Екатерина Лущ, начальник комплекса концертных залов филармонии: «Старые технологии перестают работать. Не только в культуре и не только в Омске»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Екатерина Лущ, начальник комплекса концертных залов филармонии: «Старые технологии перестают работать. Не только в культуре и не только в Омске»

Фото: личный архив

«Класс» продолжает серию материалов о молодых, подающих надежды менеджерах в сфере культуры, которые еще скажут свое слово. Звание культличность уже было присвоено новому директору ТЮЗа Михаилу Мальцеву  и Анджею Неупокоеву, директору Северного драматического театра им. Михаила Ульянова.

Наш очередной герой — начальник комплекса концертных залов Омской филармонии Екатерина Лущ. Ответственную должность — директор концертного зала — девушка заняла в 28 лет и, как заведено, злые языки стали цокать вслед молодому управленцу. Однако за два года Екатерина подтвердила, что вожжи правления были доверены ей не зря. Филармония стала площадкой не только для омских и приезжих музыкантов и артистов, теперь в концертном зале проходят события федерального масштаба, такие как пленарное заседание форума «Единой России» с Дмитрием Медведевым или гранд-дефиле арт-резиденции. Участвует Екатерина Лущ и во всех выездных мероприятиях Омской филармонии, что так полюбились сегодня омичам.

Екатерина, не вижу смысла ходить вокруг да около, и поэтому сразу перейду к главному: насколько мне известно, вы не имеете образования в сфере культуры, и пришли на руководящую должность в Омскую филармонию, более того, пришли на замену Ольге Яниной, которая проработала более 17 лет. Страшно не было?

— Страшно не было. Было гипертрофированное чувство ответственности. Ведь концертный зал — это целый живой организм, где главной движущей силой являются люди. Я уверена, что практически все зрители, приходя на концерт, видят работу только артистов. И это правильно! Но мы забываем, что есть люди, которые до, во время и после концерта делают все возможное и невозможное, чтобы артисты вышли на сцену и зритель получил удовольствие: это звуко- и светорежиссеры, видеоинженеры, механики, работники сцены, настройщики, контролеры, гардеробщики, администраторы, различные технические службы. Вот выстроить взаимоотношения со всем этим большим коллективом и было моей главной задачей. Я считаю, что у меня это получилось. И когда мне поступило предложение возглавить комплекс залов (в мою компетенцию добавился и органный зал) — сомнений не было, поддержка моего коллектива дала мне силы и уверенность, что справлюсь. И конечно же, поддержка моей семьи. Они в меня верят. Всегда. Даже когда я иду на какие-то авантюры.

Что помогло выстроить отношения с коллективом, ведь наверняка многие сотрудники намного старше вас?

— Прежде всего уважение к каждому человеку. Во-вторых, все мы сплотились вокруг главной идеи: наш концертный зал — это лицо Омской филармонии, и мы должны всегда держать марку. И не важно, кто к нам приходит, обычный зритель или премьер-министр, качество работы всегда должно быть на высоте.

Но ведь сотрудников, кроме идейного вдохновения, нужно еще как-то мотивировать...

— Конечно, финансовый стимул существует, но, поверьте, намного легче работать с людьми, когда они твои соратники, а если этого не происходит, тогда ни премии, ни высокие зарплаты не спасут: особенно в творческом коллективе, где многие считают себя недооцененными.

Мы ушли от темы образования.

— Вы считаете, что именно это самое главное?

Не думаю, но существует стереотип, что руководитель учреждения культуры должен быть обязательно с профильным культурным образованием.

— Я стереотипы ломать не собираюсь, хотя иногда очень хочется. Поэтому профильное в сфере культуры уже получаю (МВА в индустрии культуры и искусства). Но горжусь своими двумя предыдущими: филологическим и экономическим. Считаю, что главное для руководителя — это менеджерский потенциал, умение стратегически видеть развитие учреждения, и не только позитивные аспекты, но и вычислять риски.

И конечно, все это возможно, когда ты работаешь в сплоченной и дружной команде единомышленников — как раз это и присуще моему коллективу, за что им всем огромное спасибо. Но получив «профильное образование», буду вообще считать себя «великим гуру». (Смеется.)

Вы видите омского зрителя каждый день? Какой он? И какие проекты последнего года были направлены на популяризацию культуры?

— Начнем с того, что вся деятельность Омской филармонии и в частности концертного и органного залов направлена на популяризацию культуры.

