Деловой Омск

Деловой Омск

26 октября 2014 06.20Статьи

Тренерские истины

После перерегистрации ряда крупных омских предприятий в другие регионы местные бизнес-тренеры потеряли существенную часть ключевых заказов. Борясь за клиентов, они вынуждены сдерживать рост цен на услуги, чтобы конкурировать по этому параметру с приезжими специалистами тренинга.

Тренерские истины

Федеральные эксперты заявляют о перспективности развития рынка бизнес-образования. Если 2 года назад его объем оценивался в 60 млрд рублей, то к концу этого года, по мнению специалистов, емкость рынка может увеличиться в 10 раз. Однако, по словам местных компаний, специализирующихся на проведении тренингов, эта тенденция пока не захлестнула Омск, где данный рынок переживает не лучшие времена.

Нежизнеспособный

В Омске работает около 70 компаний, специализирующихся на краткосрочном бизнес-обучении. В основном рынок формируется местными игроками, на долю представительств иногородних компаний приходится не более 5%. Часть игроков пришла относительно недавно: немало компаний появилось вскоре после кризиса 2008 года. Но есть и фирмы, имеющие многолетний опыт организации бизнес-тренингов. Примерно для 40% компаний тренинговые услуги являются основным видом деятельности. Однако, по словам игроков, в Омске сложно рассматривать тренинги как самостоятельное направление бизнеса.

«Выжить только этим невозможно, — утверждает директор НОУ «Лидер» Елена Алексеева. — В чистом виде этот бизнес был бы нерентабелен, поэтому компании вынуждены оказывать смежные услуги, осваивать другие сферы».

В результате тренинговые фирмы предоставляют консалтинговые услуги, проводят праздники, обучают иностранным языкам, организуют компьютерные и бухгалтерские курсы, решают кадровые вопросы и даже сдают в аренду транспорт. Но клиентов, заказывающих полный комплекс инструментов управленческого консалтинга, в Омске крайне мало.

Не пример для подражания

По оценкам экспертов, омский рынок бизнес-образования далек от параметров московского и даже новосибирского.

«Если сравнивать по этому виду бизнеса Омск с другими городами, где мне приходилось наблюдать за данной сферой, то здесь рынок развит довольно плохо, — уверена директор омского филиала консалтинговой компании «Мэйнстрим» Татьяна Корчак. — Потребительский спрос у нас низкий. Причем, по моим наблюдениям, таким он остается как минимум последние 7 лет. Мы работаем на этом рынке с 2007 года, и изменения ситуации я не заметила».

Причину этого Алексеева видит в низкой платежеспособности компаний.

«Специалисты, возможно, и хотели бы пройти обучение, но их работодатели не готовы за это платить, — говорит эксперт. — Поэтому рынок выглядит слабо развитым».

Кроме того, по мнению игроков, на развитие тренингового бизнеса пагубно влияет филиализация региональной экономики.

«Раньше у нас были долгосрочные договоры с крупными предприятиями, — рассказала «ДО» Елена Алексеева. — Но после того, как их головные офисы сменили место прописки, они перестали нуждаться в услугах местных тренеров. Директивы, в том числе относительно процесса образования сотрудников, поступают из центра, который посылает сюда своих бизнес-тренеров». Об этой особенности местного тренинга сказал «ДО» и московский бизнес-тренер Андрей Криворотько.

«Как правило, основные заказчики сосредоточены в крупных городах — в Москве, Санкт-Петербурге, — говорит эксперт. — И если компания является филиалом московской, то соответственно большинство тренеров заказывается в Москве, так как именно с ними работают эйчар-менеджеры головного офиса».

Еще одна причина, не способствующая развитию рынка бизнес-образования — это стремление компаний минимизировать издержки на обучение персонала. Предприятия либо убирают эту строку расходов из своих бюджетов, либо пытаются обойтись без привлечения внешних специалистов.

«Наблюдается тенденция — компании набирают штатных сотрудников, которые реализуют функции обучения», — говорит основательница собственного тренингового центра Евгения Коряковцева.

