Школа и журналистика: Системный редактор и буйный зам

В прошлом выпуске рубрики «Школа и Журналистика» мы остановились на домашнем задании. Дети, шмыгая носом, отправились писать «Новость, которой не может быть».

Школа и журналистика: Системный редактор и буйный зам

Расчет был прост: это как в шахматной задачке Пенроуза — главное придумать неординарный способ решения, а ответ вторичен.

За пять минут до дедлайна (а на работу давалась неделя) в мою социальную сеть стали поступать смысловые эксперименты, на основе которых мне нужно было выявить лидеров. Рассмотреть в буквах ответственность, кругозор, глубину, дисциплинированность, склонность к лени и т. д. Риск ошибиться был высок, поэтому я внимательно прочитал все опусы.

Выдержки приведу ниже и, надеюсь, не оскорблю чувства взрослых и детей своими ироничными комментариями. Знайте, что мои оценки в первую очередь самоироничные, поскольку едва ли я сам справился бы с такой задачей в их годы. Лишь исчесался бы весь.

Итак, мальчик Макс создал текстовое полотно в стиле Сальвадора Дали, называлось оно «Странные действия на Северном полюсе». «В Австралии с самой ночи творились веселые происшествия. Тучи светили весь день, а из солнца лили разные газированные напитки, прямо как из ведра. И из-за этого на юге из Тихого моря извергался мед, к которому подлетали миллион дождевых червей и собирали мед, и разносили его по цветкам, превращая в пыль*». Дальше скакали медведи-консультанты, маленькие слоны, домашние люди... И заканчивалось все апокалиптично: «А в Омске все ужасно! На улицах города будет горячий асфальт, но желтые тюльпаны, а помидоры дали взятку школьнику третьего класса, который представился, как дэпээсник, за то что превысили скорость на трамвайном путь».

Что тут скажешь? Эту работу особо глубокой, пожалуй, не назовешь, но техзадание выполнено четко, образно, с юмором и фантазией. Стоит отметить динамику текста — он как воронка затягивает читателя куда-то в бездну, в ад… (трамвай — символ смерти). И вдруг неожиданный покой. «В Москве ничего интересного не произошло за последние восемь лет», — умиротворенно заканчивает автор.

Еще один вариант прислал совсем маленький мальчик Миша. Он не участвовал в наших планерках, но где-то узнал про задание и решил попробовать. Это всего несколько строк — я приведу их полностью. Потому что меня реально растрогал такой чистый детский пафос о тру-журналистике.

«В статье не может быть клеветы и ложной информации. Она не должна быть устаревшая (она будет неинтересна). В новости если это новость о каком нибудь мероприятии не должно быть так, что все подробно рассказано о нем, например, в 12:30 мы будет играть в игру «Жмурки». В 13:00 — в «Догонялки».

Еще одна неплохая попытка раскрыть тему касалась газет, в которых вдруг ожили фотографии, прозрачный намек на фильм «Гарри Поттер». «Мне кажется, что это хороший способ придать газетам актуальность. Ведь сейчас мало кто читает газеты. Это просто неинтересно. А вот если тебе расскажет статью фотография? Это уже заманчиво. Но будет еще лучше, если газета либо автор статьи с радостью обсудит с тобой прочитанный текст».

Сам материал мне показался слишком наивным, но то, что автор Алена чувствует современные тенденции развития медиа — «смерть бумаги» и ставку на интерактив, — это здорово.

«Что же это за новость, которой не может быть? Может, это вовсе не новость, а чьи-то мечты, которые никогда не осуществляться», — лирически начинался очередной лексический бум от Виктории. Но спустя абзац он уже переходил в жесткий, бескомпромиссный позитив: «Так прошу тебя, милый друг, мечтай, твори, живи!» Задание, пожалуй, можно назвать проваленным, но общий романтический тон подкупает. Весна все-таки.

Самую искреннюю работу прислала Даша. «Ежедневно, в течение недели я уделяла немного своего времени на размышление данной темы и представляла, как бы выглядела данная статья. Существование данной статьи маловероятно», — вынесла вердикт девочка. — «В мире каждую минуту происходят различные вещи, что СМИ не могут не заметить какой-либо случай».

Спасибо, Даша, за веру в СМИ. От сердца.

Анечка увлеклась научной фантастикой и написала новость о строительстве телепорта. «Выглядит как обыкновенный холодильник, а в его устройстве разберётся даже ребёнок ! Как утверждают сами создатели , уже в скором времени можно будет приобрести в магазине бытовой техники (ценя пока не установлена)». Этот текст мне понравился. Единственный, где автор взял комментарий у создателей и выяснил подробности о цене. Отдел расследований ждет Аню.

Катя подошла к вопросу системно. Все проанализировав, задалась вопросом — не дурят ли ее — «существует ли «новость, которой не может быть?» Высказала гипотезу: «информации, будучи рассказанной или полученной, она становится новостью». Обратилась к авторитетам: «Мои предположения подтверждает и толковый словарь Ушакова, согласно которому информация — это полученные недавно сведения». И сделала вывод: «таким образом, «новостью, которой не может быть», я смело могу назвать нерассказанную, неполученную весть». И кульминация: «Остается только выпустить мысль из головы и наблюдать за тем, как речь превращает ее в «новость, которая может быть».

Лиза сразу пошла в атаку. «Люди начали через чур сильно волноваться за окружающую среду, стали организовывать различные протесты, дни земли, строить никому ненужные велосипедные дорожки, делать всё что по их мнению спасёт планету, но зачем?»

