Деловой Омск

Деловой Омск

19 августа 2017 07.00Статьи

Дошли до ручки: обзор рынка канцтоваров

На омском рынке канцтоваров, и без того просевшем из-за кризиса, обостряется конкуренция. От «пирога» объемом около 500 миллионов рублей хотят откусить и гипермаркеты, и непрофильные продавцы. Канцтовары в свой ассортимент стали добавлять даже продуктовые лавки и магазины косметики.

Дошли до ручки: обзор рынка канцтоваров

Фото: vizitka15.com

Розничный рынок канцелярских товаров в России, как показывает статистика, в прошлом году показал рост на 8%. В 2016 году россияне потратили на ручки-карандаши

45 млрд рублей. Емкость омского рынка составила около 561 млн рублей. Если верить Росстату, то розница в Омске за последний год прибавила 18%. Но местные игроки говорят об обратной тенденции.

Битва за копейки

Справочная система 2GIS в рубрике «Канцелярские товары, учебные принадлежности» выдает 260 организаций, которые представляют 420 торговых точек. Специализированные сети занимают около 15% омского рынка — это «Линейка» (ООО «Марка»), «Канцелярские товары», «КанцПарк», «Степлер», «Карандаш». Большая часть рынка — это мелкие торговые точки. Для остальных продавцов канцелярия является лишь дополнением к основному ассортименту: так, канцтовары предлагают книжные сети, магазины игрушек и детских товаров, газетные киоски, сувенирные лавки и даже хозяйственные магазины. Есть и совсем неожиданные сочетания — ручки, тетрадки и блокноты соседствуют на прилавке с зоотоварами, сумками и семенами. Ручки и блокноты как товары спонтанного спроса могут продаваться где угодно.

И тенденция к размыванию рынка продолжается. Элеонора Ивашевич, заместитель директора по маркетингу и продажам ООО ТД «Канцелярские товары» (предприятие обеспечивает более половины объемов поступающей в наш регион канцелярской продукции), отмечает большое желание у непрофильных компаний заняться продажами канцелярии.

«Если раньше в сезон товар у нас закупали около 10 игроков, то сейчас их 300.

Канцтовары расходятся по множеству каналов. Это тревожный показатель, поскольку емкость рынка осталась прежней, и этот объем растаскивается по мелким закупкам», — говорит она. По наблюдению эксперта, канцтовары в свой ассортимент добавляют даже парфюмерные магазины.

Однако директор компании «Марка», развивающей сеть супермаркетов канцтоваров «Линейка», Александр Милованов считает, что непрофильным продавцам удержаться на рынке будет непросто. «Рынок канцтоваров — один из самых сложных. Его особенность в огромном ассортименте, насчитывающем в одном магазине до 20 тысяч наименований — такого разнообразия нет даже в продуктовых супермаркетах. При этом стоимость товара мизерная, и битва идет за каждую копейку. В этом самая большая трудность отрасли», — отмечает он.

Школьная пора

Вопреки официальной статистике, участники рынка фиксируют спад продаж, который продолжается, по их оценке, третий год. «Из-за резкого снижения доходов населения обороты упали. Омичи покупают меньше товаров и стали выбирать более дешевые аналоги», — говорит Элеонора Ивашевич.

Даже сезон подготовки к школе уже не приносит продавцам канцелярии значительной выручки, как это было раньше. Конкурентную обстановку осложнило появление торговых гигантов «Ашана», «Ленты», «Магнита», устраивающих в сезон так называемые школьные базары. Универсальные гипермаркеты способны работать на сверхнизких ценах, чем и перетягивают покупателя.

«На школьных базарах торговые сети готовы продавать канцелярию ниже закупочной цены. Для них это копеечный товар, на котором они делают покупательский поток, привлекая попутно к более дорогим позициям в своем магазине», — отмечает Александр Милованов.

По его словам, такая ситуация ставит специализированные канцелярские магазины на грань выживания. «Нам даже приходится съезжать с насиженного места, если рядом открылся «Магнит», — добавляет руководитель компании. — Власти должны защищать местных предпринимателей от засилья федеральных торговых гигантов, как это происходит в других регионах, иначе омский бизнес не выживет».

