Деловой Омск

Деловой Омск

28 сентября 2014 10.32Статьи

Ланч без бизнеса

Бизнес-ланчи приносят ресторанам не более 25% выручки. Игроки рынка отмечают, что о выгоде говорить не приходится — рентабельность этой услуги неуклонно падает.

Ланч без бизнеса

Из 600 организаций, работающих в сфере общественного питания в Омске, бизнес-ланч предлагают около половины компаний. Эту услугу предоставляют практически все форматы от классических ресторанов до суши-баров и заведений фастфуда. По оценкам аналитика УК «Финам Менеджмент» Максима Клягина, объем этого направления рынка общественного питания в Омске может достигать 1,5 млрд рублей в год.

Обед от безысходности

Быстро и дешево — вот главная идея делового обеда. Благодаря такой услуге ресторан способен увеличить поток посетителей в будни в самые провальные часы до 70%.

Участники рынка отмечают, что бизнес-ланч очень востребован в Омске, и предлагают его во многих заведениях города. Но при этом подчеркивают, что большой выгоды ресторанному бизнесу это предложение не приносит. По самым оптимистичным оценкам, на бизнес-ланчи приходится 30% от общей выручки ресторанов. Есть мнения, что эта цифра не превышает и 15%.

Генеральный директор компании «Омь-Инвест» (которой принадлежит сеть пиццерий «Сбарро» и пивной ресторан «У Швейка») Илья Иванов говорит, что причина — в низкой рентабельности бизнес-ланча в Омске.
«Ни бизнес-ланчи, ни завтраки никогда не являлись для ресторана доходной частью, — отмечает предприниматель. — На эти предложения, как правило, устанавливаются демпинговые цены, на которые можно накормить только кашей с бобами, чего мы, конечно, не делаем. Либо нужно рассчитывать на минимальную рентабельность».

О том, что заведениям не выгодны бизнес-ланчи, говорит и ресторатор Юрий Чащин («Провиантъ»):
«Бизнес-ланчи появились от безысходности. Многие кафе предлагают дешевые обеды, чтобы сделать хоть какую-нибудь кассу, провернуть закупленный объем продуктов, пусть и с самой минимальной наценкой».
По словам бизнесмена, до кризиса 2008 года такого понятия, как бизнес-ланч, вообще не было.

С экономической точки зрения ресторанам это неинтересно.

Выгоднее вечером обслужить один столик, чем прогнать 50 человек по бизнес-ланчу. По прибыли это будет практически равноценно.

Ради лояльности

Есть и маркетинговая составляющая обедов. Как правило, бизнес-ланчи рассматривают еще как способ привлечь попутно постоянных клиентов, которые будут приходить в ресторан и в вечернее время.

Юрий Чащин уверен, что в большинстве заведений, которые предлагают крайне дешевые обеды или мизерные порции, эта система не работает:

«Вечерние гости и посетители бизнес-ланча — совершенно разные категории. И те, кто ходят обедать, крайне редко возвращаются на ужин. Они используют заведение лишь как столовую».

Но, по словам ресторатора, есть возможность привлечь на обед и нужную категорию гостей.

«Мы выбрали средний путь. Мы называем ланч обеденным предложением. С точки зрения маркетинга продвигаем их как «обеды, как у мамы». Это более простые блюда по сравнению с основным меню, но почти с такой же наценкой. Преимущество такого подхода еще и в том, что на это предложение идут люди, которые приходят к нам и по вечерам. Они знают, что у нас нет бизнес-ланчей в стандартном понимании. Мы не опускаемся до смешных цен», — рассказал Юрий Чащин.

Илья Иванов говорит, что не рассчитывает на большую прибыль, а рассматривает бизнес-ланчи и завтраки скорее как программу лояльности.

«В отличие от столичных или курортных городов, у нас рестораны работают не с приезжими, а с жителями Омска. А так как 90% посетителей являются постоянными клиентами, то рестораны стараются предоставить им услуги трехразового питания. Чтобы человек в любое время дня, захотев поесть, знал, где у него «кухня», — поясняет бизнесмен.

