Деловой Омск

Деловой Омск

19 августа 2017 07.00Статьи

Дошли до ручки: обзор рынка канцтоваров

На омском рынке канцтоваров, и без того просевшем из-за кризиса, обостряется конкуренция. От «пирога» объемом около 500 миллионов рублей хотят откусить и гипермаркеты, и непрофильные продавцы. Канцтовары в свой ассортимент стали добавлять даже продуктовые лавки и магазины косметики.

Дошли до ручки: обзор рынка канцтоваров

Фото: vizitka15.com

Розничный рынок канцелярских товаров в России, как показывает статистика, в прошлом году показал рост на 8%. В 2016 году россияне потратили на ручки-карандаши

45 млрд рублей. Емкость омского рынка составила около 561 млн рублей. Если верить Росстату, то розница в Омске за последний год прибавила 18%. Но местные игроки говорят об обратной тенденции.

Битва за копейки

Справочная система 2GIS в рубрике «Канцелярские товары, учебные принадлежности» выдает 260 организаций, которые представляют 420 торговых точек. Специализированные сети занимают около 15% омского рынка — это «Линейка» (ООО «Марка»), «Канцелярские товары», «КанцПарк», «Степлер», «Карандаш». Большая часть рынка — это мелкие торговые точки. Для остальных продавцов канцелярия является лишь дополнением к основному ассортименту: так, канцтовары предлагают книжные сети, магазины игрушек и детских товаров, газетные киоски, сувенирные лавки и даже хозяйственные магазины. Есть и совсем неожиданные сочетания — ручки, тетрадки и блокноты соседствуют на прилавке с зоотоварами, сумками и семенами. Ручки и блокноты как товары спонтанного спроса могут продаваться где угодно.

И тенденция к размыванию рынка продолжается. Элеонора Ивашевич, заместитель директора по маркетингу и продажам ООО ТД «Канцелярские товары» (предприятие обеспечивает более половины объемов поступающей в наш регион канцелярской продукции), отмечает большое желание у непрофильных компаний заняться продажами канцелярии.

«Если раньше в сезон товар у нас закупали около 10 игроков, то сейчас их 300.

Канцтовары расходятся по множеству каналов. Это тревожный показатель, поскольку емкость рынка осталась прежней, и этот объем растаскивается по мелким закупкам», — говорит она. По наблюдению эксперта, канцтовары в свой ассортимент добавляют даже парфюмерные магазины.

Однако директор компании «Марка», развивающей сеть супермаркетов канцтоваров «Линейка», Александр Милованов считает, что непрофильным продавцам удержаться на рынке будет непросто. «Рынок канцтоваров — один из самых сложных. Его особенность в огромном ассортименте, насчитывающем в одном магазине до 20 тысяч наименований — такого разнообразия нет даже в продуктовых супермаркетах. При этом стоимость товара мизерная, и битва идет за каждую копейку. В этом самая большая трудность отрасли», — отмечает он.

Школьная пора

Вопреки официальной статистике, участники рынка фиксируют спад продаж, который продолжается, по их оценке, третий год. «Из-за резкого снижения доходов населения обороты упали. Омичи покупают меньше товаров и стали выбирать более дешевые аналоги», — говорит Элеонора Ивашевич.

Даже сезон подготовки к школе уже не приносит продавцам канцелярии значительной выручки, как это было раньше. Конкурентную обстановку осложнило появление торговых гигантов «Ашана», «Ленты», «Магнита», устраивающих в сезон так называемые школьные базары. Универсальные гипермаркеты способны работать на сверхнизких ценах, чем и перетягивают покупателя.

«На школьных базарах торговые сети готовы продавать канцелярию ниже закупочной цены. Для них это копеечный товар, на котором они делают покупательский поток, привлекая попутно к более дорогим позициям в своем магазине», — отмечает Александр Милованов.

По его словам, такая ситуация ставит специализированные канцелярские магазины на грань выживания. «Нам даже приходится съезжать с насиженного места, если рядом открылся «Магнит», — добавляет руководитель компании. — Власти должны защищать местных предпринимателей от засилья федеральных торговых гигантов, как это происходит в других регионах, иначе омский бизнес не выживет».

