Деловой Омск

Деловой Омск

28 октября 2014 05.13Статьи

Николай Артемьев: «С омскими чиновниками быстро решать задачи невозможно»

Подрыв гранатой автомобиля председателя НП «СРО «Омские перевозчики» Владимира Геворгяна породил череду пересудов о маршрутных войнах в городе. Участник рынка Николай Артемьев (ООО «Автодор») пообщался с «Деловым Омском», отделив котлеты от бытовых конфликтов, а ущербную систему автоперевозок от мух, и назвал-таки главного врага предпринимателя.

Николай Артемьев: «С омскими чиновниками быстро решать задачи невозможно»

Николай, вы — самый молодой участник рынка, занимаетесь этим бизнесом не более 3 лет. Почему пришли в эту сферу?

— Я занимался сетью газовых заправок ГК «Нефтегаз». Логическое развитие этого бизнеса — вертикально интегрированная система: наша сеть заправляет «Газели», которые приносят выручку от потребителя. Рынок автоперевозок на тот момент представлял из себя странную схему: он никак не регулировался, у маршрутов были хозяева, взимавшие плату с предпринимателей. То есть, с одной стороны, ниша создана законодателем, а с другой — сформировалась из-за бездействия муниципалитета.

Я помню кричащие заголовки в СМИ про конфликты автоперевозчиков, разбитые стекла, проколотые шины... Это был результат передела рынка?

— Когда мы зашли на рынок, конкуренция усилилась, стали возникать конфликтные ситуации. Это нормальный процесс для конкурентной среды. Представляете, 4 тысячи «Газелей» в Омске, сотни субъектов бизнеса! Но работа была организована плохо — не было системы. И мы выступили за права предпринимателей. Сегодня рынок уже другой, автоперевозчики взаимодействуют друг с другом.

Действительно, последние год-полтора на рынке автоперевозчиков не было резонансных столкновений, пока не взорвали машину Геворгяна. Это связано с очередным переделом? Появились новые игроки?

— Думаю, нет. Это связано с общим положением дел в мегаполисе. Из всех городов-миллионников в Омске ситуация самая плачевная. Бюджет — дотационный, предпринимательских проектов, увеличивающих занятость населения с крупными инвестициями в развитие города, практически нет. Бизнес не чувствует поддержки.

При этом в публичной плоскости все шиворот-навыворот. Все интерпретируется через конфликт. СМИ обращают внимание на разбитые стекла и взорванные машины, но никто не хочет посмотреть на ситуацию в целом, никто не задумывается — системная это проблема или банальный бытовой конфликт.

А вы как считаете — бытовой или системный?

— Это системная проблема. Вообще не стоит обращать внимания на частные конфликты. Проблемы у крупных предпринимателей и перевозчиков с одной машиной одинаковые: всем тяжело при такой системе платить налоги, все испытывают неудобства из-за того, что нет инфраструктуры. Скажу больше, вообще в бизнесе основная проблема выглядит так — если в системе присутствует чиновник, быстро решить задачу невозможно.

Получается, конфликт автоперевозчиков не внутренний, а внешний? Ваш оппонент — это департамент транспорта?

— Нет. Поймите, департамент транспорта — это обычный хозяйствующий субъект. Но почему-то вместо поддержки бизнеса он поддерживает муниципальные предприятия. В Минтранспорта РФ разработана стратегия развития транспорта в стране. Она предусматривает отсутствие госпредприятий. А у нас мэр говорит, что поддерживает МУПы! Получается, мэр не слышит, что говорят президент и премьер!

Сегодня мы можем констатировать, что Омск с задачами муниципального транспорта не справляется. В советское время мы ездили только на муниципальных автобусах, а сейчас их осталось всего 700 штук. Выходит, предприниматель экономически эффективнее. И без дотаций, и без административного ресурса. Вот и ответ на все вопросы.

А у нас наоборот — газелистов склоняют по всем падежам. Но предприниматель, у которого одна-две «Газели», и есть тот самый инвестор. Именно он инвестирует в городскую среду. Вокруг этого рынка сосредоточены газелисты, автомойки, магазины, пункты питания — колоссальная занятость населения! И надо озадачиться вопросом, как защитить этих людей!

