Новый Омск
27 июня 2017 10.26
Один день в ДПС: рейд по «запрещенке», погоня за маршруткой и житье-бытье
Корреспондент «Нового Омска» узнал, сколько ручек инспекторы держат в рукаве, насколько выгоднее работать по ночам и как насторожить полицейского с жезлом.
Работать в ДПС я бы не смогла. К 6:45 инспекторы железно должны быть в расположении полка на Красных Зорь. Чтобы успевать, прапорщику Андрею, например, приходится просыпаться в 5 утра. Хотя, может, это дело привычки.
В 7:00 — развод. Расстановка — кто где несет службу. Оперативная обстановка: количество происшествий, розыск людей и автомобилей. Рейды на сегодня — «Должник».
Непривычно: все в белых рубашках, как на юге. Летнюю форму для сотрудников ДПС в Омской области ввели впервые. Носить ее будут до 30 сентября.
Первый нарушитель — тонировка. Оказалось, еще и начинающий водитель без знаков: «горчичники» стали обязательны в этом году. Водитель знал. Инспектор только начал заполнять протокол, а наклейки уже были на стеклах.
Спешный процесс устранения нарушений в кадр не попал: ручка двери в нашей «боевой семерке» не всегда срабатывает сразу. Однажды механизм сломала пьяная автоледи, которую поймали подшофе уже второй раз. В тюрьму не хотелось — вот и держалась, как могла.
«Поворот здесь стоит 1,5 тысячи рублей», — лейтенант объявил в громкоговоритель на Герцена — Октябрьской. Водитель «Рено» передумал.
Беда не приходит одна — подходящая поговорка для нарушителей, подумалось к вечеру. Остановили за непристегнутый ремень, оказалось — вез четырехлетнего сына без детского кресла. Штраф — уже 3 тысячи, а не 500 рублей. Привлекли внимание затемненные стекла — в итоге изъяли номера. После проверки по базе стало понятно, что предыдущий владелец снял авто с учета еще в прошлом ноябре. Мороки много: это не 250 рублей по акции за тонировку. В течение суток надо приехать в ГАИ. Переместить авто позже можно только на жесткой сцепке или эвакуатором.
Увидев ДПС, водитель «Лады» внезапно прижался к бордюру во встречном направлении. Тонировка.
— Девушка есть?
— Жена.
— О, тогда конечно. Надо прятать, чтоб не засматривались.
Но шутки-шутками, а протокол-протоколом.
Предсказуемый вопрос про самое распространенное нарушение оказался некорректным.
«От поста зависит. Где-то — непредоставление преимущества пешеходам, где-то — проезд на запрещающий», — ответил лейтенант Николай.
На Красном пути видно, как сложно бывает вспомнить про свет.
Выключенные фары, непристегнутый ремень, тонировка обязательно привлекут внимание инспектора. Что еще?
«Настораживают те, кто, увидев меня, ускоряются, замедляются, перестраиваются. Или просто едут 20 км/ч. В основном, пьяные и с похмелья так себя выдают. Преступники так не делают: как ехали, так и едут», — рассказал Андрей.
Сегодня инспекторов бросили на пассажирский транспорт: останавливать машины тех маршрутов, которые были исключены из реестра 1 января 2017 года, а их маршрутные карты были признаны недействительными. Мимо «Дома туриста» проходит такой маршрут № 322. Водителю грозит штраф в 5 тыс. рублей, перевозчику — в 300 тыс. рублей.
Впрочем, в первой половине дня подобных штрафов никому не выписывали. Возможности не было: работали только с департаментом транспорта. Инспекторы ДПС останавливали автобус маршрута, который объявлен вне закона, проверяли водителя на нарушения ПДД и неоплаченные штрафы. Дептранспорта заносили его в список тех, кто работает на закрытом маршруте, просили расписаться, получали отказ и скрепя сердце отпускали (секретов не раскрываем: водители и перевозчики точно в курсе).
А штрафовать за нарушения, связанные с маршрутными картами, может только УГАДН. И то не сразу. Действующая редакция КоАП требует заменить штраф за впервые выявленное нарушение (подробности — ст. 4.1.1) на предупреждение (за него и расписываются; впрочем, подпись — формальность, главное — список).
А изымать карты маршрута не может даже УГАДН. Только приставы по решению суда.
...И ничего такого не случалось. Выключенные фары, груженый грузовичок без полога, неоплаченный штраф в 500 рублей у водителя маршрутки (впрочем, ему пришлось запланировать визит в суд через пару дней и высадить пассажиров — они гневно ворчали, что рейды надо проводить только на конечных).
«Журналисту, наверное, было бы интереснее ночное дежурство. Почти каждую смену погони: пьяные водители удирают. Впрочем, и днем пьяные попадаются», — рассказал Андрей.
Пока фотографировала очередного должника — раз! — инспектор из другого экипажа останавливает поток машин, и прапорщик Андрей срочно уезжает.
