Деловой Омск

Деловой Омск

06 ноября 2014 08.57Статьи

Выселение православных из Крыма

О депортации крымских татар с полуострова в 1944 году, наверное, знают все. А вот о том, что в истории значительно раньше было массовое выселение православных из Крыма, знают немногие, хотя в своё время это было весьма громкое событие. В честь этого события даже выпустили памятную медаль - чтобы помнили, но вот - подзабыли.

Выселение православных из Крыма

 

В 1768 - 1774 годах была очередная русско-турецкая война, в которой войска Российской империи под началом Александра Суворова одержали ряд блестящих побед. Собственно, после поражения в этой войне и начинается закат могущественной Блистательной Порты - огромной Османской империи, раскинувшейся на трех континентах. Итоги войны были подведены в одном болгарском селении, по имени которого и был назван заключённый здесь мир.

Кучюк-Кайнарджийский мирный договор, в частности, касался и Крыма. Если до этого времени крымский хан считался вассалом турецкого султана, то отныне Крым объявлялся независимым. Фактически полуостров переходил под протекторат России, но управление территорией оставалось в руках хана, и российская администрация здесь отсутствовала полностью. Степень свободы и в самом деле была большой. В статье третьей договора указывалось: «Все татарские народы: крымские, буджатские, кубанские… имеют быть признаны вольными и совершенно независимыми от всякой посторонней власти, но пребывающими под самодержавной властью собственного их хана, всем татарским обществом избранного и возведённого, который да управляет ими по древним их законам и обычаям, не отдавая отчёта ни в чём никакой посторонней державе; и для того ни российский двор, ни Оттоманская Порта не имеют вступаться как в избрание и возведение помянутого хана, так и в домашние, политические, гражданские и внутренние их дела ни под каким видом, но признавать и почитать оную татарскую нацию в политическом и гражданском состоянии по примеру других держав, под собственным правлением своим состоящих, ни от кого, кроме единого Бога, не зависящих…».

Россия, судя по всему, собиралась честно исполнять положения договора и стала выводить свои войска с полуострова. Однако Турция, потеряв кроме Крыма и другие территории, была чрезвычайно недовольна этим миром и старалась употребить любые возможности для восстановления своих позиций. Так, Порта воспользовалась тем, что российские дипломаты (довольно непредусмотрительно, на мой взгляд, и даже наивно) оставили за турецким султаном право считаться «верховным халифом» у крымских татар, понимая под этим лишь сферу «духовных обрядов» и порядков соблюдения «магометанского закона». Однако у мусульман по тем временам духовная власть и светская тесно переплетались и даже сливались. Выходит, положения договора оставляли султану довольно большие возможности влиять на ход событий на полуострове через очень влиятельное духовенство, настроенное, естественно, в пользу единоверцев, то есть протурецки.

Уже в марте следующего 1775 года усилиями духовенства на ханский престол возводится сторонник Турции Девлет IV Гирей, а в июле на полуострове высаживаются турецкие войска. Вот тебе и «вечный» мир! Тогда разгневанная Екатерина Вторая в 1776 году снова двинула в Крым русские войска: независимость Крыма что-то не вытанцовывалась, Турция продолжала считать эти земли своими и непрестанно вмешивалась во внутренние дела ханства. Новый, уже пророссийский хан Шахин Гирей, как и его предшественник, продержался недолго: Турция направляет в Крым восемь своих кораблей и снова приводит к власти своего ставленника.

И именно в это время происходит выселение всех христиан из Крыма. По этому поводу у историков до сих пор нет единого мнения, и споры о причинах и целях этой акции продолжаются и по сей день. Даже по термину нет согласия: это «депортация», то есть насильственное выселение, или «добровольное переселение»?

В пользу добровольности говорит тот факт, что указом императрицы всем христианам, которые выходили из Крыма, предоставлялись невероятно большие льготы. На каждую мужскую душу, включая грудных младенцев, государство отводило по 30 десятин земли, к тому же переселенцы освобождались на 10 лет от налогов и на 100 лет от рекрутской повинности. Однако далеко не все православные греки, грузины, армяне и русские с украинцами решились на то, чтобы сняться с насиженных мест ради таких привилегий. Был и нажим со стороны российских властей. Всю операцию по переселению поручили командующему российскими войсками в Крыму А. Суворову.

