Деловой Омск

Деловой Омск

28 июля 2017 07.00Статьи

Пазлы под ногами: обзор рынка тротуарной плитки в Омске

«Деловой Омск» разбирался, как развивается омский рынок тротуарной плитки.

Пазлы под ногами: обзор рынка тротуарной плитки в Омске

Фото: Денис Вышинский

Рынок тротуарной плитки в Омске довольно молод: первую брусчатку начали укладывать на месте асфальта лет десять назад. Плиточные «оазисы» благоустройства появлялись тогда лишь на центральных улицах города. С тех пор тротуарная плитка перестала быть экзотикой даже в сельских районах, а перспективная сфера только начинает развиваться с помощью новых технологий.

Интересно, что даже кризис не повлиял на рост рынка. По данным эксперта-аналитика АО «ФИНАМ» Алексея Калачева, производство тротуарной плитки в России росло, невзирая на провалы в экономике, однако темпы годового прироста постепенно снижались. Так, если рост в 2011 году по сравнению с предыдущим годом составил 28,5%, то в 2012 году темп прироста производства уменьшился до 23,8%, в 2013-м — до 19,7%, в 2014-м — до 7,9%. В 2015 году рост ускорился до 9,2%, но уже по итогам 2016 года, когда в стране было произведено 14 030,93 тысячи квадратных метров тротуарной плитки, рост год к году составил всего 1,9%.

«Такая динамика может свидетельствовать о том, что российский рынок тротуарной плитки близок к насыщению, и объемы производства почти полностью покрывают платежеспособный спрос», — делает вывод эксперт.

Динамика по Сибирскому федеральному округу менее последовательная, но в целом она находится в общем русле: в 2011 году производство тротуарной плитки в округе выросло год к году в полтора раза (на 49,1%), в 2012-м — еще на четверть (25,1%), в 2013-м — еще на треть, но уже в 2014 году было зафиксировано падение производства на 9%, в 2015 году рост был минимальным — на 1,6%, а в 2016 году произошло снижение объемов на 2%. Всего в прошлом году в СФО было произведено почти 1,15 млн кв. м тротуарной плитки, что составило около 8,2% от общероссийского производства.

На том и стоим

По мнению директора омской производственно-коммерческой фирмы «БИ» Натальи Типсиной, кризис не сказался на продажах, однако существенно изменил структуру спроса. Значительно выросла доля частных клиентов — до 90%. При этом сократился объем крупных заказов — от строительных организаций и промышленных предприятий. Если года три назад на них приходилось 60% заказов, то после кризиса их доля уменьшилась до 10%.

Основные продажи компаниям приносят небольшие предприниматели, обустраивающие территории вокруг офисов и магазинов, и владельцы дач, усадеб и коттеджей.

«Наша компания вовремя развернулась в сторону частных заказчиков, и это позволило не потерять объемы, — пояснила она. — Ориентируясь на новых клиентов, мы предложили дополнительные услуги — бесплатный выезд на замер, дизайн-проект садового участка в подарок. Сейчас мы видим, что это востребовано у населения». В сезон компании удается удерживать объемы выпуска на уровне около 3 тыс. кв. м плитки в месяц. Помимо Омска, «БИ» отгружает плитку в Казахстан, Новосибирскую, Тюменскую, Красноярскую, Кемеровскую области, Биробиджан.

Чаще всего заказывают объемы по 100-300 кв. м. Стоимость в среднем составляет 1200 рублей за кв. м, включая расходы по укладке плитки.

Аналитики утверждают, что замедление производства повлияло на цены. «Если в предыдущие три года цены росли со средним темпом 5-7% в год, то в декабре 2016 года они оказались на 5,5% ниже, чем годом ранее, или 423,6 рубля за кв. м», — отмечает Алексей Калачев. По его данным, цены производителей в Сибири примерно на 20% выше, чем в среднем по РФ. За последний год стоимость практически не изменилась. На конец 2016 года квадратный метр плитки стоил 506,72 рубля. В Омске участники рынка говорят о том, что цены не меняются уже около четырех лет, несмотря на подорожание цемента и других составляющих.

