Деловой Омск

Деловой Омск

21 октября 2014 05.38Статьи

Игорь Намаконов: «Начинать свой бизнес можно, не имея ни рубля»

Обладатель одного из первых в России золотых «Каннских львов» 33-летний Игорь Намаконов частый гость в Омске. Московский креатор создает и продвигает омские страртапы, консультирует рекламщиков и предпринимателей, уже не первый год «жюрит» на фестивале социальной рекламы «П.О.Р.А!». Он рассказал «ДО» о том, как начать свое дело, не имея ни копейки, почему бизнес лучше делать в кризис, где создается новая творческая площадка в Омске и зачем его пригласили в омское министерство труда.

Игорь Намаконов: «Начинать свой бизнес можно, не имея ни рубля»

Игорь, на семинаре в ходе фестиваля «П.О.Р.А!» вы сделали смелое заявление о том, что сегодня каждый может стать предпринимателем.

— Да. Я считаю, сегодня у каждого есть для этого возможности.

И для этого не нужны ни связи, ни деньги?

— Стартовый капитал может быть ноль рублей. Творческое предпринимательство делается на основе того, что у вас уже есть. Ничего другого больше не надо.

Что же для этого нужно?

— Совершенный навык плюс смелость, помноженные на чувство безысходности. Совершенный навык — это то, за что вас хвалят, что позволяет вам притянуть к себе людей, за что вам готовы платить деньги или уже платят, что вы делаете хорошо и получаете от этого удовольствие. Сферы, где проявляется творческое предпринимательство, — от танцев и архитектуры до компьютерных игр и умения общаться.

А для чего в этой формуле безысходность?

— Это состояние, когда человек чувствует себя не на своем месте. Когда работа не приносит удовлетворения. Когда он говорит, что не хочет работать на чужого дядю, что он способен на большее. Это вопрос самореализации, определенная эволюция человека.

Чем творческий предприниматель отличается от обычного бизнесмена?

— Творческий предприниматель — стартапер. Он создает предприятие на территории, еще не понятной с точки зрения модели, он должен еще только найти свою нишу. Его навык — это еще не ниша. Это только предпосылка к тому, чтобы найти себя. В результате работы внутри рынка, многочисленных обратных связей и предпринимательского поиска он имеет возможность сложить ту модель, которая начнет приносить ему постоянный доход.

Какие, на ваш взгляд, самые успешные проекты творческого предпринимательства?

— Instagram. Кто бы мог подумать, что сервис, где выкладывают «ути», станет таким успешным? Если бы несколько лет назад рассказать об этом как об идее, никто не дал бы на нее денег. А сегодня этот сервис оценивается в 2 млрд долларов. Это говорит о том, что нет плохих идей.

А в России есть интересные проекты?

— Прекрасный стартап — «Кнопка» из Екатеринбурга. Три человека придумали сервис консультационной поддержки для малого и среднего бизнеса. Идея была нарисована от руки на листочке и так и продавалась. Ребята пришли с этим листочком в холл бизнес-центра, выцепляли идущих мимо предпринимателей и рассказывали им эту идею. И за один день нашли человека, который оказался готов в это вложиться.

Начали они с нуля. Была лишь идея и безудержное желание ее реализовать. Навык и безысходность. И смелость, которая позволила им предлагать всем свой продукт. За год они сумели обогнать ближайших конкурентов в 2 раза! Они уже совершили переворот внутри своего рынка. Если бы еще не история с Банком24, который выступал их инвестором, было бы еще лучше. Он был лишен лицензии. Но они никуда не пропали, просто сейчас меняют банк.

Кстати, сейчас в Омске есть отличный стартап — «Дача Онегина». Это группа молодых людей, которые создают пространство для молодежи. Они приглашали меня прочитать им мастер-класс, как сделать проект успешным. Я в восторге от их команды! Основной навык, который реализует проект, — это умение общаться. Они постепенно вовлекали в свою идею разных людей из разных сфер и городов. И я вижу, что с каждым шагом они становятся сильнее.

У меня было много вопросов к этому проекту. Но у них столько энергии, что даже негативные отзывы их не разрушают, а делают сильнее.

Это бизнес-проект? Он приносит какой-то доход?

