Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Новый Омск

25 ноября 2017 09.15

Пять фактов о госдолге Омской области, или По силам ли региону долговая нагрузка?

Омскую область ругают по многим причинам, в их числе — большой государственный долг. «Новый Омск» разобрался, откуда у госдолга растут ноги и как его взяли в руки.

Фото: Ирина Балашова

Факт 1. Бывает и больше

По данным на 1 октября 2017 года, государственный долг Омской области (сумма всех дефицитов регионального бюджета и, как следствие, обязательств перед кредиторами) составляет 39,28 млрд рублей. Цифра и правда впечатляет. Например, это два с половиной бюджета города Омска. Но 39,28 млрд рублей — только 18-й показатель в России. Для сравнения, с большим отрывом от остальных регионов лидирует Краснодарский край — 142,2 млрд рублей. Госдолг 12 регионов превышает 50 млрд рублей. При этом не имеют государственного долга всего два субъекта — Сахалинская область и город федерального значения Севастополь. Отметим, Бюджетным кодексом установлено, что предельный объем государственного долга региона не должен превышать утвержденный общий годовой объем его доходов без учета безвозмездных поступлений.

Факт 2. Госдолг растет, расходы на его обслуживание снижаются

По уровню долговой нагрузки (отношению объема госдолга к собственным доходам) Омская область за тот же период заняла 33 место в России с показателем 68,68% (Краснодарский край с его рекордным госдолгом только на 25 месте). По итогам года она увеличится до прогнозируемых 80% при госдолге 46,24 млрд рублей (рост на 4,3% за год). Эта цифра пугает еще больше. В то же время расходы на обслуживание госдолга (выплату процентов по кредитам и купонов по облигациям) планируется снизить к началу 2018 года на 15,5% — до 2,04 млрд рублей.


Хуже всего ситуация с долговой нагрузкой в Костромской области (164,97%), Республиках Мордовия (148,89%) и Хакасия (138,21%). Так недалеко и до банкротства. Технический дефолт грозил и Омской области в 2015 году, когда в России разразился экономической кризис, спровоцированный ухудшением отношений с Западом. По темпам роста собственных доходов регион занимал предпоследнее место в стране, и банки не спешили его кредитовать, опасаясь просрочки.

Факт 3. В росте госдолга Омской области «виноваты» Санкт-Петербург и Москва

За 2015 год госдолг Омской области вырос до 40,05 млрд рублей, а налоговые и неналоговые доходы сократились до 46,97 млрд рублей — в бюджет недопоступило 7,8 млрд рублей, долговая нагрузка подскочила с 71,7% до 85,3%. Ситуация осложнилась тем, что регион не выполнил условия соглашений с минфином России по предоставленным годом ранее бюджетным кредитам (форма финансирования бюджетных расходов, предусматривающая предоставление средств другому бюджету на возвратной и возмездной основах по ставке 0,1% годовых) в размере 6,9 млрд рублей, и вынужден был вернуть деньги в федеральный бюджет. Замещать дешевые бюджетные кредиты пришлось дорогими коммерческими.

Максимального уровня долговой нагрузки Омская область достигала в 2001 году — 199,6%. За четыре года ее удалось уменьшить до минимального уровня за всю историю — 11,7% благодаря крупнейшему налогоплательщику — Сибнефти. Налоговые и неналоговые доходы региона выросли почти в девять раз, абсолютная сумма госдолга сократилась почти в два раза. После перерегистрации компании в Санкт-Петербург Омская область вновь начала наращивать долги. Ситуация усугубилась в 2011-м, когда Москва решила нормировать расходы регионов на социалку, дороги и т. п. Без наращивания дефицита исполнять те же «майские указы» большинству регионов, и Омской области в том числе, стало не по силам.

Факт 4. Госдолг дисциплинировал минфин Омской области

В 2013 году регион решил после долгого перерыва возобновить выпуск государственных ценных бумаг и перешел на длинные банковские кредиты — до пяти лет. Это позволяло подстраховаться на нестабильном рынке и зафиксировать процентную ставку. У облигационных займов есть и другие преимущества — комфортный график погашения и минимальная стоимость обслуживания. Таким образом, портфель заимствований был диверсифицирован по срокам, кредиторам и инструментам. Такая структура сохраняется и сейчас, но с 2016 года значение бюджетных кредитов в ней увеличилось.

Напомним, что в 2016 году Омская область получила рекордный объем бюджетных кредитов — 13,3 млрд рублей, что позволило сэкономить около 1,2 млрд рублей на обслуживании госдолга. А за последние три года экономия превысила 4 млрд рублей.

Это потребовало от региона еще большей финансовой дисциплины. Дефицит бюджета и долговая нагрузка были строго ограничены. Стоило хоть немного превысить заданные параметры и федеральный минфин мог свернуть господдержку. Был разработан план мероприятий по снижению расходов на обслуживание госдолга. В частности, введена пассивная схема финансирования расходов, досрочно рефинансированы долговые обязательства и достигнуты договоренности с банками о снижении процентных ставок по действующим договорам.

В результате на 1 января 2017 года средневзвешенная ставка по всем обязательствам упала с 8,78% до 6,59%, расходы на обслуживание госдолга — с 2,45 до 2,41 млрд рублей, а доля бюджетных кредитов выросла с 16,5% до 37,1%. Кроме того, медленно, но верно начали увеличиваться и доходы бюджета, что привело к снижению долговой нагрузки с 85,3% до 80%. Ожидается, что к 2018 году эти параметры еще улучшатся.

Факт 5. Долговая нагрузка сократится до 50% в ближайшие 7-12 лет

Со следующего года минфин РФ выдавать регионам бюджетные кредиты перестанет, но вместо этого пролонгирует сроки возврата средств. В Омской области объем бюджетных кредитов достигает 17,2 млрд рублей, и она намерена участвовать в федеральной программе их реструктуризации. По выставленным условиям, в 2018-2019 годах регион должен возвращать по 5% от общего объема заимствований, в 2020 году — 10%, а в оставшиеся четыре года — по 20%. Итогом может стать не только сокращение расходов на обслуживание госдолга, но и значительное — на несколько десятков процентных пунктов — уменьшение долговой нагрузки.

«По условиям реструктуризации мы должны обеспечить рыночную долговую нагрузку не более 50%, а бюджетные кредиты ежегодно гасить, не имея возможности получения новых. И как только мы полностью погасим бюджетные кредиты, наш долг будет состоять из одних рыночных обязательств, а их долговая нагрузка не превысит 50% от налоговых и неналоговых доходов. Это должно произойти не позднее окончания срока реструктуризации бюджетных кредитов (в 2024 году или 2029 году при пролонгации срока реструктуризации), тогда бюджетом и будет достигнут безопасный уровень долговой нагрузки в 50%. Отмечу, что рост налоговых и неналоговых доходов должен быть не менее 5% ежегодно. В противном случае нам придется сокращать госдолг за счет уменьшения расходов», — обрисовал перспективы министр финансов Омской области Вадим Чеченко.

Самое актуальное в рубрике: Финансы

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий