Деловой Омск

Деловой Омск

06 ноября 2014 04.23Статьи

Бизнес на отмывании

Столичные рынки автомобильных помывочных станций завоевывают боксы самообслуживания. Омские же автомойки далеки от европейских стандартов. Бизнес-формат, получивший популярность в Москве и Санкт-Петербурге, по мнению местных игроков, на локальном рынке обречен на банкротство.

Бизнес на отмывании

Омский рынок автомоек сформировался в середине 2000-х годов. Сегодня в региональном центре, по данным картотеки «2ГИС», действуют 207 автомоечных станций. По этому показателю Омск уступает лишь одному городу в Сибирском федеральном округе — Новосибирску. Как поясняют федеральные аналитики, этот рынок коррелирует с численностью автомобилей на душу населения.

По мнению аналитика ИХ «Финам» Анатолия Вакуленко, по данному показателю Россия существенно, в несколько раз, отстает от развитых стран. Высокий потенциал роста автопарка, прежде всего в крупных городах России, формирует и хорошие перспективы для развития сферы обслуживания автомобилей: СТО, АЗС и, конечно, автомоек. По данным «Автостата», в Омске парк легковых автомобилей на 1 октября 2014 года составляет более 324 тыс. штук. То есть на каждую мойку приходится порядка 1,5 тыс. потенциальных клиентов.

Однако омский производитель готовых автомоечных боксов приводит данные, согласно которым численность населения и наличие у него автомобилей не являются определяющими факторами развития рынка. По мнению генерального директора ООО «Аква-Рус» (компания занимается производством автопомывочных боксов) Максима Кошкина, услуга не является для автовладельцев необходимой. Потому развитие рынка зависит от покупательской способности населения и уровня жизни.
«Лидер — безусловно, Новосибирск. Там мы реализовали более 30 автомоечных станций. А, например, в Новом Уренгое, где население всего 50 тыс. человек, у нас купили 3 бокса. Для сравнения: в миллионном Омске — только 7», — рассказал Кошкин.

Как поясняет аналитик Анатолий Вакуленко, объем рынка автомоечных станций Омска на текущий момент составляет 0,95-1,1 млрд рублей. В целом для России можно говорить об умеренном ежегодном росте рынка (в последние 2-3 года) на 10-15% в денежном выражении.
«Полагаю, что в 2014-2015 годах темпы роста этого бизнеса существенно снизятся вследствие сильного ухудшения конъюнктуры на авторынке России. Тем не менее в среднесрочной перспективе мы сохраняем позитивный взгляд на перспективы», — поясняет эксперт.

Нет места

Кардинально иную позицию высказывают местные игроки. Так, управляющая мойкой «Вуаля» на Волочаевской Наталья Шадрина рассказывает, что на этапе роста рынка «места хватало всем», однако сегодня предложение превышает спрос. Сперва были заняты экономически выгодные территориальные ниши. Затем и на периферии города появились свои автомойки. Когда же рынок заполнился, расположение станции перестало играть ключевую роль, уступив ее качеству услуги и сервису.

«Сегодня, когда рынок переполнен и в шаговой доступности от дома у клиента есть 2-3 автомойки, первостепенное значение стало иметь качество работы. Цена услуги по городу примерно одинаковая, и бороться приходится за лояльность клиента. 80% наших посетителей — постоянные клиенты», — говорит Шадрина.

Другой эксперт, пожелавший остаться неназванным, также не видит потенциала для количественного роста рынка. Он поясняет, что автомойка — бизнес сезонный, загруженный с весны по осень и простаивающий зимой. Поэтому он почти нерентабельный и не может обойтись без дополнительных услуг типа АЗС, СТО, шиномонтажа, бани и прочего.

«Бизнес может существовать, если выстроена сеть моек. Тогда риски распределяются на все субъекты бизнеса. Так можно пережить зиму. Но в Омске полноценных сетей нет», — рассказывает собеседник.

Единственной перспективной нишей считаются мойки премиум-класса. Их в Омске не больше десятка. Правда, из-за размытых границ сегмента, в отсутствие премиальных моек, клиенты зачастую пользуются услугами некоторых хорошо зарекомендовавших себя бюджетных станций и в случае появления новых дорогих моек не будут торопиться их опробовать.

Отметим, что в премиум-сегменте помимо собственно моек активно участвуют детейлинговые центры, позиционирующие себя как салоны красоты для авто. Помывка машины в этом формате — лишь сопутствующая услуга.

«Мы делаем шумоизоляцию автомобилей, занимаемся полировкой и нанесением защитных покрытий. Но, например, полировка невозможна без помывки — соответственно мы моем автомобили клиентов. А с улицы к нам приехать помыться нельзя», — рассказал управляющий автостудии Stratum.Pro Максим Романов.
Впрочем, генеральный директор ООО «Аква-Рус» Максим Кошкин, напротив, убежден, что омскому рынку есть куда расти.

