Новый Омск

03 августа 2017 13.47Культура

«Жилось весело. Без ножа люди даже на тот свет не ходили» — археологи об уникальных находках в Омске

Почему воин, которого обнаружили при раскопках у будущего Эрмитажа, держал боевое оружие в обеих руках и на изготовку, объяснили Альберт Полеводов и Максим Грачев.

«Жилось весело. Без ножа люди даже на тот свет не ходили» — археологи об уникальных находках в Омске

Фото: пресс-служба министерства культуры Омской области

Во время реконструкции здания страхового общества «Саламандра» к 300-летию Омска археологи сделали уникальные находки. В 2015 году при вскрытии теплотрассы на ул.Музейной, 4, обнаружили поврежденные захоронения. Скорее всего, урон объекту нанесли в советские годы, когда активно прокладывали инженерные коммуникации.

«Вот удивление! Никаких находок в советское время сделано не было. Очевидно, что из-под ковша экскаватора вылетали кости, вещи. Но никаких свидетельств ни в одном СМИ, ни в одной научной публикации нет. Мы иногда апологируем советскую действительность, но вот вам пример отношения к древностям, к культурному наследию в советское время», — возмутился главный специалист управления по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия регионального минкульта Альберт Полеводов.

В 2017 году на Музейной вновь велись земляные работы, и археологи, настояв на своем, вернулись: границы захоронения оставались неизвестными. Зарегистрировали на территории грунтовый могильник — объект культурного наследия.

Обнаружили девять объектов. Пять — древние погребения. Характеризовать еще четыре сложно, их нашли разрушенными. Интересно, что навредить захоронениям могли не только строители.

«Древние специально искали места для захоронений. Старались использовать то, что было до них. Перед ними стояла задача — обеспечить своим сородичам максимально легкий переход в иной мир. Грабили, уничтожали могилы, чтобы ранее захороненные не мешали их близким спокойно уйти и не беспокоить живых», — рисует мировоззрение древних Альберт Полеводов.

Одному из объектов чуть меньше 3 тыс. лет. Археологи назвали захоронение «богатым»: там обнаружили и оружие, и украшения. Увы, определить этническую принадлежность покойного они не помогут: вещи надкультурные. «Как айфон сегодня: есть в разных странах», — объяснили эксперты на понятном примере.

Оружие у умерших бронзового века находили нередко: древние верили, что это поможешь человеку пробить завесу между мирами и уйти. Но этот случай особенный: такого на сопредельных с Омской областью территориях еще не было. Во-первых, оружие боевое, а не ритуальное, во-вторых, находится в обеих руках, в-третьих, оно не просто вложено, а по-особому направлено.

Итак, в одной руке захороненный воин сжимает кинжал, ориентированный вверх и вперед, как фехтовальное оружие перед уколом. В другой руке лезвием вниз зажат нож. В сражении — простите за подробности — кинжалом кололи, ножом дорезали, уточнил Альберт Полеводов.

«Это редчайшая форма погребальной практики. Ситуация с боевым оружием, сжимаемым в кистях, явно показывает, что сородичи этого воина опасались, что на пути он встретит врагов. Это пока гипотеза, но иной мир — это в любом случае калька с нашего мира, и если покойника отправляют туда с оружием в руках, то и окружающая обстановка была далеко не благоприятной. Они находились в конфликте с окружающим миром. Может, это были культуртрегеры, прискакавшие из степи, и им приходилось отодвигать местные племена от Иртыша, отвоевывать пространство», — интерпретирует Альберт Полеводов.

Находка уникальна еще и тем, что в Омской области раньше не обнаруживали захоронений того периода.

«Время переходное. Никто не знает, что за люди здесь ходили-бродили. Даже погребений нет! Слава Богу, теперь мы знаем, что им было невесело, а может, наоборот, весело жилось. Во всяком случае, без ножа они даже на тот свет не ходили», — осмысливает находку Альберт Полеводов.

Реально узнать пол и возраст, этническую принадлежность, болезни воина, похороненного с кинжалом на изготовку. Костный материал отправят в Тюмень для исследования ДНК. Предварительно покойник мог относиться к финно-угорской группе или быть предшественником селькупов, но, скорее всего, он был ираноязычным.

В обозримом будущем предметы из захоронения сможет рассмотреть любой желающий. Министр культуры Юрий Трофимов предложил разместить их почти на том же месте, где они были найдены, — планируется, что экспозиция появится в фойе нового музейного комплекса.

Девять объектов, найденных у будущего «Эрмитажа-Сибирь», — только часть возможных находок. Могильник распространяется на всю ул. Музейную. В ближайшие годы исследовать его не удастся: во-первых, пространство в самом центре города всегда используется, во-вторых, на археологические работы нужны немалые деньги.

«Получили первые результаты — поработаем с ними. Пусть захоронение сохраняется для исследований на новом уровне. Бетонное основание, плитка, постоянная топографическая нагрузка надежно защитят могильник от черных археологов», — оптимистично настроен директор музея археологии и этнографии ОмГПУ Максим Грачев.