И Wi-Fi в придачу

Бизнес-ланчи в Омске прочно засели в ценовой нише от 150 до 250 рублей. Самый большой разброс цен — в заведениях, которые позиционируют себя как рестораны. Судя по информации справочной системы «2ГИС», стоимость ланча варьируется в них от 100 до 500 рублей. Классические рестораны со средним вечерним чеком в 1000-1500 рублей («Провиантъ», «Сенкевич», «Гранд-Летур», «Тамада») декларируют обеды не дешевле 350 рублей. А самая демократичная категория — это кафе, где нижняя ценовая планка находится в районе 70 рублей.

Впрочем, средний чек бизнес-ланча — скорее условная величина. В Омске мало кто предлагает комплексный обед за фиксированную цену. Как правило, есть дневное меню, из которого можно выбрать отдельные блюда. Так, в вечерних ресторанах можно уложиться в 70-100 рублей, если взять только салат или горячее. И, как утверждают рестораторы, при равном качестве кухни днем и вечером.

Стандартные часы для бизнес-ланча — с 12 до 16 часов. Но некоторые заведения продлевают этот период до 17 часов. А в кафе «Лавр», например, и вовсе готовы кормить по специальным ценам до 8 часов вечера.

Среди других конкурентных преимуществ заведения рекламируют различные бизнес-возможности: Wi-Fi или кабинеты для ведения переговоров.

infogr55

Take away до Омска не дошел

За сравнительно невысокие цены ресторанам удается обеспечить стабильно высокий поток посетителей. Ресторатор Татьяна Семикина (кафе «Монплезир», «Монплезир-Соло», «Пивная библиотека», сеть суши-баров «Бамбуши») говорит, что в некоторых заведениях заполняемость в обеденные часы достигает почти 100%. Все 4 часа, что длится бизнес-ланч, в кафе наблюдается высокий трафик.

В классических ресторанах в лучшем случае происходит 1,5 посадки за обеденное время — более частая смена столиков невозможна из-за ограниченности времени. Чтобы ускорить обслуживание, некоторые вечерние кафе в дневное время даже работают в формате самообслуживания, с раздачей. Это позволяет к тому же сэкономить на официантах. Наиболее высокая оборачиваемость — в заведениях быстрого питания. Каждые полчаса за столиками оказываются новые едоки.

А самый выгодный по количеству посещений формат, по словам Ильи Иванова, — take away.

В таких заведениях не принято сидеть за столиками, напитки и закуски там покупают навынос.

Подобный формат уже много лет существует в Америке и Европе. Утром перед работой люди покупают кофе с круассанами, в обед — ланчи, отправляясь кушать на лужайку или в офис. Один из самых известных примеров — американская сеть Starbucks. Обед и завтрак в таких заведениях приносят 70-80% выручки. Однако в Омске заведения take away пока развития не получили.

Шаурма как конкурент

Аналитики отмечают, что рынок бизнес-ланчей напрямую зависит от деловой активности и уровня зарплат в городе. Рестораторы сетуют, что в Омске нет среднего класса, на который, по сути, и ориентированы деловые обеды. Офисные работники, получающие в среднем 20 тыс. рублей, не могут позволить себе бизнес-ланч каждый день.

Участники рынка отмечают высокую конкуренцию среди заведений, предлагающих бизнес-ланчи. При этом часть рынка отбирают у них и многочисленные столовые (их в Омске насчитывается около 70), и службы доставки бизнес-ланчей (эту услугу предлагают 27 организаций).

Конкурентами в этом сегменте выступают не только обеденные заведения, включая стрит-фуд, но и магазины с готовыми салатами и горячими блюдами, и домашние обеды, которые многие офисные работники приносят из дома. В конце концов, Омск — город территориально небольшой, и омичи за час могут съездить на обед и домой. В Москве это почти нереально.

Омские участники рынка отмечают, что в целом ресторанная сфера сегодня переживает не лучшие времена.

«Город становится все беднее. Влияют и экономические санкции, запрет на европейские продукты, которые используются в премиум-ресторанах, и замещения им нет», — констатирует Юрий Чащин.

По наблюдению Татьяны Семикиной, в омских ресторанах падает средний чек. На это повлияли и общий экономический спад, и конкуренция в сфере общепита.

