Деловой Омск

Деловой Омск

01 сентября 2017 07.00Статьи

Аэропорты и города: почему так дорого летать из Омска?

Аэропорт — ключевая составляющая деловой инфраструктуры региона. Понятная и лояльная по отношению к потребителю система ценообразования в сфере авиаперевозок положительно сказалась бы на мобильности, в том числе и предпринимательской. Однако действующие расценки на рейсы из Омска вредят деловой активности региона. Дороговизна билетов заставляет часть омичей отправляться в столицу из аэропортов соседних регионов.

Аэропорты и города: почему так дорого летать из Омска?

Фото: cdn.airlines-inform.ru

Уже не первый год аэропорты Тюмени, Екатеринбурга и Новосибирска перетягивают на себя пассажирский трафик, который при ином ценовом раскладе мог бы достаться Омску. Стоимость билетов с вылетом из этих городов в Москву порой в 2,5 раза ниже, чем из нашего аэропорта.

Птицы высокого полета

В этом году депутаты омского Заксобрания неоднократно поднимали тему высокой стоимости авиабилетов. В июне на выездном заседании комитета по собственности парламентарии пытались найти ответ на вопрос, почему из тюменского Рощино можно улететь в столицу по цене в 1,5-2 раза ниже, чем из Омска.

Депутат Сергей Калинин тогда заявил, что видит несуразицу с ценами в том, что ключевые представители рынка авиаперевозок «заигрались». «Причина — в конкурентной борьбе перевозчиков, а не в том, что кто-то омичей обманывает, — высказался он. — Основные конкуренты — это «Сибирь» и «Аэрофлот», они просто играют ценами».

В итоге парламентарии обратились в обе авиа-компании с просьбой разъяснить их политику ценообразования. Однако, как рассказал «ДО» председатель комитета Заксобрания по собственности Степан Бонковский, даже спустя два месяца после этого региональный парламент не получил ответа от перевозчиков.

Кстати, обращение «ДО» в пресс-службы «Аэрофлота» и S7 (авиакомпания «Сибирь») по этим вопросам завершилось аналогичным результатом. Мы отправляли официальные запросы в компании по два раза с перерывом в месяц, но ответных писем не получили. В телефонном разговоре представитель пресс-службы «Аэрофлота» пояснила, что руководитель отвечает на запросы выборочно, самостоятельно определяя, стоит или нет что-то комментировать журналистам. Бесконечные звонки в пресс-службу S7 и вовсе остались без ответа — трубку в департаменте PR никто не брал.

Причины молчания авиакомпаний, которые никак не отреагировали на депутатское обращение, Степан Бонковский объяснить не смог. Он намерен актуализировать вопрос в сентябре, сразу после выхода Заксобрания с каникул.

«Как я понимаю, тарифная политика в большей степени зависит от воли руководителей авиакомпаний и коммуникационных возможностей региональных властей. С перевозчиками нужно разговаривать и договариваться, — высказал свое мнение Бонковский. — Поэтому мы рассчитываем, что губернатор присоединится к нам в решении этого вопроса».

Гендиректор омского аэропорта Сергей Зезюля, до этого публично не комментировавший ценовую политику перевозчиков, летающих из нашего города, подготовил для «ДО» лаконичный комментарий. Он выделил два ключевых фактора, объясняющих дороговизну авиабилетов из Омска в Москву.

«Первое — отсутствие в аэропорту Омска базовой авиакомпании. В аэропорту Тюмени при этом имеется базовая авиакомпания «ЮтЭйр», в Новосибирске — S7, в Екатеринбурге — «Уральские авиалинии». Второе — ценовая политика авиакомпаний, осуществляющих полеты в и из аэропорта Омск-Центральный», — сообщил Зезюля.

Небесная политика

Представители авиакомпаний поясняют, что тарифы на билеты формируются исходя из затрат на одно пассажирское кресло с учетом предельного уровня рентабельности.

«Стоимость авиабилета формируют такие составляющие, как цена топлива, зарплаты сотрудников, затраты на лизинг, курсы валют (часто авиакомпании платят за использование бортов в долларах и евро), загруженность конкретного аэропорта, оплата работы глобальных систем бронирования и т. д., — рассказал «ДО» коммерческий директор компании «Связной Трэвел» Андрей Осинцев. — Цена также зависит от расстояния, сборов аэропорта и конкурентной среды. Причем последний фактор я бы назвал решающим на внутренних рейсах. Например, стоимость перелета из Омска в Москву (1 сентября туда, 3 сентября обратно. — Данные «Связной Трэвел») составляет около 37 тыс. рублей. Перелет на аналогичные даты из Омска в Улан-Удэ стоит более 50 тыс. рублей. При этом лететь придется с пересадкой. Расстояние из Омска до этих городов примерно одинаковое, однако востребованность направлений (загрузка бортов) разная».

