Деловой Омск

Деловой Омск

06 июня 2017 07.00Спецпроекты

Клуб читающих бизнесменов: чистый олигофрен или удачливый оппортунист?

При обсуждении книги Марка Розина «Стратегия чистого листа. Как перестать планировать и начать делать бизнес» участники Клуба читающих бизнесменов решили, что умеренный оппортунизм в принципе уместен, особенно на этапе становления компании. Главное — с ним не переборщить.

Клуб читающих бизнесменов: чистый олигофрен или удачливый оппортунист?

Фото: МА «Делфи»

В основе книги — сравнение двух противоположных подходов к управлению: стратегического и оппортунистического. К первому автор относит руководителей, проектирующих организацию сверху вниз, начиная от целей и заканчивая исполнителями. Под оппортунистами Розин понимает руководителей, которые при принятии решений опираются на мелкие возможности, вытекающие из конкретных ситуаций, а не на глобальные стратегические цели.

В отличие от стратегов, которым всегда сложно отступиться от заранее обозначенного плана, оппортунисты, вырабатывая стратегию, перестают ей следовать, если видят перспективные возможности, выходящие за ее рамки.

Оппортунизму не все возрасты покорны

Спикером встречи выступила управляющий директор экопарка «Раздолье» Евгения Басова.

«Автор книги говорит, что нет четкого понимания, что стратег — это обязательно хорошо, а оппортунист — это безусловно плохо, — рассказала она. — Все зависит от компании, целей, которые она себе ставит, и ее руководителя. Для стратега очень важны пиар, публичность. Оппортунист ищет возможности для виртуозного маневра. Его главная ориентация — чтобы деньги были всегда, здесь и сейчас. Стратег придерживается централизации, а оппортунист — децентрализации. Для него самое главное — небольшие продуктовые территориальные дивизионы. На них он и концентрирует свое внимание. В управлении работой стратега отличает от оппортуниста то, что он все выстраивает на регламенте и должностях. В компании такого руководителя функции выполняются строго по иерархии. Выполнение общего плана идет снизу вверх. Классическая система наград, поощрений, оклады и премии — все это строго привязано к должности работника. У оппортуниста основная форма реализации работы — это проект».

Как отметила Евгения Басова, Марк Розин явно пропагандирует оппортунистическую направленность.

Далее участники Клуба попытались выяснить, кем являются они — оппортунистами или стратегами.

«Едва я взял в руки книгу, как сразу же записал себя в оппортунисты, — заявил Егор Подворный (компания «Подворный. Репутация»). — По мере прочтения уже начал в этом сомневаться. Но под конец точно определился: я — оппортунист. Особенно на том этапе, когда мы только ищем идеи. Когда же они найдены, наша компания скорее выступает в роли стратега. Я, кстати, не совсем согласен с тем, что оппортунисты могут одинаково эффективно работать в любой сфере. Я, например, вообще не вижу себя в металлургии. В общем, книга интересная, позволяет посмотреть на бизнес-процессы под другим углом. Но в целом я уверен, что подход к управлению напрямую зависит от текущей ситуации в экономике, вида бизнеса и возраста команды».

«Чем она моложе, тем больше в ней признаков оппортунизма?» — уточнила Евгения Климанова («Делфи»).

«Думаю, да, — ответил Подворный. — Поколения Y и Z вообще не любят никаких инструкций. Им нужно объяснить, как делать и зачем это делать. Без этого они вряд ли смогут выполнить работу. Я не уверен, что они могут выжить в условиях стратегического подхода к управлению».

Психолог, тренер и предприниматель Анастасия Полянина заметила, что не стала бы принципиально разводить по разным углам оппортунистов и стратегов. «Оппортунизм — это подход к бизнесу, но не метод управления, — высказалась она. — Если мы хотим, чтобы наш бизнес вышел на серьезный уровень, без стратегии в принципе обойтись невозможно. В 2011 году мы создали в Омске микрофинансовую организацию и стали вторыми на местном рынке. Если бы у нас отсутствовала стратегия, мы бы не смогли выйти в другие города, закрепиться на омском рынке. Оппортунистический подход проявился только в том, что мне понравилась сама идея микрофинансирования и я смогла увидеть за ней будущее. Оппортунизм я вижу именно как реализацию новых идей, не больше».

