16 декабря 2013 03.31Бизнес

Омичи предпочитают федералов

Региональный рынок бытовой техники и электроники сегодня перенасыщен. Конкуренция оказалась непосильна для местных сетей, поэтому появление новых участников возможно только в интернет-пространстве.

Омичи предпочитают федералов

 По словам специалистов рынка, перераспределение клиентских потоков привело к тому, что борьба за покупателя сегодня идет в основном среди федералов. Усиление сети DNS, возвращение в борьбу «Техносилы» после банкротства, несостоявшееся слияние «М.Видео» и «Эльдорадо», а также появление дискаунтера TechnoPoint, где клиенты обслуживаются самостоятельно, выбирая товар через терминальную систему магазина-склада, — вот события, определяющие сегодня картину рынка.

Рынок реальный и виртуальный
Средний ежемесячный оборот омского рынка бытовой техники и электроники, по оценкам участников, составляет 800-900 млн рублей. В следующем году этот показатель несколько вырастет. Произойдет это благодаря сектору интернет-продаж. Дело в том, что сегодня в городе сказывается нехватка реальных торговых площадей, соответствующих необходимым стандартам и требованиям.

Вероятнее всего, именно это тормозит развитие и укоренение формата «магазин у дома». «Для Омска вообще характерны магазины электроники и бытовой техники, расположенные в торгово-развлекательных комплексах, — говорит руководитель отдела маркетинга омской сети «Технософия» Юрий Телятников. Комплексы освоены, новых площадок нет, значит, и новые игроки на нашем рынке вероятны разве что в интернет-пространстве».

Такое предположение подтверждает и директор омского магазина Media Markt Виталий Сотников: «В наше время интернет играет важную роль в торговле. Традиционная розница уходит в прошлое, уступая место мультиканальным продажам. Бытовая техника и электроника остаются самыми популярными товарами, которые люди покупают онлайн. Объем продаж интернет-магазина Media Markt в Омске с января по сентябрь 2013 года вырос в 3,5 раза.
В данный момент в интернет-каталоге компании по всей России более 150 тысяч товаров». В то же время объем продаж в виртуальном пространстве не превышает и 3% от общего показателя и напрямую зависит от ценовой политики интернет-площадки.

Главным фактором остается цена
Омский рынок бытовой техники и электроники сегодня, по замечаниям игроков, перенасыщен. Количество предложений существенно превышает спрос, конкуренция непосильна для местных сетей. Скажем, омский бренд «Электронный рай», имевший в свое время несколько магазинов и занимавший по собственным оценкам до 15% рынка, сегодня ютится лишь в одном помещении на 1000 кв. метров.

«К нам идут постоянные клиенты, совершившие покупки ранее, привязанные к дисконтной системе, скидкам и определенным канонам обслуживания, — рассказывает руководитель коммерческого отдела магазина «Электронный рай» Светлана Новик. — Ведь основной минус для покупателей крупных сетей заключается как раз в спешном, зачастую некачественном обслуживании. Хотя я не исключаю, что и наш постоянный клиент, если не получит желаемого, например, в той же ассортиментной линейке, совершит покупку в другом магазине».

Местные игроки, включая даже «Технософию» с 8-9% долей от общего рынка, 8 магазинами и 6 тыс. кв. метров торговых площадей, для федеральных игроков не являются проблемой. Борьба за основной поток клиентов наблюдается все же между сетями «Эльдорадо», DNS, «Эксперт», «М.Видео», Media Markt и другими.
К факторам успешной конкуренции игроки сегодня относят широкий ассортимент, гибкость и умение реагировать на запросы со стороны рынка снижением цен и наличием дисконтной программы, агрессивной рекламой, расширением сервисного пакета продукта, введением мультиканальных и кроссканальных продаж, т.е. интернет-площадок.

И все же ключевым мотивационным фактором для омского потребителя с его невысокой покупательской способностью пока остается цена товара. По словам Юрия Телятникова, омичи в этом вопросе непреклонны и недоверчивы. Зачастую перепроверяют цены, сравнивая с предложениями у конкурентов.
Драйверы роста — мультиварки и планшеты

По данным сети «Технософия», омичи предпочитают покупать технику за наличный расчет. Здесь соотношение «наличные-кредит» составляет 70% против 30%. В сети Media Markt последний показатель снизился до 13%, уступая традиционной форме оплаты. И дело не только в предпочтениях самих клиентов, но и, по мнению специалистов омской сети «Технософия», в общей рыночной стагнации, а также спаде потребительского кредитования в целом. Этот факт подтверждает руководитель коммерческого отдела компании «Электронный рай» Светлана Новик, вспоминая, что с 2006 года доля покупок в кредит упала с 30% до 15% от общего объема.

В основном в кредиты берут крупную бытовую технику и ТВ. Есть небольшой, но стабильный спрос на продукцию премиального сегмента. «Например, осенью у нас в продаже появился один из самых больших телевизоров в мире — Samsung UE85S9AT стоимостью более 1 млн рублей. На него уже есть пара потенциальных покупателей. А не так давно мы продали телевизор с диагональю 84 дюйма стоимостью 600 тыс. рублей», — комментирует ситуацию директор омского магазина Media Markt Виталий Сотников.