Оказалось, маршрутка 322 просто не остановилась по требованию инспектора. «Не заметил», — объяснил водитель, когда его догнали. На «Дом туриста» Ford Transit вернулся уже без пассажиров и без табличек с номером маршрута. Случай из ряда вон выходящий, рассказали мне позже: игнорировать ДПС рискуют единицы.
В итоге приехал перевозчик запрещенного 322 маршрута Михаил Федоров. Чиновники отдают предпочтение одним перевозчикам, а другим намеренно чинят препятствия — такова его точка зрения.
«Я так же, как и Локотков (Михаил, перевозчик. — Прим. «Новый Омск»), в свое время выиграл суд. Мне сказали: «Михаил, не дадим тебе работать». Это был 2015 год. Меня не смогли выбить из колеи, как Семенюка, Головина. Я купил новые автобусы, поставил ГЛОНАСС... Закрыли маршрут! Якобы он неэффективный. А что такое неэффективный? Значит, люди не ездят, денег нет, заправлять нечем — логическая цепочка», — считает Михаил Федоров.
Разбирательства по 322 маршруту идут в суде и в ФАС России.
...Обедает инспектор Андрей в кафе «Пятого театра». Вкусная еда и душевная атмосфера в курилке.
«Интересно, — сказал худрук театра Никита Гриншпун, когда узнал об акции «Журналист меняет профессию», — наверняка же инспекторы ДПС проходят курсы экстремального вождения? Однажды ехал на «Кайене» (в европейской части России).Останавливает инспектор на «Дэу Нексии». Спрашиваю: «А если бы я не остановился, что бы ты делал?» — «Догнал бы». — «На Нексии?» — «Да. Спорим? На 200 евро». Он говорил так уверенно, что я отказался».
Курсы экстремального вождения инспекторы ДПС проходят регулярно.
«Сам Фабрициус (Александр, автогонщик. — Прим. «Новый Омск») проводит», — рассказывает прапорщик Андрей.
Ездят на ДОСААФ, на местных машинах.
«Выше второй передачи не разрешают переключаться», — со смехом говорит он.
Курсы — штука полезная.
Посреди Соборной площади «Тойота» пересекла сплошную линию разметки и остановилась.
— Почему остановились?
— По телефону разговаривал.
— Почему по телефону разговаривали?
— Островок безопасности же.
Протокол: нарушение требований разметки.
...День был жаркий. На память мне остался офицерский загар, который поначалу был похож на ожог. Пришлось подлечить.
Но я вернусь в офис, а инспекторам — ничего не попишешь! — дежурить два через два и в снег, и в зной.
«Зимой можно и валенки обуть: все же понимают! Если несешь службу без патрульной машины, греешься, пока составляешь протоколы. Водители, в основном, понимающие попадаются. Единственное, в мороз ручек в рукав кладешь штук пять! Застывает паста», — объясняет Андрей.
Кстати, о графике. Кто-то дежурит два через два всегда в день. Кто-то — только в ночь. Выбирать время суток инспекторы не вольны. И в деньгах ночные работники выигрывают всего ничего — 1800 в месяц.
«Говорят по телевизору, по 40-50 тысяч в среднем инспекторы зарабатывают. Но я столько не получаю, например», — говорит прапорщик.
Тем временем другой экипаж инспекторов остановил, как написали бы коллеги, випа — ресторатора Сергея Рубина. В базе числилась задолженность. Рубин пояснил, что к нему уже приходили приставы, и он все оплатил. Параллельно кому-то звонил и спрашивал фамилии инспекторов.
«Бывает, военные начинают выступать. «Да я полковник!..» Ну ничего. Можно позвонить в военную полицию. Сразу опадают. Звания сейчас не лишают, а с должности по некоторым причинам могут снять», — отметил Андрей.
В конце смены — около 20:00 — чаепитие с блинчиками.
Перерывы по 15 минут инспекторы ДПС могут делать каждый час. Наш экипаж воспользовался этим правом всего четыре раза. В начале девятого, спустя 13 часов после начала смены, я поехала домой. А напарники — на собрание на итогам дня. И это еще не случилось ничего срочного и страшного — бывает, приходится задержаться. Тяжело, зато год службы идет за полтора. Благо атмосфера (как минимум в отдельно взятом экипаже) в порядке.
«Работать мне нравится. Обстановка тут у нас такая... Шутим друг над другом, и никто никогда не обижается», — рассказал о хорошем в своих рабочих буднях прапорщик Андрей. И не на вопрос отвечал, а просто поделился.
Самое актуальное в рубрике: Общество
Больше интересного в жанре: Спецпроекты
Просмотры: 10981
Самое читаемое
Комментарии пользователей (всего 32):
Вся крайняя полоса - сплошная парковка под знаками "проезд запрещен", "стоянка запрещена". Где рейды, ребята?
Что-то меня никто не останавливал уже несколько лет.
До этого были пару раз остановки, проверяли документы и желали счастливого пути.
А у простых водителей почему такая злоба на инспекторов? Или у самих рыльце в пушку?