16 декабря 2013 03.31Бизнес

Омичи предпочитают федералов

Региональный рынок бытовой техники и электроники сегодня перенасыщен. Конкуренция оказалась непосильна для местных сетей, поэтому появление новых участников возможно только в интернет-пространстве.

Омичи предпочитают федералов

 По словам специалистов рынка, перераспределение клиентских потоков привело к тому, что борьба за покупателя сегодня идет в основном среди федералов. Усиление сети DNS, возвращение в борьбу «Техносилы» после банкротства, несостоявшееся слияние «М.Видео» и «Эльдорадо», а также появление дискаунтера TechnoPoint, где клиенты обслуживаются самостоятельно, выбирая товар через терминальную систему магазина-склада, — вот события, определяющие сегодня картину рынка.

Рынок реальный и виртуальный
Средний ежемесячный оборот омского рынка бытовой техники и электроники, по оценкам участников, составляет 800-900 млн рублей. В следующем году этот показатель несколько вырастет. Произойдет это благодаря сектору интернет-продаж. Дело в том, что сегодня в городе сказывается нехватка реальных торговых площадей, соответствующих необходимым стандартам и требованиям.

Вероятнее всего, именно это тормозит развитие и укоренение формата «магазин у дома». «Для Омска вообще характерны магазины электроники и бытовой техники, расположенные в торгово-развлекательных комплексах, — говорит руководитель отдела маркетинга омской сети «Технософия» Юрий Телятников. Комплексы освоены, новых площадок нет, значит, и новые игроки на нашем рынке вероятны разве что в интернет-пространстве».

Такое предположение подтверждает и директор омского магазина Media Markt Виталий Сотников: «В наше время интернет играет важную роль в торговле. Традиционная розница уходит в прошлое, уступая место мультиканальным продажам. Бытовая техника и электроника остаются самыми популярными товарами, которые люди покупают онлайн. Объем продаж интернет-магазина Media Markt в Омске с января по сентябрь 2013 года вырос в 3,5 раза.
В данный момент в интернет-каталоге компании по всей России более 150 тысяч товаров». В то же время объем продаж в виртуальном пространстве не превышает и 3% от общего показателя и напрямую зависит от ценовой политики интернет-площадки.

Главным фактором остается цена
Омский рынок бытовой техники и электроники сегодня, по замечаниям игроков, перенасыщен. Количество предложений существенно превышает спрос, конкуренция непосильна для местных сетей. Скажем, омский бренд «Электронный рай», имевший в свое время несколько магазинов и занимавший по собственным оценкам до 15% рынка, сегодня ютится лишь в одном помещении на 1000 кв. метров.

«К нам идут постоянные клиенты, совершившие покупки ранее, привязанные к дисконтной системе, скидкам и определенным канонам обслуживания, — рассказывает руководитель коммерческого отдела магазина «Электронный рай» Светлана Новик. — Ведь основной минус для покупателей крупных сетей заключается как раз в спешном, зачастую некачественном обслуживании. Хотя я не исключаю, что и наш постоянный клиент, если не получит желаемого, например, в той же ассортиментной линейке, совершит покупку в другом магазине».

Местные игроки, включая даже «Технософию» с 8-9% долей от общего рынка, 8 магазинами и 6 тыс. кв. метров торговых площадей, для федеральных игроков не являются проблемой. Борьба за основной поток клиентов наблюдается все же между сетями «Эльдорадо», DNS, «Эксперт», «М.Видео», Media Markt и другими.
К факторам успешной конкуренции игроки сегодня относят широкий ассортимент, гибкость и умение реагировать на запросы со стороны рынка снижением цен и наличием дисконтной программы, агрессивной рекламой, расширением сервисного пакета продукта, введением мультиканальных и кроссканальных продаж, т.е. интернет-площадок.

И все же ключевым мотивационным фактором для омского потребителя с его невысокой покупательской способностью пока остается цена товара. По словам Юрия Телятникова, омичи в этом вопросе непреклонны и недоверчивы. Зачастую перепроверяют цены, сравнивая с предложениями у конкурентов.
Драйверы роста — мультиварки и планшеты

По данным сети «Технософия», омичи предпочитают покупать технику за наличный расчет. Здесь соотношение «наличные-кредит» составляет 70% против 30%. В сети Media Markt последний показатель снизился до 13%, уступая традиционной форме оплаты. И дело не только в предпочтениях самих клиентов, но и, по мнению специалистов омской сети «Технософия», в общей рыночной стагнации, а также спаде потребительского кредитования в целом. Этот факт подтверждает руководитель коммерческого отдела компании «Электронный рай» Светлана Новик, вспоминая, что с 2006 года доля покупок в кредит упала с 30% до 15% от общего объема.

В основном в кредиты берут крупную бытовую технику и ТВ. Есть небольшой, но стабильный спрос на продукцию премиального сегмента. «Например, осенью у нас в продаже появился один из самых больших телевизоров в мире — Samsung UE85S9AT стоимостью более 1 млн рублей. На него уже есть пара потенциальных покупателей. А не так давно мы продали телевизор с диагональю 84 дюйма стоимостью 600 тыс. рублей», — комментирует ситуацию директор омского магазина Media Markt Виталий Сотников.

