06 ноября 2014 11.47Общество

Про паблик спич

После праздников в социальной сети «ВКонтакте» был заблокирован самый популярный омский паблик — группа «Типичный Омск». Официальной причиной закрытия паблика администрация «ВКонтакте» назвала размещение рекламы алкоголя в группе — это запрещено правилами соцсети.

Про паблик спич

«Типичный Омск» на момент закрытия насчитывал 76 тысяч участников. Это сообщество было своего рода калькой других интернет-групп в социальных сетях, посвященных локальным вопросам и городским новостям. Как правило, в группах «Типичный Новосибирк/Воронеж/Владивосток» выкладываются смешные фотографии, сделанные на улицах города, обсуждаются городские или общемировые новости и публикации в местной прессе. Такие группы, созданные энтузиастами или рекламными агентствами, активно сотрудничают с компаниями — зачастую это операторы связи или интернета, заведения общепита или салоны косметических услуг (парикмахерские, тату-салоны).

Несмотря на довольно приличный для провинциального города трафик, «Типичный Омск» не мог похвастаться особой популярностью по сравнению с аналогичными проектами в других городах. Так, аудитория «Типичного Новосибирска» составляет порядка 200 тысяч человек, «Типичного Екатеринбурга» — 250 тысяч, «Типичного Воронежа» — 150 тысяч человек.

Паблики, или публичные страницы в социальной сети «ВКонтакте» (или в Facebook), пришли на смену многочисленным форумам. Существовавшие как в качестве приложений к другим сайтам, так и на самостоятельных площадках форумы охватывали интернет-активную аудиторию в середине нулевых. Одним из самых популярных форумов Омска в то время был «Омский форум», где на пике популярности было порядка 25 тысяч активных пользователей, по словам его администратора Александра. Однако существование такой площадки осложняется системой регистрации на сайте и фактическим подчинением одному человеку — администратору (как правило, владельцу) форума или группе «админов» и «модераторов».

В социальных сетях, особенно «ВКонтакте», таких проблем не существует — поэтому они основательно вытесняют форумы, даже когда речь идет о площадках для профессионального общения. Регистрация в группе или паблике осуществляется простым подтверждением своего желания участвовать в обсуждениях (в некоторых случаях необходимо, чтобы вашу заявку одобрил администратор группы). Список правил поведения в группах, как правило, довольно небольшой и зиждется на правилах социальной сети. «ВКонтакте» в этом смысле куда как либеральнее западного Facebook, отчего российский аналог творения Цукерберга часто считается местом сосредоточения «гопников» и невоспитанной молодежи.

В реальности это не совсем так. Если Facebook принимают не все россияне из-за особенностей его интерфейса и схемы подачи новостей, то «ВКонтакте» действительно более удобен и дружественен по отношению к пользователю, и поэтому продукт Павла Дурова более «населен» россиянами. Так, аккаунтов, в которых существует географическая привязка к Омску, «ВКонтакте» около миллиона — не все из них «живые» (часть была создана рекламщиками в эпоху «дикого SMM», когда рекламодателю важно было видеть цифры, а не живых людей в пабликах). Той самой «школоты», о которой говорят противники «ВКонтакте», в омском его сегменте — всего около 140 тысяч человек. Студентов (в возрасте от 17 до 22 лет) несколько больше — 200 тысяч. Костяк пользователей «ВКонтакте» составляют представители молодой и средневозрастной аудитории — от 22 до 39 лет. Студенческой эта соцсеть считается по причине наибольшей активности аудитории в возрасте от 17 до 22 лет.

Большим плюсом активности в сети «ВКонтакте» является аморфность любого образования в ней. Если администратор интернет-форума «банил» пользователя, то есть налагал на него определенные санкции за нарушение правил поведения на форуме, — последнему не оставалась ничего, кроме как смириться с решением «админа». «ВКонтакте» «забаненный» пользователь может продолжить общение с оппонентами на персональной странице или буквально двумя кликами, создав собственную группу того же направления.

