Деловой Омск

Деловой Омск

13 октября 2014 04.02Статьи

Бизнес в сотах

Число игроков на омском рынке салонов сотовой связи достигло своего предела. В дальнейшем развитие этого сегмента бизнеса будет связано с переориентацией салонов на другие виды деятельности — сервис и консультации.

Бизнес в сотах

Рынок салонов связи в Омской области насытился почти полностью, считают эксперты. На сегодняшний день все ключевые игроки развили свои сети почти на 100%.

«В целом рынок стабилен уже не первый год, и революций не предвидится. Крупные операторы обеспечили необходимый объем собственной розницы, и далее стоит задача работать над сервисной составляющей», — говорит Денис Маликов, коммерческий директор Сибирского филиала компании «МегаФон».

Рынок без монобрендов

В Омске, по данным справочника «2ГИС», насчитывается более 120 салонов сотовой связи. По оценке аналитика ИК «ФИНАМ» Анны Мишутиной, емкость этого рынка составляет 3,2-3,5 млрд рублей в год. Рентабельность наиболее раскрученных салонов — примерно 25%. Если же салон работает под менее известным брендом, то она намного ниже.

Условно салоны сотовой связи можно поделить на две группы: салоны под брендами сотовых операторов, совмещающие в себе магазин и центр поддержки клиентов, и салоны-ритейлеры. Незначительную долю рынка занимают монобрендовые салоны. Сейчас в городе работают два фирменных салона Samsung и один магазин Apple re:Store.

В первой категории лидером рынка по числу точек является «Евросеть», имеющая в Омске 42 объекта. Среди салонов сотовых операторов лидируют «Билайн» (52 точки) и «Теле2» с 35 «супермаркетами связи» — так их позиционируют в компании.

Основная масса участников рынка — федеральные сети, чаще всего развивающиеся в Омске по договорам франшизы.

Среди местных игроков достаточно сильные позиции имеет сеть «iZЮМ» (23 салона в городе и 21 в области, а также 4 магазина в Новосибирске). По числу точек местный игрок обгоняет даже федеральную сеть «Связной» (19 салонов).

По данным системы «Картотека.ру», выручка ООО «Интерантенна» (в которую входит и сеть «iZЮМ») за 2013 год составила 503,7 млн рублей. Еще одна омская сеть «СОТиК» состоит из 13 салонов. Ее развивает индивидуальный предприниматель Андрей Казуто.

Операторы платят меньше

В данном виде бизнеса прибыль поступает из нескольких источников — продажа аксессуаров, телефонов, пополнение счетов и подключение новых абонентов. В начале 2000-х основной доход приносили комиссионные от сотовых операторов за подключение абонентов. Их размер зависел от тарифного плана. Позже рынок оказался поделен между основными операторами, и эти выплаты стали стремительно сокращаться. После этого ставка была сделана на продажу техники.

Рынок сотовых телефонов считается одним из наиболее перспективных — устройства быстрее прочих выходят из строя и требуют замены. По статистике в России этот период составляет 2-3 года.

Против одного

Главной отличительной чертой омского рынка эксперты называют самую высокую в России лояльность к оператору «Теле2». Все прочие игроки вынуждены выстраивать свою работу, основываясь на этой особенности.

По словам старшего PR-специалиста «Теле2» в Омске Виктора Василькина, компания конкурирует не только с салонами мобильных операторов, но и с сетевыми ритейлерами.

«Они не занимают принципиально другую нишу. В данном сегменте интересы салонов связи и салонов-ритейлеров в ряде случаев могут пересекаться», — отмечает он.

Основную ставку в «Теле2» делают все же на абонентское обслуживание, а не на продажу техники.

«Замена СИМ-карты, подключение дополнительных услуг, выбор тарифов и многие другие вопросы — это то, с чем приходится сталкиваться каждому пользователю сотовой связи. Именно поэтому нам важно, чтобы во всех районах города абонентам была предоставлена точка, где они смогут получить техническую поддержку», — говорит Василькин.

