13 октября 2014 09.51Общество

Танцы с «Лентами»

Главное событие этой недели - запуск прежней командой легендарной «Ленты.ру» своего нового проекта - meduza.io. «Деловой Омск» рассуждает о феномене «Ленты» в нынешних реалиях и пытается перенести ситуацию на прииртышскую почву.

Танцы с «Лентами»

В условиях, в которых существует сегодня журналистика в российских регионах, новый проект Тимченко выглядит той «форточкой» в нормальный мир, которая позволит местным журналистам не задохнуться, штампуя новости об автомобильных авариях и распоряжениях губернатора. Для безопасности и в целях некоторой экономии средств редакция «Медузы» осела не в Москве, а в Риге — хвала интернету, который позволяет публиковать тексты на русском языке хоть с Мадагаскара. Редакторы и технический отдел будут работать из Латвии, репортеры — с мест из России. Более того, «Медуза» станет агрегировать лучшие материалы с российских сайтов, чтобы дать возможность региональным авторам и региональным проектам выйти на федеральный уровень — Тимченко выражает непоколебимую уверенность в том, что ее новый проект сразу станет настолько популярным, что сможет «делиться трафиком» с регионалами, и ей не потребуется время на разгон.

Впрочем, отдавая себе отчет в том, что тема «Ленты» — это история сугубо профессиональная (в смысле корпоративная, мало интересная обычному читателю, не журналисту и не блогеру), хотим напомнить, что же произошло с этим замечательным изданием 12 марта текущего года.
12 лет назад новостной сайт «Лента.ру», созданный ранее легендарным медиаэкспертом Антоном Носиком, возглавила Галина Тимченко. За это время «Лента» стала главным новостником рунета, пятым по посещаемости новостным сайтом Европы и первым журналистским коллективом, который очень удачно шагнул на просторы социальных сетей. «Лента» не была первой на «горячих» темах, ее корреспонденты редко ходили на пресс-конференции, зато у сайта всегда была аудитория, которой было интересно узнавать о событиях в России и в мире в переложении редакторов «Ленты». Кажется, именно команде Галины Тимченко удалось сделать так, что оперативность сообщения новостей и уж тем более их «эксклюзивность» перестали играть какую-нибудь роль в общении с аудиторией. Главным, почему читали «Ленту», было отношение к читателю и умение общаться с ним на его языке, в его стилистике, сообщая ему ровно то, что будет ему интересно, и рассказывая о том, что ему интересно могло бы быть, если бы он знал об этом.

Читателю было интересно читать про условно либеральных политиков (хотя «Лента» не жалела никого и упрекнуть ее в необъективности было нельзя). Читателю важно было знать, что творится в мире медиа, в ближнем и дальнем зарубежье. Читателю нравилось следить за онлайн-трансляциями спортивных и культурных событий в изложении хулиганящих «в прямом эфире» обозревателей «Ленты». Читатели погружались в спецпроекты «Ленты», посвященные юбилею группы «Аквариум», развалу Советского Союза, Олимпиаде-2014, детскому отдыху и образованию, до которых большинству российский сайтов не дорасти никогда. Читатели с восторгом следили за публикациями репортеров «Ленты», которые отправлялись в разные уголки страны, чтобы с места нормальным, не казенным языком рассказывать о том, как живет Россия. Ну и, конечно, читателям нравилось спорить в комментариях к весьма и весьма некомплиментарным по отношению к основным персонажам политической и общественной сцены постам в паблике «Ленты» во «ВКонтакте». Читателям нравилось это настолько, что счетчик LiveInternet, на который молятся сотни новостных сайтов по всей России, фиксировал по 2 млн посещений «Ленты» в день — не «Первый канал», но для интернет-сайта, на котором не пишут про «кровь-кишки-какашки» (терминология Тимченко) и не размещают порно, показатель более чем хороший. Для сравнения: у главного конкурента тогдашней «Ленты» — «Газеты.ру» — было около 800 тысяч посетителей в сутки, у сайта «Коммерсанта» аудитория часто не дотягивала и до 200 тысяч, а сайт омского «БК55», например, посещает обычно порядка 20 тысяч человек в сутки.