Некоторые историки буквально изумляются по поводу данной акции: зачем, мол, императрица затеяла всё это хлопотное дело за пять лет до окончательного присоединения полуострова к России. Ведь в дальнейшем как раз православное население и могло стать естественной социальной опорой царской администрации после включения Крыма в состав России. Есть несколько версий, объясняющих такое неожиданное решение Екатерины Второй. Рассмотрим две основные. Россия якобы хотела экономически подорвать крымское ханство, переселив оттуда основных налогоплательщиков. Дело в том, что практически вся внутренняя и внешняя торговля Крыма была в руках греков, грузин и армян. В пользу этой версии говорит и негативная реакция крымских властей на выселение самой экономически активной части населения полуострова. Ошеломленный хан в знак протеста покинул свой дворец и переселился в палатку в трёх верстах от столицы, отказавшись принимать Суворова. Он лишь просил отсрочить переселение на 25 дней, так как написал письмо императрице с просьбой отменить её распоряжение и ждал ответа. Но у Суворова уже было в распоряжении 6000 подвод из Азовской губернии, и он отправил 31 386 человек на новые места в Новороссию (переселенцы и основали город Мариуполь). По другой версии, переселение православных было затеяно специально для демонстрации Европе того, что в крымском ханстве якобы преследуют христиан, что и могло стать мотивом для введения здесь российских порядков и управления. (Но зачем тогда было переселять христиан?)

На наш взгляд, правомерна и другая версия. Переселение христиан как раз и говорит о том, что, возможно, в 1778 году Россия совсем и не собиралась поглощать крымское ханство, а следовала букве и духу мирного договора о независимости Крыма и сохранении над ним лишь своего протектората. А христиан переселили именно для того, чтобы отпала причина для ссор по поводу притеснения в Крыму российских единоверцев, то есть это была по задумке вполне миротворческая акция. Однако Турция продолжала грубо нарушать мирный договор, и в 1783 году Россия приняла решение о включении полуострова в состав империи.

Александр Минжуренко.

Добавить комментарий
 Анджей Неупокоев, директор тарского драмтеатра: «Культурная сфера не торговля пирожками. Хорошего менеджера мало»

Анджей Неупокоев, директор тарского драмтеатра: «Культурная сфера не торговля пирожками. Хорошего менеджера мало»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать муниципальные театры и музеи на плаву.

Хороводы муз в омской «Пушкинке»

Хороводы муз в омской «Пушкинке»

Продолжаем серию публикаций о главной библиотеке региона.

Евгений Лисенков, музыкант: «Не играю на гитаре принципиально. Не хочу быть героем подъездов»

Евгений Лисенков, музыкант: «Не играю на гитаре принципиально. Не хочу быть героем подъездов»

Об омском зрителе, сутках, в которых нет места восьмичасовому сну, и о мечте — в нашем интервью с человеком-оркестром.

Что омичи могут увидеть в «Старине Сибирской»?

Что омичи могут увидеть в «Старине Сибирской»?

Репортаж о посещении музея-заповедника.

Айболит родом из Питера: премьера для маленьких омичей

Айболит родом из Питера: премьера для маленьких омичей

В «Пятом театре» показали спектакль по мотивам сказки Корнея Чуковского.

Екатерина Солуня, певица: «Оперу ни на что не променяю. Там все вживую и по-настоящему!»

Екатерина Солуня, певица: «Оперу ни на что не променяю. Там все вживую и по-настоящему!»

Восходящая звезда родом из Омска, студентка Гнесинки, оперная певица рассказала «Классу» о первых шагах на пути к успеху.

Михаил Мальцев, директор омского ТЮЗа: «Мы зарабатываем. Но на самообеспечении культура не выживет»

Михаил Мальцев, директор омского ТЮЗа: «Мы зарабатываем. Но на самообеспечении культура не выживет»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать муниципальные театры и музеи на плаву.

Секс, смерть или попойка: тест на знание «Игры престолов»

Секс, смерть или попойка: тест на знание «Игры престолов»

В свет вышла первая серия седьмого сезона легендарного сериала «Игра престолов». «Новый Омск» проанализировал все предыдущие сезоны и узнал, как часто здесь убивали, занимались сексом и ...

Проверено на себе: омская экскурсия по следам Колчака

Проверено на себе: омская экскурсия по следам Колчака

Рассказываем, что на ней можно увидеть интересного.

Мгновение — финиш: воскресные скачки на омском ипподроме

Мгновение — финиш: воскресные скачки на омском ипподроме

Кони, люди, ставки и пыль столбом — в нашем репортаже.

Как омский Шторм в автошколу пошел

Как омский Шторм в автошколу пошел

Александр Шлеменко прошел весь процесс обучения, а «Новый Омск» заснял брутального бойца за рулем.

Три колеса, пуд соли и тонны силы воли

Три колеса, пуд соли и тонны силы воли

Как известно, для человека нет ничего невозможного. Недавно посетивший Омск путешественник с ограниченными возможностями здоровья Алексей Костюченко — тому подтверждение.