Относительная легкость в создании группы и наборе аудитории, особенно если речь идет о локальной тематике, обуславливает и частое нарушение правил «ВКонтакте» самими администраторами. «Группа была забанена не из-за того,что ее подставили злые конкуренты, а из-за кривизны рук одного из админов! Давайте думать объективно. Старую группу уже не разбанят. Зачем нам старое, когда можно создать что то новое и интересное», — цитирует «СуперОмск» одного из администраторов закрытой группы «Типичный Омск» Александра Тютрюмова. Опыт подсказывает, что создателям новой группы удастся набрать прежнюю аудиторию за несколько месяцев.

Нужно сразу оговориться, для понимания читателя, что участие в паблике не накладывает на пользователя никаких обязанностей. Любые активные действия остаются на его совести, в том числе и возможность отписаться от обновлений новостной ленты паблика. Иными словами, определить точную численность активных пользователей и потребителей внутренней рекламы группы «ВКонтакте» стороннему человеку невозможно — как правило, статистика посещений и активности в группе доступна только администраторам.

При этом, однако, паблик мог приносить своим пользователям от 30 тысяч рублей в месяц в качестве средств, получаемых от рекламодателей. «1000 рублей в день для такого паблика — это минимум, — утверждает владелец группы «100 необычных мест Омска и Омской области» Денис Диденко. С ним согласен администратор и владелец другой массовой группы «ВКонтакте», который на условиях анонимности сообщил «Деловому Омску» аналогичные расценки: «Из моей группы можно выжимать 1500 рублей в день. А «Типичный Омск» настолько был забит рекламой, что там цифра в разы была больше». По словам владельцев пабликов, которые лишились своего главного конкурента, в «Типичном Омске» работала целая команда редакторов и менеджеров, у каждого из которых были свои функции, в том числе и по работе с рекламодателями.

В целом, группа, подобная «Типичному Омску», по оценке собеседников «Делового Омска», может стоить от 70 до 150 тысяч рублей, если бы ее захотел купить крупный рекламодатель. Денис Диденко делает свой вывод из простого подсчета: один рубль за одного подписчика (в «Типичном Омске», напомним, их было 76 тысяч на момент закрытия). Однако оба наших эксперта считают аудиторию «Типичного Омска» непривлекательной для рекламодателя — в отличие от тех же «100 мест», которые Диденко оценивает на 100% дороже «Типичного Омска».

Видеть в локальных пабликах «ВКонтакте» конкурента интернет-СМИ все-таки нельзя, считают Диденко и его коллега Дмитрий, не пожелавший открывать свою фамилию публично. «По моим наблюдения, — говорит последний, — там преобладала аудитория младше 18 лет, несамостоятельная, не платежеспособная». Денис Диденко поддерживает Дмитрия, считая молодежную аудиторию «Типичного Омска», сторонников «глупого юмора», неплатежеспособной — и оттого неинтересной крупному рекламодателю. А ведь как раз сотрудничество с таковым — представителями федеральных брендов или даже омских сетей — могло бы не только увеличить прибыльность бизнеса на пабликах, но и составить конкуренцию интернет-СМИ, которые также активно сейчас идут в социальные сети — однако с уже существующими неформальными пабликами тягаться они не могут.

Наиболее популярными омскими сообществами в сети «ВКонтакте» после закрытия «Типичного Омска» остались «ОМСК ВКонтакте» (44 тысячи подписчиков), неофициальная группа ХК «Авангард» (39 тысяч подписчиков; у официальной группы — почти 28 тысяч), «МЕГА Омск» (более 36 тысяч подписчиков) и «Клуб «Атлантида» (порядка 35 тысяч подписчиков).

Однако уже сегодня, через два дня после закрытия популярного паблика, на запрос «Типичный Омск» «ВКонтакте» вы получите 83 результата. Среди них «Типичный Омск (city journal)», в котором уже 21 тысяча подписчиков и есть реклама салона сотовой связи и кальянной, а также четыре группы с названием «Типичный Омск» и различными вариациями от New до «Возвращение», в которых от 400 до 1200 участников. Имеет ли хотя бы один из них отношение к администрации закрытого за торговлю алкголем паблика, неизвестно.

Александр Жиров

Добавить комментарий
Готов ли ты нырнуть в прорубь?

Готов ли ты нырнуть в прорубь?