Вот в чем задача департамента транспорта. А не в том, чтобы конкурировать с автоперевозчиками.

Они говорят: «Нужно навести порядок». А в чем заключается этот порядок?

Насколько я помню, когда депутаты говорили о порядке, то имели в виду медосмотр водителей на конечных остановках, обновление подвижного состава...

— Есть государственные органы, которые контролируют эту сферу бизнеса: транспортная инспекция, налоговая инспекция, ГИБДД. А администрация города — это организатор маршрутной сети. Для меня удивительно, когда департаменту транспорта говорят: «Наведите порядок с налоговыми платежами в этой сфере». Каким образом департамент транспорта может влиять на предпринимательское сообщество, чтобы мы стали платить налоги?

Вы часто упоминаете департамент транспорта... Какие отношения у вас были с бывшим его руководителем Олегом Осинским?

— Он очень профессионально подходил к своей работе. Много сделал для безопасности дорожного движения и создания инфраструктуры. Были изменены многие направления уличного движения, светофоры, знаки — это огромная работа, которую до него никто практически не делал!

Чего ожидаете от нового руководителя Виталия Маслика?

— Ожидаем, что курс Осинского не будет изменен. По крайней мере, пока это декларируется.

Я представляю себе две модели бизнеса автоперевозок: первая — это свой подвижной состав и нанятые водители, второй — это выигранный маршрут, который сдается в аренду предпринимателю с собственной «Газелью». Какая модель превалирует у вас?

— У нас собственный транспорт, от которого мы и получаем доход. Но есть некоммерческое партнерство «ОмскАвтодор», в которое входят частники с собственным транспортом. В силу занятости или других причин не все предприниматели могут защитить себя от необоснованных претензий со стороны контролирующих органов, и мы как раз обеспечиваем защиту их прав.

Иногда кажется, что и систему нужно защищать от предпринимателей. Знаменитый случай — когда вместо «Газели» транспортным средством зарегистрировали катафалк. Как такое могло произойти?

— Голь на выдумки хитра. В условиях конкурса приоритет имеет подвижной состав с вместимостью более 80 мест, то есть автобусы. А у предпринимательского сообщества в основном машины средней вместимости, которые в условиях данного конкурса не конкурентоспособны. Это неравные условия.

Да, мы можем оспорить результаты конкурса в суде. Но на это уйдут годы, а бизнес за это время разорится. Разве это справедливо? Поэтому предприниматели вынуждены придумывать, искать ухищрения. Так будет до тех пор, пока не будет отлажена грамотная система.

Вы говорите, что есть опыт правильной организации перевозок пассажиров в других регионах. Расскажите о нем.

— В городах европейской части России есть проекты, где тариф и стоимость проезда для жителей гораздо ниже, чем в Омске. Более того, есть регионы, где проезд для жителей бесплатный. У нас же налоги трудоспособного населения муниципалитет отдает МУПам в виде дотаций. Где эти деньги? Как они расходуются? Нет ответов!

Но есть другая система, когда налоги распределяются между жителями города. Им выдают транспортные карты, а в каждой машине (любой — частной или муниципальной) устанавливается устройство — картридер. И жители платят за проезд из тех денег, которые им перечислил муниципалитет. Все иногородние платят живыми деньгами. А предприниматель получает прибыль и платит налоги.

Это и называется — равные условия! Тогда и человек будет ездить на предпочтительном транспортном средстве, и доходы перевозчиков станут прозрачными, и налоговые поступления увеличатся.

Как вы думаете, если предложить жителю на выбор отправлять налоги в МУП или выдать ему для проезда, что он предпочтет? Думаю, ответ очевиден.

Мои коллеги заметили тенденцию ухудшения подвижного состава в Омске. Бытует мнение, что это протест против политики департамента транспорта...

— Это никакой не протест. Старые «Газели» естественным образом остаются на рынке. Идет смена подвижного состава, машины меняются на новые. Но это длительный процесс. Посмотрите, как изменилась ситуация в стране за последние полгода. Те машины, на которых нам хотелось бы ездить (Ford, Mercedes, Iveco, Citroёn), производятся за границей. Доллар и евро выросли. А тариф-то старый. Будут новые автомобили?

