Деловой Омск

Деловой Омск

18 октября 2014 06.06Статьи

Экономика снижает аппетит

Омский рынок общественного питания переживает не лучшие времена. Несмотря на ежемесячный прирост оборота в целом, выручка в ресторанах, барах и кафе падает.

Экономика снижает аппетит

В прошлом году ресторанный рынок Омской области преодолел планку в 10 млрд рублей. Однако участников рынка не радуют высокие показатели. По их оценкам, общерегиональные обороты росли, скорее всего, за счет прибавления новых заведений. В то же время рентабельность самого бизнеса падает.

«Пылесосы» оттягивают выручку

Судя по статистике Росстата, за последние 3 года наиболее неудачным для омского общепита оказался прошлый год. Если до этого 2 года подряд, в 2011-м и в 2012-м, оборот рынка прибавлял по 13-14%, то в 2013 году рост замедлился в 2 раза, составив всего 6,6%.

В нынешнем году темпы снова начинают ускоряться. По данным Омскстата, за 8 месяцев 2014 года оборот уже достиг 7,9 млрд рублей, что на 12,5% выше показателей аналогичного периода прошлого года. За август омские рестораторы наработали на 1,1 млрд рублей, обогнав собственный результат за тот же месяц прошлого года на 11%.

Однако сами игроки рынка с сомнением оценивают данные статистики. Они не видят предпосылок для роста — покупательная способность омичей не становится выше. Рост общего оборота эксперты объясняют увеличением количества заведений.

Есть и мнение, что омский рынок не растет, а напротив, падает. Денис Кошель, председатель правления ГК «Музыка и Кино» (управляющей компании сети кафе «Курочка рядом», сети кофеен «Синнабон», ресторанов «Сенкевич», «Огурцы» и «Сибирская корона»), говорит о снижении выручки заведений. Ссылаясь на многочисленные оценки коллег из Омска и Москвы, он отмечает, что в сентябре рестораторы ощутили падение рынка до 30%.

Бизнесмен называет две основные причины этого — экономическая ситуация в стране и регионе и усиление экспансии крупных сетей.

«Местный предприниматель попадает в ножницы, — считает Денис Кошель. — С одной стороны, действуют макроэкономические факторы, влиять на которые он не может. С другой — наши власти попустительствуют появлению серьезных игроков-«пылесосов» извне, которые оттягивают клиентуру. Они перераспределяют рынок, имея более мощные бюджеты и совершенно другие возможности ведения бизнеса. В конечном итоге это может просто угробить весь малый бизнес в этой сфере в Омске: останутся только шашлычные и McDonalds».

Чек — в ауте

Ряд омских рестораторов отмечают уменьшение суммы среднего чека в заведениях. И этот неутешительный тренд наблюдается не только в небогатом Омске, но и в гораздо более обеспеченной Москве. Одновременно с этим сумма покупок в продуктовых магазинах, напротив, возросла. Участники рынка говорят, что это обычный сценарий во время экономического спада: если уровень жизни ухудшается, то человек не пойдет в ресторан, а будет либо покупать минимальный продуктовый набор, либо питаться со своего огорода.

На этом фоне стали еще более востребованы демократичные заведения, доля которых в Омске растет. По данным поисковой системы Resto.ru, в сегменте заведений с наиболее низким средним чеком (до 300 рублей) сегодня работают 346 из 900 организаций, а это почти 40%. Счет в 300-500 рублей декларируют 217 заведений, в 500-1000 рублей — 292 заведения. Диапазон чека 1000-1500 рублей заявляют 38 ресторанов, 1500-2500 рублей — всего 7, а выше этой суммы средний счет выставляет лишь один ресторан в Омске.

Ресторатор Дмитрий Мичник, открывший в центре Омска дисконт-бар «Абсенто Море», хоть и подтвердил, что средний чек дешевеет, но не видит в этом серьезных опасений для бизнеса.

«Человек привык тратить в ресторанах определенную сумму, он и будет на нее рассчитывать. Если цены будут выше, он просто станет меньше заказывать. Если же стоимость блюд и напитков понизится, будет заказывать больше, но в пределах той же суммы», — полагает бизнесмен.

