Деловой Омск

Деловой Омск

06 ноября 2014 08.57Статьи

Выселение православных из Крыма

О депортации крымских татар с полуострова в 1944 году, наверное, знают все. А вот о том, что в истории значительно раньше было массовое выселение православных из Крыма, знают немногие, хотя в своё время это было весьма громкое событие. В честь этого события даже выпустили памятную медаль - чтобы помнили, но вот - подзабыли.

Выселение православных из Крыма

 

В 1768 - 1774 годах была очередная русско-турецкая война, в которой войска Российской империи под началом Александра Суворова одержали ряд блестящих побед. Собственно, после поражения в этой войне и начинается закат могущественной Блистательной Порты - огромной Османской империи, раскинувшейся на трех континентах. Итоги войны были подведены в одном болгарском селении, по имени которого и был назван заключённый здесь мир.

Кучюк-Кайнарджийский мирный договор, в частности, касался и Крыма. Если до этого времени крымский хан считался вассалом турецкого султана, то отныне Крым объявлялся независимым. Фактически полуостров переходил под протекторат России, но управление территорией оставалось в руках хана, и российская администрация здесь отсутствовала полностью. Степень свободы и в самом деле была большой. В статье третьей договора указывалось: «Все татарские народы: крымские, буджатские, кубанские… имеют быть признаны вольными и совершенно независимыми от всякой посторонней власти, но пребывающими под самодержавной властью собственного их хана, всем татарским обществом избранного и возведённого, который да управляет ими по древним их законам и обычаям, не отдавая отчёта ни в чём никакой посторонней державе; и для того ни российский двор, ни Оттоманская Порта не имеют вступаться как в избрание и возведение помянутого хана, так и в домашние, политические, гражданские и внутренние их дела ни под каким видом, но признавать и почитать оную татарскую нацию в политическом и гражданском состоянии по примеру других держав, под собственным правлением своим состоящих, ни от кого, кроме единого Бога, не зависящих…».

Россия, судя по всему, собиралась честно исполнять положения договора и стала выводить свои войска с полуострова. Однако Турция, потеряв кроме Крыма и другие территории, была чрезвычайно недовольна этим миром и старалась употребить любые возможности для восстановления своих позиций. Так, Порта воспользовалась тем, что российские дипломаты (довольно непредусмотрительно, на мой взгляд, и даже наивно) оставили за турецким султаном право считаться «верховным халифом» у крымских татар, понимая под этим лишь сферу «духовных обрядов» и порядков соблюдения «магометанского закона». Однако у мусульман по тем временам духовная власть и светская тесно переплетались и даже сливались. Выходит, положения договора оставляли султану довольно большие возможности влиять на ход событий на полуострове через очень влиятельное духовенство, настроенное, естественно, в пользу единоверцев, то есть протурецки.

Уже в марте следующего 1775 года усилиями духовенства на ханский престол возводится сторонник Турции Девлет IV Гирей, а в июле на полуострове высаживаются турецкие войска. Вот тебе и «вечный» мир! Тогда разгневанная Екатерина Вторая в 1776 году снова двинула в Крым русские войска: независимость Крыма что-то не вытанцовывалась, Турция продолжала считать эти земли своими и непрестанно вмешивалась во внутренние дела ханства. Новый, уже пророссийский хан Шахин Гирей, как и его предшественник, продержался недолго: Турция направляет в Крым восемь своих кораблей и снова приводит к власти своего ставленника.

И именно в это время происходит выселение всех христиан из Крыма. По этому поводу у историков до сих пор нет единого мнения, и споры о причинах и целях этой акции продолжаются и по сей день. Даже по термину нет согласия: это «депортация», то есть насильственное выселение, или «добровольное переселение»?

В пользу добровольности говорит тот факт, что указом императрицы всем христианам, которые выходили из Крыма, предоставлялись невероятно большие льготы. На каждую мужскую душу, включая грудных младенцев, государство отводило по 30 десятин земли, к тому же переселенцы освобождались на 10 лет от налогов и на 100 лет от рекрутской повинности. Однако далеко не все православные греки, грузины, армяне и русские с украинцами решились на то, чтобы сняться с насиженных мест ради таких привилегий. Был и нажим со стороны российских властей. Всю операцию по переселению поручили командующему российскими войсками в Крыму А. Суворову.

Некоторые историки буквально изумляются по поводу данной акции: зачем, мол, императрица затеяла всё это хлопотное дело за пять лет до окончательного присоединения полуострова к России. Ведь в дальнейшем как раз православное население и могло стать естественной социальной опорой царской администрации после включения Крыма в состав России. Есть несколько версий, объясняющих такое неожиданное решение Екатерины Второй. Рассмотрим две основные. Россия якобы хотела экономически подорвать крымское ханство, переселив оттуда основных налогоплательщиков. Дело в том, что практически вся внутренняя и внешняя торговля Крыма была в руках греков, грузин и армян. В пользу этой версии говорит и негативная реакция крымских властей на выселение самой экономически активной части населения полуострова. Ошеломленный хан в знак протеста покинул свой дворец и переселился в палатку в трёх верстах от столицы, отказавшись принимать Суворова. Он лишь просил отсрочить переселение на 25 дней, так как написал письмо императрице с просьбой отменить её распоряжение и ждал ответа. Но у Суворова уже было в распоряжении 6000 подвод из Азовской губернии, и он отправил 31 386 человек на новые места в Новороссию (переселенцы и основали город Мариуполь). По другой версии, переселение православных было затеяно специально для демонстрации Европе того, что в крымском ханстве якобы преследуют христиан, что и могло стать мотивом для введения здесь российских порядков и управления. (Но зачем тогда было переселять христиан?)