Стабильным остается спрос на повседневно необходимые предметы бытовой техники: газовые плиты, холодильники и стиральные машины. А наибольшую динамику спроса в текущем году показывают телевизоры с диагональю от 50 дюймов и более — прирост по ним только в Media Markt составил более 20% в общем объеме продаж телевизоров с января 2013 года. «Однако рост популярности моделей с 50-дюймовой диагональю можно объяснить тем, что цены на такие модели снизились. Если ранее они находились в верхнеценовом сегменте, то сейчас сместились в среднеценовой, при этом в них есть все современные функции», — объясняет Сотников.

Еще одна динамично развивающаяся категория — мультиварки, рост их продаж за два последних года измеряется двузначными цифрами. Это трендовые устройства — они стали одним из драйверов роста в сегменте мелкой бытовой техники. С января по сентябрь он вырос на 30% по сравнению с тем же периодом прошлого года.
Для Media Markt в списке наиболее популярных категорий товаров также значатся кофемашины (половина продаж данной группы в Омске приходится именно на магазин этой сети) и видеокамеры формата action. Стоит отметить и повсеместный рост продаж смартфонов и планшетов. В 2013 году смартфоны уже обогнали мобильные телефоны. Похожая ситуация может сложиться и в категории планшетов, которые постепенно вытесняют ноутбуки.

info

Наталья Виркунен

 

Добавить комментарий
Во славу антихайпа: Гнойный в ОмскеВидео

Во славу антихайпа: Гнойный в Омске

Репортаж с первого концерта Славы Машнова в Омске. Публику послал, хорька приласкал, очки не снял.

Шедевры Эрмитажа в Омске

Шедевры Эрмитажа в Омске

Рассказываем, какие предметы можно увидеть на выставке в музее им. Врубеля.

Преображение 2.0: как реанимировать кожу за час

Преображение 2.0: как реанимировать кожу за час

Как Николай Рябов и Ольга Алексеева в гости к «Мадам Ву» ходили. О пилингах, масках и чудесах.

Что покажут и расскажут омичам в парке «Россия — моя история»Видео

Что покажут и расскажут омичам в парке «Россия — моя история»

«Новый Омск» приводит любопытные экспонаты и мифы, которые в музее стремятся развенчать.

Владимир Котляров, «Порнофильмы»: «Цой мотивировал, я тоже стараюсь это делать. А Бродский ныл»

Владимир Котляров, «Порнофильмы»: «Цой мотивировал, я тоже стараюсь это делать. А Бродский ныл»

Фронтмен панк-группы рассказал «Классу» о классиках и их местах на корабле современности, протестах против системы и экстремизме.

Какими судьбами: стилист Надежда Шульга в гостях у продюсера Дины Грин

Какими судьбами: стилист Надежда Шульга в гостях у продюсера Дины Грин

Новая встреча в «звездных» гостях: угощаемся венскими вафлями и алтайскими пряниками с облепиховым чаем и говорим о стильных киногероях, любви к Парижу и постельных сценах в омском кино.

Преображение 2.0: как Ольга Алексеева и Николай Рябов от рук отбивались

Преображение 2.0: как Ольга Алексеева и Николай Рябов от рук отбивались

Впечатляющие результаты героев, выдержавших одну из самых эффективных процедур текущего сезона.

Как за 15 минут сделать зубы белее?

Как за 15 минут сделать зубы белее?

Об улыбках Николая Рябова и Ольги Алексеевой — со всех сторон.

Какими судьбами: Степан Бонковский приехал в семью «Народного героя» Антона Кудрявцева

Какими судьбами: Степан Бонковский приехал в семью «Народного героя» Антона Кудрявцева

Депутат поздравил самую известную в Омске многодетную семью с прибавлением. Месяц назад у Антона и Людмилы Кудрявцевых родился десятый ребенок.

Гуша Катушкин, музыкант: «Я — бабушка, продающая пирожки. Представитель очень малого шоу-бизнеса»Видео

Гуша Катушкин, музыкант: «Я — бабушка, продающая пирожки. Представитель очень малого шоу-бизнеса»

Автор и исполнитель вирусных хитов приехал в Омск и в преддверии концерта провел неформальную встречу.

Стать звездой: советы от кастинг-директора для тех, кто желает оказаться по ту сторону экрана

Стать звездой: советы от кастинг-директора для тех, кто желает оказаться по ту сторону экрана

Экс-омичка Елизавета Николаева провела мастер-класс в родном городе.

Тест: что вы знаете о революции 1917 года

Тест: что вы знаете о революции 1917 года

Ура, товарищи! Свершилось! Сегодня отмечается 100 лет со дня Великой Октябрьской революции. Еще 30 лет назад в нашей стране любой от мала до велика знал о тех событиях практически все. «Новый Омск» ...

Не на «Жизнь», а на смерть, или Примерит ли Омск «Золотую маску» в двенадцатый раз?

Не на «Жизнь», а на смерть, или Примерит ли Омск «Золотую маску» в двенадцатый раз?

В 2018 году за престижную премию поборется спектакль «Жизнь» театра драмы. Наудачу вспоминаем всех обладателей «Золотой маски» в Омске.

Артем Шаров, фронтмен GoodTimes: «И как мы только ни выступали: и в трусах, и без трусов, и по потолку лазали»

Артем Шаров, фронтмен GoodTimes: «И как мы только ни выступали: и в трусах, и без трусов, и по потолку лазали»

Об отношениях в группе, новых клипах, фанатах и лифчиках на сцене — в нашем интервью с вокалистом эпатажной костромской группы.