16 декабря 2013 03.31Бизнес

Омичи предпочитают федералов

Региональный рынок бытовой техники и электроники сегодня перенасыщен. Конкуренция оказалась непосильна для местных сетей, поэтому появление новых участников возможно только в интернет-пространстве.

Омичи предпочитают федералов

 По словам специалистов рынка, перераспределение клиентских потоков привело к тому, что борьба за покупателя сегодня идет в основном среди федералов. Усиление сети DNS, возвращение в борьбу «Техносилы» после банкротства, несостоявшееся слияние «М.Видео» и «Эльдорадо», а также появление дискаунтера TechnoPoint, где клиенты обслуживаются самостоятельно, выбирая товар через терминальную систему магазина-склада, — вот события, определяющие сегодня картину рынка.

Рынок реальный и виртуальный
Средний ежемесячный оборот омского рынка бытовой техники и электроники, по оценкам участников, составляет 800-900 млн рублей. В следующем году этот показатель несколько вырастет. Произойдет это благодаря сектору интернет-продаж. Дело в том, что сегодня в городе сказывается нехватка реальных торговых площадей, соответствующих необходимым стандартам и требованиям.

Вероятнее всего, именно это тормозит развитие и укоренение формата «магазин у дома». «Для Омска вообще характерны магазины электроники и бытовой техники, расположенные в торгово-развлекательных комплексах, — говорит руководитель отдела маркетинга омской сети «Технософия» Юрий Телятников. Комплексы освоены, новых площадок нет, значит, и новые игроки на нашем рынке вероятны разве что в интернет-пространстве».

Такое предположение подтверждает и директор омского магазина Media Markt Виталий Сотников: «В наше время интернет играет важную роль в торговле. Традиционная розница уходит в прошлое, уступая место мультиканальным продажам. Бытовая техника и электроника остаются самыми популярными товарами, которые люди покупают онлайн. Объем продаж интернет-магазина Media Markt в Омске с января по сентябрь 2013 года вырос в 3,5 раза.
В данный момент в интернет-каталоге компании по всей России более 150 тысяч товаров». В то же время объем продаж в виртуальном пространстве не превышает и 3% от общего показателя и напрямую зависит от ценовой политики интернет-площадки.

Главным фактором остается цена
Омский рынок бытовой техники и электроники сегодня, по замечаниям игроков, перенасыщен. Количество предложений существенно превышает спрос, конкуренция непосильна для местных сетей. Скажем, омский бренд «Электронный рай», имевший в свое время несколько магазинов и занимавший по собственным оценкам до 15% рынка, сегодня ютится лишь в одном помещении на 1000 кв. метров.

«К нам идут постоянные клиенты, совершившие покупки ранее, привязанные к дисконтной системе, скидкам и определенным канонам обслуживания, — рассказывает руководитель коммерческого отдела магазина «Электронный рай» Светлана Новик. — Ведь основной минус для покупателей крупных сетей заключается как раз в спешном, зачастую некачественном обслуживании. Хотя я не исключаю, что и наш постоянный клиент, если не получит желаемого, например, в той же ассортиментной линейке, совершит покупку в другом магазине».

Местные игроки, включая даже «Технософию» с 8-9% долей от общего рынка, 8 магазинами и 6 тыс. кв. метров торговых площадей, для федеральных игроков не являются проблемой. Борьба за основной поток клиентов наблюдается все же между сетями «Эльдорадо», DNS, «Эксперт», «М.Видео», Media Markt и другими.
К факторам успешной конкуренции игроки сегодня относят широкий ассортимент, гибкость и умение реагировать на запросы со стороны рынка снижением цен и наличием дисконтной программы, агрессивной рекламой, расширением сервисного пакета продукта, введением мультиканальных и кроссканальных продаж, т.е. интернет-площадок.

И все же ключевым мотивационным фактором для омского потребителя с его невысокой покупательской способностью пока остается цена товара. По словам Юрия Телятникова, омичи в этом вопросе непреклонны и недоверчивы. Зачастую перепроверяют цены, сравнивая с предложениями у конкурентов.
Драйверы роста — мультиварки и планшеты

По данным сети «Технософия», омичи предпочитают покупать технику за наличный расчет. Здесь соотношение «наличные-кредит» составляет 70% против 30%. В сети Media Markt последний показатель снизился до 13%, уступая традиционной форме оплаты. И дело не только в предпочтениях самих клиентов, но и, по мнению специалистов омской сети «Технософия», в общей рыночной стагнации, а также спаде потребительского кредитования в целом. Этот факт подтверждает руководитель коммерческого отдела компании «Электронный рай» Светлана Новик, вспоминая, что с 2006 года доля покупок в кредит упала с 30% до 15% от общего объема.