Предприниматели отмечают еще одну проблему. Для удешевления товара гипермаркеты часто прибегают к маркетинговым уловкам. Например, продают тетрадь не привычного объема на 48 листов, а чуть меньше — на 40 листов, бумагу предлагают не мелованную, а офсетную, уменьшают граммовку пластилина, а стержни в ручках заполняют лишь наполовину. По заявлению экспертов, особенно этим грешат магазины, выпускающие товары под собственной торговой маркой.

Впрочем, по наблюдению директора сети канцелярских мини-маркетов «Степлер» Ирины Ложкиной, ситуация начала меняться в лучшую сторону. «Мы почувствовали отток покупателей из-за гипермаркетов, но сейчас потребитель возвращается в специализированные магазины, — отмечает она. — Многие стали понимать разницу в качестве товара, оценили разнообразие ассортимента и профессиональные консультации, которые тот же «Ашан» предложить не может. Даже те, кто в августе понабрал по дешевке некачественных товаров, в сентябре приходят к нам за хорошими покупками».

Три счастливых дня

Участники рынка говорят о смещении сезона в продажах. Лет десять назад повышение спроса в канцелярской отрасли наблюдалось с середины лета до начала осени, когда школьные товары распродавались наиболее активно. Сейчас время покупательской активности сократилось до трех последних дней августа. Соответственно значительно сократилась и сезонная выручка канцелярских сетей.

«Раньше обороты компаний в это время в шесть раз превышали остальные месяцы года, а сейчас лишь в два раза, — рассказывает Ирина Ложкина. — Сегодня канцтовары продают на каждом углу, и покупатели перестали заранее беспокоиться о подготовке к школе. Никто уже не набирает по 100 тетрадей — нет такой необходимости, можно всегда прийти и купить. Сказывается и падение доходов: в первую очередь родители школьника тратят на одежду и обувь, а из канцелярии покупают только самое необходимое. В течение года они уже докупают то, что нужно».

«Ориентироваться лишь на школьный сезон невозможно, — говорит Элеонора Ивашевич. — Практика показывает, что к школе активно готовят лишь раз в жизни — при поступлении ребенка в первый класс, а потом это не занимает столько денег и усилий. Тем более сейчас, в условиях спада. В хороший период, с 2010 по 2014 год, детям каждый год покупали новые ранцы, сейчас такого нет — количество продаж ранцев упало».

Канцелярские магазины в этих условиях стараются нивелировать сезонность бизнеса, расширяя ассортимент и добавляя услуги. В сентябре акцент смещается на деловую атрибутику — ежедневники, календари, офисные наборы, к Новому году увеличивается число праздничных, тематических товаров. Еще одно перспективное направление — это товары для досуга, хобби и творчества, которые интересны всем возрастам и слоям населения. И спрос на эту товарную группу постоянен круглый год.

Игроки рынка отмечают, что до кризиса в Омске хорошо продавались товары высокой ценовой категории. Однако из-за понижения платежеспособности в Омске произошел откат назад — к недорогому сегменту.

Перспективы

Несмотря на трудности бизнеса, омские канцелярские компании развивают свои сети: «Линейка» и «Канцелярские товары» в этом году открыли по несколько точек. Некоторые сетевые магазины при этом, по признанию собственников, работают в ноль, а то и в минус. Новичкам же на плотный, насыщенный рынок канцтоваров, по мнению экспертов, пробиться будет сложно.

«Создается видимость легкости этого бизнеса, но это не так, — уверена Элеонора Ивашевич. — Канцелярский рынок отличается от остальной розницы огромным разнообразием ассортимента, тонкостями в закупке товара. Из-за неправильного планирования бизнеса некоторые игроки в Омске были вынуждены свернуть свое дело или обанкротились».

По мнению Ирины Ложкиной, на сокращение рынка влияют также нерыночные факторы — это и демографический спад, и развитие технологий. С появлением гаджетов уже сократилось потребление тетрадей и блокнотов. А с распространением электронных дневников, возможно, будут уходить их бумажные аналоги.

Впрочем, Александр Милованов, говоря о прогнозах развития рынка, выразил уверенность в том, что специализированная розница не умрет, несмотря на засилье торговых сетей. «Приведу в пример маленький контейнер по продаже метизов, который работает на Казачьем рынке. На 20 «квадратах» у него представлено позиций больше, чем в «Леруа Мерлен». Он берет своим профессионализмом, широким ассортиментом и знанием товара. В этом и есть главное преимущество специализированных магазинов».