Но, мой взгляд, здесь надо разделить понятие «популяризация» на «массовую» и, скажем так, «элитарную». Потому что концерты Дениса Мацуева, Владимира Спивакова, Валерия Гергиева и многие другие такого формата – это прежде всего элитарное искусство. И не потому, что это дорого, хотя в том числе и это, а потому что, чтобы пойти и послушать Грига в исполнении Дениса Мацуева, нужен внутренний порыв, этого должно требовать твое нутро. Эти наши проекты больше направлены на любителей классической музыки, меломанов, на тех, для кого поход в залы Омской филармонии — это праздник души. И они как раз и популяризируют классическую музыку, потому что я не знаю ни одного человека, которого, например, концерт Бориса Березовского оставил равнодушным, и главное — именно это ощущение восторга заставит зрителя приходить вновь и вновь.

Если мы говорим о массовой культуре, то это наши летние проекты «Джаз-парк» и «СимфоПарк». Я бы сказала, что они больше работают как завлекательный элемент, человек пришел на «Джаз-парк», впервые услышал Даниила Крамера, и уже на следующий сезон придет на его концерт именно в Концертный зал. Более того, все концерты паркового формата строятся с режиссерской точки зрения таким образом, чтобы музыка, которая на них звучит, была прежде всего легкой и, конечно же, популярной.

А что касается зрителя — на всех концертах он разный. Но для наших сотрудников одинаковый — любимый. Конечно, хочется видеть на концертах больше детей и молодежи. Но как раз для этого и существуют проекты, о которых я только что говорила.

Все что связано с массовостью, с выходом за пределы наших залов, всегда получает положительный резонанс. Сам формат звучания музыки на природе — это здорово, даже скажу, что это проекты со столичным, европейским оттенком. Я рада, что Омской филармонии удалось внести «СимфоПарком» и «Джаз-парком» свою лепту в поднятие положительного эмоционального настроя омичей. Мой сын даже сказал, что такое количество постов в инстаграме, как это было на «Джаз-парке», он видел только в День города. Мне кажется, этим тоже можно измерить отклик. Филармония начала практиковать подобный формат в прошлом году, и сразу стало очевидно, что Омску такие проекты необходимы.

Удалось ли заработать на проектах или для учреждения культуры они убыточны?

— Об убыточности, при любом финансовом итоге, мы говорить не можем, потому что такие проекты прежде всего дают нам нового зрителя. Это будущие гости наших концертных площадок. Уже сегодня предстоящий сезон в залах Омской филармонии расписан настолько плотно, что работа без выходных нам обеспечена. И хорошо.

Может ли культура быть рентабельна?

— Однозначно да. Филармонии, театры, ДК должны зарабатывать. Я считаю, что учреждение культуры ничего не должно делать себе в убыток. Просто мы за многие годы привыкли, что если учреждение бюджетное, то и суетиться не нужно, все равно государство денег даст. Но времена изменились. И поэтому руководитель должен быть прежде всего хорошим менеджером, ориентироваться на эффективность и достижение четко поставленных целей. И немаловажно, чтобы весь коллектив учреждения понимал стратегию развития, чтобы все были заодно. Тогда будет результат.

А в Омске и в ближайшие годы?

— Это происходит по всему миру. И в Омске это тоже уже работает.

Какие видите пути привлечения местного зрителя?

— Слово «привлечение» лично мне не совсем импонирует. Я бы сказала: заинтересовывать. А из этого слова и вытекает готовый ответ: делать проекты, которые будут интересны не только коллективу филармонии, но прежде всего омичам. И здесь мы возвращаемся к началу нашего разговора, потому что работа филармонии — это два направления слушателей: любители «элитарного», осмелюсь сказать даже «модного», искусства и массовая культура. Отсюда разные проекты и разные стратегии в достижении целей. Наша задача находить подход к новым аудиториям, предлагать зрителям новые захватывающие программы, бесконечно совершенствуя их как концептуально, так и технически. У нас для этого есть все возможности. К слову, концертный зал Омской филармонии на сегодня является одним из лучших в стране. Именно это привлекает не только зрителя, но и самых именитых артистов работать именно на нашей сцене, с нашими специалистами, многим из которых в Омске нет равных.

Есть ли в Омске тенденция на омоложение крови управленческого аппарата в культурной сфере в Омске и оправданно ли это?