Стабильным остается спрос на повседневно необходимые предметы бытовой техники: газовые плиты, холодильники и стиральные машины. А наибольшую динамику спроса в текущем году показывают телевизоры с диагональю от 50 дюймов и более — прирост по ним только в Media Markt составил более 20% в общем объеме продаж телевизоров с января 2013 года. «Однако рост популярности моделей с 50-дюймовой диагональю можно объяснить тем, что цены на такие модели снизились. Если ранее они находились в верхнеценовом сегменте, то сейчас сместились в среднеценовой, при этом в них есть все современные функции», — объясняет Сотников.

Еще одна динамично развивающаяся категория — мультиварки, рост их продаж за два последних года измеряется двузначными цифрами. Это трендовые устройства — они стали одним из драйверов роста в сегменте мелкой бытовой техники. С января по сентябрь он вырос на 30% по сравнению с тем же периодом прошлого года.
Для Media Markt в списке наиболее популярных категорий товаров также значатся кофемашины (половина продаж данной группы в Омске приходится именно на магазин этой сети) и видеокамеры формата action. Стоит отметить и повсеместный рост продаж смартфонов и планшетов. В 2013 году смартфоны уже обогнали мобильные телефоны. Похожая ситуация может сложиться и в категории планшетов, которые постепенно вытесняют ноутбуки.

info

Наталья Виркунен

 

Добавить комментарий
Почти чеховская история: в «Галерке» прошла премьера спектакля «В поисках радости»

Почти чеховская история: в «Галерке» прошла премьера спектакля «В поисках радости»

Ее поставил главный режиссер и художественный руководитель театра Владимир Витько.

Арсений Попов, актер шоу «Импровизация»: «Уезжать из Омска было тяжело. Но иначе вы бы не брали у меня интервью»

Арсений Попов, актер шоу «Импровизация»: «Уезжать из Омска было тяжело. Но иначе вы бы не брали у меня интервью»

Участник популярного шоу на ТНТ рассказал «Классу» об омской театральной школе, хейтерах и шутках под разрядом тока.

Оля Слово, основатель школы стилистов Self Made Studio: «Мода современна — стиль вечен»Фото

Оля Слово, основатель школы стилистов Self Made Studio: «Мода современна — стиль вечен»

Оля побывала в Омске в рамках образовательного проекта GTOUR-2017 и рассказала, как создала школу стилистов и персональных шоперов, а затем запустила альтернативное печатное издание о моде и культуре.

Вес_имеем: Дневники худеющих

Вес_имеем: Дневники худеющих

О мотивации, правильных привычках и о том, каково это — ходить в гости к Шлеменко по утрам.

Георгий Яшин, создатель бренда Ziq & Yoni и первой сникер-химчистки: «Мы не хотели работать на дядь, мы сами стали дядями»

Георгий Яшин, создатель бренда Ziq & Yoni и первой сникер-химчистки: «Мы не хотели работать на дядь, мы сами стали дядями»

Москвич без высшего образования, но с двумя работающими бизнес-проектами рассказал, как искать, находить и реализовывать идеи для организации и раскрутки своего дела.

Тест:  Вы гопник или нет?

Тест: Вы гопник или нет?

Приближается весна, которая выведет на улицы Омска не только женщин в миниюбках и любителей субботников, но и истосковавшихся за зиму по свежему воздуху представителей гоп-культуры.

Бикини по весне: в Омске прошел кубок по бодибилдингу и фитнесу

Бикини по весне: в Омске прошел кубок по бодибилдингу и фитнесу

18 марта в «Химике» состоялись соревнования по бодибилдингу, бодифитнесу, фитнесу и фитнес-бикини. Жители Омска, Новосибирска, Екатеринбурга, Тюмени, Красноярска выступили в 13 номинациях, а ...

«Обрехтить» Ремарка: «Три товарища» на омской сцене

«Обрехтить» Ремарка: «Три товарища» на омской сцене

В омском драмтеатре состоялась премьера спектакля по культовому произведению Эриха Марии Ремарка.

Из Америки в Омск: Велоtrip 19 века

Из Америки в Омск: Велоtrip 19 века

Какой увидел Сибирь путешественник Томас Ален.

Омские реликвии: 10 самых дорогих коллекционных вещей на продажу

Омские реликвии: 10 самых дорогих коллекционных вещей на продажу

«Класс» узнал, что и за какие деньги выставляют местные коллекционеры.

Кристина Соловьева, модельер: «Магазин одежды для кукол имел оглушительный успех»

Кристина Соловьева, модельер: «Магазин одежды для кукол имел оглушительный успех»

О коллекционных моделях, модных коллекциях и хобби, переросшем в бизнес - в нашем интервью.

#ВЕС_ИМЕЕМ: Grandиозный Fitness

#ВЕС_ИМЕЕМ: Grandиозный Fitness

Кирилл Хариби, Сюзанна Егиян и Евгений Долганев на пути к идеальному телу.

Регина Тодоренко, «Орел и Решка»: «Вижу своего парня трижды в месяц»

Регина Тодоренко, «Орел и Решка»: «Вижу своего парня трижды в месяц»

Ведущая и путешественница рассказала «Классу», чему удивляться, когда объездил целый мир.

Похудение под прицелом

Похудение под прицелом

Жизнь замечательных людей, или Каково худеть под пристальными взорами любопытствующих. Часть первая.

Евгения Деник, автор проекта WEDDING FAST DATING: «Мы приглашаем на свидания уже помолвленные пары»

Евгения Деник, автор проекта WEDDING FAST DATING: «Мы приглашаем на свидания уже помолвленные пары»

Об уникальном для Омска мероприятии «Классу» рассказали свадебный организатор Евгения Деник и ведущий Алексей Куликов.