Деловой Омск

Деловой Омск

28 сентября 2014 10.32Статьи

Ланч без бизнеса

Бизнес-ланчи приносят ресторанам не более 25% выручки. Игроки рынка отмечают, что о выгоде говорить не приходится — рентабельность этой услуги неуклонно падает.

Ланч без бизнеса

Из 600 организаций, работающих в сфере общественного питания в Омске, бизнес-ланч предлагают около половины компаний. Эту услугу предоставляют практически все форматы от классических ресторанов до суши-баров и заведений фастфуда. По оценкам аналитика УК «Финам Менеджмент» Максима Клягина, объем этого направления рынка общественного питания в Омске может достигать 1,5 млрд рублей в год.

Обед от безысходности

Быстро и дешево — вот главная идея делового обеда. Благодаря такой услуге ресторан способен увеличить поток посетителей в будни в самые провальные часы до 70%.

Участники рынка отмечают, что бизнес-ланч очень востребован в Омске, и предлагают его во многих заведениях города. Но при этом подчеркивают, что большой выгоды ресторанному бизнесу это предложение не приносит. По самым оптимистичным оценкам, на бизнес-ланчи приходится 30% от общей выручки ресторанов. Есть мнения, что эта цифра не превышает и 15%.

Генеральный директор компании «Омь-Инвест» (которой принадлежит сеть пиццерий «Сбарро» и пивной ресторан «У Швейка») Илья Иванов говорит, что причина — в низкой рентабельности бизнес-ланча в Омске.
«Ни бизнес-ланчи, ни завтраки никогда не являлись для ресторана доходной частью, — отмечает предприниматель. — На эти предложения, как правило, устанавливаются демпинговые цены, на которые можно накормить только кашей с бобами, чего мы, конечно, не делаем. Либо нужно рассчитывать на минимальную рентабельность».

О том, что заведениям не выгодны бизнес-ланчи, говорит и ресторатор Юрий Чащин («Провиантъ»):
«Бизнес-ланчи появились от безысходности. Многие кафе предлагают дешевые обеды, чтобы сделать хоть какую-нибудь кассу, провернуть закупленный объем продуктов, пусть и с самой минимальной наценкой».
По словам бизнесмена, до кризиса 2008 года такого понятия, как бизнес-ланч, вообще не было.

С экономической точки зрения ресторанам это неинтересно.

Выгоднее вечером обслужить один столик, чем прогнать 50 человек по бизнес-ланчу. По прибыли это будет практически равноценно.

Ради лояльности

Есть и маркетинговая составляющая обедов. Как правило, бизнес-ланчи рассматривают еще как способ привлечь попутно постоянных клиентов, которые будут приходить в ресторан и в вечернее время.

Юрий Чащин уверен, что в большинстве заведений, которые предлагают крайне дешевые обеды или мизерные порции, эта система не работает:

«Вечерние гости и посетители бизнес-ланча — совершенно разные категории. И те, кто ходят обедать, крайне редко возвращаются на ужин. Они используют заведение лишь как столовую».

Но, по словам ресторатора, есть возможность привлечь на обед и нужную категорию гостей.

«Мы выбрали средний путь. Мы называем ланч обеденным предложением. С точки зрения маркетинга продвигаем их как «обеды, как у мамы». Это более простые блюда по сравнению с основным меню, но почти с такой же наценкой. Преимущество такого подхода еще и в том, что на это предложение идут люди, которые приходят к нам и по вечерам. Они знают, что у нас нет бизнес-ланчей в стандартном понимании. Мы не опускаемся до смешных цен», — рассказал Юрий Чащин.

Илья Иванов говорит, что не рассчитывает на большую прибыль, а рассматривает бизнес-ланчи и завтраки скорее как программу лояльности.

«В отличие от столичных или курортных городов, у нас рестораны работают не с приезжими, а с жителями Омска. А так как 90% посетителей являются постоянными клиентами, то рестораны стараются предоставить им услуги трехразового питания. Чтобы человек в любое время дня, захотев поесть, знал, где у него «кухня», — поясняет бизнесмен.