«Это очевидно без всякой статистики. На любую мойку нужно записываться предварительно, то есть поток клиентов есть. Скажу по своему опыту, что есть периоды, когда невозможно попасть на мойку. Большинство фирм работают у нас до 9 вечера. А пока ты все дела сделаешь, время уже к полуночи. Но и на круглосуточных мойках есть очереди даже после 24:00. Ставь рядом свою помывочную контору — и клиенты будут!» — советует Кошкин.

Экономика

Стоимость помывки автомобиля в Омске начинается от 100 рублей (в летний сухой период без сушки) и доходит до нескольких тысяч рублей с химчисткой салона, полировкой кузова и прочим. Однако наиболее распространенная плата остается в пределах 150-250 рублей.

Расходная часть автомойки, как и любого бизнеса, состоит из инвестиций и постоянных и переменных расходов.

Наиболее популярные в Омске мойки — на 2 поста. Разница в их стоимости составляет от 2 млн (в варианте «Аква-Рус», без оборудования) до 4 млн рублей (капитальное строение с выкупленным земельным участком). Известны случаи, когда предприниматели в течение полугода самостоятельно строили автомойку на 2 поста и укладывались в 1,5 млн рублей.
Максим Кошкин уверяет, что срок окупаемости мойки — примерно 2 года. Впрочем, он тут же уточняет: мол, все зависит от переменных факторов — аренды земли, используемой химии и сервиса.

Стоимость оборудования для мойки существенно колеблется в зависимости от производителя и функционала. Начальная цена нового аппарата высокого давления начинается от 40 тыс. и заканчивается 900 тыс. рублей. А турбины для сушки автомобиля лишь недавно стали появляться в Омске.
«В нашем городе странным образом переняли европейский опыт. Именно там, на Западе, появились первые бесконтактные мойки, которые предполагают, что тряпкой к машине никто прикасаться не будет. В Омске же хоть и моют дистанционно, но на этапе сушки работают вручную. И вроде как потребителя никто не обманывает — мойка-то бесконтактная», — рассказал один из участников рынка.

В себестоимость включается также оплата коммунальных услуг. Автомойки в некапитальных строениях (а их большинство) помимо большого потребления воды и электричества вынуждены пользоваться услугами ассенизационной техники.

Риски

Все опрошенные «ДО» эксперты сошлись во мнении, что кадры в этом бизнесе — его ахиллесова пята. От персонала зависит и качество, и время помывки машины. А это с учетом одинаковой стоимости услуги — определяющий для клиента фактор. Однако подобрать достойного человека на неквалифицированную работу — та еще задачка.

Во-первых, работодатель весьма ограничен в финансовой мотивации. Рядовой мойщик, как правило, получает 20-30% от оплаты услуги. Это сравнительно небольшие деньги для человека, имеющего профессию. Отсюда следует «во-вторых»: контингент работников — это студенты и социально неблагополучные слои населения. Первые ограничены во времени, вторые — в доверии.

Поцарапанной на мойке машиной никого уже не удивишь. Но есть и из ряда вон выходящие случаи. Например, когда машину клиента угоняют либо берут покататься и разбивают. Возмещение такой оплошности ставит крест если не на бизнесе, то на годовом доходе владельца.

«Востребован персонал с опытом работы. Мойки, где обслуживаются дорогие авто, людей с улицы не набирают. Взять человека без опыта работы — это исключительный случай», — рассказывает Наталья Шадрина.

Другим уязвимым местом этого бизнеса является использование моющих средств. Вообще дистрибуция европейской химии по Сибири налажена давно, однако мойки экономкласса все чаще пренебрегают качеством и закупают китайские или даже российские аналоги.

По оценкам экспертов, в среднем литр моющего средства обеспечивает обслуживание 10-18 автомобилей в зависимости от их размеров и загрязнения. В денежном эквиваленте это примерно 7 рублей на одну машину.

«Химия, которая встречается на омских мойках, — весьма опасная штука. Мы проводили эксперимент. В инструкции сказано — развести препарат с водой в пропорции 1/5. Мы развели 1/40, вылили на фольгу, и в течение 20 минут фольгу разъело», — делится опытом управляющий автостудии Stratum.Pro Максим Романов.
Этим эксперты объясняют востребованность детейлинговых мастерских — они специализируются на дорогой, но качественной химии, которая гарантированно не испортит лакокрасочное покрытие автомобиля.