По словам Мичника, в его баре посетители тратят даже больше, чем он планировал: средний чек составил 500 рублей вместо ожидавшихся 200-300.

obshepit432

Курицу заменим нутрией

Ощутил омский рынок и последствия эмбарго на ввоз ряда зарубежных продуктов. Но, как говорят рестораторы, санкции не коснулись омичей напрямую. Проблем с ассортиментом не возникло, поскольку демократичные заведения, которых у нас большинство, не торгуют ни испанским хамоном, ни австралийской говядиной. Остальные рестораны сумели заменить запрещенные продукты: сыры стали использовать российские и белорусские, лосося нашли на Фарерских островах и в Чили.

Однако при этом цены на замещенные продукты резко выросли — на 20-30%. По словам Дениса Кошеля, подорожали самые ходовые продукты: курица — на 37% по сравнению с прошлым годом, свинина — на 30%.

Впрочем, есть и позитивные тенденции. Президент Ассоциации омских кулинаров Светлана Галкина говорит, что в связи с эмбарго на рынке стали появляться новые фермерские продукты.

«Одна из компаний провела презентацию по использованию мяса нутрий в общественном питании, — рассказывает она. — Была устроена его кулинарная дегустация для профессионалов как полезного диетического продукта. Пока этот проект не реализован, он находится на стадии изучения рынка. Но в будущем, я думаю, появятся и другие новые и интересные для омского рынка продукты».

Бабушкины рецепты

Что касается гастрономических трендов, то все более популярной становится идея правильного питания. Как говорит президент Ассоциации омских кулинаров Светлана Галкина, это — веяние последних года-двух.

«Курс на внедрение экологически чистых продуктов, на цельнозерновые, безглютеновые блюда касается не только ресторанного бизнеса, но и магазинов готовой еды, пекарен и кондитерских, — рассказывает она. — В Омске тренд «органика» пока позиционируется не очень активно. Но все-таки это направление будет развиваться».

Ориентир на здоровый образ жизни привел к появлению вегетарианского кафе Govinda, пока единственного в Омске. Впрочем, вегетарианское меню начали предлагать и более 20 обычных ресторанов.

По словам Светланы Галкиной, среди последних тенденций — возвращение к кулинарным традициям, ко вкусам детства. В меню некоторых заведений появляются «бабушкины» блюда.

«Ресторан должен не только изучать новые ожидания потребителя, но иногда и возвращаться к прошлому. Это происходит сейчас в кондитерском производстве. Торты стали делать не столько на основе высокой кухни, сколько по бабушкиным рецептам. Это тоже бренд, двигающий продукцию», — рассказала она.

Выкурили клиентов

За последние год-два омский рынок пополнился новыми форматами заведений общественного питания. В некоторых случаях это была вынужденная мера. Например, запрет на курение в кафе, ресторанах и барах, действующий с 1 июня текущего года, привел к появлению таких форматов, как бары-кальянные. Буквально за 2-3 месяца в Омске открылось не менее 4 кальянных — «№ 1», HookaH Room, SmokeLab, R-Zone.

Ставка на более демократичного клиента дала толчок к развитию в Омске дисконт-баров, которые позиционируют себя как заведения с довольно дешевыми напитками и едой. В такой концепции работают сегодня KillFish и «Абсенто Море». Набирает популярность формат брю-баров (Skuratov Coffee и Edison Cafe). Хотя омские владельцы таких заведений начали отходить от концепции «только кофе и никакой еды» — все-таки наш посетитель не привык смаковать кофе без десертов или даже блюд посытнее.

Новой нишей ресторанного бизнеса стали банкетные залы, которых еще недавно не было. Они подтянули за собой целую индустрию развлечений и организации праздников.

Вслед за столицей начали появляться кулинарные школы для взрослых и детей. Возникло и еще одно новое направление — доставка готовых наборов для приготовления еды дома.

Будем проще

Впрочем, эксперты утверждают, что от разнообразия форматов рынок идет к их смешиванию, упрощению.

