16 декабря 2013 04.44Бизнес

Стартап на колесах

«ГИБДД не сможет сегодня без нас работать! Если все мои комиссары объявят забастовку, то в Омске будет транспортный коллапс! Инспекторов ГИБДД физически не хватит, чтобы разгрузить город от пробок из-за аварий», — говорит Юрий Юренко, владелец ООО «Омская служба аварийных комиссаров» (оборот за 2013 год порядка 6 млн рублей).

Стартап на колесах

Летом 2003 года Госдума приняла закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО)». Страховщики ликовали. Ежемесячный оборот крупнейших игроков вырос на 300-400%. Однако многократно участились и случаи мошенничества со стороны автолюбителей, желающих заработать на страховых выплатах. 

«Страховщики тогда попали в денежный поток, это была река денег! Никто не реагировал на издержки от мошенников, их буквально кормили. Никто не смотрел на убытки, никто не считал потери. Рынок рос, и все зарабатывали. К концу 2003 года я уже понимал, что пора приобщиться к бизнесу в сфере ОСАГО. Тем более, что тема не была для меня загадкой, к тому времени уже имел юридический бизнес».

Тогда двадцатитрехлетний Юрий Юренко совместно с компаньоном Сергеем Прибытковым (сейчас владелец ООО «Единый страховой центр») составили бизнес-план и разослали предложения открыть филиал в Омске крупнейшим страховым компаниям России.

Первой откликнулась «Генеральная страховая компания» (ГСК) из Санкт-Петербурга. На выделенные страховщиком средства молодые предприниматели сняли офис, купили пару компьютеров и наняли секретаря.

«Главное, нам дали полисы ОСАГО! И началось!»

Ежемесячный оборот филиала ГСК в 2004-2005 годах был в пределах 1,5 млн рублей. В Омске лидерство на рынке держал филиал «Росгосстраха», второй была компания «Русские страховые традиции», ее возглавлял Артемий Горбунов. Он предложил агентам высокие комиссионные, благодаря чему активно переманивал продавцов полисов ОСАГО.

«Выходя на рынок, мы также сделали максимальную по омским меркам агентскую комиссию, и с нами захотели работать все», — рассказывает Юренко.

В 2006 году рынок ОСАГО достиг своего предела, за год число проданных полисов выросло всего на 15%, а урегулированных страховых случаев — на 27% с одновременным увеличением размера средней выплаты. Именно в этот момент страховые компании обратили внимание на убытки, львиная доля которых приходилась на мошеннические схемы. Но службы безопасности оказались бессильны перед этой проблемой. Спрос на ОСАГО стабилизировался, портфель выровнялся и многие страховщики, даже достаточно крупные, умирали. Эта участь постигла и ГСК. Юренко и Прибытков перешли в «Северо-западную страховую компанию», где будущий основатель омского аварийного комиссариата возглавил отдел убытков. В недрах этой компании и родилась эта услуга.

«Контролировать убытки можно, только если ДТП будут чистыми. Фотографировать каждый страховой случай, фиксировать каждое ДТП».
Созданные комиссары компании стали выезжать на все дорожно-транспортные происшествия. Содержать штат новых сотрудников оказалось значительно выгоднее, чем возмещать ущерб по липовым ДТП.

«Из 100 ДТП мы выезжали на 90. Службе безопасности оставалось проверить оставшиеся 10. В то время накрывали мошенников просто пачками. Я понял, что все страховщики готовы платить за информацию об авариях».

Это поняли и другие. В конце 2007 года в Омске зарегистрирована первая «Единая служба аварийных комиссаров» (владелец Вячеслав Зинков). В начале 2008 Юренко зарегистрировал свою — ООО «Омская городская служба аварийных комиссаров» (ОмГСАК).

«У меня было выгодное конкурентное преимущество — я сам работал в страховой сфере и со стороны страховщика знал, как нужно решать проблему с убытками. Плюс личные знакомства с омскими страховщиками позволили в короткий период заключить с ними договоры».

Ежемесячно страховые компании перечисляли ОмГСАК по 200 тыс. рублей. Прибыль компании на тот период составляла 600-700 тысяч в месяц. За первый год она заработала 7,8 млн рублей. Сотрудников ОмГСАК набирали из бывших инспекторов ГИБДД. Таких не нужно учить правилам дорожного движения, при этом они на порядок дисциплинированнее любого человека с улицы.

«Это было сладкое время. Мы выезжали на все вызовы: неважно — виновен, не виновен. Есть страховой полис, на котором стоит штамп АК: мы бесплатно оказываем услугу».

