16 декабря 2013 04.44Бизнес

Стартап на колесах

«ГИБДД не сможет сегодня без нас работать! Если все мои комиссары объявят забастовку, то в Омске будет транспортный коллапс! Инспекторов ГИБДД физически не хватит, чтобы разгрузить город от пробок из-за аварий», — говорит Юрий Юренко, владелец ООО «Омская служба аварийных комиссаров» (оборот за 2013 год порядка 6 млн рублей).

Стартап на колесах

Летом 2003 года Госдума приняла закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО)». Страховщики ликовали. Ежемесячный оборот крупнейших игроков вырос на 300-400%. Однако многократно участились и случаи мошенничества со стороны автолюбителей, желающих заработать на страховых выплатах. 

«Страховщики тогда попали в денежный поток, это была река денег! Никто не реагировал на издержки от мошенников, их буквально кормили. Никто не смотрел на убытки, никто не считал потери. Рынок рос, и все зарабатывали. К концу 2003 года я уже понимал, что пора приобщиться к бизнесу в сфере ОСАГО. Тем более, что тема не была для меня загадкой, к тому времени уже имел юридический бизнес».

Тогда двадцатитрехлетний Юрий Юренко совместно с компаньоном Сергеем Прибытковым (сейчас владелец ООО «Единый страховой центр») составили бизнес-план и разослали предложения открыть филиал в Омске крупнейшим страховым компаниям России.

Первой откликнулась «Генеральная страховая компания» (ГСК) из Санкт-Петербурга. На выделенные страховщиком средства молодые предприниматели сняли офис, купили пару компьютеров и наняли секретаря.

«Главное, нам дали полисы ОСАГО! И началось!»

Ежемесячный оборот филиала ГСК в 2004-2005 годах был в пределах 1,5 млн рублей. В Омске лидерство на рынке держал филиал «Росгосстраха», второй была компания «Русские страховые традиции», ее возглавлял Артемий Горбунов. Он предложил агентам высокие комиссионные, благодаря чему активно переманивал продавцов полисов ОСАГО.

«Выходя на рынок, мы также сделали максимальную по омским меркам агентскую комиссию, и с нами захотели работать все», — рассказывает Юренко.

В 2006 году рынок ОСАГО достиг своего предела, за год число проданных полисов выросло всего на 15%, а урегулированных страховых случаев — на 27% с одновременным увеличением размера средней выплаты. Именно в этот момент страховые компании обратили внимание на убытки, львиная доля которых приходилась на мошеннические схемы. Но службы безопасности оказались бессильны перед этой проблемой. Спрос на ОСАГО стабилизировался, портфель выровнялся и многие страховщики, даже достаточно крупные, умирали. Эта участь постигла и ГСК. Юренко и Прибытков перешли в «Северо-западную страховую компанию», где будущий основатель омского аварийного комиссариата возглавил отдел убытков. В недрах этой компании и родилась эта услуга.

«Контролировать убытки можно, только если ДТП будут чистыми. Фотографировать каждый страховой случай, фиксировать каждое ДТП».
Созданные комиссары компании стали выезжать на все дорожно-транспортные происшествия. Содержать штат новых сотрудников оказалось значительно выгоднее, чем возмещать ущерб по липовым ДТП.

«Из 100 ДТП мы выезжали на 90. Службе безопасности оставалось проверить оставшиеся 10. В то время накрывали мошенников просто пачками. Я понял, что все страховщики готовы платить за информацию об авариях».

Это поняли и другие. В конце 2007 года в Омске зарегистрирована первая «Единая служба аварийных комиссаров» (владелец Вячеслав Зинков). В начале 2008 Юренко зарегистрировал свою — ООО «Омская городская служба аварийных комиссаров» (ОмГСАК).

«У меня было выгодное конкурентное преимущество — я сам работал в страховой сфере и со стороны страховщика знал, как нужно решать проблему с убытками. Плюс личные знакомства с омскими страховщиками позволили в короткий период заключить с ними договоры».