Модная укладка

Сегодня в «плиточном» бизнесе, по информации справочника «2ГИС», задействовано более 100 омских организаций, и количество новичков постоянно растет. Дело в том, что технологии по производству брусчатки довольно доступны, и для этого бизнеса не требуется ни лицензии, ни сертификатов. Минимальные вложения в открытие производства составят около 300 тыс. рублей, но, по оценке специалистов, на эту сумму можно купить лишь самое недорогое и малопроизводительное оборудование.

«Мелким фирмам с производительностью 10 кв. м плитки в день очень сложно выжить на рынке. Обычный заказ объемом около 100 «квадратов» они будут делать десять дней, не говоря уже о более крупных поставках. Так долго ждать никто не будет, поэтому такие производители закрываются через год-два», — говорит директор компании «БИ».

Риски неофитов рынка еще и в том, что они ограничиваются скудным ассортиментом форм и расцветок. Около 90% омских фирм выпускают только «Калифорнию» и «Ромашку».

«При желании сэкономить стоит начать с малого, изучить спрос и лишь потом запускать новую форму в производство. Мы так и действуем. Производителю нужно быть гибким, чутко реагировать на спрос. Сейчас у нас одних только форм закуплено на

5 млн рублей, мы единственные в Омске выпускаем брусчатку 32 оттенков. Это позволяет выполнять сложные заказы, например, «солнце» в сквере им. 30 лет ВЛКСМ, напротив транспортного университета, или «звезды на небосклоне» у частного заказчика», — говорит Наталья Типсина.

По словам специалистов, рассчитывать на быстрый возврат вложений не стоит. Тем более на фоне сжимающегося рынка: три года назад срок окупаемости инвестиций при запуске нового производства составлял от трех до пяти лет, сейчас он вырос до шести-десяти лет.

50 оттенков серого

Серьезной проблемой рынка игроки считают появление «серых» бригад, «выпекающих» плитку прямо в гаражах. Зачастую они не имеют даже статуса индивидуального предпринимателя.

«Нелегальные производители, чья брусчатка разваливается через год, бросают тень на всю отрасль, — считает Наталья Типсина. — Они дискредитируют само понятие «тротуарная плитка».

В то же время участник рынка отмечает, что потребитель стал более требовательным к прочности и цветовому разнообразию товара, а также к набору дополнительных услуг. Одна из тенденций рынка — покупатель уходит от дешевой продукции, делая выбор в пользу средней ценовой категории товара с более высоким качеством. Востребован сложный дизайн и оригинальные формы плитки.

«Радует, что даже люди старшего поколения для дома в деревне выбирают интересный рисунок и нестандартную цветовую палитру», — говорит эксперт.

Прогнозы

На Международной конференции «Рынок тротуарной плитки России», которую провела в прошлом году Ассоциация производителей мелкоштучных бетонных изделий, говорилось, что в России ежегодно на одного человека производится лишь 0,27 кв. м тротуарной плитки в год. Этот показатель в пять-шесть раз ниже, чем в странах Евросоюза, отмечают в отраслевом журнале «Строительство.ру».

Впрочем, уверены эксперты, это говорит и о том, что российский рынок находится в зачаточном состоянии и у него есть все шансы на развитие.

О возможных точках роста говорит и аналитик АО «ФИНАМ» Алексей Калачев.

«Очевидно, что тротуарного пространства, пригодного для использования плитки, остается много. Немало мест, где на нем еще используется асфальтовое покрытие, что наравне с плановой заменой разрушающейся плитки обеспечит отрасль объемами производства на достигнутом уровне.

А в случае роста финансовых возможностей региональных и муниципальных властей, и возобновление роста производства».