Но вскоре страховщики почувствовали влияние кризиса. Под сокращение попали многие статьи расходов, в том числе и служба АК. Часть компаний вообще отказалась от ОСАГО, привлекая комиссаров только по КАСКО. Был найден вариант, при котором услуги комиссаров стали оплачивать сами участники ДТП, однако это не компенсировало выпавшие доходы от страховых компаний. Прибыли упали на 60%.

«Это было время, когда мы практически не зарабатывали. Денег хватало только на зарплату сотрудников. Этот период длился примерно полгода. Нет денег — нет развития. Ждали, грубо говоря, с моря погоды. Я имею в виду буквально — ждали осадков: гололед, снег и даже дождь увеличивают количество ДТП».

Ситуацию спасла первая волна массовых сокращений в ГИБДД. Инспекторов физически не хватало на то, чтобы оперативно регистрировать все аварии, и у ОмГСАК значительно прибавилось работы.

«На моей памяти рекорд ожидания инспектора ГИБДД составил 26 часов. Ребята «поцарапались» на окраине города. Была зима, и друзья подвозили им бензин, чтобы греть автомобили, а жены снабжали едой. Есть центральные артерии города, есть мосты, которые дорожная полиция вынуждена в первую очередь освобождать от ДТП. Остальные обречены на тягостное ожидание».

В этот период Юрий Юренко ищет способы дополнительного заработка. Торгует доступом к базе данных о ДТП, накопившейся за несколько лет, и в итоге приходит к выводу, что выжить компании поможет только расширение рынка на всю область.

«Идея отличная — в области количество аварий, естественно, меньше, чем в городе. Но ДТП на трассе — это страшная вещь, выплаты по страховке там несравнимо выше. Потому страховые компании были заинтересованы в том, чтобы мы оформляли эти ДТП. Но прокормить комиссара в каждом районе казалось невозможным. И мы вновь обратились к ОСАГО. В районах десятки тысяч автомобилей, и чем дальше район от города, тем сложнее жителю приобрести полис. А надо отметить, что убыточность полиса там всего 30% (в городе 70%). И мы вернулись к брокерству».

В каждом из 32 районов области Юренко открыл офис ОГСАК. Заключив договор с несколькими крупными страховыми компаниями, его сотрудники продавали полисы ОСАГО и доставляли документы в Омск в случае возмещения убытков. Сейчас у ОмГСАК семь основных партнеров страховых компаний, а доля рынка по количеству продаж полисов в Омске составляет 45%, в области — 90%.

В начале 2013 года службы аварийных комиссаров из девяти регионов Западной Сибири, а также АК из Нижнего Новгорода договорились о создании единой базы данных ДТП. В Новосибирске уже поданы документы на регистрацию некоммерческого партнерства АК Сибири. Теперь владельцы компаний планируют создать саморегулируемую организацию (СРО).

«Страховщики наотрез отказываются сотрудничать друг с другом в вопросах предоставления доступа к своим архивам. Этим с успехом пользуются мошенники. Они приходят с одними повреждениями в разные страховые компании. Более того, появились гастролеры, которые колесят по регионам и требуют выплат по ОСАГО с разных филиалов одной компании. Закон предусматривает такую возможность. Даже ГИБДД не имеет единой системы баз данных по ДТП. Чтобы узнать о предыдущих авариях конкретного автомобиля, инспектору необходимо звонить в другой регион».

По замыслу комиссаров в дальнейшем СРО станет площадкой для выдвижения законодательных инициатив. На данный момент в России нет ни одного нормативно-правового акта, регламентирующего деятельность АК. Возможность зарабатывать в этом бизнесе компаниям ограничивают «прорехи» в правилах дорожного движения и элементарная лень российского населения.

«Например, в Омске всем аварийным комиссарам запрещено оформлять ДТП с одним участником — когда происходит наезд автомобиля на препятствие. В ПДД есть нюанс, который полиция склонна толковать не в нашу пользу. Хотя в Барнауле, Красноярске — другая практика. Там пошли навстречу».

Службы аварийных комиссаров ожидают принятия поправок в закон, по которому может резко вырасти лимит выплат по европротоколу, когда ДТП оформляется без участия ГИБДД. Согласно проекту поправок в обеих столицах и во всех городах-миллионниках порог европротокола будет увеличен с 25 тысяч рублей до 400 тысяч, а это 99% всех аварий на территории Омской области. Поправки могут быть приняты во втором чтении весной 2014 года.