И Wi-Fi в придачу

Бизнес-ланчи в Омске прочно засели в ценовой нише от 150 до 250 рублей. Самый большой разброс цен — в заведениях, которые позиционируют себя как рестораны. Судя по информации справочной системы «2ГИС», стоимость ланча варьируется в них от 100 до 500 рублей. Классические рестораны со средним вечерним чеком в 1000-1500 рублей («Провиантъ», «Сенкевич», «Гранд-Летур», «Тамада») декларируют обеды не дешевле 350 рублей. А самая демократичная категория — это кафе, где нижняя ценовая планка находится в районе 70 рублей.

Впрочем, средний чек бизнес-ланча — скорее условная величина. В Омске мало кто предлагает комплексный обед за фиксированную цену. Как правило, есть дневное меню, из которого можно выбрать отдельные блюда. Так, в вечерних ресторанах можно уложиться в 70-100 рублей, если взять только салат или горячее. И, как утверждают рестораторы, при равном качестве кухни днем и вечером.

Стандартные часы для бизнес-ланча — с 12 до 16 часов. Но некоторые заведения продлевают этот период до 17 часов. А в кафе «Лавр», например, и вовсе готовы кормить по специальным ценам до 8 часов вечера.

Среди других конкурентных преимуществ заведения рекламируют различные бизнес-возможности: Wi-Fi или кабинеты для ведения переговоров.

infogr55

Take away до Омска не дошел

За сравнительно невысокие цены ресторанам удается обеспечить стабильно высокий поток посетителей. Ресторатор Татьяна Семикина (кафе «Монплезир», «Монплезир-Соло», «Пивная библиотека», сеть суши-баров «Бамбуши») говорит, что в некоторых заведениях заполняемость в обеденные часы достигает почти 100%. Все 4 часа, что длится бизнес-ланч, в кафе наблюдается высокий трафик.

В классических ресторанах в лучшем случае происходит 1,5 посадки за обеденное время — более частая смена столиков невозможна из-за ограниченности времени. Чтобы ускорить обслуживание, некоторые вечерние кафе в дневное время даже работают в формате самообслуживания, с раздачей. Это позволяет к тому же сэкономить на официантах. Наиболее высокая оборачиваемость — в заведениях быстрого питания. Каждые полчаса за столиками оказываются новые едоки.

А самый выгодный по количеству посещений формат, по словам Ильи Иванова, — take away.

В таких заведениях не принято сидеть за столиками, напитки и закуски там покупают навынос.

Подобный формат уже много лет существует в Америке и Европе. Утром перед работой люди покупают кофе с круассанами, в обед — ланчи, отправляясь кушать на лужайку или в офис. Один из самых известных примеров — американская сеть Starbucks. Обед и завтрак в таких заведениях приносят 70-80% выручки. Однако в Омске заведения take away пока развития не получили.

Шаурма как конкурент

Аналитики отмечают, что рынок бизнес-ланчей напрямую зависит от деловой активности и уровня зарплат в городе. Рестораторы сетуют, что в Омске нет среднего класса, на который, по сути, и ориентированы деловые обеды. Офисные работники, получающие в среднем 20 тыс. рублей, не могут позволить себе бизнес-ланч каждый день.

Участники рынка отмечают высокую конкуренцию среди заведений, предлагающих бизнес-ланчи. При этом часть рынка отбирают у них и многочисленные столовые (их в Омске насчитывается около 70), и службы доставки бизнес-ланчей (эту услугу предлагают 27 организаций).

Конкурентами в этом сегменте выступают не только обеденные заведения, включая стрит-фуд, но и магазины с готовыми салатами и горячими блюдами, и домашние обеды, которые многие офисные работники приносят из дома. В конце концов, Омск — город территориально небольшой, и омичи за час могут съездить на обед и домой. В Москве это почти нереально.

Омские участники рынка отмечают, что в целом ресторанная сфера сегодня переживает не лучшие времена.

«Город становится все беднее. Влияют и экономические санкции, запрет на европейские продукты, которые используются в премиум-ресторанах, и замещения им нет», — констатирует Юрий Чащин.

По наблюдению Татьяны Семикиной, в омских ресторанах падает средний чек. На это повлияли и общий экономический спад, и конкуренция в сфере общепита.

Светлана Бронникова

Фото: 006info.ru

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №36 (040) 23 сентября

Добавить комментарий
Душевный старый новый: Лицейский театр предсказал омичам светлое будущееВидео

Душевный старый новый: Лицейский театр предсказал омичам светлое будущее

В канун старого Нового года в Лицейском напоили и обогрели. Репортаж с доброго и даже семейного капустника.