И мы (СРО «Омские перевозчики». — «ДО») приняли решение, что сами добровольно убираем старый подвижной состав. Органы государственной власти не в состоянии устранить эту проблему — это противоречит антимонопольному законодательству. Но мы настаиваем на добровольном обновлении машин.

А потом слышим, как власти декларируют обещания о замене транспорта, выдвигая к нам общественное требование. Так дайте нам условия!

Так тариф же вырос до 20 рублей с 1 октября. Этого недостаточно?

— Это на маршрутки 20 рублей, а на муниципальные автобусы оставили 18 рублей. Это и есть аффилированность администрации и МУПов — создание для них благоприятной среды. Если бы условия, тарифы были одинаковыми, то в ближайшие месяцы МУПы закончили бы свое существование.

То есть вы предлагаете полностью отказаться от компенсации?

— Конечно, нет! Компенсационные механизмы необходимы. Есть маршруты, которые находятся в менее благоприятной экономической зоне — водители едут порожняком. Здесь администрация должна или предусмотреть компенсацию в виде дотации, или следить за балансом маршрутов — отдать предпринимателю пакетом очень хороший и не очень выгодный маршруты.

Если автоперевозчики сейчас объединились, а основным оппонентом является администрация города, то не оттуда ли летят гранаты в предпринимателей? Или это малоинтеллигентные люди, которые дерутся на конечных? Кто все-таки подорвал «Мерседес» Геворгяна?

— Я думаю, об этом и говорить не стоит. В Омске полно малоинтеллигентных людей. Жители озлоблены. По сравнению с Тюменью и Новосибирском Омск стоит на коленях. Жители могут взорваться в любую минуту.

А вам самому не страшно? Сегодня подорвали машину Геворгяна, завтра — Меняйлова (Иван, владелец ООО «Безопасный город». — «ДО»), послезавтра — вашу...

— Страшно. Я же не знаю, кто хочет реализовать свои интересы такими методами. Конечно, страшно.

Для меня подрыв машины предпринимателя выглядит дико. Дело даже не в том, что в Омск возвращаются лихие времена. Я спрашиваю — почему это произошло с автоперевозчиком, а не с руководителем банка или директором цветочного магазина? Почему такие методы именно в этом бизнесе?

— Не соглашусь с вами. Думаю, если мы посмотрим статистику, то увидим, что совершаются и более тяжкие преступления на бытовой почве. Просто предприниматель находится в публичной сфере, поэтому все этот случай обсуждают, пытаются найти какие-то следы.

Вы поймите: нет предпосылок, чтобы такие вещи совершал кто-то из предпринимателей. Обратите внимание на проблему в целом. Сколько у нас совершается убийств? Сотни! Потому что в образовании, в культуре, в религии у населения провал. Люди своих детей нормально не воспитывают. По-настоящему интеллигентных людей очень мало.

Контингент, с которым вам приходится работать, — зачастую как раз малоинтеллигентные персоны. Каково это — руководить ими?

— Весьма непросто. В управлении мы используем стратегию Суворова, у нас военная дисциплина. Этим занимаются специальные сотрудники — бывшие военные, офицеры ФСБ в отставке, офицеры спецподразделений. Они следят, чтобы на маршрутах не было пьяных водителей, разгильдяйства и незаконных иммигрантов.

Доносите ли вы до администрации те проекты, о которых сейчас рассказали? Вы предлагали ввести их в Омске?

— Конечно! На каждом совещании в департаменте транспорта, где мы присутствуем, мы проговариваем свои предложения. Но нас просто не хотят слушать.

Досье

Николай Артемьев родился в 1974 году.

Окончил ОГМА, ОмГУ (юридический факультет), Российскую академию государственной службы при Президенте Российской Федерации (факультет государственного управления и национальной безопасности), Президентскую программу подготовки управленческих кадров.

Является учредителем перечня организаций в разных сферах бизнеса: производство кирпича, управление коммерческой недвижимостью, деревообрабатывающее производство, реклама, стоматология, медицинская клиника, производство мебели, розничная торговля нефтепродуктами и газом, лицензированная охранная деятельность, пассажирские перевозки.