Я почувствовал ком в горле. Вот же он, недостающий элемент в нашей редакции — бунтарь несогласный. Дальше — больше. «Народ наивно полагает, что ему нужно спасать планету, что он её испортил и во всём виноват,а теперь резко взялся за ум и принялся за роботу. Учитывая, что Земля примерно в 10 миллионов раз старше периода распада подгузника, для неё это время, сравнимо с тем, которое человек тратит на то, чтобы чихнуть».

О, какая метафоричность!

«Итак, по поводу новости которой не может быть. Единственное, во что человек не может поверить, это в то, что помогать нужно не земле, а самим себе. Все ринулись организовывать компании защиты редких видов животных, спешат их спасти, ведь люди такие плохие и ужасные обрекли их на истребление, но черт возьми, какая разница на эти редкие виды? Люди явно разочарованы, они не могут больше себя контролировать, разучились верить в себя, по этому решили пойти по более лёгкому пути и помочь братьям своим меньшим. В день вымирает 25 видов животных и организмов,и это без помощи людей, так кой смысл браться за их спасение, если мы, как вид, вымираем намного быстрее?»

Я был в восторге. Удастся ли нам обуздать эту рвущуюся в мир творческую страсть, протест и отрицание? Амбициозная задача.

Короче, назначил я главным редактором системную Катю, а ее замом оппозиционную Лизу. Гремучая смесь. Что из этого вышло, читайте в следующем выпуске.

 

*(Орфография и пунктуация авторов сохранена для истории).

Добавить комментарий
Александр Горлов, фронтмен PalmLine: «Нужно иметь шило в заднице. Очень помогает»

Александр Горлов, фронтмен PalmLine: «Нужно иметь шило в заднице. Очень помогает»

Омская банда, играющая альтернативный рок, рассказала «Классу» о местной сцене, конкуренции между музыкантами и объяснила, чем английский язык лучше русского.

Предновогодний культпросвет: 5 событий до конца года

Предновогодний культпросвет: 5 событий до конца года

Итоги работы омских художников, ренессанс от «Тарских ворот» и енотовидная собака в паре с гусем — планируем программу на последние недели 2017-го.

Что омичи знают о взятках?

Что омичи знают о взятках?

В минувшие выходные отмечался Международный день борьбы с коррупцией. «Новый Омск» спрашивает у читателей, что они знают об истории возникновения взяточничества, о законных подарках чиновникам и самых ...

Преображение 3.0: золотые люди

Преображение 3.0: золотые люди

Героями третьего, самого праздничного предновогоднего преображения стали омский ювелир Александр Стрельников и фотомодель, блогер, самая узнаваемая златовласка Омска Светлана Машкова.

Дмитрий Борисенков, «Черный обелиск»: «В 80-е тяжелую музыку слушали совсем оголтелые. Казалось, выступаешь для больных»

Дмитрий Борисенков, «Черный обелиск»: «В 80-е тяжелую музыку слушали совсем оголтелые. Казалось, выступаешь для больных»

О поколениях металлистов, пустых залах и выборе в пользу «заезжать в проходные города» — в интервью с фронтменом группы с 30-летней историей.

Горячие камни и жемчужный нейл-крем: как получить в подарок заботу и красоту?

Горячие камни и жемчужный нейл-крем: как получить в подарок заботу и красоту?

Участницы проекта «За подарками» протестировали топовые процедуры в салоне «Аура бьюти».

Море не аргумент: премьера спектакля «Вдох-выдох» в Омске

Море не аргумент: премьера спектакля «Вдох-выдох» в Омске

Острая и злободневная работа Евгения Бабаша о маленьких городах и их детях.

Опасные игры в омской «Галерке»

Опасные игры в омской «Галерке»

Театр представил вниманию зрителей новый спектакль «Игра со смертью» про одноименной пьесе драматурга Аркадия Аверченко. Режиссером постановки выступил Владимир Витько.

Сто лет без одиночества: самые крепкие супружеские ВИП-пары Омска

Сто лет без одиночества: самые крепкие супружеские ВИП-пары Омска

Они вместе со школьной скамьи или студенческой парты. Переживали во время выборных кампаний супругов, ездили с ними в затяжные командировки, поддерживали во время информационных войн, навещали в тюрьме. Как вечно ...

Не пытайтесь покинуть ад: премьера в омской драме

Не пытайтесь покинуть ад: премьера в омской драме

Зрителям представили новый спектакль по по пьесе американского драматурга Теннесси Уильямса.

Из Стамбула с любовью: рецензия на фильм «Город кошек»Видео

Из Стамбула с любовью: рецензия на фильм «Город кошек»

На экраны вышел полнометражный документальный фильм о пушистых хозяевах Стамбула — кошках и людях, чей мир они перевернули. Уверены, эти семь историй покорят ваше сердце.

Тайны кроличьей норы: достоин ли ты примерить ушки Playboy

Тайны кроличьей норы: достоин ли ты примерить ушки Playboy

В день, когда первый номер увидел свет, в память о покинувшем нас Хью Хефнере пройдите тест и убедитесь, что Playboy еще может удивить.

Преображение 2.0: сохранить и подытожить

Преображение 2.0: сохранить и подытожить

Подводим итоги, рассказываем о внутренних и внешних переменах героев и готовимся к третьему этапу проекта.