Ежемесячно страховые компании перечисляли ОмГСАК по 200 тыс. рублей. Прибыль компании на тот период составляла 600-700 тысяч в месяц. За первый год она заработала 7,8 млн рублей. Сотрудников ОмГСАК набирали из бывших инспекторов ГИБДД. Таких не нужно учить правилам дорожного движения, при этом они на порядок дисциплинированнее любого человека с улицы.

«Это было сладкое время. Мы выезжали на все вызовы: неважно — виновен, не виновен. Есть страховой полис, на котором стоит штамп АК: мы бесплатно оказываем услугу».

Но вскоре страховщики почувствовали влияние кризиса. Под сокращение попали многие статьи расходов, в том числе и служба АК. Часть компаний вообще отказалась от ОСАГО, привлекая комиссаров только по КАСКО. Был найден вариант, при котором услуги комиссаров стали оплачивать сами участники ДТП, однако это не компенсировало выпавшие доходы от страховых компаний. Прибыли упали на 60%.

«Это было время, когда мы практически не зарабатывали. Денег хватало только на зарплату сотрудников. Этот период длился примерно полгода. Нет денег — нет развития. Ждали, грубо говоря, с моря погоды. Я имею в виду буквально — ждали осадков: гололед, снег и даже дождь увеличивают количество ДТП».

Ситуацию спасла первая волна массовых сокращений в ГИБДД. Инспекторов физически не хватало на то, чтобы оперативно регистрировать все аварии, и у ОмГСАК значительно прибавилось работы.

«На моей памяти рекорд ожидания инспектора ГИБДД составил 26 часов. Ребята «поцарапались» на окраине города. Была зима, и друзья подвозили им бензин, чтобы греть автомобили, а жены снабжали едой. Есть центральные артерии города, есть мосты, которые дорожная полиция вынуждена в первую очередь освобождать от ДТП. Остальные обречены на тягостное ожидание».

В этот период Юрий Юренко ищет способы дополнительного заработка. Торгует доступом к базе данных о ДТП, накопившейся за несколько лет, и в итоге приходит к выводу, что выжить компании поможет только расширение рынка на всю область.

«Идея отличная — в области количество аварий, естественно, меньше, чем в городе. Но ДТП на трассе — это страшная вещь, выплаты по страховке там несравнимо выше. Потому страховые компании были заинтересованы в том, чтобы мы оформляли эти ДТП. Но прокормить комиссара в каждом районе казалось невозможным. И мы вновь обратились к ОСАГО. В районах десятки тысяч автомобилей, и чем дальше район от города, тем сложнее жителю приобрести полис. А надо отметить, что убыточность полиса там всего 30% (в городе 70%). И мы вернулись к брокерству».

В каждом из 32 районов области Юренко открыл офис ОГСАК. Заключив договор с несколькими крупными страховыми компаниями, его сотрудники продавали полисы ОСАГО и доставляли документы в Омск в случае возмещения убытков. Сейчас у ОмГСАК семь основных партнеров страховых компаний, а доля рынка по количеству продаж полисов в Омске составляет 45%, в области — 90%.

В начале 2013 года службы аварийных комиссаров из девяти регионов Западной Сибири, а также АК из Нижнего Новгорода договорились о создании единой базы данных ДТП. В Новосибирске уже поданы документы на регистрацию некоммерческого партнерства АК Сибири. Теперь владельцы компаний планируют создать саморегулируемую организацию (СРО).

«Страховщики наотрез отказываются сотрудничать друг с другом в вопросах предоставления доступа к своим архивам. Этим с успехом пользуются мошенники. Они приходят с одними повреждениями в разные страховые компании. Более того, появились гастролеры, которые колесят по регионам и требуют выплат по ОСАГО с разных филиалов одной компании. Закон предусматривает такую возможность. Даже ГИБДД не имеет единой системы баз данных по ДТП. Чтобы узнать о предыдущих авариях конкретного автомобиля, инспектору необходимо звонить в другой регион».

По замыслу комиссаров в дальнейшем СРО станет площадкой для выдвижения законодательных инициатив. На данный момент в России нет ни одного нормативно-правового акта, регламентирующего деятельность АК. Возможность зарабатывать в этом бизнесе компаниям ограничивают «прорехи» в правилах дорожного движения и элементарная лень российского населения.