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 32 (186) от 15 августа 2017 года

Добавить комментарий
Шедевры Эрмитажа в Омске

Шедевры Эрмитажа в Омске

Рассказываем, какие предметы можно увидеть на выставке в музее им. Врубеля.

Преображение 2.0: как реанимировать кожу за час

Преображение 2.0: как реанимировать кожу за час

Как Николай Рябов и Ольга Алексеева в гости к «Мадам Ву» ходили. О пилингах, масках и чудесах.

Что покажут и расскажут омичам в парке «Россия — моя история»Видео

Что покажут и расскажут омичам в парке «Россия — моя история»

«Новый Омск» приводит любопытные экспонаты и мифы, которые в музее стремятся развенчать.

Владимир Котляров, «Порнофильмы»: «Цой мотивировал, я тоже стараюсь это делать. А Бродский ныл»

Владимир Котляров, «Порнофильмы»: «Цой мотивировал, я тоже стараюсь это делать. А Бродский ныл»

Фронтмен панк-группы рассказал «Классу» о классиках и их местах на корабле современности, протестах против системы и экстремизме.

Преображение 2.0: как Ольга Алексеева и Николай Рябов от рук отбивались

Преображение 2.0: как Ольга Алексеева и Николай Рябов от рук отбивались

Впечатляющие результаты героев, выдержавших одну из самых эффективных процедур текущего сезона.

Какими судьбами: стилист Надежда Шульга в гостях у продюсера Дины Грин

Какими судьбами: стилист Надежда Шульга в гостях у продюсера Дины Грин

Новая встреча в «звездных» гостях: угощаемся венскими вафлями и алтайскими пряниками с облепиховым чаем и говорим о стильных киногероях, любви к Парижу и постельных сценах в омском кино.

Как за 15 минут сделать зубы белее?

Как за 15 минут сделать зубы белее?

Об улыбках Николая Рябова и Ольги Алексеевой — со всех сторон.

Какими судьбами: Степан Бонковский приехал в семью «Народного героя» Антона Кудрявцева

Какими судьбами: Степан Бонковский приехал в семью «Народного героя» Антона Кудрявцева

Депутат поздравил самую известную в Омске многодетную семью с прибавлением. Месяц назад у Антона и Людмилы Кудрявцевых родился десятый ребенок.

Гуша Катушкин, музыкант: «Я — бабушка, продающая пирожки. Представитель очень малого шоу-бизнеса»Видео

Гуша Катушкин, музыкант: «Я — бабушка, продающая пирожки. Представитель очень малого шоу-бизнеса»

Автор и исполнитель вирусных хитов приехал в Омск и в преддверии концерта провел неформальную встречу.

Стать звездой: советы от кастинг-директора для тех, кто желает оказаться по ту сторону экрана

Стать звездой: советы от кастинг-директора для тех, кто желает оказаться по ту сторону экрана

Экс-омичка Елизавета Николаева провела мастер-класс в родном городе.

Тест: что вы знаете о революции 1917 года

Тест: что вы знаете о революции 1917 года

Ура, товарищи! Свершилось! Сегодня отмечается 100 лет со дня Великой Октябрьской революции. Еще 30 лет назад в нашей стране любой от мала до велика знал о тех событиях практически все. «Новый Омск» ...

Не на «Жизнь», а на смерть, или Примерит ли Омск «Золотую маску» в двенадцатый раз?

Не на «Жизнь», а на смерть, или Примерит ли Омск «Золотую маску» в двенадцатый раз?

В 2018 году за престижную премию поборется спектакль «Жизнь» театра драмы. Наудачу вспоминаем всех обладателей «Золотой маски» в Омске.

Артем Шаров, фронтмен GoodTimes: «И как мы только ни выступали: и в трусах, и без трусов, и по потолку лазали»

Артем Шаров, фронтмен GoodTimes: «И как мы только ни выступали: и в трусах, и без трусов, и по потолку лазали»

Об отношениях в группе, новых клипах, фанатах и лифчиках на сцене — в нашем интервью с вокалистом эпатажной костромской группы.

Любовный четырехугольник: рецензия на «Канкун»

Любовный четырехугольник: рецензия на «Канкун»

28 октября на сцене Лицейского театра состоялась премьера спектакля «Канкун» по пьесе современного испанского драматурга Жорди Гальсерана.