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 3):

Олег Милищенко
Что-то подобное наблюдал по фото раскопок в Индонезии...
04 сентября, 15:13 | Ответить
Сергей Цимбалюк
В погребениях Восточного Казахстана нередко находили круглые пришивные бляхи с изображениями солнечных лучей.
В долине Абакана еще в прошлом столетии в древних могильниках тоже отыскивались золотые бляхи, лежавшие рядом с черепами погребенных.
"Один глаз на прелестном челе", как выражался Аристей Проконнесский, определенно имели так называемые ананьинцы, древние обитатели берегов Камы и Чусовой, имевшие связи со скифским миром. Они любили украшать свои секиры изображениями причудливых грифов, подобно исседонам изготовляли чаши из человеческих черепов. Если бы мог ожить римский географ Помпоний Мела, то, взглянув на предметы, добытые из ананьинских могил, он поклялся бы, что именно здесь жили одноглазые аримаспы! Ананьинцы, носившие на лбах круглые бронзовые бляхи с изображением солнечных лучей, любили украшать себя раковинами, принесенными с берегов Средиземного моря. Так устанавливается связь камских исседонов или аримаспов с современниками Аристея Проконнесского.
... золотые бляхи, найденные возле черепов в могилах, - знаки, отличавшие сибирских исседонов и аримаспов.
Еще в так называемое Карасукское время (1200–700 лет до нашей эры) в Сибири в соседстве с грифами возникали каменные изваяния. На гранитной личине был явственно виден глаз на лбу статуи.
В Тагарскую эпоху (700–100 лет до нашей эры), соответствующую условному времени Аристея Проконнесского, обитатели Восточной Сибири повязывали головы узкими ремешками. Повязки эти украшались металлическими бляхами. Люди с бронзовым "глазом" на лбу выковывали боевые топоры, украшенные изображениями грифов."
(Сергей Марков "Земной круг")
04 августа, 15:37 | Ответить
киви
Вот будут благоустраивать улицу Музейную, может, что еще появится.
А мог воин пасть в бою, и его просто забыли зарыть?
04 августа, 10:33 | Ответить
Игорь Огурцов, актер: «Каким бы популярным ты ни был, мгновение — и у тебя ничего нет»

Игорь Огурцов, актер: «Каким бы популярным ты ни был, мгновение — и у тебя ничего нет»

О том, чем похожи Огурцов и Якубович, почему актер — это не про «звездность», и немного про Омск — в нашем мини-интервью.

«Пьяные» в театре: премьера в «Пятом»Фото

«Пьяные» в театре: премьера в «Пятом»

Рецензия на спектакль петербургского режиссера по пьесе Ивана Вырыпаева.

Из Омска в московские элиты: в престижной школе «Летово» можно учиться бесплатно

Из Омска в московские элиты: в престижной школе «Летово» можно учиться бесплатно

Но здесь ждут только способных учеников, которых не приходится заставлять делать уроки.

Преображение: точка, точка, запятая

Преображение: точка, точка, запятая

Итоги «Преображения» Марины Хариби и Андрея Маслова.

Николай Марченко, шеф-редактор «Формулы русской революции. 1917»: «Смена власти в Омске — история верховных директорий»

Николай Марченко, шеф-редактор «Формулы русской революции. 1917»: «Смена власти в Омске — история верховных директорий»

Третий день в Омске идут съемки документального сериала об Октябрьской революции. «Класс» побывал на площадке и пообщался с шеф-редактором.

Сергей Сочивко: «Женские трусы прибивают гвоздями к стене, и это у них считается искусством»Фото

Сергей Сочивко: «Женские трусы прибивают гвоздями к стене, и это у них считается искусством»

Художник Сергей Сочивко пообщался с редактором «Нового Омска» и рассказал о картинах для Владимира Путина и Наины Ельциной, а также почему в Екатеринбурге его ценят больше, чем в Омске.

История любви на фоне омского неба

История любви на фоне омского неба

Гости проекта «За подарками» провели романтический вечер в омском планетарии.

Омская «Тургениана»: новый театральный сезон в «Галерке»

Омская «Тургениана»: новый театральный сезон в «Галерке»

Зрителям представили консервативную «Провинциалку».

Преображение: три Look

Преображение: три Look'a для Марины Хариби

Осенние, глубокие, стильные образы от «Итальянского стиля» и Ирины Бумагиной.

Что, где и когда  послушать в Омске меломанам

Что, где и когда послушать в Омске меломанам

Рассказываем о будущих концертах и выступлениях.

Из прошлого в будущее: 10 любопытных фактов о мостах Омска

Из прошлого в будущее: 10 любопытных фактов о мостах Омска

Коротко о девяти реальных и одном мосте-призраке.

Время зонтов в Омске: поэтический опен-эйр к открытию театрального сезонаФото

Время зонтов в Омске: поэтический опен-эйр к открытию театрального сезона

Лицейский театр открыл 24-й сезон лаундж-проектом «Раскроем зонт — откроем сезон».

«Алые паруса» под Deep Purple: премьера спектакля в Омске

«Алые паруса» под Deep Purple: премьера спектакля в Омске

13 сентября в «Арлекине» омскому зрителю представили спектакль по пьесе современного драматурга из Красноярска Александра Хромова.