— Это еще не бизнес. До этого далековато. Сейчас они собирают инвестиции и в ноябре хотят заявить об открытии. Я верю, их ждет неплохая перспектива.

Для «Кнопки» нужны были первоначальные инвестиции. А есть ли примеры стартапов, когда можно начать бизнес буквально с нуля?

— Можно с нуля — я именно это и утверждаю. «Кнопка» — очень хороший пример того, как люди нашли понимающего инвестора. Но часто бывает так, что запускаться нужно самому. И для этого не нужно разбивать копилку и вкладывать в дело последние деньги. Можно начать с небольшого продукта с ограниченным количеством функций. А если мы говорим об интеллектуальном продукте, то это всегда вопрос исключительно договоренности.

Расскажу на реальном примере. Знакомая балерина ушла из театра и начала преподавать фитнес-балет. Что для этого нужно? Место, ученики и программа, по которой вы будете преподавать.

Программа — это интеллектуальный продукт: вы садитесь и расписываете количество занятий, часов, упражнения. Что касается места — всегда есть возможность договориться с собственником помещения, например, о постоплате. Но для этого нужно найти учеников, которые обеспечили бы успешность мероприятия. И это тоже можно сделать бесплатно.

Как? Написать объявление и вывесить его на различных каналах, в соцсетях. Записать ролик со своим другом, показав несколько движений, и опубликовать его в «Фейсбуке», «ВКонтакте». А учитывая, что у каждого в среднем 256 знакомых, первые 10 учеников найдутся легко. И даже за деньги.
Видите? Ничего своего вкладывать не надо.

Но ведь неизвестно, будет ли твой продукт интересен потребителю и станет ли приносить деньги...

— Основной принцип — это получать обратную связь от будущих потребителей и перерабатывать ее в новый продукт. Так можно расширять собственный рынок за счет новых покупателей.

По сути, у нас две аудитории, которые важно различать. Есть определенная прослойка людей — хипстеры, которым интересно все новое. Они цепляются за все, что только что появилось. Они рады пробовать новинки и прощают им все недостатки. Но проблема в том, что таких людей немного. Хотя они и трендсеттеры, которые разносят информацию внутри своей среды и таким образом создают некую актуальность, модность этому продукту, но они легко переключаются на другие новинки.

Те же, кто пользуются действительно долго, — это скептически настроенные, осторожные люди. Они подходят к продукту с точки зрения неких взаимоотношений. Чтобы их завоевать, нужно аккуратно усовершенствовать предложение. В случае с балериной — после первого занятия нужно услышать комментарии клиентов и понять, попали ли вы в конкретный запрос. Особенно важно узнать не то, как им понравилось, а что их не устроило. И если вы их услышали, следующий ваш шаг будет лучше. Каждый раз вы имеете возможность совершенствоваться.

Как понять, выстрелит ли идея? В тот же Instagram мало кто поверил бы на первоначальном этапе.

— Нужно понимать, что на один успешный стартап приходятся сотни неудачных. Не бойтесь, что проект, который вы строили полгода, развалится. Если проект «не летит» (есть такое понятие в стартапах — когда проект не перспективен) — его нужно бросать. Такая ситуация может возникнуть с любой идеей. Ошибки и риски — обязательная история. Невозможно просчитать все ходы заранее. Но именно поэтому многие в бизнес и идут — в этом для них есть вызов.

Вы говорили, что у вас есть какие-то проекты в Омске. Можете о них рассказать?

— Это глобальный проект «Омск — социальная столица». Для меня это — такой же стартап. Я не потратил ни рубля, но за 2 года тема набрала вес лишь потому, что стала обрастать единомышленниками.

Как сейчас развивается этот проект?

— Насколько я знаю, омский губернатор взял нашу инициативу на вооружение и дал команду в рамках этой идеи активно создавать условия для роста, запускать программы для разных групп населения. Кстати, в следующую пятницу я буду представлять этот проект на форуме минтруда «Омск — столица социальных инициатив». Они хотят прокачать тему, как сделать лучшими свою жизнь, свой город. Другой вопрос — есть ли на это деньги и как это реализовать на практике.

Весной в Омске появится еще одно пространство. Речь о целом здании — огромном технологическом комплексе, который находится напротив роддома № 1 за заправкой. Сейчас в нем идет ремонт. Это творческое пространство будет называться «Агрегат».