«В Омске нет узкого сегментирования потребителей и нет столько потребителей, которые бы ходили на определенный формат. Чтобы обеспечить доходы предприятия, ресторанам нужно ориентироваться на каждого пришедшего клиента. Поэтому у нас не развиты монорестораны одной кухни. Заведения стараются сделать как можно больше предложений для потребителей. Как правило, часть блюд — из русской кухни, часть — из итальянской, часть — из восточной», — говорит президент Ассоциации омских кулинаров Светлана Галкина.

«Новые форматы в ближайшее время не появятся, — согласен и Дмитрий Мичник. — Наоборот, рынок становится проще. Когда-то клиент готов был тратить деньги на экзотику. Сегодня — нет».

Светлана Бронникова 

Фото: jooy.ru

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №39 (043) 14 октября

Добавить комментарий
«Новый Омск» собрал лучших маркетологов на StandUp-конференции #Чистый_маркетинг

«Новый Омск» собрал лучших маркетологов на StandUp-конференции #Чистый_маркетинг

Информационный портал «Новый Омск» собрал сильнейших омских маркетологов для соревнований в создании рекламных кампаний. 

Омский ИнстаЗвонок: модные «бантики»-2017

Омский ИнстаЗвонок: модные «бантики»-2017

Белые рубашки, накрученные хвосты, губки «пю», мужские стрижки в стиле «гранж» и сотни селфи.

Пушкину не снилось: самая полная программа омской «Библионочи»

Пушкину не снилось: самая полная программа омской «Библионочи»

Десятки мастер-классов, выставок, театральных постановок, экскурсий и фотозон. Что, где, когда — в нашем путеводителе по библиотеке. И да, все бесплатно.

О букетах без глянца, модных «рубашках» и цветочных трендах

О букетах без глянца, модных «рубашках» и цветочных трендах

Флористы из «Алой розы» раскрыли секреты выбора самого трогательного подарка.

ВЕС_ИМЕЕМ: Cемь дней!

ВЕС_ИМЕЕМ: Cемь дней!

В нашем предпоследнем материале — о динамике веса и народного голосования, способе похудеть быстро и о том, чем займутся участники после окончания проекта.

«С этими детьми нужно делать не журнал, а революцию»: стартовал проект «Школа и журналистика»

«С этими детьми нужно делать не журнал, а революцию»: стартовал проект «Школа и журналистика»

«Новый Омск» запускает совместный проект с Российским движением школьников «Школа и журналистика». Будем учить ребят делать подростковый журнал. Что из этого получится — кто ж его ...

Самостоятельные походы по Омской области: лайфхаки от Анны Статвы

Самостоятельные походы по Омской области: лайфхаки от Анны Статвы

Турист с 20-летним стажем Анна Статва рассказала, какими маршрутами омичи могут пройти без посторонней помощи и что стоит взять с собой в мини-приключение.

Культурный отдых

Культурный отдых

В эту субботу корреспонденты «Класса» посетили омскую «Ночь музеев». О том, где заканчивается массовый и начинается «культурный» отдых, — в итогах прогулки по бульварам.

К лету готовы?

К лету готовы?

19 мая в рамках пресс-тура журналисты посетили три городских парка, чтобы узнать об их готовности к летнему сезону. Как это было — в нашем репортаже.

В Омске живет самая сильная женщина планеты

В Омске живет самая сильная женщина планеты

Рассказываем, чем она занимается и как завоевала это звание.

Ну что вы, право: как взять iPhone в кредит и не питаться «дошираками»

Ну что вы, право: как взять iPhone в кредит и не питаться «дошираками»

Просто о сложном в новом проекте с гендиректором «Мастер Права» Андреем Дудко. Плюсы, минусы, подводные камни покупки «айфона» или еще чего-либо особо ценного в кредит — в первом ...

ВЕС_ИМЕЕМ: Быть легче

ВЕС_ИМЕЕМ: Быть легче

О вкусных перекусах, промежуточных итогах и финишной прямой.

Алишер Хамидходжаев, кинооператор: «В наше время надо бы оценивать уровень свободы, а не следование канонам»

Алишер Хамидходжаев, кинооператор: «В наше время надо бы оценивать уровень свободы, а не следование канонам»

О цвете кино, любви к актерам и необходимости экспериментов — в нашем интервью.