Показали «Срамоту»: выставка 18+ открылась в Омске

Показали «Срамоту»: выставка 18+ открылась в Омске

«Ошибочно думать, что искусство направленно занимается только возвышенным. В прошлом достаточно примеров, когда гений творчества обретал сокрушительную силу и возвышенность духа через низменное и ...

Преображение 3.0: медвежий коготь для Александра Стрельникова и яблочные часы для Светланы Машковой

Преображение 3.0: медвежий коготь для Александра Стрельникова и яблочные часы для Светланы Машковой

О поющих чашах, посуде, очищающей алкоголь, и самых невероятных подарках.

А  вы пробовали жареных жуков?

А вы пробовали жареных жуков?

Дизайнер и модель Ирина Бумагина побывала в гостях у владельцев бренда «Эко-домик» Юлии и Андрея Перминовых.

Что ждет омичей в 2018 году: Live с астрологом Наталией Талисман

Что ждет омичей в 2018 году: Live с астрологом Наталией Талисман

О Буркове, Фадиной, «Авангарде», ЧМ по футболу и многом другом. Внимание! Зрители смогут получить личный экспресс-прогноз во время стрима.

Евгений Тонких, омский художник: «Намажут краску погуще, чтоб было эффектнее, и все»

Евгений Тонких, омский художник: «Намажут краску погуще, чтоб было эффектнее, и все»

В музее «Либеров-центр» открылась выставка «Волшебные сны».

Антон Руднев: «Омский «Авангард», похоже, потерял этот сезон»

Антон Руднев: «Омский «Авангард», похоже, потерял этот сезон»

Наш колумнист рассуждает о том, что происходит в стане «ястребов».

Преображение 3.0: пока Светлана Машкова познавала счастье, Александр Стрельников полез в бочку

Преображение 3.0: пока Светлана Машкова познавала счастье, Александр Стрельников полез в бочку

Дружная компания пришла в уже полюбившийся нам салон «Мадам Ву». Что из этого вышло — в нашем новом выпуске.

Самые чудесные и добрые поступки омичей в 2017 году

Самые чудесные и добрые поступки омичей в 2017 году

В самый волшебный праздник «Новый Омск» вспомнил самые #добрые дела 2017 года.

Собака лает — корпоратив идет: как прошли вечеринки омских компаний в честь года псаФото

Собака лает — корпоратив идет: как прошли вечеринки омских компаний в честь года пса

С кем фотографировался Стас Костюшкин? Кого веселили Артем Муратов и «РУДН»? «Новый Омск» вспоминает, как прошли новогодние корпоративы в местных компаниях.

Креативный класс: топ-10 модных мест и событий с хештегом #Омск2017

Креативный класс: топ-10 модных мест и событий с хештегом #Омск2017

Второй год подряд «Класс» выбирает десять самых ярких ивентов и заведений, за которые рублем, временем и лайком голосовали хипстеры в 2017 году.

Слова 2017 года: что узнали омичиИнфографика

Слова 2017 года: что узнали омичи

Вашему вниманию — 15 слов, о существовании или значении которых омичи не догадывались до 2017 года. Сегодня все они прописались в нашем лексиконе. Просим ознакомиться, чтобы не оставаться за бортом корабля ...

Самые живые омские фотографии 2017 года: кадры, которые стоит увидеть снова

Самые живые омские фотографии 2017 года: кадры, которые стоит увидеть снова

«Новый Омск» пересмотрел все свои (и не только свои) снимки за год и собрал альбом из самых любопытных, эмоциональных и красноречивых фотографий.

Горы, коты, Gucci: как встретили Новый год успешные и известные омичи

Горы, коты, Gucci: как встретили Новый год успешные и известные омичи

В какой части земного шара входили в 18-ый год представители местного бизнеса, культуры и сферы моды?

Омский календарь на прошлый год: главные события последних 12 месяцев

Омский календарь на прошлый год: главные события последних 12 месяцев

«Новый Омск» заново пережил 2017-й и выбрал самое важное. Если бы у региона была кожа, в подборке оказались бы следы рваных ран, шрамы от операций и любимые татуировки.