Новый Омск

15 сентября 2017 19.46Статьи

Клуб омских птиц: православные не бывают экстремистами

На очередном заседании Клуба шел разговор о «Матильде» и той грани, которую нельзя переступать в искусстве и в отстаивании своей позиции.

Клуб омских птиц: православные не бывают экстремистами

Фото: Анатолий Чередов

Накануне заседания в официальной группе Клуба омских птиц разгорелись жаркие споры. По количеству комментариев выходило, что фильм Алексея Учителя надо не только показывать в широком прокате, но и включить его в школьную программу, как исторический материал. Правда, большинство критиков так и остались на своих диванах и изначально на заседании клуба было больше сторонников запрета «Матильды».

Первым спикером стал руководитель православного движения «За жизнь» Игорь Кельм. В качестве аргумента он привел тезис о безнравственности обсуждаемого фильма: «Начинать надо обсуждение, не с личности режиссера, не с того, как он поставил фильм. Начинать надо со сценария: определить, насколько он нравственен, насколько он обижает людей, которые искренне верят. Мы бы могли с вами перечислить сторонников фильма и тех, кто выступает против: митрополиты, епископы православной церкви, многие медийные личности. Да, есть совсем незначительный процент священников, которые поддерживают широкий прокат, в том числе и дьякон Кураев. Но абсолютное большинство — против. Причем в поддержку православных выступают и мусульмане, и дагестанцы, и ингуши. Многие губернаторы поддержали идею с запретом фильма».

Также Игорь Кельм подчеркнул, что и омскому губернатору Виктору Назарову также было отправлено письмо, но ответа пока нет. Назаров переправил письмо для ответа в региональный минкульт. Руководитель православных активистов отметил, что прошла целая серия пикетов и пригласил на «молитвенное стояние», которое состоится 17 сентября.

На прямой вопрос ведущего, что бы он сказал человеку, светскому и не православному, который собирается идти на фильм, Игорь Кельм сказал: «Я задам ему вопрос: «Какой уважающий себя народ позволит так нагло и бесцеремонно перевирать свою историю?»

Омский журналист и видеостример Юлий Макаров начал со следующей сентенции: «Большая часть тех, кто сейчас предлагает запретить прокат фильма, все равно его посмотрят. Такова человеческая природа: то, что запрещено, всегда интересно. И я отвечу Игорю на его вопрос. Не уважает себя тот народ, который позволяет диктовать части своих сограждан, что им делать, куда идти или не идти. Меня сложно заподозрить в либеральных взглядах, я государственник. Но, при этом, я светский человек, хоть и крещен. И я даю себе право говорить за ту часть аудитории, которой пытаются запретить. А какие исторические факты искажает фильм «Матильда»? - обратился Юлий к оппоненту.

Игорь Кельм обратился к результатам экспертизы, которую провели по запросу депутата госдумы Натальи Поклонской: «Сценарий изменять нельзя. А именно это сделал Учитель. Он показал извращение истории, он показал прославленного святого русской православной церкви как блудника, а его супругу Александру Федоровну чуть ли не ведьмой. Более того. Актер, который играет Николая, до этого снимался в порнофильмах. А фактов, что Николай II «прыгал из койки в койку» нет. Это оскорбление сродни тому, которое нанесли бы детям, показав во всей красе, как их отец занимается интрижками, сфабриковав это видео».

Юлий Макаров напомнил, что согласно историческим данным Николай II подарил балерине Матильде Кшесинской особняк, и подчеркнул, что можно предположить за какие вида «услуги» государь сделал такой поистине царский подарок: «В чем наша сегодняшняя проблема? Почему наше общество разбито на два лагеря? Как мне кажется последнего российского императора канонизировали слишком быстро, не учитывая сложности его исторической фигуры».

Игорь Кельм стоял на своем: фильм сделан исключительно для того, чтобы оскорбить чувства верующих.

Далее спикерам был задан вопрос о грани. Есть ли та грань, которую не может переступать художник, и где та грань, после которой остановятся в своем протесте православные активисты? Тут Юлий сыграл на стороне соперника сказав, что у художника может и не быть грани, но его сдерживает общество: «Художник понимает, что если он перейдет грань того, что дозволено в обществе, он перестанет восприниматься большинством, делать массовый продукт и перейдет в арт-хаус. А благодаря той истерии, этот фильм посмотрит еще больше людей, чем если бы этой истерики не было».