В «МегаФоне» отмечают, что продажа оборудования и работа с абонентами занимают примерно равные доли.

Салоны vs гипермаркеты

С крупными торговыми сетями салоны связи конкурируют лишь отчасти. По словам экспертов, на рынке продажи услуг конкуренции между ними нет. Связанно это с тем, что крупные сетевые магазины не имеют возможности персонально работать с клиентами и обеспечивать обслуживание связи.

А вот в сфере гаджетов конкуренция, безусловно, существует. В борьбе за клиента салоны вынуждены постоянно устраивать акции с участием поставщиков техники и сотовых операторов.

Рынок больше европейского

Российские салоны сотовой связи развиваются намного динамичнее, нежели европейские, отмечают эксперты. Это один из немногих розничных рынков, который не только не отстает от Запада, но и обгоняет его. Число российских салонов в десятки раз выше, чем в Европе.

«В период бурного роста рынка услуг и товаров это оправдано», — говорит Денис Маликов.

По его мнению, в ближайшее время салоны будут постепенно уходить от концепции тотальных продаж СИМ-карт и телефонов. А на первое место выйдут сервисные операции и помощь клиентам в наборе услуг оператора.

«Физическая точка салона связи будет естественным продолжением интернет-магазина, обеспечивающим продажу ранее заказанного устройства и его настройку», — продолжает он.

Франшиза за миллион

Большая часть салонов сотовой связи развивается в регионах по франшизе. Порог входа в такой бизнес составляет около 1 млн рублей.

Франшиза крупнейшего игрока — «Евросети» — обойдется предпринимателю в $20 тыс. Компания «МТС» (развивающая по франшизе почти половину своих фирменных салонов) предполагает, что вложить придется до 1,2 млн рублей (в зависимости от площади помещения). Чтобы открыть салон связи под брендом «Связного» придется заплатить $25-35 тыс. за одну точку. У «Теле2» паушальный взнос (включая стоимость самой франшизы) составляет от 500 тыс. до 1,5 млн рублей.

Большинство компаний в условиях оформления франшизы указывают, что инвестиции окупятся в течение года или двух лет.

Рынок переделят

Несмотря на относительную стабильность рынка, в ближайшее время на нем все-таки может произойти весьма значительное перераспределение сил. Уже полтора года компания ОАО «АФК «Система» Михаила Шамолина (дочерняя структура МТС) ведет переговоры с ГК «Связной» о покупке части бизнеса.

В начале сентября нынешнего года Федеральная антимонопольная служба сообщила, что продлила срок рассмотрения ходатайства МТС о покупке ГК «Связной». В июле многие федеральные СМИ со ссылкой на источники сообщали, что МТС намеревается купить 49% «Связного». Если сделка все-таки состоится, МТС удастся значительно нарастить свою розничную сеть.

biz18-19 38

Справка

Прежний владелец компании «Евросеть» Евгений Чичваркин рассказывал, что одна из особенностей мобильного ритейла — минимальные инвестиции в недвижимость. Практически все сетевые компании работают исключительно на арендованных площадях. У самой «Евросети» на их долю приходится 99,9% магазинов. Идеальный вариант для старта — обосноваться в небольшом торговом центре, принадлежащем знакомым, друзьям или родственникам. Многие одиночные салоны в Москве успешны именно благодаря такой аренде у лояльных арендодателей.

Олеся Мельник 

Фото: Вадим Харламов  

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №38 (042) 7 октября

Добавить комментарий
#За_подарками: Фабрициус и Дорогова выяснили, где лучше отдохнуть этим летом

#За_подарками: Фабрициус и Дорогова выяснили, где лучше отдохнуть этим летом

В новой рубрике гости «Нового Омска» узнали, куда можно поехать из Омска в этом сезоне, и поделились впечатлениями от своих лучших поездок.