Это проект активно развивает Виктор Иссерс. После сдачи здания туда переедут компания «Видео Интернешнл» и агентство «Коперник». И постепенно это пространство будет наполняться разными резидентами. Знаю, что туда уже переселяется какой-то театр. Будет и спортивная зона. И все они начнут жить на одной территории, питая друг друга.

В то же время сами омичи называют Омск болотом, из которого надо побыстрее выбраться. И в плане бизнеса наш город считается малоперспективным: доходы не растут, покупательская способность падает. Как в таких условиях начинать свое дело?

— Нет более выгодного времени для начала собственного предприятия, чем экономический кризис. Потому что рынок очищается, уходит огромное количество пузырей — непонятных игроков.

Единственное отличие нынешнего кризиса в том, что он происходит не мгновенно. Мы уходим вниз медленно, постепенно. И от этого не испытываем мгновенного стресса, не видим мгновенного негативного результата. И это — определенная обманка. То есть мы не сразу получаем по морде, а сначала нас то в плечо ударят, то в коленку. И мы привыкаем, что нас куда-нибудь периодически тыкают. И когда уже по лицу заедут, то это будет не так неожиданно.
В 2008 году нам сразу дали по морде, и стало понятно — мы на дне, надо постепенно подниматься вверх. А сейчас мы ползем вниз, и сколько это будет продолжаться — непонятно. В этом и проблема.

Что касается переезда в другие города… Ну, переедете вы из Омска в Новосибирск или в Москву. Или из Москвы — в Нью-Йорк или Гоа. И что изменится? Будет меньше чувствоваться кризис? Нет. Будет еще хуже, потому что там нет своих. Там нет привычной среды, и нужно осваивать пространство и многое делать, чтобы доказать свою состоятельность.

Меняя место, на новой территории сначала нужно обосноваться. Либо нужно переезжать по такой программе, когда все для вас есть — единомышленники, место и деньги. Тогда вместо того, чтобы создавать свой быт, вы сразу начнете работать. Если вам предложили переехать на таких условиях, это круто и надо этим пользоваться. Но чтобы такое предложение поступило, вы должны у себя на родине сделать что-то такое, чтобы стать заметным. Если же вы переезжаете в поисках лучшей жизни, то лишь топите себя еще больше.

Как получилось, что у вас в Омске столько проектов? Что связывает вас с нашим городом? Может быть, вы родом отсюда?

— Нет, я из Москвы. Но отец у меня сибиряк, а мама украинка. Поэтому я сейчас разрываюсь между ними в этой истории, которая происходит.

А с точки зрения отношения к Омску... Это скорее обстоятельства, которые свели меня с людьми, которым не все равно. А я готов их поддержать.

Досье

Игорь Намаконов родился в 1981 году в Москве.

В 2007 году окончил МГУ, факультет журналистики.

В рекламной индустрии с 2000 года.

В 2003-2008 годах был креативным продюсером IQ marketing.

Является куратором факультета творческого предпринимательства Академии коммуникаций Wordshop, идеологом международного фестиваля социальной рекламы «П.О.Р.А!».

С 2008 года — управляющий партнер MOST Creative Club.

За проект «Осторожно! Злая собака Ozon» получил золотую медаль Cannes Lions-2006.

Сказано!

Из семинара «Какой ты творческий предприниматель?», состоявшегося в рамках фестиваля социальной рекламы «П.О.Р.А!»

90-е годы были эпохой приватизации и собственности. Нулевые — эпохой управления, менеджеров. 10-е годы — это эпоха предпринимательства, которая сейчас набирает обороты. А в 20-х годах придет новая тема. Так что есть еще 6 лет, чтобы вписаться в этот тренд.

Многие неправильно используют сегодняшние средства коммуникаций. Выкладывают в твиттер еду, селфи. А ведь соцсети — мощные инструменты продвижения. YouTube — это народное телевидение, где в один миг можно стать звездой. Twitter — информагентство. Facebook — журнал. Нужно только не еду и селфи постить или чекиниться в аэропорту или кафе, а регулярно выкладывать материалы по теме, которой вы владеете в совершенстве. Ну почему не появился дантист, который бы каждый день давал советы о том, как ухаживать за зубами?

