Деловой Омск

Деловой Омск

29 сентября 2014 04.41Статьи

Аккаунты мертвых душ

Попадание в сеть личных данных миллионов пользователей крупнейших почтовых служб рунета произвело ожидаемый эффект: значительная часть пользователей испугалась за сохранность своей электронной переписки. Однако, как убеждают представители самих почтовых сервисов, паниковать не стоит. Нужно лишь следить за собственным поведением в Сети.

Аккаунты мертвых душ

В начале сентября 3 дня подряд прогрессивные пользователи интернета только и обсуждали новость о раскрытии логинов и паролей миллионов пользователей (и так называемых роботов) крупнейших в России почтовых систем. В открытом доступе оказались данные 1,2 млн аккаунтов почты «Яндекса», стали известны пароли 4,66 млн пользователей почты Mail.ru. Последним пострадал почтовый сервис от Google: на форуме Bitcoin Security, где выкладывались данные «Яндекс.Почты» и почты Mail.ru, в ночь с 9 на 10 сентября прошла информация о появлении файла с почти 5 миллионами логинов и паролей почтовой службы Gmail.

После изучения ситуации представители почтовых служб признали, что значительная часть высвеченных данных оказалась актуальной. Так, в случае с Gmail речь идет о почти 60% попавших в сеть паролей.

Карма не годится

Представители сервисов объясняют, что говорить о взломе аккаунтов как таковом было бы неправильно. Злоумышленники годами собирали сведения о паролях пользователей.

По заверению заместителя руководителя департамента эксплуатации компании «Яндекс» Владимира Иванова, данные стали известны злоумышленникам, скорее всего, в результате фишинга или вирусной активности на зараженных компьютерах.

«Это не было целенаправленной атакой, и речь о взломе инфраструктуры «Яндекса» не идет. Мы уже знали о 85% аккаунтов из этой базы: большинство из них уже несколько лет появляются в подобных списках. Мы предупреждали их владельцев и предлагали сменить пароли, но они этого не сделали. Это означает, что такие аккаунты либо заброшены, либо создавались роботами. Владельцам остальных засвеченных ящиков мы сбросили пароли, и они не смогут войти в почту, пока не поменяют их. Если вы не видели такого предупреждения от «Яндекса», то вашего аккаунта нет в опубликованном списке, и можно не беспокоиться», — подчеркнул Иванов.

В пресс-службе Mail.ru также призывают не паниковать. Специалисты почтового сервиса этой компании отмечают, что довольно большой процент паролей из выложенного списка уже неактуален. То есть владельцы аккаунтов уже успели их сменить. Примерно 95% актуальных аккаунтов уже проходили в системе как подозрительные. Это означает, что они ограничены в отправке почты, а их владельцам Mail.ru уже давно рекомендует сменить пароли.

«У нас существует сложная система, которая анализирует действия каждого аккаунта начиная с регистрации по целому ряду критериев. Например, один из самых очевидных — попытка рассылки спама. В этой системе у каждого аккаунта есть динамический рейтинг, называемый кармой. Как только карма падает ниже определенного параметра, к аккаунту начинают применяться разные санкции, в том числе и настойчивая рекомендация сменить пароль», — рассказывает руководитель стратегических PR-проектов Mail.ru Group Наталия Богданович.

Гигиена в Сети

Владимир Иванов объясняет, что сервисы «Яндекса» имеют несколько уровней безопасности. Так, пользовательские данные защищены и хранятся в дата-центрах, происходит шифрование входящей и исходящей почты. Архитектура сервиса устроена так, что данные о логинах, письмах, которые им принадлежат, и содержание писем зашифрованы и лежат в трех разных местах, за которые отвечают три разные группы системных администраторов. Чтобы получить доступ к содержанию писем пользователей, необходимо участие всех этих трех групп людей, которое невозможно без соблюдения ряда внутренних процедур.

Не меньше заботятся о безопасности и в Mail.ru. Специалисты этой почтовой службы очень серьезное внимание уделяют шифрованию трафика, особенно в мобильных сетях, где перехватить трафик легче всего. Происходит и постоянное улучшение систем так называемого антибрутфорса (системы автоматического подбора пароля к аккаунту).

«Помимо этого мы используем HTTP only Cookie, Secure Cookie и разделение? пользовательских?сессий при доступе к различным?проектам единого информационного?портала Mail.ru. А также целый ряд фич, о которых не хотим рассказывать публично, чтобы не облегчать жизнь злоумышленникам. Но, к сожалению, все наши усилия будут напрасными, если пользователи не сделают свою часть работы по защите почтовых ящиков», — сетует Наталия Богданович.

Действительно, по словам представителей почтовых сервисов, уязвимость системы безопасности чаще всего происходит на стороне пользователя, который пренебрегает обычными принципами сетевой гигиены. Владимир Иванов настойчиво рекомендует клиентам выбирать длинные пароли вместо коротких, сложные вместо простых и случайные вместо угадываемых. Длина пароля должна быть не меньше 8 символов, еще лучше — 10-12.

«Когда вы меняете пароль своего ящика на «Яндексе» или заводите новый, сервис подсказывает вам, насколько надежен придуманный пароль. Как вариант можно выбрать простое слово и разбавить его цифрами и символами, например — m78olo625tok. Рекомендуется менять пароли раз в 3 месяца — это не слишком сложное правило», — уверяет эксперт по безопасности.

