Деловой Омск

Деловой Омск

20 февраля 2014 11.14Статьи

Вездеход из гаража

Бывший работник завода «Полет» Михаил Баша с нуля создал собственное предприятие «Трансэкология» и в ближайшее время готов запустить серийное производство вездеходов, на разработку и сборку которых ушло 5 лет. Их тестирование в присутствии первых лиц города и области прошло на полях СибНИИСХОЗа на прошлой неделе.

Вездеход из гаража

 13 февраля на заснеженных полях, расположившихся вдоль Красноярского тракта, прошел испытание вездеход «Корсар», разработанный компанией «Трансэкология». Три других его более габаритных «родственника», но под менее романтичным рабочим названием «СК-10» в первый день испытаний решили поберечь.

Однако наблюдателям хватило и «Корсара», который на большой скорости при хорошей маневренности носился перед глазами журналистов и чиновников по белоснежной равнине полей СибНИИСХоза, создавая своим винтом приличный холодный вихрь.

Ориентир на «Боинг» и «Лего»

По словам гендиректора компании «Трансэкология» Михаила Баша, идея создать производство появилась у него, когда он с коллегами по заводу «Полет» трудился над проектом знаменитой «Арктики»:

vezde3

— У меня родилась мысль делать машины из пластика. Клепаные изделия — это прошлый век. «Боинг» перешел на пластик, вся «Формула-1» на пластике, и нам надо развиваться. Но в России по старинке все суда на воздушной подушке выпускают по технологии 1956 года! Когда не нашел поддержки, сделал проект самостоятельно. Но ругать заводчан не буду: ребята проделали очень большой объем работы. Собрав команду из 12 человек, Баша поставил себе цель создать вездеходы, которые легко собрать и разобрать, а также можно оперативно заменить любую деталь. На предприятии трудятся 8 рабочих и 4 инженера. Как шутит изобретатель, за основу взяли принцип работы конструктора «Лего».

Проект изначально задумывался под серийное производство. В востребованности изобретатель уверен. Как говорит Михаил Баша, у России самое длинное северное побережье, и дорог там не будет очень долго. Без вездеходов не обойтись.

Салон вездехода имеет несколько комплектаций: VIP, административно-штабную, грузовую и пассажирскую. Вездеходы снабжены GPS-оборудованием, радиостанцией, локатором, спутниковым телефоном и аудиомагнитолой. Цвет машины подберут по заказу клиента. Сейчас машины работают на бензине, но благодаря разборной конструкции есть возможность поставить любой двигатель.

Имена инвесторов изобретатель не раскрывает. Говорит, повезло: «Хорошие люди, бизнесмены, поддержали и помогли создать производство».

У МЧС — на вооружении

Сборкой опытных образцов на предприятии занимались последние два года, а сама идея с нуля до создания образцов заняла у энтузиастов пять лет. Были за этот период и оглушительные провалы. Так, в 2009 году, не найдя интереса к изобретению в Омске, Баша был вынужден перебраться в Ханты-Мансийск, где тут же получил приглашение в технопарк. Там ему выделили кредитную линию на создание первого «Корсара». После успеха на Севере омские изобретатели воспряли духом и вернулись в Омск, где арендовали производственные площади для сборки больших десятиместных вездеходов. Сначала цеха располагались в Нефтяниках на улице Губкина, но впоследствии пришлось переехать на территорию ЗЖБИ №7.

— Мы сейчас арендуем помещение площадью 360 метров, в нем-то мы и собрали за два года три больших вездехода. Можно сказать, это все находится в состоянии большого гаража, но это только начало, — рассказывает Михаил Баша.

По словам экспертов, частное производство может оказаться более дешевым, чем государственный проект «Арктика». Как утверждает изобретатель, ориентировочная стоимость десятиместной машины может составить 6,5 млн рублей. «Арктика» обойдется минимум в 10 млн, а иностранные аналоги и того дороже. Производство маленького «Корсара» вообще сравнимо с ценой джипа: 1,5-2 млн рублей, и соответственно отпускная цена будет немногим выше.

Сейчас нетоварные (тестовые) образцы проходят испытания под контролем и руководством главной инспекции по маломерным судам МЧС России (ГИМС). И, судя по довольному виду старшего государственного инспектора этого ведомства Ивана Коршунова, проблем у разработчиков с допуском не возникнет:

— Я руководитель группы технического надзора за проектом и работаю с изобретателями с июля, когда еще только оформлялась документация. Самое важное, что эти вездеходы, как планируется по проекту, могут быть выполнены в разных модификациях: они могут работать даже для скорой помощи, например. Кстати, я знаю, что проектом заинтересовались пограничники, которые не прочь приобрести машины для патрулирования границы с Казахстаном. Я был в Усть-Ишиме, Тевризе, где в экстренных случаях, особенно в весеннюю распутицу, правый берег фактически оказывается отрезанным от внешнего мира.

Испытано на себе

В пластиковой кабине почти игрушечного с виду «Корсара» не холодно. Как рассказывает Баша, на испытаниях в Ханты-Мансийске у зрителей настоящий шок вызывал тот факт, что в тридцатиградусный мороз водители вездехода сидели в кабине в футболках и распивали прохладительные напитки.

Более того, во время нынешних испытаний вездеходы сутками будут находиться на полях рядом с Красноярским трактом под охраной сотрудников компании, которые ночуют в вездеходах.