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 29 (183) от 25 июля 2017 года

Добавить комментарий
6 дней, 19 театров, 14 стран: В Омске открыт V фестиваль «В гостях у Арлекина»

6 дней, 19 театров, 14 стран: В Омске открыт V фестиваль «В гостях у Арлекина»

Театры из из России и Беларуси, Армении и Болгарии, Ирана и Израиля,, Казахстана, Китая, Польши, Словении, Финляндии, Франции и Японии прибыли в Омск. Фестиваль открылся традиционным шествием.

Андрей Заберти, «Свидание»: «Пометьте, у гитариста девушки нет. А этим туром еще и денежек заработаем...»

Андрей Заберти, «Свидание»: «Пометьте, у гитариста девушки нет. А этим туром еще и денежек заработаем...»

Трогательная, романтичная молодая группа «Свидание» рассказала «Классу» о повзрослевшей публике, стихах Макгрегора и глупостях.

Преображение: на сколько Андрей Маслов и Марина Хариби похудели за десять дней?

Преображение: на сколько Андрей Маслов и Марина Хариби похудели за десять дней?

Рассказываем, как ставились личные рекорды: главный врач не зря гарантировал результат.

Алексей Степочкин-Тищенков: «Вожатые омской школы получают до 24 тысяч в месяц»

Алексей Степочкин-Тищенков: «Вожатые омской школы получают до 24 тысяч в месяц»

О мире детей и вожатых, саморазвитии и немного о деньгах — в нашем интервью с создателем школы вожатых в Омске.

Двадцать дорог: первый экскурсионный флешмоб в Омске

Двадцать дорог: первый экскурсионный флешмоб в Омске

24 сентября в Омске пройдет экскурсионный флешмоб, в рамках которого омичи смогут посетить более двадцати экскурсий. Все они будут бесплатные.

Омичи будут отдыхать треть следующего года (КАЛЕНДАРЬ)Инфографика

Омичи будут отдыхать треть следующего года (КАЛЕНДАРЬ)

Из 365 дней 118 будут выходными, в том числе 27 — праздничными.

Красота без жертвФото

Красота без жертв

Участники проекта «За подарками» отправились исследовать салон красоты «Нимфа».

Энтеровирусная инфекция в Омске: как не заболеть и не заразить другихИнфографика

Энтеровирусная инфекция в Омске: как не заболеть и не заразить других

«Новый Омск» приводит рекомендации министра здравоохранения, врача и специалиста Роспотребнадзора.

Начало по-французски в омском ТЮЗе

Начало по-французски в омском ТЮЗе

Новый сезон театр откроет премьерой спектакля по мотивам пьесы Жана Батиста Мольера.

Преображение: Марина Хариби и Андрей Маслов на пути к идеалу

Преображение: Марина Хариби и Андрей Маслов на пути к идеалу

Один месяц, два героя, четыре этапа, один победитель. Вашему вниманию — очередной преобразующий проект «Нового Омска». Поехали!

Тысячи омичей вместе с LВидео

Тысячи омичей вместе с L'ONE танцевали локтями под первым снегом (ВИДЕО)

Несмотря на дождь и, по сообщениям очевидцев, даже снег, — омичи дождались артиста и отстояли концерт. Как это было — в нашей подборке.

Говорит и показывает: на три дня омские улицы станут площадкой для арт-экспериментов

Говорит и показывает: на три дня омские улицы станут площадкой для арт-экспериментов

С 8 по 10 сентября в рамках фестиваля современного искусства «Экспериментальные выходные» омичей приглашают на программы «Смотри!», «Говори!» и «Слушай!»

Александр Могилев, хореограф: «Мы оторвали у «запорожца» аккумулятор, раскидали ДВП у кинотеатра и стали танцевать на шапку»

Александр Могилев, хореограф: «Мы оторвали у «запорожца» аккумулятор, раскидали ДВП у кинотеатра и стали танцевать на шапку»

Топовый хореограф России рассказал «Классу» о столичных провинциалах и закулисье шоу «Танцы».

Все возрасты покорны: в Омске прошел первый «СимфоРокПарк»Видео

Все возрасты покорны: в Омске прошел первый «СимфоРокПарк»

О том, каким был третий open-air Омской филармонии — в нашем репортаже.