На наш взгляд, правомерна и другая версия. Переселение христиан как раз и говорит о том, что, возможно, в 1778 году Россия совсем и не собиралась поглощать крымское ханство, а следовала букве и духу мирного договора о независимости Крыма и сохранении над ним лишь своего протектората. А христиан переселили именно для того, чтобы отпала причина для ссор по поводу притеснения в Крыму российских единоверцев, то есть это была по задумке вполне миротворческая акция. Однако Турция продолжала грубо нарушать мирный договор, и в 1783 году Россия приняла решение о включении полуострова в состав империи.

Александр Минжуренко.

Добавить комментарий
Омский кинофестиваль «Движение» в цифрах

Омский кинофестиваль «Движение» в цифрах

«Класс» подсчитал количество фильмов, гостей, зрителей и наград.

«Язычники» от Валерии Сурковой: Бог умер, гуляем на свои

«Язычники» от Валерии Сурковой: Бог умер, гуляем на свои

Пожалуй, один из самых любопытных фильмов, представленных на фестивале «Движение».

«Бонус» Германики: много шума из ничего

«Бонус» Германики: много шума из ничего

В субботу, в 17:00, в КЦ «Галактика» зрители смогут увидеть пилотный эпизод сериала «Бонус», который презентуют в рамках фестиваля «Движение».

«Детки»: одинокий Евгений Цыганов, шпионские страсти и стриптиз

«Детки»: одинокий Евгений Цыганов, шпионские страсти и стриптиз

В рамках фестиваля «Движение» состоялся закрытый показ пилотного эпизода сериала «Детки». Гости фестиваля смогут увидеть его в субботу, в 17:00, в киноцентре «Галактика».

«В ожидании чуда»: о простых взрослых и непростых детях

«В ожидании чуда»: о простых взрослых и непростых детях

На омском кинофестивале «Движение» дебютировал в качестве режиссера известный музыкант Александр Слободяник.

Авангард Леонтьев, народный артист РФ : «Ассистенка Михалкова Тася любила портвейн. Но утром была, как стеклышко»

Авангард Леонтьев, народный артист РФ : «Ассистенка Михалкова Тася любила портвейн. Но утром была, как стеклышко»

В рамках фестиваля «Движение» в Омск приехал советский и российский актер театра и кино Авангард Леонтьев. На творческой встрече он читал стихи и рассказывал почему-то исключительно о Михалкове.

«Костер на ветру»: якутская шкатулка с секретомВидео

«Костер на ветру»: якутская шкатулка с секретом

На кинофестивале «Движение» с большим успехом дебютировала этнодрама, снятая школьным директором.

«Три дня до весны»: любовь во время чумы

«Три дня до весны»: любовь во время чумы

В рамках кинофестиваля «Движение», за неделю до официальной премьеры, прошел новый фильм Александра Касаткина — о спасении блокадного Ленинграда от чумы.

ВЕС_ИМЕЕМ: Ода еде

ВЕС_ИМЕЕМ: Ода еде

О том, как жить, если есть некогда, и что есть, если цель — похудеть.

Омск #ВДвижении: стрим с открытия V кинофестиваля дебютов

Омск #ВДвижении: стрим с открытия V кинофестиваля дебютов

Красная дорожка, официальная часть, коридоры, фанфары и софиты. Покажем все, что видим сами.

В Омске еще больше детей стали лечить с помощью животных

В Омске еще больше детей стали лечить с помощью животных

В нашем городе открылся второй центр зоотерапии.

Must see: 10 фильмов омского фестиваля «Движение», обязательных к просмотру

Must see: 10 фильмов омского фестиваля «Движение», обязательных к просмотру

25 апреля в Омске стартует долгожданный V Национальный кинофестиваль дебютов «Движение». В пятидневном киномарафоне участвуют 32 фильма, которые может увидеть любой желающий. «Класс» выбрал ...

Макс Тесли, группа «Щенки»: «Где деньги — туда и пойдем. Как псы. На запах»

Макс Тесли, группа «Щенки»: «Где деньги — туда и пойдем. Как псы. На запах»

Стихийно-контрастный коллектив группы «Щенки» рассказал «Классу» об однообразии российских городов, перспективах развития группы и таком разном слушателе своего творчества.

Траектория «Движения»: 5 дней, 32 фильма, 3 мастер-класса

Траектория «Движения»: 5 дней, 32 фильма, 3 мастер-класса

Интерактивный путеводитель по показам и встречам Пятого кинофестиваля дебютов «Движение».

Владимир Золотарь о критике «Матильды»: «Времена жесткой цензуры возвращаются, если уже не вернулись»

Владимир Золотарь о критике «Матильды»: «Времена жесткой цензуры возвращаются, если уже не вернулись»

В социальных сетях разгорается виртуальный спор между поборниками нравственности и защитниками свободы волеизъявлений.