С Поляниной согласилась fashion-ведущая Александра Денисламова. Она сказала, что считает неверным рассмотрение стратегии и оппортунизма как понятий из разных реальностей. «Я бы назвала это рациональным и иррациональным подходом, — заявила девушка. — Все, что является рациональным, обычно доставляет нам жуткий дискомфорт, мы корим себя за то, что не выполняем планы. Но когда отступаем от них, часто замечаем, что в итоге выполняем кучу дополнительных дел, которые планом не предусматривались. В итоге результат человека, отошедшего от плана, получается выше, чем итог работы того, кто все делает, четко придерживаясь стратегии. Нужно просто ставить перед собой цели и не придумывать сценарий — мы все равно его не выполним».

С мыслью о том, что все россияне ментально являются оппортунистами, слово взяла еще одна участница Клуба: «Мы люди коллективного труда, для нас очень важно иметь друзей. Именно через дружбу мы продвигаем свои проекты. А например, европейцы и американцы — это в первую очередь индивидуалисты».

Случайная прибыль

С ироничной критикой теории разделения управленцев на стратегов и оппортунистов выступил учредитель ООО «Теплолайв» Константин Аверин.

«В наше время очень развит нейминг. Вот пример. Тех, кого раньше называли олигофренами, теперь уважительно именуют альтернативно одаренными людьми, — сказал он. — Человек как был олигофреном, так им и остался, но теперь-то его называют гораздо более приятным на слух термином. Точно так же здесь — ничего более бредового, чем открывать банк под единственного клиента в каком-то малоизвестном моногороде (пример из книги Марка Розина. — Прим. ред.) придумать нельзя. Это не бизнес, это полная хрень!»

«Я знаю одного оппортуниста, который сегодня не пришел на заседание Клуба, — дополнила выступление Аверина госпожа Климанова. — Он тоже совершенно случайно открыл в Донецке свою точку по продаже суши. Причем запустил ее за полгода до «оранжевой революции». Я у него спрашиваю: «А ты вообще читал газеты, смотрел новости? Ну было же понятно, что все к этому идет, как можно было начинать в таких условиях бизнес?» Но для него это вообще не проблема. Он сегодня что-то открыл здесь, завтра закрыл там. У него удачные проекты компенсируют убытки от неудачных, он так и живет».

Климанова назвала предпринимателей этого типа «серийными»: «Они видят какую-то идею, которая им нравится, и тут же открывают новое дело. В итоге в их портфеле набирается несколько бизнесов. Какой-то из них еле теплится, какой-то убыточный, а что-то приносит достойные деньги».

Ресторатор Татьяна Семикина рассказала любопытную историю, наглядно доказывающую то, что на этапе становления компании здоровый оппортунизм иногда бывает полезнее продуманных стратегий.

«Мы начинали свой бизнес в 1992 году. У нас, двух молодых выпускников института, уже было двое маленьких детей, — вспомнила госпожа Семикина. — И тут муж, не сказав мне ни слова, вложил все наши деньги, которые были отложены на покупку квартиры, в помещение магазина, которое он купил на аукционе. Он буквально жил в этом магазине, грозил банкам, что будет у них ночевать, если они не дадут ему кредит. Кредит получил, магазин неплохо заработал, у нас все получилось. Но сколько же было на том этапе ошибок! Мы ничего не знали о бизнес-стратегиях. Все это пришло уже потом».

Также ресторатор отметила, что на каком-то этапе развития они обратились за помощью к консалтинговой компании, которая прописала им план развития. «Некоторые мои сотрудники, увидев инструкции, по которым им предстояло действовать, сказали, что не смогут работать в условиях такой зарегламентированности. Они элементарно не понимали даже сути этих инструкций. Мы прислушались к мнению персонала, поняли, что ни в коем случае нельзя все регламентировать».

«Если люди не хотят и не могут работать по жесткому регламенту, значит, просто надо убрать из стратегии всю эту бюрократию, — поддержал Семикину коммерческий директор компании «Аптайм» Павел Симаков. — Что касается оппортунизма, то, видимо, этот термин применим к такому монологу: «Пойду шиномонтажку открою. Кстати, надо зубы почистить». И все это, по мнению автора книги, которую мы обсуждаем, почему-то приносит деньги».

В заключение обсуждения Егор Подворный заметил, что стал заложником ситуации с терминологией, используемой в книге Марка Розина: «Когда я слушал примеры, характеризующие оппортунизм, у меня сложилось ощущение, что мы считаем глупостью то, что закончилось неуспешно, а все то, что завершилось удачно, называем оппортунизмом».