Тимченко была уволена со своего поста в марте 2014 года. Возможным поводом для этого стали претензии Роскомнадзора по поводу публикации интервью корреспондента «Ленты» Ильи Азара с воюющей Украины. Владелец холдинга, которому принадлежит «Лента», Александр Мамут выразил Тимченко свое уважение и приказал собирать вещи, тут же назначив на ее место Алексея Гореславского, известного своими провальными с точки зрения журналистики, но зато прокремлевскими медиапроектами. На следующий день после ухода Тимченко на стол к новому руководителю редакции легло 39 заявлений об увольнении: от журналистов, спецкоров, редакторов, фоторепортеров. Всего из той «Ленты» ушло 80 человек, включая журналистов «приложений» к основному сайту, которых политика особо не касалась. В прощальном письме к читателям, которое из солидарности перепечатали, кажется, все условно «либеральные» СМИ, журналисты «Ленты» написали: «За последние пару лет пространство свободной журналистики в России драматически уменьшилось. Одни издания напрямую управляются из Кремля, другие — через кураторов, третьи — редакторами, которые боятся потерять работу. Некоторые СМИ закрылись, иные закроются в ближайшие месяцы. Беда не в том, что нам негде работать. Беда в том, что вам, кажется, больше нечего читать».

Действительно, каждый из 2 млн человек, которые открывали утром прежде всего сайт «Ленты.ру», теперь лишился этой возможности. Нет, «Лента» никуда не исчезла. Просто она изменилась. До неузнаваемости.

DO SMI Skrin

И вот, спустя некоторое время, Тимченко и несколько бывших журналистов «Ленты» создали новый проект - «Медуза». Обсуждать ее существование в новом даже для тех, кто покинул его полгода назад, интернете, пока рано — нужно дать проекту возможность «встать на ноги» и окрепнуть. Но поговорить о том, что же такое случилось с «Лентой», было бы интересно.

Как бы то ни было, с уходом старой команды - Тимченко, Колпакова, Козенко, Сургановой, Азара, Белкина, Амзина и других — «Лента» не потеряла существенно своего трафика. Свой миллион посещений в сутки сайт делает исправно. При том, что качество новостей, стилистика их подачи и в целом редакционная политика до невозможности испортились (см. скриншот выше). Если раньше «Лента» была на слуху как явление, как издание и как бренд, то теперь ее упоминание всплывает в интернете, лишь когда журналисты ошибаются в написании должностей или путают имена тех, о ком пишут — коллеги их жестко за это высмеивают в своих фейсбуках. Удивительный — не для тех, конечно, кто знает законы интернета, — факт: аудитория прежней «Ленты», попереживав о судьбе старых любимцев, осталась посетителями (читателями?) новой «Ленты.ру». Наверняка в голове каждого, кто любил «Ленту» Тимченко и кому «нечего стало читать», возникал вопрос: «А что там с «Лентой»? Может, постепенно выровнялись?».

Таким нехитрым образом у старой «Ленты», говоря прямыми словами, «отжали» главное, что у нее было — аудиторию. Ту, которая привыкла получать качественную информацию и мыслит определенным образом. И стали лепить для нее по тем же лекалам, что и раньше, интернет-издание, целиком и полностью отображающее «прокремлевскую» повестку дня в надежде на то, что аудитория «скушает» информацию в любом случае.

Примером подобного «переворота» можно назвать, например, ситуацию с «Известиями» - легендарным, еще советским брендом, который управляется сегодня владельцем желтушной газеты «Жизнь» Арамом Габреляновым. Его холдинг начинался в 1992-м году с приватизации газеты «Ульяновский комсомолец», тираж которой он за два года поднял с 9 до 210 тысяч экземпляров. И «Известия» стали для Габрелянова похожим проектом: взяв известный, но экономически убыточный бренд, он наполнил его новым контентом, изменил дизайн, верстку, маркетинговую стратегию — словом, все, кроме названия. Так что историю «Известий» можно исчислять не с 1917 года, а с 2011, когда ее передали под управление габреляновскому «Айньюс».