Перед тем как перекреститься и самоотверженно отправиться к купели — пройдите наш тест и со всей ответственностью оцените свои силы еще раз.

Показали «Срамоту»: выставка 18+ открылась в Омске

Показали «Срамоту»: выставка 18+ открылась в Омске

«Ошибочно думать, что искусство направленно занимается только возвышенным. В прошлом достаточно примеров, когда гений творчества обретал сокрушительную силу и возвышенность духа через низменное и ...

Душевный старый новый: Лицейский театр предсказал омичам светлое будущееВидео

Душевный старый новый: Лицейский театр предсказал омичам светлое будущее

В канун старого Нового года в Лицейском напоили и обогрели. Репортаж с доброго и даже семейного капустника.

А  вы пробовали жареных жуков?

А вы пробовали жареных жуков?

Дизайнер и модель Ирина Бумагина побывала в гостях у владельцев бренда «Эко-домик» Юлии и Андрея Перминовых.

Преображение 3.0: медвежий коготь для Александра Стрельникова и яблочные часы для Светланы Машковой

Преображение 3.0: медвежий коготь для Александра Стрельникова и яблочные часы для Светланы Машковой

О поющих чашах, посуде, очищающей алкоголь, и самых невероятных подарках.

Что ждет омичей в 2018 году: Live с астрологом Наталией Талисман

Что ждет омичей в 2018 году: Live с астрологом Наталией Талисман

О Буркове, Фадиной, «Авангарде», ЧМ по футболу и многом другом. Внимание! Зрители смогут получить личный экспресс-прогноз во время стрима.

Евгений Тонких, омский художник: «Намажут краску погуще, чтоб было эффектнее, и все»

Евгений Тонких, омский художник: «Намажут краску погуще, чтоб было эффектнее, и все»

В музее «Либеров-центр» открылась выставка «Волшебные сны».

Антон Руднев: «Омский «Авангард», похоже, потерял этот сезон»

Антон Руднев: «Омский «Авангард», похоже, потерял этот сезон»

Наш колумнист рассуждает о том, что происходит в стане «ястребов».

Преображение 3.0: пока Светлана Машкова познавала счастье, Александр Стрельников полез в бочку

Преображение 3.0: пока Светлана Машкова познавала счастье, Александр Стрельников полез в бочку

Дружная компания пришла в уже полюбившийся нам салон «Мадам Ву». Что из этого вышло — в нашем новом выпуске.

Самые чудесные и добрые поступки омичей в 2017 году

Самые чудесные и добрые поступки омичей в 2017 году

В самый волшебный праздник «Новый Омск» вспомнил самые #добрые дела 2017 года.

Собака лает — корпоратив идет: как прошли вечеринки омских компаний в честь года псаФото

Собака лает — корпоратив идет: как прошли вечеринки омских компаний в честь года пса

С кем фотографировался Стас Костюшкин? Кого веселили Артем Муратов и «РУДН»? «Новый Омск» вспоминает, как прошли новогодние корпоративы в местных компаниях.

Креативный класс: топ-10 модных мест и событий с хештегом #Омск2017

Креативный класс: топ-10 модных мест и событий с хештегом #Омск2017

Второй год подряд «Класс» выбирает десять самых ярких ивентов и заведений, за которые рублем, временем и лайком голосовали хипстеры в 2017 году.

Слова 2017 года: что узнали омичиИнфографика

Слова 2017 года: что узнали омичи

Вашему вниманию — 15 слов, о существовании или значении которых омичи не догадывались до 2017 года. Сегодня все они прописались в нашем лексиконе. Просим ознакомиться, чтобы не оставаться за бортом корабля ...

Самые живые омские фотографии 2017 года: кадры, которые стоит увидеть снова

Самые живые омские фотографии 2017 года: кадры, которые стоит увидеть снова

«Новый Омск» пересмотрел все свои (и не только свои) снимки за год и собрал альбом из самых любопытных, эмоциональных и красноречивых фотографий.

Горы, коты, Gucci: как встретили Новый год успешные и известные омичи

Горы, коты, Gucci: как встретили Новый год успешные и известные омичи

В какой части земного шара входили в 18-ый год представители местного бизнеса, культуры и сферы моды?