Тренды

Начиная с Москвы, а дальше в центральной части России набирает популярность альтернатива классической в нашем понимании автомойке. Один из вариантов предложили молодые предприниматели из столицы Олег Герасимов и Аркадий Хохлов — они скопировали американский проект сухой мойки.
Концепция их проекта Fast&Shine заключается в экономии времени клиента. Мойщик окажет услугу по звонку, пока клиент, например, совершает покупки. Годовой оборот компании составляет 250 млн рублей.

Другой вариант — мойка самообслуживания. Идея проекта исходит из названия — клиент самостоятельно моет автомобиль аппаратом высокого давления. Интерес инвесторов к новой нише объясняется высокой рентабельностью бизнеса. По данным «Делового Петербурга», средняя годовая прибыль одной мойки на 6 постов — 10,7 млн рублей. Стоимость оборудования колеблется от 13 до 15 млн рублей.

Местные игроки скептически оценивают перспективы подобных проектов в Омске. Сухая мойка вызвала однозначные нарекания со стороны экспертов, убежденных, что в условиях нашей грязи она просто исцарапает машины. Мойкам самообслуживания, в свою очередь, эксперты пророчат экономическую гибель.

«Смотрите: себестоимость мойки самообслуживания — 150-200 рублей. В столице средняя цена помывки — 400 рублей. По сравнению с ней мойка самообслуживания выглядит экономной. Но в Омске помывка стоит те же 150-200 рублей — никто же не станет опускать цену ниже себестоимости. В условиях нашего рынка мойка самообслуживания нерентабельна», — уверен Максим Кошкин.

11 автомоек Омска позиционируют себя как бесконтактные.

Инциденты, когда машину клиента угоняют либо берут покататься и разбивают, неминуемо приводят к банкротству бизнеса.

Владимир Червонящий

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №42 (049) ноября

Добавить комментарий
 Анджей Неупокоев, директор тарского драмтеатра: «Культурная сфера не торговля пирожками. Хорошего менеджера мало»

Анджей Неупокоев, директор тарского драмтеатра: «Культурная сфера не торговля пирожками. Хорошего менеджера мало»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать муниципальные театры и музеи на плаву.

Хороводы муз в омской «Пушкинке»

Хороводы муз в омской «Пушкинке»

Продолжаем серию публикаций о главной библиотеке региона.

Евгений Лисенков, музыкант: «Не играю на гитаре принципиально. Не хочу быть героем подъездов»

Евгений Лисенков, музыкант: «Не играю на гитаре принципиально. Не хочу быть героем подъездов»

Об омском зрителе, сутках, в которых нет места восьмичасовому сну, и о мечте — в нашем интервью с человеком-оркестром.

Что омичи могут увидеть в «Старине Сибирской»?

Что омичи могут увидеть в «Старине Сибирской»?

Репортаж о посещении музея-заповедника.

Айболит родом из Питера: премьера для маленьких омичей

Айболит родом из Питера: премьера для маленьких омичей

В «Пятом театре» показали спектакль по мотивам сказки Корнея Чуковского.

Екатерина Солуня, певица: «Оперу ни на что не променяю. Там все вживую и по-настоящему!»

Екатерина Солуня, певица: «Оперу ни на что не променяю. Там все вживую и по-настоящему!»

Восходящая звезда родом из Омска, студентка Гнесинки, оперная певица рассказала «Классу» о первых шагах на пути к успеху.

Михаил Мальцев, директор омского ТЮЗа: «Мы зарабатываем. Но на самообеспечении культура не выживет»

Михаил Мальцев, директор омского ТЮЗа: «Мы зарабатываем. Но на самообеспечении культура не выживет»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать муниципальные театры и музеи на плаву.

Секс, смерть или попойка: тест на знание «Игры престолов»

Секс, смерть или попойка: тест на знание «Игры престолов»

В свет вышла первая серия седьмого сезона легендарного сериала «Игра престолов». «Новый Омск» проанализировал все предыдущие сезоны и узнал, как часто здесь убивали, занимались сексом и ...

Проверено на себе: омская экскурсия по следам Колчака

Проверено на себе: омская экскурсия по следам Колчака

Рассказываем, что на ней можно увидеть интересного.

Мгновение — финиш: воскресные скачки на омском ипподроме

Мгновение — финиш: воскресные скачки на омском ипподроме

Кони, люди, ставки и пыль столбом — в нашем репортаже.

Как омский Шторм в автошколу пошел

Как омский Шторм в автошколу пошел

Александр Шлеменко прошел весь процесс обучения, а «Новый Омск» заснял брутального бойца за рулем.

Три колеса, пуд соли и тонны силы воли

Три колеса, пуд соли и тонны силы воли

Как известно, для человека нет ничего невозможного. Недавно посетивший Омск путешественник с ограниченными возможностями здоровья Алексей Костюченко — тому подтверждение.