Среди особенностей сегодняшнего рынка тренингов эксперты называют и появление значительного числа свободных тренеров. В результате сфера оказалась представлена двумя направлениями: официальными тренинговыми компаниями и фрилансерами, которые просят более низкую цену за свои услуги.

Помимо этого, как отмечает Коряковцева, хорошо развивается такое направление, как консультирование по SMM и интернет-продвижению. Основатель бизнес-школы по заработку в интернете P.R.I.D.E. Кирилл Чайко, наоборот, указывает на тот факт, что в Омске пока «мало кто использует для своих продаж интернет, здесь преобладает бизнес «купи-продай». Поэтому, по словам эксперта, переизбытка предложений на рынке пока нет.

Москвичи не пройдут

По оценкам экспертов, местные бизнес-тренеры лидируют на рынке корпоративных тренингов, занимая до 70% этой сферы.

«Сколько бы москвичи не пытались захватить эту нишу, они не выдерживают ценовой политики — стоимость их услуг гораздо выше, чем у местных специалистов, — считает директор тренинговой компании Vita Artis Екатерина Пфлюк. — Если же говорить о тренингах личностного роста, то здесь ситуация в корне другая: на долю местных специалистов приходится лишь 30% рынка. В основном же эта ниша занята приезжими».

Стоимость однодневного тренинга по повышению продаж начинается от 1400 рублей за человека. Трехдневное обучение обойдется работодателю в сумму не меньше 5 тыс. рублей за одного сотрудника. Курс подготовки бизнес-тренеров в среднем стоит 100 тыс. рублей. По словам игроков, будущие тренеры предпочитают получать образование в Москве и Петербурге.

«Я с трудом могу вспомнить региональную школу с сильной программой подготовки бизнес-тренеров», — объясняет это Пфлюк.

Гонорары местных тренеров начинаются от тысячи рублей в час. За восьмичасовой день тренинга специалист, таким образом, может получить от 8 тыс. рублей. В случае проведения технически сложного тренинга (например, на улучшение навыков командного взаимодействия), который требует больших затрат, гонорар специалиста может составлять 50% всех расходов компании-организатора. Тренинг попроще, проводимый с минимальными материальными вложениями, может принести ведущему до 70% от объема выручки.

Погоня за продажами

Как сообщают участники рынка, к числу самых востребованных относятся тренинги по повышению эффективности продаж. По приблизительной оценке экспертов, на их долю приходится до 80% спроса. Кроме того, клиенты проявляют интерес к тренингам по продуктам компаний, обучению управленцев.

«Заказчикам стали более интересны программы развития отделов продаж, — сообщила «ДО» директор омского филиала консалтинговой компании «Мэйнстрим» Татьяна Корчак. — Когда нам заказывают не единичный тренинг, а заключают договор о системном сопровождении бизнеса».

Если говорить о личностных тренингах для физических лиц, то в этом сегменте, как отмечает Евгения Коряковцева, наметился рост женских тренингов, семинаров и мастер-классов. Из почти 50 тренингов личностного роста, запланированных на ближайший месяц в Омске, треть рассчитана на аудиторию слабого пола. Перекос в эту сторону обучения эксперты объясняют лояльностью аудитории и востребованностью тренинговых программ, связанных с решением сексуальных проблем и вопросов гендерных взаимоотношений среди данной части населения.

Учитывая этот факт и ориентированность психологических тренингов и мастер-классов не на корпоративных клиентов, данный сегмент тренинга в меньшей степени испытывает на себе последствия ухода из региона крупных заказчиков и тенденцию к появлению в компаниях собственных тренеров.

Наталья Коробова 

Фото: Роман Яндолин

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №40 (044) 21 октября

Добавить комментарий
Почти чеховская история: в «Галерке» прошла премьера спектакля «В поисках радости»

Почти чеховская история: в «Галерке» прошла премьера спектакля «В поисках радости»

Ее поставил главный режиссер и художественный руководитель театра Владимир Витько.

