06 ноября 2014 11.47Общество

Про паблик спич

После праздников в социальной сети «ВКонтакте» был заблокирован самый популярный омский паблик — группа «Типичный Омск». Официальной причиной закрытия паблика администрация «ВКонтакте» назвала размещение рекламы алкоголя в группе — это запрещено правилами соцсети.

Про паблик спич

«Типичный Омск» на момент закрытия насчитывал 76 тысяч участников. Это сообщество было своего рода калькой других интернет-групп в социальных сетях, посвященных локальным вопросам и городским новостям. Как правило, в группах «Типичный Новосибирк/Воронеж/Владивосток» выкладываются смешные фотографии, сделанные на улицах города, обсуждаются городские или общемировые новости и публикации в местной прессе. Такие группы, созданные энтузиастами или рекламными агентствами, активно сотрудничают с компаниями — зачастую это операторы связи или интернета, заведения общепита или салоны косметических услуг (парикмахерские, тату-салоны).

Несмотря на довольно приличный для провинциального города трафик, «Типичный Омск» не мог похвастаться особой популярностью по сравнению с аналогичными проектами в других городах. Так, аудитория «Типичного Новосибирска» составляет порядка 200 тысяч человек, «Типичного Екатеринбурга» — 250 тысяч, «Типичного Воронежа» — 150 тысяч человек.

Паблики, или публичные страницы в социальной сети «ВКонтакте» (или в Facebook), пришли на смену многочисленным форумам. Существовавшие как в качестве приложений к другим сайтам, так и на самостоятельных площадках форумы охватывали интернет-активную аудиторию в середине нулевых. Одним из самых популярных форумов Омска в то время был «Омский форум», где на пике популярности было порядка 25 тысяч активных пользователей, по словам его администратора Александра. Однако существование такой площадки осложняется системой регистрации на сайте и фактическим подчинением одному человеку — администратору (как правило, владельцу) форума или группе «админов» и «модераторов».

В социальных сетях, особенно «ВКонтакте», таких проблем не существует — поэтому они основательно вытесняют форумы, даже когда речь идет о площадках для профессионального общения. Регистрация в группе или паблике осуществляется простым подтверждением своего желания участвовать в обсуждениях (в некоторых случаях необходимо, чтобы вашу заявку одобрил администратор группы). Список правил поведения в группах, как правило, довольно небольшой и зиждется на правилах социальной сети. «ВКонтакте» в этом смысле куда как либеральнее западного Facebook, отчего российский аналог творения Цукерберга часто считается местом сосредоточения «гопников» и невоспитанной молодежи.

В реальности это не совсем так. Если Facebook принимают не все россияне из-за особенностей его интерфейса и схемы подачи новостей, то «ВКонтакте» действительно более удобен и дружественен по отношению к пользователю, и поэтому продукт Павла Дурова более «населен» россиянами. Так, аккаунтов, в которых существует географическая привязка к Омску, «ВКонтакте» около миллиона — не все из них «живые» (часть была создана рекламщиками в эпоху «дикого SMM», когда рекламодателю важно было видеть цифры, а не живых людей в пабликах). Той самой «школоты», о которой говорят противники «ВКонтакте», в омском его сегменте — всего около 140 тысяч человек. Студентов (в возрасте от 17 до 22 лет) несколько больше — 200 тысяч. Костяк пользователей «ВКонтакте» составляют представители молодой и средневозрастной аудитории — от 22 до 39 лет. Студенческой эта соцсеть считается по причине наибольшей активности аудитории в возрасте от 17 до 22 лет.

Большим плюсом активности в сети «ВКонтакте» является аморфность любого образования в ней. Если администратор интернет-форума «банил» пользователя, то есть налагал на него определенные санкции за нарушение правил поведения на форуме, — последнему не оставалась ничего, кроме как смириться с решением «админа». «ВКонтакте» «забаненный» пользователь может продолжить общение с оппонентами на персональной странице или буквально двумя кликами, создав собственную группу того же направления.

