на свой блог)
03 июня, 01:42 | Ответить
Игорь Федоров
тут ссылки не проходят, единяшка
03 июня, 17:17 | Ответить
1
А какая существенная разница между мктро и скоростным трамваем? Если это не по Волгоградскому типу, где трамвай едет как дрезина, стоит на перекрестках и пропускает пешеходов, то почему бы нет? И еще непонятно как подземный трамвай обходится дешевле подземногл метро.
03 июня, 23:36 | Ответить
Игорь Федоров
Разница в том, что метро - полностью внеуличная система от. А скоростной трамвай - частично. Отсюда намного меньшая стоимость такой системы. Да, в Омске должно было быть по типу Волгограда. Там не стали мозги крутить и построили то, что было в генплане. Наши же мозговеды доигрались до .. ну сами видите. И Шишов этом виноват тоже
07 июня, 13:29 | Ответить
Читатель
Этот человек метит в мэры. По одним комментариям видны его кругозор и чувство такта.
30 мая, 10:04 | Ответить
Игорь Федоров
Вы c анонимными тролями дискуссии ведете?
30 мая, 12:59 | Ответить
чтец
слушай федоров, когда уже ты зароешь свой рот, как же ты всем в этом городе надоел,кроме глупостей и кружения околосплетен ничего путнего никогда не писал! СПЛЕТНИК ТЫ.со всех больших букв!
01 июня, 12:12 | Ответить
Игорь Федоров
О, да, больше капса, больше троллей!
02 июня, 00:39 | Ответить