В зале раздались аплодисменты, в зале появились новые слушатели и они были на стороне Юлия Макарова. Между тем, Игорь Кельм не считал, что этот скандал является дополнительной промо-кампанией фильма: «Народ все больше начинает понимать, что этот фильм — непотребен. И многие православные, которые могли по ошибке прийти на фильм, теперь знают, что на «Матильду» идти нельзя. В ближайшее время должен выйти фильм «Ложь «Матильды». И мы сделаем все, чтобы показать его как можно большему количеству людей». Отвечая на вопрос о той грани, которая есть у православного протестного движения, Игорь Кельм отверг обвинения в том, что это православные обещают поджоги кинотеатров. Он считает, что до этого доводить нельзя и в Омске такого не случится.

Дебаты, к которым подключились остальные участники клуба, были не менее жаркими. Пресс-секретарь обкома КПРФ Евгения Лифантьева сказала, что Алексей Учитель, скорее, обелил государя: «Давайте вспомним хотя бы тот факт, что согласно дневникам Николая II-го во время Ходынки, плясал во французском посольстве. Это исторический факт, который не показан в фильме. А стоило бы, для создания полного образа царя». Кстати, Евгения сказала, что если бы был снят фильм об отношениях Владимира Ленина и Инессы Арманд, то коммунисты не протестовали бы, поскольку у них уже выработался иммунитет к искажению истории в отношении вождя пролетариата.

Священник отец Александр (Алексеев) назвал фильм не историческим, а «из разряда фэнтези»: «Это художественное произведение, а не историческое. Никто свечку, как говорится, не держал, и кто с кем спал никто точно не знает. Каждый дома может фантазировать сколько хочет, но не в публичном пространстве. Есть вещи, о которых говорить неприлично. В том числе и об интимных отношениях. И потом, я, например, не считаю пророком Мухаммеда. Но я об этом не говорю и не кричу знакомым мусульманам об этом. Потому что я уважаю их веру. И все. Что мы просим, это уважать и нашу веру, наших святых». Юлий Макаров парировал, что биография публичного человека должна быть полностью известна, без сокрытия любых, даже самых стыдных страниц.

Православные активисты начали цитировать решение экспертного совета, которое отметило фальсификацию истории и оскорбление чувств верующих в этом фильме.

Дмитрий Савельев, директор кинотеатра «Слава», отметил то, что прекрасно виден расцвет российского кинематографа, поскольку фильмы вызывают споры и дискуссии: «Ни один режиссер не мечтал о такой славе, как у Учителя. Не могу обсуждать фильм, которого не видел. Но мне предстоит его посмотреть. Я человек заинтересованный и выскажу позицию от кинотеатра. Мы живем в светском правовом государстве и подчиняемся законам РФ. На данный момент фильму выдано прокатное удостоверение, а это значит, что он будет транслироваться в кинотеатрах. Да, на него установлен ценз «16+». Взрослые люди смогут сами определить: плохой это фильм или хороший. А может быть, это провал режиссера и последний фильм Учителя, на который придет народ?»

Савельева поддержала бизнес-тренер Наталья Талисман: «Мы знакомы с Конституцией РФ. Там прописано право на свободу вероисповеданий. Я могу верить в то, во что считаю справедливым. И имею право выражать свою точку зрения. Но если что-то не нравиться — я не должна навязывать свое мнение, а могу просто уйти. Не нравится художник — не ходите на выставку, не нравится писатель — не читайте его книги. Нельзя лишать человека права что-то делать. И, к сожалению, Юлий прав, сейчас страна раскололась. И теперь нам с этим жить».

Еще один участник дискуссии Дмитрий Сапунов поставил хорошую точку в обсуждении: «Мы, на самом деле, не хотим ругаться друг с другом. На самом деле, наши позиции очень близки. И я никоим образом не хочу зацепить чувства людей, для которых Николай II святой и которые готовы его защищать хоть на баррикадах. Но я вижу, что вы не готовы идти на баррикады. Это не тот вопрос, который может нас радикально развести. И слава Богу, что это так. Да, выбор должен быть всегда. И очень не хочется, чтобы у меня кто-то его забирал».

Право выбора было и у всех участников клуба. В традиционном итоговом голосовании результаты распределили следующим образом: 47% проголосовало за позицию Юлия Макарова, 42% голосов было отдано за православных активистов. 5% участников проголосовали против всех.