В основном в кредиты берут крупную бытовую технику и ТВ. Есть небольшой, но стабильный спрос на продукцию премиального сегмента. «Например, осенью у нас в продаже появился один из самых больших телевизоров в мире — Samsung UE85S9AT стоимостью более 1 млн рублей. На него уже есть пара потенциальных покупателей. А не так давно мы продали телевизор с диагональю 84 дюйма стоимостью 600 тыс. рублей», — комментирует ситуацию директор омского магазина Media Markt Виталий Сотников.

Стабильным остается спрос на повседневно необходимые предметы бытовой техники: газовые плиты, холодильники и стиральные машины. А наибольшую динамику спроса в текущем году показывают телевизоры с диагональю от 50 дюймов и более — прирост по ним только в Media Markt составил более 20% в общем объеме продаж телевизоров с января 2013 года. «Однако рост популярности моделей с 50-дюймовой диагональю можно объяснить тем, что цены на такие модели снизились. Если ранее они находились в верхнеценовом сегменте, то сейчас сместились в среднеценовой, при этом в них есть все современные функции», — объясняет Сотников.

Еще одна динамично развивающаяся категория — мультиварки, рост их продаж за два последних года измеряется двузначными цифрами. Это трендовые устройства — они стали одним из драйверов роста в сегменте мелкой бытовой техники. С января по сентябрь он вырос на 30% по сравнению с тем же периодом прошлого года.
Для Media Markt в списке наиболее популярных категорий товаров также значатся кофемашины (половина продаж данной группы в Омске приходится именно на магазин этой сети) и видеокамеры формата action. Стоит отметить и повсеместный рост продаж смартфонов и планшетов. В 2013 году смартфоны уже обогнали мобильные телефоны. Похожая ситуация может сложиться и в категории планшетов, которые постепенно вытесняют ноутбуки.

info

Наталья Виркунен

 

Добавить комментарий
Симфония рока: программа третьего музыкального опен-эйра от филармонии

Симфония рока: программа третьего музыкального опен-эйра от филармонии

Каким будет первосентябрьский рок-фестиваль — в нашем материале.

Ведущий шоу «Напролом» Тимофей Баженов: «Я едва не погиб на съемках»

Ведущий шоу «Напролом» Тимофей Баженов: «Я едва не погиб на съемках»

Телеведущий рассказал о своей новой программе.

«Сезон бабочек» в Омске

«Сезон бабочек» в Омске

Премьера по новелле японской писательницы. 

Новичок омского «Авангарда» Дмитрий Кугрышев: «Федор Смолов будет болеть за нашу команду»

Новичок омского «Авангарда» Дмитрий Кугрышев: «Федор Смолов будет болеть за нашу команду»

«Ястреб» рассказал о своем переходе и о дружбе с известным футболистом.

Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Спустя четыре года в репертуар театра вернулся спектакль о куклах разных стран.

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

«Класс» побывал на премьере фильма, с истории которого начинался знаменитый хоррор «Заклятие» и теперь точно знает, почему опасно держать связь с умершими.

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптурыФото

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптуры

Оригинальный подарок ко Дню рождения города — премьеру постановки с участием Омского хора — преподнесла омская филармония.

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

От марафона до Бабкиной, от реконструкторов до гончаров. Подборка для тех, кто хочет успеть везде, не прибегая к клонированию.

Екатерина Лущ, начальник комплекса концертных залов филармонии: «Старые технологии перестают работать. Не только в культуре и не только в Омске»

Екатерина Лущ, начальник комплекса концертных залов филармонии: «Старые технологии перестают работать. Не только в культуре и не только в Омске»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Секс, наркотики и обналичка: 10 громких уголовных дел с участниками «Дома-2»

Секс, наркотики и обналичка: 10 громких уголовных дел с участниками «Дома-2»

Преступления и наказания героев бесконечного телешоу о построении отношений.

 Анджей Неупокоев, директор Тарского драмтеатра: «Культурная сфера не торговля пирожками. Хорошего менеджера мало»

Анджей Неупокоев, директор Тарского драмтеатра: «Культурная сфера не торговля пирожками. Хорошего менеджера мало»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.