Представитель международного туристического метапоиска Momondo в России Ирина Рябовол подтвердила «ДО» мысль коллеги: «Авиаперевозчики не могут работать себе в убыток, поэтому стоимость билетов на низкозаполняемые рейсы, как правило, выше, чем на популярные направления».

Также она добавила, что помимо валютного курса на стоимость билетов в первую очередь влияют экономическая ситуация и политическая обстановка. «Значение имеет и аэропорт прилета-вылета, — рассказала Рябовол. — Обслуживание в крупных международных аэропортах обходится дороже, поэтому бюджетные компании выбирают аэропорты поменьше. Однако для рядового потребителя это не всегда оборачивается экономией: порой расходы на трансфер нивелируют низкую цену билета».

А сборы здесь тихие

По оценке специалистов, второй наиболее затратной статьей расходов авиакомпании (после топлива) являются аэропортовые сборы — платежи, взимаемые с перевозчика за оказание услуг по приему, обслуживанию и вылету самолета. Стоимость билета напрямую зависит от расценок аэропорта на эти услуги. Как пояснил «ДО» гендиректор омского аэропорта Сергей Зезюля, «в структуре всех расходов авиакомпаний расходы по этой статье могут достигать 17%».

Анализируя причины высокой стоимости билетов, депутаты Заксобрания обращали внимание на то, что прайс на услуги омского аэропорта для авиаперевозчиков «не значительно выше» тарифов соседних городов. «Аэропорты практически зеркальные, а многие омичи едут в Тюмень, чтобы улететь в Москву», — недоумевал по этому поводу Степан Бонковский.

То есть было бы нелогично объяснять дороговизну рейсов ценовой политикой Омск-Центральный.

«ДО» самостоятельно проанализировал тарифы на основные услуги аэропортов Омска, Тюмени, Екатеринбурга, Новосибирска и пришел к выводу, что цены нашего аэропорта для перевозчиков действительно «не выбиваются» из общего фона. Более того, стоимость отдельных услуг омского аэропорта оказалась ниже тарифов других городов.

Так, например, соседи выставили более высокие расценки на обработку груза, обслуживание пассажиров и их доставку к воздушному судну. В Омске оказалась и самая низкая стоимость подачи трапа — 3380 рублей. Кстати, наш аэропорт — единственный из четырех, где не предусмотрен телетрап.

В то же время омский аэропорт выставил более высокий тариф, чем Кольцово и Толмачево, на сбор за взлет-посадку: 545 рублей за тонну самолета против их 424 и 310 соответственно. Обошел наш аэропорт соседей и по расценкам за обеспечение авиационной безопасности. В Омске авиаперевозчикам придется заплатить по этому сбору 484 рубля за тонну лайнера, притом что, например, в Кольцово эта услуга обойдется почти в два раза дешевле (подробный сравнительный анализ тарифов см. в инфографике).

Комментарий

«В омском аэропорту тарифы одни из самых высоких в стране. Это связано с тем, что численность работников организации абсолютно не соответствует пассажиропотоку. Омск имеет самую низкую транспортную подвижность населения в стране прежде всего потому, что к нам дорого летать. В конечном счете это отражается на цене билета. Единственный способ приведения предприятия в нормальное состояние — повышение операционной эффективности. И здесь хотелось бы донести главную мысль — происходящие изменения необратимы. Причем они не связаны конкретно с моей личностью. Сейчас омский аэропорт — один из немногих, который все еще принадлежит государству. Если придет частный собственник (никогда нельзя исключать и такой вариант), он ни в чем не будет убеждать, а проведет оптимизацию очень технологично и быстро». (Виктор Титарев, гендиректор омского аэропорта в 2013-2015 годах, февраль 2015 года.)

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 34 (188) от 29 августа 2017 года

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 3):

Александр
Дыра какая-то, а не город-миллионник! Зарплаты самые низкие по Сибири и миллионных городов, не развиается-одни долгострои в т.ч.аэропорт "Федоровка". Не удивительно что отсюда уезжают, особенно с высшим образованием и молодежь т.к. ловить тут нечего!...
24 декабря, 19:18 | Ответить
Инна
Самолеты из Омска в Москву пустыми-то не летают, практически всегда полностью заполнены
02 сентября, 17:03 | Ответить
Игорь Федоров
А точно весь материал выложен? А то как-то оборвалось и...
01 сентября, 10:24 | Ответить
Душевный старый новый: Лицейский театр предсказал омичам светлое будущееВидео

Душевный старый новый: Лицейский театр предсказал омичам светлое будущее

В канун старого Нового года в Лицейском напоили и обогрели. Репортаж с доброго и даже семейного капустника.