«Мы убеждены, что передача «Известий» в руки издателя «желтых» газет Арама Габрелянова — это символический акт насилия, совершаемый над отечественной журналистикой, - писали в открытом письме журналисты старых «Известий». - Какой бы подобострастной к властям, какой бы экономически убыточной ни была до этого момента газета, никакие ожидаемые владельцем доходы никогда не оправдают того прискорбного факта, что журналистика стараниями собственников газет и журналов все чаще превращается в сферу обслуживания самых примитивных вкусов публики, отучая ее от необходимости невыгодного и не всегда комфортного интеллектуального труда».

Но Габрелянову удалось за два года создать абсолютно новый бренд, с новым коллективом и новой аудиторией. Новый главный редактор «Ленты.ру» Гореславский при поддержке владельца издания Александра Мамута взял старый бренд, набрал новую редакцию и пытается подавать новый контент, замаскированный под старый, той же аудитории, что была раньше, наверняка, ожидая, что она, аудитория, подмены не заметит. Стратегия, отработанная некогда на нефтяных компаниях, внезапно была применена в медиаотрасли: так же поступили, например, с РИА «Новости» и социальной сетью «ВКонтакте». Признанный коллегами одним из самых профессиональных новостных ресурсов РИАН со всей своей аудиторией стал пропагандистской «Россией сегодня», а во «ВКонтакте» с уходом Дурова появилась настойчивая реклама, за которую ругали их главного конкурента — «Одноклассников».

Удивительно, но едва ли не единственный обратный пример в российской медиаиндустрии, когда огромной аудитории, наработанной «кровью-кишками-какашками», начинают поставлять качественный контент вместо прежнего «трэша», принадлежит все тому же Араму Габрелянову. Телеканал LifeNews, который был создан на базе аналогичного «желтушного» сайта с видео, внезапно оказался оперативнее большинства федеральных телеканалов, а в смысле профессионализма ведущих и репортеров заткнул за пояс канал «Дождь», который, правда, собрал свою аудиторию не столько за счет качества, сколько за счет декларируемой идеи.

Омские СМИ по-прежнему предпочитают накручивать свой трафик «трэшевыми» новостями — про аварии, самоубийц и насильников. Все это перемежается сведениями из правительственных пресс-релизов и опоздавшими на полтора часа новостями о победе «Авангарда» на своем льду. В последнее время почти всем омским ресурсам удалось удачно «подсесть» на украинскую тему — одной «Яндекс.Метрике» известно, сколько тысяч пользователей пришло на «СуперОмск» или «Омск-Информ» по запросам «Майдан» или «Донецк» за эти полгода.

Но почему-то — и это удивляет — никто из омских «медиамагнатов» пока не додумался наработанную «кровью-кишками-какашками» аудиторию начать снабжать качественным контентом в качественной «обложке»: мол, поигрались, а теперь пора и о серьезном. Все омские сайты выстроены что внешне, что внутренне по одной схеме, все сообщают одни и те же новости - много ли их наберется на наш город? - все размещают баннеры одних и тех же рекламодателей, которым, кажется, важно не качество аудитории, а лишь количество. Ни одного серьезного технического прорыва, ни одного мощного репортажного текста, ни одного серьезного расследования или инсайда, имеющего последствия в оффлайне.

Словом, есть большие сомнения в том, что тексты из Омска привлекут редакторов «Медузы» и федеральный трафик на местный сайт. Но ведь омская аудитория скоро кончится, а привлечь читателя из другого региона трэшевыми новостями об «омиче» вряд ли возможно больше одного раза — поистрепался мем.

Пора выходить на качественно иной уровень.

Александр Жиров

Фото: vedomosti.ru

Добавить комментарий
«Три дня до весны»: любовь во время чумы

«Три дня до весны»: любовь во время чумы

В рамках кинофестиваля «Движения», за неделю до официальной премьеры, прошел новый фильм Александра Касаткина — о спасении блокадного Ленинграда от чумы.