Помимо прочего в настоящий момент является руководителем
ООО «Автодор».

Член Союза предпринимателей Омской области

На выборах президента России в 2012 году был доверенным лицом М. Д. Прохорова, кандидата на должность президента РФ.

Женат, трое детей.

Владимир Червонящий

Фото: Вадим Харламов  

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №41 (045) 28 октября

Добавить комментарий
Нападающий омского «Авангарда»  Дэвид Бут: «В детстве я равнялся на русскую пятерку»

Нападающий омского «Авангарда» Дэвид Бут: «В детстве я равнялся на русскую пятерку»

Хоккеист рассказал о своих увлечениях и о том, как часто не может уснуть после матчей.

Объяли необъятное: как обнимаются омские представители власти и бизнеса (ФОТОРЕПОРТАЖ)Фото

Объяли необъятное: как обнимаются омские представители власти и бизнеса (ФОТОРЕПОРТАЖ)

Сегодня, 21 января, мир отмечает день объятий. Воодушевленные этим событием, мы собрали фотографии медийных персон Омска, которые дружелюбно обнимаются с коллегами.

Мольер по-русски

Мольер по-русски

В «Пятом театре» состоялась премьера спектакля «Мнимый больной».

ФасАД: 10 самых некрасивых зданий Омска

ФасАД: 10 самых некрасивых зданий Омска

«Деловой Омск» представляет «темную сторону» рейтинга омских строений, формирующих лицо города.

Мороз по коже: планы омских ВИПов на Крещение-2017

Мороз по коже: планы омских ВИПов на Крещение-2017

Кокорин, Морозов, Каракоз, Шлеменко и другие представители политической, деловой, спортивной и творческой элиты — о погружениях в купели.

А ты житель омской «Атлантиды»?

А ты житель омской «Атлантиды»?

С тоской вспоминая закончившуюся в Омске клубную эпоху, «Класс» создал тест на знание «Атлантиды».

Закрой глаза и не дыши: рецензия на русский фильм ужасов «Невеста»

Закрой глаза и не дыши: рецензия на русский фильм ужасов «Невеста»

За два дня до официальной премьеры «Класс» посмотрел мистическую картину от создателей «Битвы экстрасенсов» и теперь точно знает, почему секс до свадьбы — всегда хорошая идея.

Моментальная редакция: модная камера в руках посленовогоднего «Класса»

Моментальная редакция: модная камера в руках посленовогоднего «Класса»

«Класс» протестировал Fujifilm Instax Wide 300. Фоточки, улыбки, гирлянды — вот это все.

Семь памятников The Beatles на территории бывшего СССР

Семь памятников The Beatles на территории бывшего СССР

Если отдать дань великолепной четверке хочется, а возможности улететь на другую часть света не представляется, к вашем услугам карта ближайших к Омску монументов, посвященных «битлам».

Пять фактов о Старом Новом годе, который растерял праздничный авторитет

Пять фактов о Старом Новом годе, который растерял праздничный авторитет

«Новый Омск» решил узнать побольше о празднике, который, по самым смелым подсчетам, отмечает каждый второй россиянин.

«Викинг»: дорого-богато, но плоско

«Викинг»: дорого-богато, но плоско

Несмотря на критику, фильм уже побил российский рекорд по сборам за неделю проката.

Не надо ла-ла, или Пять причин не смотреть лучший мюзикл года

Не надо ла-ла, или Пять причин не смотреть лучший мюзикл года

Осторожно, заголовок не соответствует содержанию рецензии!

«Новый Омск» утопил iPhone 7 (ВИДЕО)

«Новый Омск» утопил iPhone 7 (ВИДЕО)

К юбилею культового бренда мы выяснили, чем отличается новая модель от ставшего допотопным iPnone 6.

Тест: Получился ли бы из вас хороший чиновник?

Тест: Получился ли бы из вас хороший чиновник?

Областное правительство недавно отпраздновало 13 лет. Все мы любим критиковать власть, давать ей советы, как нужно работать. А давайте проверим, присущи ли вам качества среднестатистического чиновника.

Буква к букве: Топ-10 популярных омских блогеров

Буква к букве: Топ-10 популярных омских блогеров

Десять омичей на десяти разных интернет-платформах.