16 декабря 2013 03.31Бизнес

Омичи предпочитают федералов

Региональный рынок бытовой техники и электроники сегодня перенасыщен. Конкуренция оказалась непосильна для местных сетей, поэтому появление новых участников возможно только в интернет-пространстве.

Омичи предпочитают федералов

 По словам специалистов рынка, перераспределение клиентских потоков привело к тому, что борьба за покупателя сегодня идет в основном среди федералов. Усиление сети DNS, возвращение в борьбу «Техносилы» после банкротства, несостоявшееся слияние «М.Видео» и «Эльдорадо», а также появление дискаунтера TechnoPoint, где клиенты обслуживаются самостоятельно, выбирая товар через терминальную систему магазина-склада, — вот события, определяющие сегодня картину рынка.

Рынок реальный и виртуальный
Средний ежемесячный оборот омского рынка бытовой техники и электроники, по оценкам участников, составляет 800-900 млн рублей. В следующем году этот показатель несколько вырастет. Произойдет это благодаря сектору интернет-продаж. Дело в том, что сегодня в городе сказывается нехватка реальных торговых площадей, соответствующих необходимым стандартам и требованиям.

Вероятнее всего, именно это тормозит развитие и укоренение формата «магазин у дома». «Для Омска вообще характерны магазины электроники и бытовой техники, расположенные в торгово-развлекательных комплексах, — говорит руководитель отдела маркетинга омской сети «Технософия» Юрий Телятников. Комплексы освоены, новых площадок нет, значит, и новые игроки на нашем рынке вероятны разве что в интернет-пространстве».

Такое предположение подтверждает и директор омского магазина Media Markt Виталий Сотников: «В наше время интернет играет важную роль в торговле. Традиционная розница уходит в прошлое, уступая место мультиканальным продажам. Бытовая техника и электроника остаются самыми популярными товарами, которые люди покупают онлайн. Объем продаж интернет-магазина Media Markt в Омске с января по сентябрь 2013 года вырос в 3,5 раза.
В данный момент в интернет-каталоге компании по всей России более 150 тысяч товаров». В то же время объем продаж в виртуальном пространстве не превышает и 3% от общего показателя и напрямую зависит от ценовой политики интернет-площадки.

Главным фактором остается цена
Омский рынок бытовой техники и электроники сегодня, по замечаниям игроков, перенасыщен. Количество предложений существенно превышает спрос, конкуренция непосильна для местных сетей. Скажем, омский бренд «Электронный рай», имевший в свое время несколько магазинов и занимавший по собственным оценкам до 15% рынка, сегодня ютится лишь в одном помещении на 1000 кв. метров.

«К нам идут постоянные клиенты, совершившие покупки ранее, привязанные к дисконтной системе, скидкам и определенным канонам обслуживания, — рассказывает руководитель коммерческого отдела магазина «Электронный рай» Светлана Новик. — Ведь основной минус для покупателей крупных сетей заключается как раз в спешном, зачастую некачественном обслуживании. Хотя я не исключаю, что и наш постоянный клиент, если не получит желаемого, например, в той же ассортиментной линейке, совершит покупку в другом магазине».

Местные игроки, включая даже «Технософию» с 8-9% долей от общего рынка, 8 магазинами и 6 тыс. кв. метров торговых площадей, для федеральных игроков не являются проблемой. Борьба за основной поток клиентов наблюдается все же между сетями «Эльдорадо», DNS, «Эксперт», «М.Видео», Media Markt и другими.
К факторам успешной конкуренции игроки сегодня относят широкий ассортимент, гибкость и умение реагировать на запросы со стороны рынка снижением цен и наличием дисконтной программы, агрессивной рекламой, расширением сервисного пакета продукта, введением мультиканальных и кроссканальных продаж, т.е. интернет-площадок.

И все же ключевым мотивационным фактором для омского потребителя с его невысокой покупательской способностью пока остается цена товара. По словам Юрия Телятникова, омичи в этом вопросе непреклонны и недоверчивы. Зачастую перепроверяют цены, сравнивая с предложениями у конкурентов.
Драйверы роста — мультиварки и планшеты

По данным сети «Технософия», омичи предпочитают покупать технику за наличный расчет. Здесь соотношение «наличные-кредит» составляет 70% против 30%. В сети Media Markt последний показатель снизился до 13%, уступая традиционной форме оплаты. И дело не только в предпочтениях самих клиентов, но и, по мнению специалистов омской сети «Технософия», в общей рыночной стагнации, а также спаде потребительского кредитования в целом. Этот факт подтверждает руководитель коммерческого отдела компании «Электронный рай» Светлана Новик, вспоминая, что с 2006 года доля покупок в кредит упала с 30% до 15% от общего объема.

В основном в кредиты берут крупную бытовую технику и ТВ. Есть небольшой, но стабильный спрос на продукцию премиального сегмента. «Например, осенью у нас в продаже появился один из самых больших телевизоров в мире — Samsung UE85S9AT стоимостью более 1 млн рублей. На него уже есть пара потенциальных покупателей. А не так давно мы продали телевизор с диагональю 84 дюйма стоимостью 600 тыс. рублей», — комментирует ситуацию директор омского магазина Media Markt Виталий Сотников.