«Например, в Омске всем аварийным комиссарам запрещено оформлять ДТП с одним участником — когда происходит наезд автомобиля на препятствие. В ПДД есть нюанс, который полиция склонна толковать не в нашу пользу. Хотя в Барнауле, Красноярске — другая практика. Там пошли навстречу».

Службы аварийных комиссаров ожидают принятия поправок в закон, по которому может резко вырасти лимит выплат по европротоколу, когда ДТП оформляется без участия ГИБДД. Согласно проекту поправок в обеих столицах и во всех городах-миллионниках порог европротокола будет увеличен с 25 тысяч рублей до 400 тысяч, а это 99% всех аварий на территории Омской области. Поправки могут быть приняты во втором чтении весной 2014 года.

«Моя конечная цель — вообще обходиться без ГИБДД. Я хотел бы предоставлять полный цикл услуг в этой сфере для населения. Пока автовладелец, попавший в ДТП и оформленный аварийными комиссарами, вынужден идти за справками в ГИБДД, тратить время в очередях. К тому же ГИБДД оставляет себе оригиналы наших протоколов, а нам достаются копии. А я хотел бы оставаться последней инстанцией».

Владимир Червонящий

Добавить комментарий
Самостоятельные походы по Омской области: лайфхаки от Анны Статвы

Самостоятельные походы по Омской области: лайфхаки от Анны Статвы

Турист с 20-летним стажем Анна Статва рассказала, какими маршрутами омичи могут пройти без посторонней помощи и что стоит взять с собой в мини-приключение.

Культурный отдых

Культурный отдых

В эту субботу корреспонденты «Класса» посетили омскую «Ночь музеев». О том, где заканчивается массовый и начинается «культурный» отдых, — в итогах прогулки по бульварам.

К лету готовы?

К лету готовы?

19 мая в рамках пресс-тура журналисты посетили три городских парка, чтобы узнать об их готовности к летнему сезону. Как это было — в нашем репортаже.

Приведи себя в форму к лету

Приведи себя в форму к лету

«Новый Омск» вместе с приглашенными экспертами протестировал несколько крутых и зажигательных идей для презентов.

В Омске живет самая сильная женщина планеты

В Омске живет самая сильная женщина планеты

Рассказываем, чем она занимается и как завоевала это звание.

Ну что вы, право: как взять iPhone в кредит и не питаться «дошираками»

Ну что вы, право: как взять iPhone в кредит и не питаться «дошираками»

Просто о сложном в новом проекте с гендиректором «Мастер Права» Андреем Дудко. Плюсы, минусы, подводные камни покупки «айфона» или еще чего-либо особо ценного в кредит — в первом ...

ВЕС_ИМЕЕМ: Быть легче

ВЕС_ИМЕЕМ: Быть легче

О вкусных перекусах, промежуточных итогах и финишной прямой.

Алишер Хамидходжаев, кинооператор: «В наше время надо бы оценивать уровень свободы, а не следование канонам»

Алишер Хамидходжаев, кинооператор: «В наше время надо бы оценивать уровень свободы, а не следование канонам»

О цвете кино, любви к актерам и необходимости экспериментов — в нашем интервью.

ВЕС_ИМЕЕМ: игра на вылет

ВЕС_ИМЕЕМ: игра на вылет

О разбитых носах, тренировках на выживание и играх на выбывание.

Егор Корешков: «После «Горько» мне предлагали сыграть много похожих персонажей, но повторяться неинтересно»

Егор Корешков: «После «Горько» мне предлагали сыграть много похожих персонажей, но повторяться неинтересно»

Актер Егор Корешков, известный широкой публике как жених в фильмах «Горько» и «Горько-2», рассказал «Классу» о гениях, «Восьмидесятых» и «Оптимистах».

Перелет Париж — Омск был самым дальним в мире

Перелет Париж — Омск был самым дальним в мире

Рассказываем о рекорде из прошлого.

Александр Дыбаль: «Мы хотели пригласить Скабелку в «Авангард» еще год назад»

Александр Дыбаль: «Мы хотели пригласить Скабелку в «Авангард» еще год назад»

Председатель совета директоров клуба оценил прошедший сезон.