Предприниматели отмечают еще одну проблему. Для удешевления товара гипермаркеты часто прибегают к маркетинговым уловкам. Например, продают тетрадь не привычного объема на 48 листов, а чуть меньше — на 40 листов, бумагу предлагают не мелованную, а офсетную, уменьшают граммовку пластилина, а стержни в ручках заполняют лишь наполовину. По заявлению экспертов, особенно этим грешат магазины, выпускающие товары под собственной торговой маркой.

Впрочем, по наблюдению директора сети канцелярских мини-маркетов «Степлер» Ирины Ложкиной, ситуация начала меняться в лучшую сторону. «Мы почувствовали отток покупателей из-за гипермаркетов, но сейчас потребитель возвращается в специализированные магазины, — отмечает она. — Многие стали понимать разницу в качестве товара, оценили разнообразие ассортимента и профессиональные консультации, которые тот же «Ашан» предложить не может. Даже те, кто в августе понабрал по дешевке некачественных товаров, в сентябре приходят к нам за хорошими покупками».

Три счастливых дня

Участники рынка говорят о смещении сезона в продажах. Лет десять назад повышение спроса в канцелярской отрасли наблюдалось с середины лета до начала осени, когда школьные товары распродавались наиболее активно. Сейчас время покупательской активности сократилось до трех последних дней августа. Соответственно значительно сократилась и сезонная выручка канцелярских сетей.

«Раньше обороты компаний в это время в шесть раз превышали остальные месяцы года, а сейчас лишь в два раза, — рассказывает Ирина Ложкина. — Сегодня канцтовары продают на каждом углу, и покупатели перестали заранее беспокоиться о подготовке к школе. Никто уже не набирает по 100 тетрадей — нет такой необходимости, можно всегда прийти и купить. Сказывается и падение доходов: в первую очередь родители школьника тратят на одежду и обувь, а из канцелярии покупают только самое необходимое. В течение года они уже докупают то, что нужно».

«Ориентироваться лишь на школьный сезон невозможно, — говорит Элеонора Ивашевич. — Практика показывает, что к школе активно готовят лишь раз в жизни — при поступлении ребенка в первый класс, а потом это не занимает столько денег и усилий. Тем более сейчас, в условиях спада. В хороший период, с 2010 по 2014 год, детям каждый год покупали новые ранцы, сейчас такого нет — количество продаж ранцев упало».

Канцелярские магазины в этих условиях стараются нивелировать сезонность бизнеса, расширяя ассортимент и добавляя услуги. В сентябре акцент смещается на деловую атрибутику — ежедневники, календари, офисные наборы, к Новому году увеличивается число праздничных, тематических товаров. Еще одно перспективное направление — это товары для досуга, хобби и творчества, которые интересны всем возрастам и слоям населения. И спрос на эту товарную группу постоянен круглый год.

Игроки рынка отмечают, что до кризиса в Омске хорошо продавались товары высокой ценовой категории. Однако из-за понижения платежеспособности в Омске произошел откат назад — к недорогому сегменту.

Перспективы

Несмотря на трудности бизнеса, омские канцелярские компании развивают свои сети: «Линейка» и «Канцелярские товары» в этом году открыли по несколько точек. Некоторые сетевые магазины при этом, по признанию собственников, работают в ноль, а то и в минус. Новичкам же на плотный, насыщенный рынок канцтоваров, по мнению экспертов, пробиться будет сложно.

«Создается видимость легкости этого бизнеса, но это не так, — уверена Элеонора Ивашевич. — Канцелярский рынок отличается от остальной розницы огромным разнообразием ассортимента, тонкостями в закупке товара. Из-за неправильного планирования бизнеса некоторые игроки в Омске были вынуждены свернуть свое дело или обанкротились».

По мнению Ирины Ложкиной, на сокращение рынка влияют также нерыночные факторы — это и демографический спад, и развитие технологий. С появлением гаджетов уже сократилось потребление тетрадей и блокнотов. А с распространением электронных дневников, возможно, будут уходить их бумажные аналоги.

Впрочем, Александр Милованов, говоря о прогнозах развития рынка, выразил уверенность в том, что специализированная розница не умрет, несмотря на засилье торговых сетей. «Приведу в пример маленький контейнер по продаже метизов, который работает на Казачьем рынке. На 20 «квадратах» у него представлено позиций больше, чем в «Леруа Мерлен». Он берет своим профессионализмом, широким ассортиментом и знанием товара. В этом и есть главное преимущество специализированных магазинов».

