Деловой Омск

Деловой Омск

16 июля 2017 07.00Статьи

История стартапа: аномалия Соколова-Митрича

Несмотря на затяжной кризис в СМИ и рекламе, а также патологическое пристрастие читательской массы к негативу, известный репортер нашел способ зарабатывать на хороших историях.

История стартапа: аномалия Соколова-Митрича

Публичный рассказ столичного журналиста Дмитрия Соколова-Митрича о его оригинальном начинании слишком хорошо лег в канву нашей рубрики «Свое дело», так что мы решили рассказать об этом кейсе читателям. Итак, главный герой — один из самых узнаваемых авторов и представителей редакторского состава журнала «Русский репортер».

Пинок среднего возраста

Однажды, три года назад, Дмитрий задумался о том, что ему скоро 40, а журналистика — профессия для молодых, еще любопытных, но уже опытных. От 30 до 40. Репортер предпенсионного возраста — жалкое зрелище, уверен он. Одновременно чувствовался кризис в журналистике, решать задачи хотя бы прежнего уровня было уже нельзя. Скатываться в примитивизм не хотелось: профессия была инструментом личностного роста, а не самоцелью.

Главное — предложили написать книгу про «Яндекс». Правда, до Соколова-Митрича задание провалили четыре автора, и отцы-основатели Аркадий Волож и Илья Сегалович к идее остыли. Год пришлось потратить на убеждения и партизанские вылазки: например, поговорить с учительницей топ-менеджеров для демоглавы.

«Работа над этой книгой меня перелопатила. Проснулся интерес к бизнесу. Был нагружен советскими комплексами о том, что бизнес — это острые зубы, сильные локти и вообще какое-то хищничество. А оказалось, что это такая же сфера творческих задач, еще более крутая, чем журналистика. Более того, люди, которые достигли в бизнесе «длинного успеха», всегда очень интересные и очень порядочные. И мне стало интересно изучать этих людей. Я чувствовал себя как нефтяник, обнаруживший месторождение — знаний, смыслов», — вспоминает Соколов-Митрич.

Розовые очки

Работу над идейно ценной «Яндекс.Книгой» оплатил инвестор — «Российская венчурная компания». После публикации продукт стал коммерчески успешным. Все остались довольны: инвестор, герой, издательство и сам автор. В этом Соколов-Митрич увидел бизнес-модель. Делать сложные журналистские проекты, монетизировать их с помощью инвесторов, использовать издательства или СМИ для распространения.

Прозвучало утопично не только для Омска, но и для столицы. Знакомые Дмитрия говорили: идея провальная.

И все-таки непрагматичное послание вместо бизнес-предложения привлекло первого клиента — Леонида Богуславского. Символично: он один из первых инвесторов «Яндекса».

В 62 года, никогда не занимаясь спортом, Богуславский увлекся триатлоном и с удивлением обнаружил: чтобы пробежать марафон и создать неплохой бизнес, нужно приложить примерно одинаковые усилия. В итоге он согласился профинансировать проект, в котором семь человек с выдающимися успехами в бизнесе и спорте одновременно рассказали об особого рода выносливости от первого лица. Так и запустилась «фабрика историй», которая переросла в лабораторию «Однажды».

«Идея лаборатории заключается в том, что можно сотрудничать с людьми, которые платят, и при этом делать классный контент. Она возникла из принципиально иной цеховой философии, нежели та, что до сих пор царит в журналистике. Как устроен типичный журналист 20 — начала 21 века? Мир неправильный, состоит из лжи. Наша задача — не пускать грязную ложь к нашим читателям. Но жить на что-то надо, небольшими дозами пропускать ее будем и будем называть это рекламой.

Для нас же мир процентов на 90 состоит из правды. В нем огромное количество замечательных людей, которые делают интересное дело. Вообще фундаментальная потребность человека — творчески преобразовывать окружающий мир. И на этом бесконечном ресурсе можно зарабатывать, помогая правде прорубать дорогу к сердцу и уму читателей», — Дмитрий шутит, что, создав лабораторию, он не ушел из журналистики, а пришел в нее.

Клиент навылет

Искать клиентов оказалось делом неблагодарным. Репортер обходил компании, проводил презентации — эффекта не было. Знакомый маркетолог подсказал тактику «созревшего плода»: нужный упадет сам. Соколов-Митрич принялся писать о своем деле и создавать бесплатные статьи. В итоге все клиенты, которые были у компании за последние два года, пришли сами.

Половине потенциальных клиентов проект «Однажды» отказывает. Лаборатория четко разделяет спонсоров, которым нужен пиар, и инвесторов, которые хотят продвигать ценные идеи. Работают с последними: предпочитают «прагматику высокого порядка». Иное не вписывается в выбранную бизнес-модель: издательства или СМИ не заинтересуются «пиарской лажей». Кстати, своевременный отсев клиентов облегчает работу — единомышленники почти не вносят правок.

Что собственно предлагают инвесторам? Через крутые истории влиять на среду, управлять сотрудниками, привлекать кадры, клиентов, бизнес-партнеров. «Важная вещь — искренние коммуникации. Это становится ключевым словосочетанием эпохи. Апдейт того, что раньше называлось пиаром. То, что было раньше, еще работает, но уже очень плохо», — Дмитрий то и дело говорит о смыслах и программных вещах. Такой бизнес.