Арсений Попов, актер шоу «Импровизация»: «Уезжать из Омска было тяжело. Но иначе вы бы не брали у меня интервью»

Арсений Попов, актер шоу «Импровизация»: «Уезжать из Омска было тяжело. Но иначе вы бы не брали у меня интервью»

Участник популярного шоу на ТНТ рассказал «Классу» об омской театральной школе, хейтерах и шутках под разрядом тока.

Оля Слово, основатель школы стилистов Self Made Studio: «Мода современна — стиль вечен»Фото

Оля Слово, основатель школы стилистов Self Made Studio: «Мода современна — стиль вечен»

Оля побывала в Омске в рамках образовательного проекта GTOUR-2017 и рассказала, как создала школу стилистов и персональных шоперов, а затем запустила альтернативное печатное издание о моде и культуре.

Вес_имеем: Дневники худеющих

Вес_имеем: Дневники худеющих

О мотивации, правильных привычках и о том, каково это — ходить в гости к Шлеменко по утрам.

Георгий Яшин, создатель бренда Ziq & Yoni и первой сникер-химчистки: «Мы не хотели работать на дядь, мы сами стали дядями»

Георгий Яшин, создатель бренда Ziq & Yoni и первой сникер-химчистки: «Мы не хотели работать на дядь, мы сами стали дядями»

Москвич без высшего образования, но с двумя работающими бизнес-проектами рассказал, как искать, находить и реализовывать идеи для организации и раскрутки своего дела.

Тест:  Вы гопник или нет?

Тест: Вы гопник или нет?

Приближается весна, которая выведет на улицы Омска не только женщин в миниюбках и любителей субботников, но и истосковавшихся за зиму по свежему воздуху представителей гоп-культуры.

Бикини по весне: в Омске прошел кубок по бодибилдингу и фитнесу

Бикини по весне: в Омске прошел кубок по бодибилдингу и фитнесу

18 марта в «Химике» состоялись соревнования по бодибилдингу, бодифитнесу, фитнесу и фитнес-бикини. Жители Омска, Новосибирска, Екатеринбурга, Тюмени, Красноярска выступили в 13 номинациях, а ...

«Обрехтить» Ремарка: «Три товарища» на омской сцене

«Обрехтить» Ремарка: «Три товарища» на омской сцене

В омском драмтеатре состоялась премьера спектакля по культовому произведению Эриха Марии Ремарка.

Из Америки в Омск: Велоtrip 19 века

Из Америки в Омск: Велоtrip 19 века

Какой увидел Сибирь путешественник Томас Ален.

Омские реликвии: 10 самых дорогих коллекционных вещей на продажу

Омские реликвии: 10 самых дорогих коллекционных вещей на продажу

«Класс» узнал, что и за какие деньги выставляют местные коллекционеры.

Кристина Соловьева, модельер: «Магазин одежды для кукол имел оглушительный успех»

Кристина Соловьева, модельер: «Магазин одежды для кукол имел оглушительный успех»

О коллекционных моделях, модных коллекциях и хобби, переросшем в бизнес - в нашем интервью.

#ВЕС_ИМЕЕМ: Grandиозный Fitness

#ВЕС_ИМЕЕМ: Grandиозный Fitness

Кирилл Хариби, Сюзанна Егиян и Евгений Долганев на пути к идеальному телу.

Регина Тодоренко, «Орел и Решка»: «Вижу своего парня трижды в месяц»

Регина Тодоренко, «Орел и Решка»: «Вижу своего парня трижды в месяц»

Ведущая и путешественница рассказала «Классу», чему удивляться, когда объездил целый мир.

Похудение под прицелом

Похудение под прицелом

Жизнь замечательных людей, или Каково худеть под пристальными взорами любопытствующих. Часть первая.

Евгения Деник, автор проекта WEDDING FAST DATING: «Мы приглашаем на свидания уже помолвленные пары»

Евгения Деник, автор проекта WEDDING FAST DATING: «Мы приглашаем на свидания уже помолвленные пары»

Об уникальном для Омска мероприятии «Классу» рассказали свадебный организатор Евгения Деник и ведущий Алексей Куликов.