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 32 (186) от 15 августа 2017 года

Добавить комментарий
Душевный старый новый: Лицейский театр предсказал омичам светлое будущееВидео

Душевный старый новый: Лицейский театр предсказал омичам светлое будущее

В канун старого Нового года в Лицейском напоили и обогрели. Репортаж с доброго и даже семейного капустника.

Показали «Срамоту»: выставка 18+ открылась в Омске

Показали «Срамоту»: выставка 18+ открылась в Омске

«Ошибочно думать, что искусство направленно занимается только возвышенным. В прошлом достаточно примеров, когда гений творчества обретал сокрушительную силу и возвышенность духа через низменное и ...

Преображение 3.0: медвежий коготь для Александра Стрельникова и яблочные часы для Светланы Машковой

Преображение 3.0: медвежий коготь для Александра Стрельникова и яблочные часы для Светланы Машковой

О поющих чашах, посуде, очищающей алкоголь, и самых невероятных подарках.

А  вы пробовали жареных жуков?

А вы пробовали жареных жуков?

Дизайнер и модель Ирина Бумагина побывала в гостях у владельцев бренда «Эко-домик» Юлии и Андрея Перминовых.

Что ждет омичей в 2018 году: Live с астрологом Наталией Талисман

Что ждет омичей в 2018 году: Live с астрологом Наталией Талисман

О Буркове, Фадиной, «Авангарде», ЧМ по футболу и многом другом. Внимание! Зрители смогут получить личный экспресс-прогноз во время стрима.

Евгений Тонких, омский художник: «Намажут краску погуще, чтоб было эффектнее, и все»

Евгений Тонких, омский художник: «Намажут краску погуще, чтоб было эффектнее, и все»

В музее «Либеров-центр» открылась выставка «Волшебные сны».

Антон Руднев: «Омский «Авангард», похоже, потерял этот сезон»

Антон Руднев: «Омский «Авангард», похоже, потерял этот сезон»

Наш колумнист рассуждает о том, что происходит в стане «ястребов».

Преображение 3.0: пока Светлана Машкова познавала счастье, Александр Стрельников полез в бочку

Преображение 3.0: пока Светлана Машкова познавала счастье, Александр Стрельников полез в бочку

Дружная компания пришла в уже полюбившийся нам салон «Мадам Ву». Что из этого вышло — в нашем новом выпуске.

Самые чудесные и добрые поступки омичей в 2017 году

Самые чудесные и добрые поступки омичей в 2017 году

В самый волшебный праздник «Новый Омск» вспомнил самые #добрые дела 2017 года.

Собака лает — корпоратив идет: как прошли вечеринки омских компаний в честь года псаФото

Собака лает — корпоратив идет: как прошли вечеринки омских компаний в честь года пса

С кем фотографировался Стас Костюшкин? Кого веселили Артем Муратов и «РУДН»? «Новый Омск» вспоминает, как прошли новогодние корпоративы в местных компаниях.

Креативный класс: топ-10 модных мест и событий с хештегом #Омск2017

Креативный класс: топ-10 модных мест и событий с хештегом #Омск2017

Второй год подряд «Класс» выбирает десять самых ярких ивентов и заведений, за которые рублем, временем и лайком голосовали хипстеры в 2017 году.

Слова 2017 года: что узнали омичиИнфографика

Слова 2017 года: что узнали омичи

Вашему вниманию — 15 слов, о существовании или значении которых омичи не догадывались до 2017 года. Сегодня все они прописались в нашем лексиконе. Просим ознакомиться, чтобы не оставаться за бортом корабля ...

Самые живые омские фотографии 2017 года: кадры, которые стоит увидеть снова

Самые живые омские фотографии 2017 года: кадры, которые стоит увидеть снова

«Новый Омск» пересмотрел все свои (и не только свои) снимки за год и собрал альбом из самых любопытных, эмоциональных и красноречивых фотографий.

Горы, коты, Gucci: как встретили Новый год успешные и известные омичи

Горы, коты, Gucci: как встретили Новый год успешные и известные омичи

В какой части земного шара входили в 18-ый год представители местного бизнеса, культуры и сферы моды?

Омский календарь на прошлый год: главные события последних 12 месяцев

Омский календарь на прошлый год: главные события последних 12 месяцев

«Новый Омск» заново пережил 2017-ый и выбрал самое важное. Если бы у региона была кожа, в подборке оказались бы следы рваных ран, шрамы от операций и любимые татуировки.