Must see: 10 фильмов омского фестиваля «Движение», обязательных к просмотру

Must see: 10 фильмов омского фестиваля «Движение», обязательных к просмотру

25 апреля в Омске стартует долгожданный V Национальный кинофестиваль дебютов «Движение». В пятидневном киномарафоне участвуют 32 фильма, которые может увидеть любой желающий. «Класс» выбрал ...

Траектория «Движения»: 5 дней, 32 фильма, 3 мастер-класса

Траектория «Движения»: 5 дней, 32 фильма, 3 мастер-класса

Интерактивный путеводитель по показам и встречам Пятого кинофестиваля дебютов «Движение».

Geely Emgrand GT: билет в бизнес-классФото

Geely Emgrand GT: билет в бизнес-класс

Дебютное выступление в шоу-румах одного из самых современных «китайцев» случилось при полном аншлаге. Крупные порталы еженедельно публиковали новости о флагманском седане четвертого поколения, ...

Омск #ВДвижении: стрим с открытия V кинофестиваля дебютов

Омск #ВДвижении: стрим с открытия V кинофестиваля дебютов

Красная дорожка, официальная часть, коридоры, фанфары и софиты. Покажем все, что видим сами.

В Омске еще больше детей стали лечить с помощью животных

В Омске еще больше детей стали лечить с помощью животных

В нашем городе открылся второй центр зоотерапии.

Макс Тесли, группа «Щенки»: «Где деньги — туда и пойдем. Как псы. На запах»

Макс Тесли, группа «Щенки»: «Где деньги — туда и пойдем. Как псы. На запах»

Стихийно-контрастный коллектив группы «Щенки» рассказал «Классу» об однообразии российских городов, перспективах развития группы и таком разном слушателе своего творчества.

Владимир Золотарь о критике «Матильды»: «Времена жесткой цензуры возвращаются, если уже не вернулись»

Владимир Золотарь о критике «Матильды»: «Времена жесткой цензуры возвращаются, если уже не вернулись»

В социальных сетях разгорается виртуальный спор между поборниками нравственности и защитниками свободы волеизъявлений.

ВЕС_ИМЕЕМ: Это Спарта!

ВЕС_ИМЕЕМ: Это Спарта!

О незолотой середине, набитых шишках и волшебных пенделях.

Шоу тайм, дорогие мои: сумасшедший Френки в Омске

Шоу тайм, дорогие мои: сумасшедший Френки в Омске

Вадим Демчог, «Арлекиниада», луч света и три часа легендарных текстов.

Покажи мне свой кулич: Инстапасха в Омске

Покажи мне свой кулич: Инстапасха в Омске

Инстаобзор праздничных столов известных омичей.

«Пуля» выстрелила: «Курара» презентовала омичам новый альбомФото

«Пуля» выстрелила: «Курара» презентовала омичам новый альбом

Группа из Екатеринбурга приехала в Омск с седьмым по счету альбомом. О гопниках, властных крысах, провинциальных проститутках и кровососущих кальяны тварях — в одной «Пуле».

Приключения злополучного чемоданчика

Приключения злополучного чемоданчика

В «Лицейском театре» состоялась премьера спектакля «Смешные деньги».

Нападающий омского «Авангарда» Николай Лемтюгов: «Если бы не хоккей — стал бы военным»

Нападающий омского «Авангарда» Николай Лемтюгов: «Если бы не хоккей — стал бы военным»

«Ястреб» подвел итоги сезона, рассказал о своей жене и признался, что готов остаться жить в нашем городе.

«Движение» лучших: 10 самых востребованных актеров омского кинофестиваля

«Движение» лучших: 10 самых востребованных актеров омского кинофестиваля

«Класс» оценил рейтинги фильмов, упоминания имен в местной и зарубежной прессе, а также интерес россиян к актерам, что успели пройтись по красной дорожке в Омске.