Относительная легкость в создании группы и наборе аудитории, особенно если речь идет о локальной тематике, обуславливает и частое нарушение правил «ВКонтакте» самими администраторами. «Группа была забанена не из-за того,что ее подставили злые конкуренты, а из-за кривизны рук одного из админов! Давайте думать объективно. Старую группу уже не разбанят. Зачем нам старое, когда можно создать что то новое и интересное», — цитирует «СуперОмск» одного из администраторов закрытой группы «Типичный Омск» Александра Тютрюмова. Опыт подсказывает, что создателям новой группы удастся набрать прежнюю аудиторию за несколько месяцев.

Нужно сразу оговориться, для понимания читателя, что участие в паблике не накладывает на пользователя никаких обязанностей. Любые активные действия остаются на его совести, в том числе и возможность отписаться от обновлений новостной ленты паблика. Иными словами, определить точную численность активных пользователей и потребителей внутренней рекламы группы «ВКонтакте» стороннему человеку невозможно — как правило, статистика посещений и активности в группе доступна только администраторам.

При этом, однако, паблик мог приносить своим пользователям от 30 тысяч рублей в месяц в качестве средств, получаемых от рекламодателей. «1000 рублей в день для такого паблика — это минимум, — утверждает владелец группы «100 необычных мест Омска и Омской области» Денис Диденко. С ним согласен администратор и владелец другой массовой группы «ВКонтакте», который на условиях анонимности сообщил «Деловому Омску» аналогичные расценки: «Из моей группы можно выжимать 1500 рублей в день. А «Типичный Омск» настолько был забит рекламой, что там цифра в разы была больше». По словам владельцев пабликов, которые лишились своего главного конкурента, в «Типичном Омске» работала целая команда редакторов и менеджеров, у каждого из которых были свои функции, в том числе и по работе с рекламодателями.

В целом, группа, подобная «Типичному Омску», по оценке собеседников «Делового Омска», может стоить от 70 до 150 тысяч рублей, если бы ее захотел купить крупный рекламодатель. Денис Диденко делает свой вывод из простого подсчета: один рубль за одного подписчика (в «Типичном Омске», напомним, их было 76 тысяч на момент закрытия). Однако оба наших эксперта считают аудиторию «Типичного Омска» непривлекательной для рекламодателя — в отличие от тех же «100 мест», которые Диденко оценивает на 100% дороже «Типичного Омска».

Видеть в локальных пабликах «ВКонтакте» конкурента интернет-СМИ все-таки нельзя, считают Диденко и его коллега Дмитрий, не пожелавший открывать свою фамилию публично. «По моим наблюдения, — говорит последний, — там преобладала аудитория младше 18 лет, несамостоятельная, не платежеспособная». Денис Диденко поддерживает Дмитрия, считая молодежную аудиторию «Типичного Омска», сторонников «глупого юмора», неплатежеспособной — и оттого неинтересной крупному рекламодателю. А ведь как раз сотрудничество с таковым — представителями федеральных брендов или даже омских сетей — могло бы не только увеличить прибыльность бизнеса на пабликах, но и составить конкуренцию интернет-СМИ, которые также активно сейчас идут в социальные сети — однако с уже существующими неформальными пабликами тягаться они не могут.

Наиболее популярными омскими сообществами в сети «ВКонтакте» после закрытия «Типичного Омска» остались «ОМСК ВКонтакте» (44 тысячи подписчиков), неофициальная группа ХК «Авангард» (39 тысяч подписчиков; у официальной группы — почти 28 тысяч), «МЕГА Омск» (более 36 тысяч подписчиков) и «Клуб «Атлантида» (порядка 35 тысяч подписчиков).

Однако уже сегодня, через два дня после закрытия популярного паблика, на запрос «Типичный Омск» «ВКонтакте» вы получите 83 результата. Среди них «Типичный Омск (city journal)», в котором уже 21 тысяча подписчиков и есть реклама салона сотовой связи и кальянной, а также четыре группы с названием «Типичный Омск» и различными вариациями от New до «Возвращение», в которых от 400 до 1200 участников. Имеет ли хотя бы один из них отношение к администрации закрытого за торговлю алкголем паблика, неизвестно.