Идем на взлет: летнее расписание омского аэропорта (карта)Инфографика

Идем на взлет: летнее расписание омского аэропорта (карта)

Этим летом и осенью омичам будут доступны прямые рейсы в 27 российских и зарубежных городов.

Омский «Авангард» больше не топ-клуб

Омский «Авангард» больше не топ-клуб

Наш колумнист подводит итоги выступления «ястребов» в сезоне.

В авангарде страстей: топ-10 событий омского хоккейного сезона

В авангарде страстей: топ-10 событий омского хоккейного сезона '16-17

Пока четыре клуба КХЛ продолжают битву за Кубок Гагарина, «Класс» решил вспомнить, какими новостями и слухами веяло в информпространстве хоккейного Омска.

Почти чеховская история: в «Галерке» прошла премьера спектакля «В поисках радости»

Почти чеховская история: в «Галерке» прошла премьера спектакля «В поисках радости»

Ее поставил главный режиссер и художественный руководитель театра Владимир Витько.

Куда #НеВзяли омских ВИПов

Куда #НеВзяли омских ВИПов

В связи с популярностью флешмоба #меняневзяли, «Класс» узнал, какие дороги не открылись перед известными омичами.

Арсений Попов, актер шоу «Импровизация»: «Уезжать из Омска было тяжело. Но иначе вы бы не брали у меня интервью»

Арсений Попов, актер шоу «Импровизация»: «Уезжать из Омска было тяжело. Но иначе вы бы не брали у меня интервью»

Участник популярного шоу на ТНТ рассказал «Классу» об омской театральной школе, хейтерах и шутках под разрядом тока.

Оля Слово, основатель школы стилистов Self Made Studio: «Мода современна — стиль вечен»Фото

Оля Слово, основатель школы стилистов Self Made Studio: «Мода современна — стиль вечен»

Оля побывала в Омске в рамках образовательного проекта GTOUR-2017 и рассказала, как создала школу стилистов и персональных шоперов, а затем запустила альтернативное печатное издание о моде и культуре.

Вес_имеем: Дневники худеющих

Вес_имеем: Дневники худеющих

О мотивации, правильных привычках и о том, каково это — ходить в гости к Шлеменко по утрам.

Георгий Яшин, создатель бренда Ziq & Yoni и первой сникер-химчистки: «Мы не хотели работать на дядь, мы сами стали дядями»

Георгий Яшин, создатель бренда Ziq & Yoni и первой сникер-химчистки: «Мы не хотели работать на дядь, мы сами стали дядями»

Москвич без высшего образования, но с двумя работающими бизнес-проектами рассказал, как искать, находить и реализовывать идеи для организации и раскрутки своего дела.

Бикини по весне: в Омске прошел кубок по бодибилдингу и фитнесу

Бикини по весне: в Омске прошел кубок по бодибилдингу и фитнесу

18 марта в «Химике» состоялись соревнования по бодибилдингу, бодифитнесу, фитнесу и фитнес-бикини. Жители Омска, Новосибирска, Екатеринбурга, Тюмени, Красноярска выступили в 13 номинациях, а ...

«Обрехтить» Ремарка: «Три товарища» на омской сцене

«Обрехтить» Ремарка: «Три товарища» на омской сцене

В омском драмтеатре состоялась премьера спектакля по культовому произведению Эриха Марии Ремарка.

Из Америки в Омск: Велоtrip 19 века

Из Америки в Омск: Велоtrip 19 века

Какой увидел Сибирь путешественник Томас Ален.

Омские реликвии: 10 самых дорогих коллекционных вещей на продажу

Омские реликвии: 10 самых дорогих коллекционных вещей на продажу

«Класс» узнал, что и за какие деньги выставляют местные коллекционеры.

Кристина Соловьева, модельер: «Магазин одежды для кукол имел оглушительный успех»

Кристина Соловьева, модельер: «Магазин одежды для кукол имел оглушительный успех»

О коллекционных моделях, модных коллекциях и хобби, переросшем в бизнес - в нашем интервью.