Показали «Срамоту»: выставка 18+ открылась в Омске

Показали «Срамоту»: выставка 18+ открылась в Омске

«Ошибочно думать, что искусство направлено занимается только возвышенным. В прошлом достаточно примеров, когда гений творчества обретал сокрушительную силу и возвышенность духа через низменное и ...

Что ждет омичей в 2018 году: Live с астрологом Наталией Талисман

Что ждет омичей в 2018 году: Live с астрологом Наталией Талисман

О Буркове, Фадиной, «Авангарде», ЧМ по футболу и многом другом. Внимание! Зрители смогут получить личный экспресс-прогноз во время стрима.

А  вы пробовали жареных жуков?

А вы пробовали жареных жуков?

Дизайнер и модель Ирина Бумагина побывала в гостях у владельцев бренда «Эко-домик» Юлии и Андрея Перминовых.

Евгений Тонких, омский художник: «Намажут краску погуще, чтоб было эффектнее, и все»

Евгений Тонких, омский художник: «Намажут краску погуще, чтоб было эффектнее, и все»

В музее «Либеров-центр» открылась выставка «Волшебные сны».

Антон Руднев: «Омский «Авангард», похоже, потерял этот сезон»

Антон Руднев: «Омский «Авангард», похоже, потерял этот сезон»

Наш колумнист рассуждает о том, что происходит в стане «ястребов».

Преображение 3.0: пока Светлана Машкова познавала счастье, Александр Стрельников полез в бочку

Преображение 3.0: пока Светлана Машкова познавала счастье, Александр Стрельников полез в бочку

Дружная компания пришла в уже полюбившийся нам салон «Мадам Ву». Что из этого вышло — в нашем новом выпуске.

Самые чудесные и добрые поступки омичей в 2017 году

Самые чудесные и добрые поступки омичей в 2017 году

В самый волшебный праздник «Новый Омск» вспомнил самые #добрые дела 2017 года.

Собака лает — корпоратив идет: как прошли вечеринки омских компаний в честь года псаФото

Собака лает — корпоратив идет: как прошли вечеринки омских компаний в честь года пса

С кем фотографировался Стас Костюшкин? Кого веселили Артем Муратов и «РУДН»? «Новый Омск» вспоминает, как прошли новогодние корпоративы в местных компаниях.

Креативный класс: топ-10 модных мест и событий с хештегом #Омск2017

Креативный класс: топ-10 модных мест и событий с хештегом #Омск2017

Второй год подряд «Класс» выбирает десять самых ярких ивентов и заведений, за которые рублем, временем и лайком голосовали хипстеры в 2017 году.

Слова 2017 года: что узнали омичиИнфографика

Слова 2017 года: что узнали омичи

Вашему вниманию — 15 слов, о существовании или значении которых омичи не догадывались до 2017 года. Сегодня все они прописались в нашем лексиконе. Просим ознакомиться, чтобы не оставаться за бортом корабля ...

Самые живые омские фотографии 2017 года: кадры, которые стоит увидеть снова

Самые живые омские фотографии 2017 года: кадры, которые стоит увидеть снова

«Новый Омск» пересмотрел все свои (и не только свои) снимки за год и собрал альбом из самых любопытных, эмоциональных и красноречивых фотографий.

Горы, коты, Gucci: как встретили Новый год успешные и известные омичи

Горы, коты, Gucci: как встретили Новый год успешные и известные омичи

В какой части земного шара входили в 18-ый год представители местного бизнеса, культуры и сферы моды?

Омский календарь на прошлый год: главные события последних 12 месяцев

Омский календарь на прошлый год: главные события последних 12 месяцев

«Новый Омск» заново пережил 2017-ый и выбрал самое важное. Если бы у региона была кожа, в подборке оказались бы следы рваных ран, шрамы от операций и любимые татуировки.

Путин на связи: глава страны подвел итоги года с «Новым Омском»

Путин на связи: глава страны подвел итоги года с «Новым Омском»

Накануне 31 декабря редакция пообщалась с российским президентом. Он дал оценку главным темам, которые волновали омичей в 2017-м.