Специалисты Mail.ru добавляют и свои советы пользователям. В частности, сотрудники одного из самых популярных почтовых сервисов рекомендуют придумывать отдельный пароль для каждого сервиса, а не пользоваться при регистрации одним любимым кодом. Для увеличения защиты собственных данных пользователю надо обязательно привязать мобильный телефон к почтовому аккаунту. При восстановлении пароля СМС-проверка гораздо безопаснее, чем секретное слово, которое теоретически можно узнать или подобрать, или другой ящик, который тоже можно взломать.

«Даже беспрекословно следуя этим советам, пользователям следует постоянно держать на компьютере включенный антивирус и не запрещать ему обновления, поскольку увести пароль электронной почты способен практически любой «троянец», — утверждает Наталия Богданович.

Справка

Наиболее распространены два метода взлома аккаунтов: фишинг и использование различного зловредного ПО (Malware).

В первом случае пользователя заманивают на сайт, который выдает себя за настоящий, где предлагают ввести пароль. Естественно, введенный пароль утекает к злоумышленникам.

Malware оказывается на компьютере пользователя разными способами. Если злоумышленники не занимаются целевой атакой на конкретного человека, а стремятся заразить наибольшее число компьютеров, то предпочитают получить доступ к популярным сайтам и внедрить в них зловредный код.

Александр Набатов

Фото: kerch.biz

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №36 (040) 23 сентября

Добавить комментарий
Почти чеховская история: в «Галерке» прошла премьера спектакля «В поисках радости»

Почти чеховская история: в «Галерке» прошла премьера спектакля «В поисках радости»

Ее поставил главный режиссер и художественный руководитель театра Владимир Витько.

Арсений Попов, актер шоу «Импровизация»: «Уезжать из Омска было тяжело. Но иначе вы бы не брали у меня интервью»

Арсений Попов, актер шоу «Импровизация»: «Уезжать из Омска было тяжело. Но иначе вы бы не брали у меня интервью»

Участник популярного шоу на ТНТ рассказал «Классу» об омской театральной школе, хейтерах и шутках под разрядом тока.

Оля Слово, основатель школы стилистов Self Made Studio: «Мода современна — стиль вечен»Фото

Оля Слово, основатель школы стилистов Self Made Studio: «Мода современна — стиль вечен»

Оля побывала в Омске в рамках образовательного проекта GTOUR-2017 и рассказала, как создала школу стилистов и персональных шоперов, а затем запустила альтернативное печатное издание о моде и культуре.

Вес_имеем: Дневники худеющих

Вес_имеем: Дневники худеющих

О мотивации, правильных привычках и о том, каково это — ходить в гости к Шлеменко по утрам.

Георгий Яшин, создатель бренда Ziq & Yoni и первой сникер-химчистки: «Мы не хотели работать на дядь, мы сами стали дядями»

Георгий Яшин, создатель бренда Ziq & Yoni и первой сникер-химчистки: «Мы не хотели работать на дядь, мы сами стали дядями»

Москвич без высшего образования, но с двумя работающими бизнес-проектами рассказал, как искать, находить и реализовывать идеи для организации и раскрутки своего дела.

Тест:  Вы гопник или нет?

Тест: Вы гопник или нет?

Приближается весна, которая выведет на улицы Омска не только женщин в миниюбках и любителей субботников, но и истосковавшихся за зиму по свежему воздуху представителей гоп-культуры.

Бикини по весне: в Омске прошел кубок по бодибилдингу и фитнесу

Бикини по весне: в Омске прошел кубок по бодибилдингу и фитнесу

18 марта в «Химике» состоялись соревнования по бодибилдингу, бодифитнесу, фитнесу и фитнес-бикини. Жители Омска, Новосибирска, Екатеринбурга, Тюмени, Красноярска выступили в 13 номинациях, а ...

«Обрехтить» Ремарка: «Три товарища» на омской сцене

«Обрехтить» Ремарка: «Три товарища» на омской сцене

В омском драмтеатре состоялась премьера спектакля по культовому произведению Эриха Марии Ремарка.

Из Америки в Омск: Велоtrip 19 века

Из Америки в Омск: Велоtrip 19 века

Какой увидел Сибирь путешественник Томас Ален.

Омские реликвии: 10 самых дорогих коллекционных вещей на продажу

Омские реликвии: 10 самых дорогих коллекционных вещей на продажу

«Класс» узнал, что и за какие деньги выставляют местные коллекционеры.

Кристина Соловьева, модельер: «Магазин одежды для кукол имел оглушительный успех»

Кристина Соловьева, модельер: «Магазин одежды для кукол имел оглушительный успех»

О коллекционных моделях, модных коллекциях и хобби, переросшем в бизнес - в нашем интервью.

#ВЕС_ИМЕЕМ: Grandиозный Fitness

#ВЕС_ИМЕЕМ: Grandиозный Fitness

Кирилл Хариби, Сюзанна Егиян и Евгений Долганев на пути к идеальному телу.

Регина Тодоренко, «Орел и Решка»: «Вижу своего парня трижды в месяц»

Регина Тодоренко, «Орел и Решка»: «Вижу своего парня трижды в месяц»

Ведущая и путешественница рассказала «Классу», чему удивляться, когда объездил целый мир.

Похудение под прицелом

Похудение под прицелом

Жизнь замечательных людей, или Каково худеть под пристальными взорами любопытствующих. Часть первая.

Евгения Деник, автор проекта WEDDING FAST DATING: «Мы приглашаем на свидания уже помолвленные пары»

Евгения Деник, автор проекта WEDDING FAST DATING: «Мы приглашаем на свидания уже помолвленные пары»

Об уникальном для Омска мероприятии «Классу» рассказали свадебный организатор Евгения Деник и ведущий Алексей Куликов.