Стабильным остается спрос на повседневно необходимые предметы бытовой техники: газовые плиты, холодильники и стиральные машины. А наибольшую динамику спроса в текущем году показывают телевизоры с диагональю от 50 дюймов и более — прирост по ним только в Media Markt составил более 20% в общем объеме продаж телевизоров с января 2013 года. «Однако рост популярности моделей с 50-дюймовой диагональю можно объяснить тем, что цены на такие модели снизились. Если ранее они находились в верхнеценовом сегменте, то сейчас сместились в среднеценовой, при этом в них есть все современные функции», — объясняет Сотников.

Еще одна динамично развивающаяся категория — мультиварки, рост их продаж за два последних года измеряется двузначными цифрами. Это трендовые устройства — они стали одним из драйверов роста в сегменте мелкой бытовой техники. С января по сентябрь он вырос на 30% по сравнению с тем же периодом прошлого года.
Для Media Markt в списке наиболее популярных категорий товаров также значатся кофемашины (половина продаж данной группы в Омске приходится именно на магазин этой сети) и видеокамеры формата action. Стоит отметить и повсеместный рост продаж смартфонов и планшетов. В 2013 году смартфоны уже обогнали мобильные телефоны. Похожая ситуация может сложиться и в категории планшетов, которые постепенно вытесняют ноутбуки.

info

Наталья Виркунен

 

Добавить комментарий
JVCR VS GBNTH: тлен к тлену

JVCR VS GBNTH: тлен к тлену

О «заброшках», гомофобии, пассивности и других общих для Омска и Санкт-Петербурга проблемах и методах борьбы с ними.

История одной «школы на двух берегах»: лицей №149 отпраздновал четверть векаФото

История одной «школы на двух берегах»: лицей №149 отпраздновал четверть века

Когда британской писательнице Джоан Роулинг пришла в голову блестящая идея написать книгу о волшебнике Гарри Поттере, ей было 25 лет. Столько же лет исполнилось и Марку Цукербергу, когда социальная сеть Facebook ...

Нападающий омского «Авангарда»  Дэвид Бут: «В детстве я равнялся на русскую пятерку»

Нападающий омского «Авангарда» Дэвид Бут: «В детстве я равнялся на русскую пятерку»

Хоккеист рассказал о своих увлечениях и о том, как часто не может уснуть после матчей.

Объяли необъятное: как обнимаются омские представители власти и бизнеса (ФОТОРЕПОРТАЖ)Фото

Объяли необъятное: как обнимаются омские представители власти и бизнеса (ФОТОРЕПОРТАЖ)

Сегодня, 21 января, мир отмечает день объятий. Воодушевленные этим событием, мы собрали фотографии медийных персон Омска, которые дружелюбно обнимаются с коллегами.

Мольер по-русски

Мольер по-русски

В «Пятом театре» состоялась премьера спектакля «Мнимый больной».

ФасАД: 10 самых некрасивых зданий Омска

ФасАД: 10 самых некрасивых зданий Омска

«Деловой Омск» представляет «темную сторону» рейтинга омских строений, формирующих лицо города.

Мороз по коже: планы омских ВИПов на Крещение-2017

Мороз по коже: планы омских ВИПов на Крещение-2017

Кокорин, Морозов, Каракоз, Шлеменко и другие представители политической, деловой, спортивной и творческой элиты — о погружениях в купели.

А ты житель омской «Атлантиды»?

А ты житель омской «Атлантиды»?

С тоской вспоминая закончившуюся в Омске клубную эпоху, «Класс» создал тест на знание «Атлантиды».

Закрой глаза и не дыши: рецензия на русский фильм ужасов «Невеста»

Закрой глаза и не дыши: рецензия на русский фильм ужасов «Невеста»

За два дня до официальной премьеры «Класс» посмотрел мистическую картину от создателей «Битвы экстрасенсов» и теперь точно знает, почему секс до свадьбы — всегда хорошая идея.

Моментальная редакция: модная камера в руках посленовогоднего «Класса»

Моментальная редакция: модная камера в руках посленовогоднего «Класса»

«Класс» протестировал Fujifilm Instax Wide 300. Фоточки, улыбки, гирлянды — вот это все.

Семь памятников The Beatles на территории бывшего СССР

Семь памятников The Beatles на территории бывшего СССР

Если отдать дань великолепной четверке хочется, а возможности улететь на другую часть света не представляется, к вашем услугам карта ближайших к Омску монументов, посвященных «битлам».

Пять фактов о Старом Новом годе, который растерял праздничный авторитет

Пять фактов о Старом Новом годе, который растерял праздничный авторитет

«Новый Омск» решил узнать побольше о празднике, который, по самым смелым подсчетам, отмечает каждый второй россиянин.

«Викинг»: дорого-богато, но плоско

«Викинг»: дорого-богато, но плоско

Несмотря на критику, фильм уже побил российский рекорд по сборам за неделю проката.

Не надо ла-ла, или Пять причин не смотреть лучший мюзикл года

Не надо ла-ла, или Пять причин не смотреть лучший мюзикл года

Осторожно, заголовок не соответствует содержанию рецензии!

«Новый Омск» утопил iPhone 7 (ВИДЕО)

«Новый Омск» утопил iPhone 7 (ВИДЕО)

К юбилею культового бренда мы выяснили, чем отличается новая модель от ставшего допотопным iPnone 6.