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 22 (176) от 6 июня 2017 года

Добавить комментарий
Душевный старый новый: Лицейский театр предсказал омичам светлое будущееВидео

Душевный старый новый: Лицейский театр предсказал омичам светлое будущее

В канун старого Нового года в Лицейском напоили и обогрели. Репортаж с доброго и даже семейного капустника.

Показали «Срамоту»: выставка 18+ открылась в Омске

Показали «Срамоту»: выставка 18+ открылась в Омске

«Ошибочно думать, что искусство направленно занимается только возвышенным. В прошлом достаточно примеров, когда гений творчества обретал сокрушительную силу и возвышенность духа через низменное и ...

Преображение 3.0: медвежий коготь для Александра Стрельникова и яблочные часы для Светланы Машковой

Преображение 3.0: медвежий коготь для Александра Стрельникова и яблочные часы для Светланы Машковой

О поющих чашах, посуде, очищающей алкоголь, и самых невероятных подарках.

А  вы пробовали жареных жуков?

А вы пробовали жареных жуков?

Дизайнер и модель Ирина Бумагина побывала в гостях у владельцев бренда «Эко-домик» Юлии и Андрея Перминовых.

Что ждет омичей в 2018 году: Live с астрологом Наталией Талисман

Что ждет омичей в 2018 году: Live с астрологом Наталией Талисман

О Буркове, Фадиной, «Авангарде», ЧМ по футболу и многом другом. Внимание! Зрители смогут получить личный экспресс-прогноз во время стрима.

Евгений Тонких, омский художник: «Намажут краску погуще, чтоб было эффектнее, и все»

Евгений Тонких, омский художник: «Намажут краску погуще, чтоб было эффектнее, и все»

В музее «Либеров-центр» открылась выставка «Волшебные сны».

Антон Руднев: «Омский «Авангард», похоже, потерял этот сезон»

Антон Руднев: «Омский «Авангард», похоже, потерял этот сезон»

Наш колумнист рассуждает о том, что происходит в стане «ястребов».

Преображение 3.0: пока Светлана Машкова познавала счастье, Александр Стрельников полез в бочку

Преображение 3.0: пока Светлана Машкова познавала счастье, Александр Стрельников полез в бочку

Дружная компания пришла в уже полюбившийся нам салон «Мадам Ву». Что из этого вышло — в нашем новом выпуске.

Самые чудесные и добрые поступки омичей в 2017 году

Самые чудесные и добрые поступки омичей в 2017 году

В самый волшебный праздник «Новый Омск» вспомнил самые #добрые дела 2017 года.

Собака лает — корпоратив идет: как прошли вечеринки омских компаний в честь года псаФото

Собака лает — корпоратив идет: как прошли вечеринки омских компаний в честь года пса

С кем фотографировался Стас Костюшкин? Кого веселили Артем Муратов и «РУДН»? «Новый Омск» вспоминает, как прошли новогодние корпоративы в местных компаниях.

Креативный класс: топ-10 модных мест и событий с хештегом #Омск2017

Креативный класс: топ-10 модных мест и событий с хештегом #Омск2017

Второй год подряд «Класс» выбирает десять самых ярких ивентов и заведений, за которые рублем, временем и лайком голосовали хипстеры в 2017 году.

Слова 2017 года: что узнали омичиИнфографика

Слова 2017 года: что узнали омичи

Вашему вниманию — 15 слов, о существовании или значении которых омичи не догадывались до 2017 года. Сегодня все они прописались в нашем лексиконе. Просим ознакомиться, чтобы не оставаться за бортом корабля ...

Самые живые омские фотографии 2017 года: кадры, которые стоит увидеть снова

Самые живые омские фотографии 2017 года: кадры, которые стоит увидеть снова

«Новый Омск» пересмотрел все свои (и не только свои) снимки за год и собрал альбом из самых любопытных, эмоциональных и красноречивых фотографий.

Горы, коты, Gucci: как встретили Новый год успешные и известные омичи

Горы, коты, Gucci: как встретили Новый год успешные и известные омичи

В какой части земного шара входили в 18-ый год представители местного бизнеса, культуры и сферы моды?

Омский календарь на прошлый год: главные события последних 12 месяцев

Омский календарь на прошлый год: главные события последних 12 месяцев

«Новый Омск» заново пережил 2017-ый и выбрал самое важное. Если бы у региона была кожа, в подборке оказались бы следы рваных ран, шрамы от операций и любимые татуировки.