Александр Жиров

Добавить комментарий
Как приготовить ароматные апельсиновые вафли

Как приготовить ароматные апельсиновые вафли

Новая встреча в «звездных» гостях: угощаемся венскими вафлями и алтайскими пряниками с облепиховым чаем и говорим о стильных киногероях, любви к Парижу и постельных сценах в омском кино.

Во славу антихайпа: Гнойный в ОмскеВидео

Во славу антихайпа: Гнойный в Омске

Репортаж с первого концерта Славы Машнова в Омске. Публику послал, хорька приласкал, очки не снял.

Преображение 2.0: симфония красоты

Преображение 2.0: симфония красоты

О тенденциях сезона осень-зима'17-18 в косметологии, стрижках, окрашивании, маникюре и визаже. Много важных советов и результат налицо — от специалистов студии «Монро» и мобильной имидж-студии ...

Шедевры Эрмитажа в Омске

Шедевры Эрмитажа в Омске

Рассказываем, какие предметы можно увидеть на выставке в музее им. Врубеля.

Преображение 2.0: как реанимировать кожу за час

Преображение 2.0: как реанимировать кожу за час

Как Николай Рябов и Ольга Алексеева в гости к «Мадам Ву» ходили. О пилингах, масках и чудесах.

Что покажут и расскажут омичам в парке «Россия — моя история»Видео

Что покажут и расскажут омичам в парке «Россия — моя история»

«Новый Омск» приводит любопытные экспонаты и мифы, которые в музее стремятся развенчать.

Владимир Котляров, «Порнофильмы»: «Цой мотивировал, я тоже стараюсь это делать. А Бродский ныл»

Владимир Котляров, «Порнофильмы»: «Цой мотивировал, я тоже стараюсь это делать. А Бродский ныл»

Фронтмен панк-группы рассказал «Классу» о классиках и их местах на корабле современности, протестах против системы и экстремизме.

Преображение 2.0: как Ольга Алексеева и Николай Рябов от рук отбивались

Преображение 2.0: как Ольга Алексеева и Николай Рябов от рук отбивались

Впечатляющие результаты героев, выдержавших одну из самых эффективных процедур текущего сезона.

Как за 15 минут сделать зубы белее?

Как за 15 минут сделать зубы белее?

Об улыбках Николая Рябова и Ольги Алексеевой — со всех сторон.

Какими судьбами: Степан Бонковский приехал в семью «Народного героя» Антона Кудрявцева

Какими судьбами: Степан Бонковский приехал в семью «Народного героя» Антона Кудрявцева

Депутат поздравил самую известную в Омске многодетную семью с прибавлением. Месяц назад у Антона и Людмилы Кудрявцевых родился десятый ребенок.

Гуша Катушкин, музыкант: «Я — бабушка, продающая пирожки. Представитель очень малого шоу-бизнеса»Видео

Гуша Катушкин, музыкант: «Я — бабушка, продающая пирожки. Представитель очень малого шоу-бизнеса»

Автор и исполнитель вирусных хитов приехал в Омск и в преддверии концерта провел неформальную встречу.

Стать звездой: советы от кастинг-директора для тех, кто желает оказаться по ту сторону экрана

Стать звездой: советы от кастинг-директора для тех, кто желает оказаться по ту сторону экрана

Экс-омичка Елизавета Николаева провела мастер-класс в родном городе.

Тест: что вы знаете о революции 1917 года

Тест: что вы знаете о революции 1917 года

Ура, товарищи! Свершилось! Сегодня отмечается 100 лет со дня Великой Октябрьской революции. Еще 30 лет назад в нашей стране любой от мала до велика знал о тех событиях практически все. «Новый Омск» ...

Не на «Жизнь», а на смерть, или Примерит ли Омск «Золотую маску» в двенадцатый раз?

Не на «Жизнь», а на смерть, или Примерит ли Омск «Золотую маску» в двенадцатый раз?

В 2018 году за престижную премию поборется спектакль «Жизнь» театра драмы. Наудачу вспоминаем всех обладателей «Золотой маски» в Омске.