Оценил уют в кабине и мэр Омска Вячеслав Двораковский, который приехал на поля испытаний, одетый по последней олимпийской моде. Особенно хорошо в наряде градоначальника гармонировали шапка «очень ответственного работника» и яркие красные спортивные штаны с символикой олимпийской столицы. Справедливости ради нужно отметить, что спортивная экипировка градоначальника позволила ему легко запрыгнуть в салон вездехода и лично оценить комфорт водительского места. Увиденным мэр остался доволен. Хотя сразу отметил, что деньгами изобретателям не поможет.

— Основная проблема разработчиков, как у нас часто бывает, заключается в том, чтобы наладить серийное производство. Сейчас мы посмотрели образцы вездеходов, изобретатели рассказали, что еще нужно сделать и какие требуются дальнейшие усовершенствования. Будем думать с промышленниками Омска, как помочь запустить производство и обеспечить финансирование для развития этой программы. Правда, у самой администрации нет полномочий помочь деньгами, мы можем выступать как сила организационная и административная. Но отмечу, что областное правительство в этом производстве чрезвычайно заинтересовано! — переадресовал изобретателей бережливый градоначальник.

Предприятие Михаила Баши уже получило приглашение поучаствовать в инновационных программах компании «Газпром», которая может заинтересоваться вездеходами омичей. Поэтому будущее изобретателям «из гаража» видится безоблачным.

vezde2

Все-таки российский уровень транспортной инфраструктуры, а часто и полное ее отсутствие, — отличные стартовые условия для разработчиков вездеходов.
Технические характеристики вездехода:
Грузоподъемность: 1000 кг.
 Число пассажиров: 10 человек + 1 член экипажа.
 Дальность хода на основных баках: 600 км.
 Запас топлива: 400 литров.
 Максимальная скорость движения на снегу и над водой: 90 км/ч.
 Скорость над болотом с редким камышом и кустарником: 50 км/ч.

Александр Набатов

Статья опубликована в газете «Деловой Омск» №6(010) 18 февраля

Добавить комментарий
 Анджей Неупокоев, директор тарского драмтеатра: «Культурная сфера не торговля пирожками. Хорошего менеджера мало»

Анджей Неупокоев, директор тарского драмтеатра: «Культурная сфера не торговля пирожками. Хорошего менеджера мало»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать муниципальные театры и музеи на плаву.

Евгений Лисенков, музыкант: «Не играю на гитаре принципиально. Не хочу быть героем подъездов»

Евгений Лисенков, музыкант: «Не играю на гитаре принципиально. Не хочу быть героем подъездов»

Об омском зрителе, сутках, в которых нет места восьмичасовому сну, и о мечте — в нашем интервью с человеком-оркестром.

Хороводы муз в омской «Пушкинке»

Хороводы муз в омской «Пушкинке»

Продолжаем серию публикаций о главной библиотеке региона.

Что омичи могут увидеть в «Старине Сибирской»?

Что омичи могут увидеть в «Старине Сибирской»?

Репортаж о посещении музея-заповедника.

Айболит родом из Питера: премьера для маленьких омичей

Айболит родом из Питера: премьера для маленьких омичей

В «Пятом театре» показали спектакль по мотивам сказки Корнея Чуковского.

Екатерина Солуня, певица: «Оперу ни на что не променяю. Там все вживую и по-настоящему!»

Екатерина Солуня, певица: «Оперу ни на что не променяю. Там все вживую и по-настоящему!»

Восходящая звезда родом из Омска, студентка Гнесинки, оперная певица рассказала «Классу» о первых шагах на пути к успеху.

Михаил Мальцев, директор омского ТЮЗа: «Мы зарабатываем. Но на самообеспечении культура не выживет»

Михаил Мальцев, директор омского ТЮЗа: «Мы зарабатываем. Но на самообеспечении культура не выживет»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать муниципальные театры и музеи на плаву.

Секс, смерть или попойка: тест на знание «Игры престолов»

Секс, смерть или попойка: тест на знание «Игры престолов»

В свет вышла первая серия седьмого сезона легендарного сериала «Игра престолов». «Новый Омск» проанализировал все предыдущие сезоны и узнал, как часто здесь убивали, занимались сексом и ...

Проверено на себе: омская экскурсия по следам Колчака

Проверено на себе: омская экскурсия по следам Колчака

Рассказываем, что на ней можно увидеть интересного.

Мгновение — финиш: воскресные скачки на омском ипподроме

Мгновение — финиш: воскресные скачки на омском ипподроме

Кони, люди, ставки и пыль столбом — в нашем репортаже.

Как омский Шторм в автошколу пошел

Как омский Шторм в автошколу пошел

Александр Шлеменко прошел весь процесс обучения, а «Новый Омск» заснял брутального бойца за рулем.

Три колеса, пуд соли и тонны силы воли

Три колеса, пуд соли и тонны силы воли

Как известно, для человека нет ничего невозможного. Недавно посетивший Омск путешественник с ограниченными возможностями здоровья Алексей Костюченко — тому подтверждение.

Тест: Какой из вас Двораковский?

Тест: Какой из вас Двораковский?

Ровно пять лет назад Вячеслав Двораковский официально вступил в должность мэра. За это время омичи так преуспели в его критике и дали ему столько советов, что им впору уже самим сесть в его кресло и показать всем, ...