Перфекционизм в квадрате

Современны не только установки, но и структура. Компания живет без офиса. Авторам все равно удобно работать дома. Так было еще в «Русрепе». Проект «Однажды» может позволить себе небольшой штат, но не спешит его собирать. Вполне вероятно, что никто из нанятых не подойдет для конкретной задачи. Все равно придется искать автора со стороны, а штатные сотрудники будут сидеть без дела. Чтобы решать кадровые вопросы, Соколов-Митрич составил пул из 30 авторов. Тем, чей творческий метод подойдет для конкретного проекта, он предлагает отложить дела на месяц-другой. Это обязательное условие. Есть и другие, еще более суровые. От авторов требуют продукт на уровне лучших текстов «Русрепа». Главный показатель качества текста — если за время работы автор вырос как личность, объясняет Дмитрий.

В портфолио лаборатории четыре книги, еще восемь в работе. Пишет «Однажды» и истории меньшего объема.

«СМИ, которые существуют в жесткой реальности, потихоньку становятся кинотеатрами контента. Производят новости, публицистическую мишуру. Хотят публиковать что-то серьезное, но не у всех есть ресурсы для этого. А компания «Однажды» — одна из пионеров «письменного продакшена». Для «Русского репортера» написали текст. Если бы не стояла наша подпись, вы бы даже не отличили его от редакционки, потому что это лучший текст номера», — объясняет генпродюсер лаборатории.

Соколов-Митрич ставит «Однажды» в пример того, как зарабатывать, если сломать в своей голове привычные схемы. Сейчас время для экспериментов, уверен он.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 27 (181) от 11 июля 2017 года 

Добавить комментарий
6 дней, 19 театров, 14 стран: В Омске открыт V фестиваль «В гостях у Арлекина»

6 дней, 19 театров, 14 стран: В Омске открыт V фестиваль «В гостях у Арлекина»

Театры из из России и Беларуси, Армении и Болгарии, Ирана и Израиля,, Казахстана, Китая, Польши, Словении, Финляндии, Франции и Японии прибыли в Омск. Фестиваль открылся традиционным шествием.

Андрей Заберти, «Свидание»: «Пометьте, у гитариста девушки нет. А этим туром еще и денежек заработаем...»

Андрей Заберти, «Свидание»: «Пометьте, у гитариста девушки нет. А этим туром еще и денежек заработаем...»

Трогательная, романтичная молодая группа «Свидание» рассказала «Классу» о повзрослевшей публике, стихах Макгрегора и глупостях.

Преображение: на сколько Андрей Маслов и Марина Хариби похудели за десять дней?

Преображение: на сколько Андрей Маслов и Марина Хариби похудели за десять дней?

Рассказываем, как ставились личные рекорды: главный врач не зря гарантировал результат.

Алексей Степочкин-Тищенков: «Вожатые омской школы получают до 24 тысяч в месяц»

Алексей Степочкин-Тищенков: «Вожатые омской школы получают до 24 тысяч в месяц»

О мире детей и вожатых, саморазвитии и немного о деньгах — в нашем интервью с создателем школы вожатых в Омске.

Двадцать дорог: первый экскурсионный флешмоб в Омске

Двадцать дорог: первый экскурсионный флешмоб в Омске

24 сентября в Омске пройдет экскурсионный флешмоб, в рамках которого омичи смогут посетить более двадцати экскурсий. Все они будут бесплатные.

Омичи будут отдыхать треть следующего года (КАЛЕНДАРЬ)Инфографика

Омичи будут отдыхать треть следующего года (КАЛЕНДАРЬ)

Из 365 дней 118 будут выходными, в том числе 27 — праздничными.

Красота без жертвФото

Красота без жертв

Участники проекта «За подарками» отправились исследовать салон красоты «Нимфа».

Энтеровирусная инфекция в Омске: как не заболеть и не заразить другихИнфографика

Энтеровирусная инфекция в Омске: как не заболеть и не заразить других

«Новый Омск» приводит рекомендации министра здравоохранения, врача и специалиста Роспотребнадзора.

Начало по-французски в омском ТЮЗе

Начало по-французски в омском ТЮЗе

Новый сезон театр откроет премьерой спектакля по мотивам пьесы Жана Батиста Мольера.

Преображение: Марина Хариби и Андрей Маслов на пути к идеалу

Преображение: Марина Хариби и Андрей Маслов на пути к идеалу

Один месяц, два героя, четыре этапа, один победитель. Вашему вниманию — очередной преобразующий проект «Нового Омска». Поехали!

Тысячи омичей вместе с LВидео

Тысячи омичей вместе с L'ONE танцевали локтями под первым снегом (ВИДЕО)

Несмотря на дождь и, по сообщениям очевидцев, даже снег, — омичи дождались артиста и отстояли концерт. Как это было — в нашей подборке.

Говорит и показывает: на три дня омские улицы станут площадкой для арт-экспериментов

Говорит и показывает: на три дня омские улицы станут площадкой для арт-экспериментов

С 8 по 10 сентября в рамках фестиваля современного искусства «Экспериментальные выходные» омичей приглашают на программы «Смотри!», «Говори!» и «Слушай!»

Александр Могилев, хореограф: «Мы оторвали у «запорожца» аккумулятор, раскидали ДВП у кинотеатра и стали танцевать на шапку»

Александр Могилев, хореограф: «Мы оторвали у «запорожца» аккумулятор, раскидали ДВП у кинотеатра и стали танцевать на шапку»

Топовый хореограф России рассказал «Классу» о столичных провинциалах и закулисье шоу «Танцы».

Все возрасты покорны: в Омске прошел первый «СимфоРокПарк»Видео

Все возрасты покорны: в Омске прошел первый «СимфоРокПарк»

О том, каким был третий open-air Омской филармонии — в нашем репортаже.