— Однозначно есть. Но здесь, скорее, важным аспектом является не возраст, а эффективность, новые пути решения задач, креатив, новые стратегии управления. Время показывает, что старые технологии перестают работать. Это происходит не только в культуре. И не только в Омске. Сегодня есть достаточно молодых, горящих, абсолютно больных своей темой специалистов. Многие из них, к сожалению, уезжают из Омска. Это уже избитая тема, нет смысла об этом говорить, но тем не менее основная причина такому бегству — отсутствие перспективы роста, невозможность реализовываться, вырабатывать свой потенциал. Лично я, наоборот, в Омск вернулась. И уверена, что пригожусь здесь.

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 8):

не ну это
Проект если честно удался. Возможно было бы интересно почитать о более мелких предприятиях культуры, возможно образовательных учреждениях т.е школ искусств. Скорее всего там тоже есть молодые руководители, и очень интересно послушать в каком русле двигаются школы искусств, которые из года в год спонсирует молодыми творческими кадрами университеты страны.
02 августа, 21:54 | Ответить
Миха
Всё будет хорошо,если поверить в это,а мы верим!Удачи!
02 августа, 14:42 | Ответить
Омич
Вот яркий пример, когда дядя у тебя финансовый магнат...! И ответственную должность в 28 лет без проблем получишь!!!
02 августа, 10:01 | Ответить
Влад
У нас много талантливых людей!Практически каждый из нас,может и способен на многое и не обязательно иметь пост!А что ты сделал для своего тщеславия?
05 августа, 17:32 | Ответить
не омич
вот он весь омич во всей своей красоте - сам трусливо использует анонимный ник, но при этом не верит, что кто-то может быть талантливым не потому что у него влиятельные родственники, а потому что много работал над собой.
02 августа, 12:22 | Ответить
Омич
Не рассказывайте байки пожалуйста! У нас полно талантливой молодёжи, но ей не "пробиться", к сожалению, без соответствующей протекции и родственных связей! И, кстати, вы тоже "трусливо" пользуетесь анонимным nickname...(
03 августа, 09:38 | Ответить
Василий Николаевич
Симпатичная девушка. А фото подборку зачем заменили?
02 августа, 00:19 | Ответить
Татьяна
Отличное интервью, достойные ответы. Так держать!
01 августа, 23:19 | Ответить
Симфония рока: программа третьего музыкального опен-эйра от филармонии

Симфония рока: программа третьего музыкального опен-эйра от филармонии

Каким будет первосентябрьский рок-фестиваль — в нашем материале.

Ведущий шоу «Напролом» Тимофей Баженов: «Я едва не погиб на съемках»

Ведущий шоу «Напролом» Тимофей Баженов: «Я едва не погиб на съемках»

Телеведущий рассказал о своей новой программе.

«Сезон бабочек» в Омске

«Сезон бабочек» в Омске

Премьера по новелле японской писательницы. 

Новичок омского «Авангарда» Дмитрий Кугрышев: «Федор Смолов будет болеть за нашу команду»

Новичок омского «Авангарда» Дмитрий Кугрышев: «Федор Смолов будет болеть за нашу команду»

«Ястреб» рассказал о своем переходе и о дружбе с известным футболистом.

Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Спустя четыре года в репертуар театра вернулся спектакль о куклах разных стран.

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

«Класс» побывал на премьере фильма, с истории которого начинался знаменитый хоррор «Заклятие» и теперь точно знает, почему опасно держать связь с умершими.

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптурыФото

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптуры

Оригинальный подарок ко Дню рождения города — премьеру постановки с участием Омского хора — преподнесла омская филармония.

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

От марафона до Бабкиной, от реконструкторов до гончаров. Подборка для тех, кто хочет успеть везде, не прибегая к клонированию.

Екатерина Лущ, начальник комплекса концертных залов филармонии: «Старые технологии перестают работать. Не только в культуре и не только в Омске»

Екатерина Лущ, начальник комплекса концертных залов филармонии: «Старые технологии перестают работать. Не только в культуре и не только в Омске»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Секс, наркотики и обналичка: 10 громких уголовных дел с участниками «Дома-2»

Секс, наркотики и обналичка: 10 громких уголовных дел с участниками «Дома-2»

Преступления и наказания героев бесконечного телешоу о построении отношений.

 Анджей Неупокоев, директор Тарского драмтеатра: «Культурная сфера не торговля пирожками. Хорошего менеджера мало»

Анджей Неупокоев, директор Тарского драмтеатра: «Культурная сфера не торговля пирожками. Хорошего менеджера мало»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.