«Моя конечная цель — вообще обходиться без ГИБДД. Я хотел бы предоставлять полный цикл услуг в этой сфере для населения. Пока автовладелец, попавший в ДТП и оформленный аварийными комиссарами, вынужден идти за справками в ГИБДД, тратить время в очередях. К тому же ГИБДД оставляет себе оригиналы наших протоколов, а нам достаются копии. А я хотел бы оставаться последней инстанцией».

Владимир Червонящий

Добавить комментарий
В авангарде страстей: топ-10 событий омского хоккейного сезона

В авангарде страстей: топ-10 событий омского хоккейного сезона '16-17

Пока четыре клуба КХЛ продолжают битву за Кубок Гагарина, «Класс» решил вспомнить, какими новостями и слухами веяло в информпространстве хоккейного Омска.

Почти чеховская история: в «Галерке» прошла премьера спектакля «В поисках радости»

Почти чеховская история: в «Галерке» прошла премьера спектакля «В поисках радости»

Ее поставил главный режиссер и художественный руководитель театра Владимир Витько.

Омский «Авангард» больше не топ-клуб

Омский «Авангард» больше не топ-клуб

Наш колумнист подводит итоги выступления «ястребов» в сезоне.

Куда #НеВзяли омских ВИПов

Куда #НеВзяли омских ВИПов

В связи с популярностью флешмоба #меняневзяли, «Класс» узнал, какие дороги не открылись перед известными омичами.

Арсений Попов, актер шоу «Импровизация»: «Уезжать из Омска было тяжело. Но иначе вы бы не брали у меня интервью»

Арсений Попов, актер шоу «Импровизация»: «Уезжать из Омска было тяжело. Но иначе вы бы не брали у меня интервью»

Участник популярного шоу на ТНТ рассказал «Классу» об омской театральной школе, хейтерах и шутках под разрядом тока.

Тест:  Вы гопник или нет?

Тест: Вы гопник или нет?

Приближается весна, которая выведет на улицы Омска не только женщин в миниюбках и любителей субботников, но и истосковавшихся за зиму по свежему воздуху представителей гоп-культуры.

Оля Слово, основатель школы стилистов Self Made Studio: «Мода современна — стиль вечен»Фото

Оля Слово, основатель школы стилистов Self Made Studio: «Мода современна — стиль вечен»

Оля побывала в Омске в рамках образовательного проекта GTOUR-2017 и рассказала, как создала школу стилистов и персональных шоперов, а затем запустила альтернативное печатное издание о моде и культуре.

Вес_имеем: Дневники худеющих

Вес_имеем: Дневники худеющих

О мотивации, правильных привычках и о том, каково это — ходить в гости к Шлеменко по утрам.

Георгий Яшин, создатель бренда Ziq & Yoni и первой сникер-химчистки: «Мы не хотели работать на дядь, мы сами стали дядями»

Георгий Яшин, создатель бренда Ziq & Yoni и первой сникер-химчистки: «Мы не хотели работать на дядь, мы сами стали дядями»

Москвич без высшего образования, но с двумя работающими бизнес-проектами рассказал, как искать, находить и реализовывать идеи для организации и раскрутки своего дела.

Бикини по весне: в Омске прошел кубок по бодибилдингу и фитнесу

Бикини по весне: в Омске прошел кубок по бодибилдингу и фитнесу

18 марта в «Химике» состоялись соревнования по бодибилдингу, бодифитнесу, фитнесу и фитнес-бикини. Жители Омска, Новосибирска, Екатеринбурга, Тюмени, Красноярска выступили в 13 номинациях, а ...

«Обрехтить» Ремарка: «Три товарища» на омской сцене

«Обрехтить» Ремарка: «Три товарища» на омской сцене

В омском драмтеатре состоялась премьера спектакля по культовому произведению Эриха Марии Ремарка.

Из Америки в Омск: Велоtrip 19 века

Из Америки в Омск: Велоtrip 19 века

Какой увидел Сибирь путешественник Томас Ален.

Омские реликвии: 10 самых дорогих коллекционных вещей на продажу

Омские реликвии: 10 самых дорогих коллекционных вещей на продажу

«Класс» узнал, что и за какие деньги выставляют местные коллекционеры.

Кристина Соловьева, модельер: «Магазин одежды для кукол имел оглушительный успех»

Кристина Соловьева, модельер: «Магазин одежды для кукол имел оглушительный успех»

О коллекционных моделях, модных коллекциях и хобби, переросшем в бизнес - в нашем интервью.

#ВЕС_ИМЕЕМ: Grandиозный Fitness

#ВЕС_ИМЕЕМ: Grandиозный Fitness

Кирилл Хариби, Сюзанна Егиян и Евгений Долганев на пути к идеальному телу.