Класс

Класс

01 ноября 2017 17.59Интервью

Евгений Бабаш, режиссер: «Перформансов в Омске не было, нет и не будет»

Почему понятия Омск и перформанс несовместимы и зачем проводить акции формата «лайт» — в нашем мини-интервью с автором шестичасового «Жертвоприношения».

Евгений Бабаш, режиссер: «Перформансов в Омске не было, нет и не будет»

В день рождения Федора Михайловича Достоевского, 11 ноября, в артиллерийском цейхгаузе Омской крепости пройдет шестичасовой перформанс «Жертвоприношение». С 12:00 до 18:00 участники, а стать таковым может любой желающий, будут по очереди переписывать страницы книги «Записки из Мертвого дома». Идея и постановка принадлежат режиссеру Евгению Бабашу. О том, как омичи реагируют на подобные акции, и что такое перформанс по-омски, Евгений рассказал «Классу».

Вы являетесь автором идеи перформанса. Начнем с самого сложного, расскажите, для чего шесть часов переписывать от руки «Записки из Мертвого дома»?

— Придумалось и придумалось. (Смеется.) Мне кажется, объяснение лежит на поверхности. Достоевский, «Жертвоприношение». Он писал и мы пишем. Чем славен наш город — здесь сидел писатель. Больше объяснений и не надо. Дальше — кто что увидит.

Но слово-то какое: жертвоприношение. Это желание привлечь внимание к акции или есть что-то большее в этом слове?

— Кстати, не могу сказать, что у меня есть серьезное желание привлечь внимание. Я даже раскруткой не занимаюсь. Эту ответственность взяли на себя другие люди. Честно? Мне, вообще плевать. Если идея реализовывается — хорошо, если не реализовывается — это тоже результат. Название «Жертвоприношение» носит многоуровневое смысловое значение. Художник, если это хороший художник, приносит себя в жертву. Например, у одного мультипликатора есть «Манифест крови» (фильм-анимация. Канада, 2016 года. — Прим. ред. ), где он (Теодор Ушев. — Прим. ред.) рисует, соответственно, своей кровью. Это касается и писателей. Ну и мы давайте что-нибудь в жертву принесем. То есть с какой стороны не зайди — можно найти смысл.

В этом случае участники, омичи, будут тоже художниками?

— Да. Все присутствующие — это и зрители, и участники. И, конечно, художники.

А в целом формат перформанса в Омске, на ваш взгляд, уже укоренился в культурный пласт. Или, может, только начнет свой путь к сознанию горожан?

— Я думаю, что его здесь не было, нет и не будет. Я совершенно четко понимаю, что Омск и перформанс — вещи совершенно не совместимые.

Почему?

— Перформанс — это, как правило, некоторое провокативное действие. Все перформансисты осознанно выбрали трудную жизнь, за кого не возьмись. Начиная со скандально известного Павленского (российский художник-акционист, издатель журнала «Политическая пропаганда». Известен своими акциями политической направленности. — Прим. ред.). Или возьмем, допустим, югославскую Марину Абрамович (югославский мастер перформанса. Работы исследуют отношения художника и аудитории, тело и возможности ума. — Прим. ред. ). Омск — тихий провинциальный городок, где нужно всем все объяснять и желательно никого не взволновать. Поэтому само понятие перформанс, а еще с призывом «давайте проведем», уже вызвало комментарии и отклики. На ровном месте люди так заволновались, типа «что это еще за дрянь такая».

Ну да, вдруг это болезнь какая-то.

— (Смеется.) На самом деле, такие комментарии, что диву даешься. Провокации еще не было, а люди уже начали тревожиться.

Почему выбрано такое место — артиллерийский цейхгауз в Омской крепости? Я так понимаю, здание еще и не отапливается?

— Отапливается. Будет там тепло, ничего такого. Чисто, уютно, даже экспозиция какая-то будет действовать.

То есть запасаться термосами тем, кто планирует долго переписывать «Страницы Мертвого дома», нет необходимости?

— Можно взять с собой, чтобы попить чай и погулять по крепости. Место выбрано просто потому, что острог, где сидел Достоевский, не сохранился. Было бы круто, если можно было бы провести акцию в камере. А так мы работаем на месте, где Федор Михайлович приблизительно сидел, ходил и гулял.

В общем, где ступала нога Достоевского.

— Да-да. Вообще смысл этой затеи лично для меня — посмотреть, кто придет, и как вообще отреагируют.

Все листы, которые будут исписаны мелким почерком, уйдут в фонд музея Достоевского?

— Да. Но мы ведь должны понимать: это звучит красиво «перепишем рукопись». На деле мы перепишем листов 30-40 максимум. Я изначально думал, что на страницу уйдет минут пять. Оказалось, что даже если писать быстро-быстро, понадобится пятнадцать минут.

Мне подсказали, что участникам будут присваивать каторжные номера.

— Это будет печать, оттиск. На память участникам.

Параллельно должна идти видеотрасляция, так?

— По плану камера должна снимать руку, и появляющиеся строчки будут транслироваться на экран.

Как вы считаете, шесть часов — это оптимальная длительность для перформанса. Вне контекста — омский, сибирский, российский. В принципе для жанра.