Свои умения, навыки, таланты нужно использовать по полной. Банальное объявление «Сниму квартиру» можно сделать, используя инфографику. Его сразу все заметят.

83% предприятий закрываются через год. Есть обратный ход — вернуться в компанию.

Одно из свойств предпринимателя — комфортное пребывание в состоянии крайней неопределенности.

Нужно не расширять пространство, а преобразовывать. Пространство, где мы с вами живем, с помощью нас же может стать лучше. Это важнее, чем куда-то идти. Думаете, что где-то в другом месте будет лучше? Не будет. Многие возвращаются, потому что там, куда они стремились, ничего не случилось, просветления не произошло.

Светлана Бронникова 

Фото: Вадим Харламов  

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №40 (044) 21 октября

Добавить комментарий
А нужен ли мальчик: кто вы в мире без мужчин

А нужен ли мальчик: кто вы в мире без мужчин

Тест для женщин в День защитника Отечества. 

Где омичам погулять на Масленицу?

Где омичам погулять на Масленицу?

Даем расписание мероприятий.

Плавим снег: арт-проект о зимне-весенних проблемах Омска

Плавим снег: арт-проект о зимне-весенних проблемах Омска

Команда «Нового Омска» помогла, чем смогла, весне, городским властям и, как говорится, другим хозяйствующим субъектам.

Люди и рыбаФото

Люди и рыба

«Новый Омск» запускает новый фотопроект. В рамках него мы планируем показывать серии фотографий известных омичей, объединенные каким-либо общим элементом, идеей, деталью.

Игорь Коротаев, омский актер: «Ради театра готов побрить ноги»

Игорь Коротаев, омский актер: «Ради театра готов побрить ноги»

Один из ведущих актеров Лицейского театра отмечает день рождения.

Герои нашего времени: 15 омских мужчин, достойных книжной обложкиФото

Герои нашего времени: 15 омских мужчин, достойных книжной обложки

«Класс» изучил список литературы и пофантазировал, кто из известных омичей мог бы попасть на обложки выбранных произведений.

Пореченков, Гинсбург и Крюков — о фильме «Вурдалаки»Фото

Пореченков, Гинсбург и Крюков — о фильме «Вурдалаки»

Лента, снятая по мотивам рассказа Алексея Толстого, выйдет в прокат 22 февраля.

Константин Румянцев, фронтмен «Тролль Гнет Ель»: «В год мы даем по 90 концертов»

Константин Румянцев, фронтмен «Тролль Гнет Ель»: «В год мы даем по 90 концертов»

Об отношениях группы с лейблом, разношерстной публике и «Оркестре Тролля» — в интервью с питерским коллективом «ТГЕ».

В Омске открылась уникальная фотовыставка

В Омске открылась уникальная фотовыставка

Горожане могут увидеть более 100 снимков Гималаев.

Первый раз в первый класс: все о документах в омских школах, поборах и т. д.

Первый раз в первый класс: все о документах в омских школах, поборах и т. д.

Рассказываем, как подать заявление и сколько денег нужно сдавать.

Театр четырнадцати особенных актеров

Театр четырнадцати особенных актеров

В Омске уже пять лет успешно работает и развивается необычный театр «Параллельный мир», актеры которого в основном люди с синдромом Дауна. Кто придумал такой проект и зачем он нужен, разбирался ...

Любви нет: 10 героев живописи, которые не будут отмечать 14 февраля

Любви нет: 10 героев живописи, которые не будут отмечать 14 февраля

Если вы устали от розовых соплей, наша фантазия на тему «Мне плевать на День всех Влюбленных» — к вашим услугам.

Пять историй любви от участников «АнтиЗАГС»

Пять историй любви от участников «АнтиЗАГС»

«Новый Омск» раздал свидетельства о влюбленности пяти омским парам и узнал, как начинались их романтические отношения.

Тест: какой из вас тролль?

Тест: какой из вас тролль?

Интернет дал нам многое, включая возможность высказывать свое мнение, когда об этом не просят, безнаказанно хамить и «с ученым видом знатока» давать советы космического масштаба специалистам всех ...

Омичка выиграла в конкурсе от Союза художников России

Омичка выиграла в конкурсе от Союза художников России

В интервью «Вашему ОРЕОЛУ» Зоя Минеева рассказала о своем творчестве.