Светлана Бронникова

Фото: 006info.ru

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №36 (040) 23 сентября

Добавить комментарий
Арсений Попов, актер шоу «Импровизация»: «Уезжать из Омска было тяжело. Но иначе вы бы не брали у меня интервью»

Арсений Попов, актер шоу «Импровизация»: «Уезжать из Омска было тяжело. Но иначе вы бы не брали у меня интервью»

Участник популярного шоу на ТНТ рассказал «Классу» об омской театральной школе, хейтерах и шутках под разрядом тока.

Оля Слово, основатель школы стилистов Self Made Studio: «Мода современна — стиль вечен»Фото

Оля Слово, основатель школы стилистов Self Made Studio: «Мода современна — стиль вечен»

Оля побывала в Омске в рамках образовательного проекта GTOUR-2017 и рассказала, как создала школу стилистов и персональных шоперов, а затем запустила альтернативное печатное издание о моде и культуре.

Вес_имеем: Дневники худеющих

Вес_имеем: Дневники худеющих

О мотивации, правильных привычках и о том, каково это — ходить в гости к Шлеменко по утрам.

Георгий Яшин, создатель бренда Ziq & Yoni и первой сникер-химчистки: «Мы не хотели работать на дядь, мы сами стали дядями»

Георгий Яшин, создатель бренда Ziq & Yoni и первой сникер-химчистки: «Мы не хотели работать на дядь, мы сами стали дядями»

Москвич без высшего образования, но с двумя работающими бизнес-проектами рассказал, как искать, находить и реализовывать идеи для организации и раскрутки своего дела.

Бикини по весне: в Омске прошел кубок по бодибилдингу и фитнесу

Бикини по весне: в Омске прошел кубок по бодибилдингу и фитнесу

18 марта в «Химике» состоялись соревнования по бодибилдингу, бодифитнесу, фитнесу и фитнес-бикини. Жители Омска, Новосибирска, Екатеринбурга, Тюмени, Красноярска выступили в 13 номинациях, а ...

Тест:  Вы гопник или нет?

Тест: Вы гопник или нет?

Приближается весна, которая выведет на улицы Омска не только женщин в миниюбках и любителей субботников, но и истосковавшихся за зиму по свежему воздуху представителей гоп-культуры.

«Обрехтить» Ремарка: «Три товарища» на омской сцене

«Обрехтить» Ремарка: «Три товарища» на омской сцене

В омском драмтеатре состоялась премьера спектакля по культовому произведению Эриха Марии Ремарка.

Из Америки в Омск: Велоtrip 19 века

Из Америки в Омск: Велоtrip 19 века

Какой увидел Сибирь путешественник Томас Ален.

Омские реликвии: 10 самых дорогих коллекционных вещей на продажу

Омские реликвии: 10 самых дорогих коллекционных вещей на продажу

«Класс» узнал, что и за какие деньги выставляют местные коллекционеры.

Кристина Соловьева, модельер: «Магазин одежды для кукол имел оглушительный успех»

Кристина Соловьева, модельер: «Магазин одежды для кукол имел оглушительный успех»

О коллекционных моделях, модных коллекциях и хобби, переросшем в бизнес - в нашем интервью.

#ВЕС_ИМЕЕМ: Grandиозный Fitness

#ВЕС_ИМЕЕМ: Grandиозный Fitness

Кирилл Хариби, Сюзанна Егиян и Евгений Долганев на пути к идеальному телу.

Регина Тодоренко, «Орел и Решка»: «Вижу своего парня трижды в месяц»

Регина Тодоренко, «Орел и Решка»: «Вижу своего парня трижды в месяц»

Ведущая и путешественница рассказала «Классу», чему удивляться, когда объездил целый мир.

Похудение под прицелом

Похудение под прицелом

Жизнь замечательных людей, или Каково худеть под пристальными взорами любопытствующих. Часть первая.

Евгения Деник, автор проекта WEDDING FAST DATING: «Мы приглашаем на свидания уже помолвленные пары»

Евгения Деник, автор проекта WEDDING FAST DATING: «Мы приглашаем на свидания уже помолвленные пары»

Об уникальном для Омска мероприятии «Классу» рассказали свадебный организатор Евгения Деник и ведущий Алексей Куликов.

Пять курсов, полезных для карьеры

Пять курсов, полезных для карьеры

Новые навыки и знания помогают не только в поиске работы, но и дают возможность стать еще более ценным специалистом. Хотим поделиться с вами полезными онлайн-курсами «Академии» HeadHunter для разных ...