— Все зависит от конкретного случая. Длиться перформанс может и пару дней. «Жертвоприношение» — это проба. Вот если бы мы писали сутками и задались целью осилить все «Записки» Достоевского, вот это было бы похоже на настоящий перформанс. А это так лайт-версия, перформанс по-омски. Серьезно. Откровенно говоря, уже сегодня, читая публикации, я вижу: акция подается как мероприятие ко дню рождения Достоевского, а таких событий будет много. То есть смысл уже утерян напрочь.

А сами вы будете присутствовать на акции? Все шесть часов?

— Конечно, я приду. (Смеется.) Да и напишу, наверное, прикольно же.

Текст опубликован на сайте, свидетельство Класс Омск ИА ТУ55-00496 от 25.03.2015 г.

Добавить комментарий
Душевный старый новый: Лицейский театр предсказал омичам светлое будущееВидео

Душевный старый новый: Лицейский театр предсказал омичам светлое будущее

В канун старого Нового года в Лицейском напоили и обогрели. Репортаж с доброго и даже семейного капустника.

Показали «Срамоту»: выставка 18+ открылась в Омске

Показали «Срамоту»: выставка 18+ открылась в Омске

«Ошибочно думать, что искусство направленно занимается только возвышенным. В прошлом достаточно примеров, когда гений творчества обретал сокрушительную силу и возвышенность духа через низменное и ...

Преображение 3.0: медвежий коготь для Александра Стрельникова и яблочные часы для Светланы Машковой

Преображение 3.0: медвежий коготь для Александра Стрельникова и яблочные часы для Светланы Машковой

О поющих чашах, посуде, очищающей алкоголь, и самых невероятных подарках.

А  вы пробовали жареных жуков?

А вы пробовали жареных жуков?

Дизайнер и модель Ирина Бумагина побывала в гостях у владельцев бренда «Эко-домик» Юлии и Андрея Перминовых.

Что ждет омичей в 2018 году: Live с астрологом Наталией Талисман

Что ждет омичей в 2018 году: Live с астрологом Наталией Талисман

О Буркове, Фадиной, «Авангарде», ЧМ по футболу и многом другом. Внимание! Зрители смогут получить личный экспресс-прогноз во время стрима.

Евгений Тонких, омский художник: «Намажут краску погуще, чтоб было эффектнее, и все»

Евгений Тонких, омский художник: «Намажут краску погуще, чтоб было эффектнее, и все»

В музее «Либеров-центр» открылась выставка «Волшебные сны».

Антон Руднев: «Омский «Авангард», похоже, потерял этот сезон»

Антон Руднев: «Омский «Авангард», похоже, потерял этот сезон»

Наш колумнист рассуждает о том, что происходит в стане «ястребов».

Преображение 3.0: пока Светлана Машкова познавала счастье, Александр Стрельников полез в бочку

Преображение 3.0: пока Светлана Машкова познавала счастье, Александр Стрельников полез в бочку

Дружная компания пришла в уже полюбившийся нам салон «Мадам Ву». Что из этого вышло — в нашем новом выпуске.

Самые чудесные и добрые поступки омичей в 2017 году

Самые чудесные и добрые поступки омичей в 2017 году

В самый волшебный праздник «Новый Омск» вспомнил самые #добрые дела 2017 года.

Собака лает — корпоратив идет: как прошли вечеринки омских компаний в честь года псаФото

Собака лает — корпоратив идет: как прошли вечеринки омских компаний в честь года пса

С кем фотографировался Стас Костюшкин? Кого веселили Артем Муратов и «РУДН»? «Новый Омск» вспоминает, как прошли новогодние корпоративы в местных компаниях.

Креативный класс: топ-10 модных мест и событий с хештегом #Омск2017

Креативный класс: топ-10 модных мест и событий с хештегом #Омск2017

Второй год подряд «Класс» выбирает десять самых ярких ивентов и заведений, за которые рублем, временем и лайком голосовали хипстеры в 2017 году.

Слова 2017 года: что узнали омичиИнфографика

Слова 2017 года: что узнали омичи

Вашему вниманию — 15 слов, о существовании или значении которых омичи не догадывались до 2017 года. Сегодня все они прописались в нашем лексиконе. Просим ознакомиться, чтобы не оставаться за бортом корабля ...

Самые живые омские фотографии 2017 года: кадры, которые стоит увидеть снова

Самые живые омские фотографии 2017 года: кадры, которые стоит увидеть снова

«Новый Омск» пересмотрел все свои (и не только свои) снимки за год и собрал альбом из самых любопытных, эмоциональных и красноречивых фотографий.

Горы, коты, Gucci: как встретили Новый год успешные и известные омичи

Горы, коты, Gucci: как встретили Новый год успешные и известные омичи

В какой части земного шара входили в 18-ый год представители местного бизнеса, культуры и сферы моды?

Омский календарь на прошлый год: главные события последних 12 месяцев

Омский календарь на прошлый год: главные события последних 12 месяцев

«Новый Омск» заново пережил 2017-й и выбрал самое важное. Если бы у региона была кожа, в подборке оказались бы следы рваных ран, шрамы от операций и любимые татуировки.