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 3):

Sieger
Да ничего страна не раскололась, среди противников фильма преимущественно попы и мракобесы, а их меньшинство, но настолько активное, что заполоняет собой все информ-пространство.
18 сентября, 13:54 | Ответить
Ирина
Заголовок в десятку!
16 сентября, 02:07 | Ответить
Vova
[Комментарий удален]
Шедевры Эрмитажа в Омске

Шедевры Эрмитажа в Омске

Рассказываем, какие предметы можно увидеть на выставке в музее им. Врубеля.

Преображение 2.0: как реанимировать кожу за час

Преображение 2.0: как реанимировать кожу за час

Как Николай Рябов и Ольга Алексеева в гости к «Мадам Ву» ходили. О пилингах, масках и чудесах.

Что покажут и расскажут омичам в парке «Россия — моя история»Видео

Что покажут и расскажут омичам в парке «Россия — моя история»

«Новый Омск» приводит любопытные экспонаты и мифы, которые в музее стремятся развенчать.

Владимир Котляров, «Порнофильмы»: «Цой мотивировал, я тоже стараюсь это делать. А Бродский ныл»

Владимир Котляров, «Порнофильмы»: «Цой мотивировал, я тоже стараюсь это делать. А Бродский ныл»

Фронтмен панк-группы рассказал «Классу» о классиках и их местах на корабле современности, протестах против системы и экстремизме.

Преображение 2.0: как Ольга Алексеева и Николай Рябов от рук отбивались

Преображение 2.0: как Ольга Алексеева и Николай Рябов от рук отбивались

Впечатляющие результаты героев, выдержавших одну из самых эффективных процедур текущего сезона.

Как за 15 минут сделать зубы белее?

Как за 15 минут сделать зубы белее?

Об улыбках Николая Рябова и Ольги Алексеевой — со всех сторон.

Какими судьбами: Степан Бонковский приехал в семью «Народного героя» Антона Кудрявцева

Какими судьбами: Степан Бонковский приехал в семью «Народного героя» Антона Кудрявцева

Депутат поздравил самую известную в Омске многодетную семью с прибавлением. Месяц назад у Антона и Людмилы Кудрявцевых родился десятый ребенок.

Гуша Катушкин, музыкант: «Я — бабушка, продающая пирожки. Представитель очень малого шоу-бизнеса»Видео

Гуша Катушкин, музыкант: «Я — бабушка, продающая пирожки. Представитель очень малого шоу-бизнеса»

Автор и исполнитель вирусных хитов приехал в Омск и в преддверии концерта провел неформальную встречу.

Стать звездой: советы от кастинг-директора для тех, кто желает оказаться по ту сторону экрана

Стать звездой: советы от кастинг-директора для тех, кто желает оказаться по ту сторону экрана

Экс-омичка Елизавета Николаева провела мастер-класс в родном городе.

Тест: что вы знаете о революции 1917 года

Тест: что вы знаете о революции 1917 года

Ура, товарищи! Свершилось! Сегодня отмечается 100 лет со дня Великой Октябрьской революции. Еще 30 лет назад в нашей стране любой от мала до велика знал о тех событиях практически все. «Новый Омск» ...

Не на «Жизнь», а на смерть, или Примерит ли Омск «Золотую маску» в двенадцатый раз?

Не на «Жизнь», а на смерть, или Примерит ли Омск «Золотую маску» в двенадцатый раз?

В 2018 году за престижную премию поборется спектакль «Жизнь» театра драмы. Наудачу вспоминаем всех обладателей «Золотой маски» в Омске.

Артем Шаров, фронтмен GoodTimes: «И как мы только ни выступали: и в трусах, и без трусов, и по потолку лазали»

Артем Шаров, фронтмен GoodTimes: «И как мы только ни выступали: и в трусах, и без трусов, и по потолку лазали»

Об отношениях в группе, новых клипах, фанатах и лифчиках на сцене — в нашем интервью с вокалистом эпатажной костромской группы.

Любовный четырехугольник: рецензия на «Канкун»

Любовный четырехугольник: рецензия на «Канкун»

28 октября на сцене Лицейского театра состоялась премьера спектакля «Канкун» по пьесе современного испанского драматурга Жорди Гальсерана.

Анатолий Пахаленко, Nytt Land: «Многим музыкантам хватает выступлений в омских клубах. Надо завязывать с этим»Видео

Анатолий Пахаленко, Nytt Land: «Многим музыкантам хватает выступлений в омских клубах. Надо завязывать с этим»

О фолке, самодельных инструментах, плохих и хороших организаторах, а также гастролях по Европе — в нашем интервью.