Деловой Омск

Деловой Омск

27 февраля 2014 09.18Статьи

Кинорынок идет по омскому сценарию

Низкие экономические показатели омского рынка кино делают его непривлекательным для прихода федеральных сетей кинотеатров.

Кинорынок идет по омскому сценарию

 Однако игроков местного уровня в городе становится все больше.

В 2013 году открылись два многозальных кинотеатра — «Маяк» и «Слава», а к 2016 году нас ждут еще два реконструированных — «Первомайский» и «Сатурн». Кинотеатр «Маяковский», дабы сохранить свои лидирующие позиции, готов провести реконструкцию здания и ввести еще несколько кинозалов.

Конкурентная география
Изначально проект реконструкции здания кинотеатра «Маяковский» подразумевал увеличение площади здания с 2,2 тыс. кв. метров до 6,2 тыс. кв. метров. При этом в кинотеатре должны были появиться 4 зала на 560 мест, фуд-корт и подземный паркинг. Но общественные протесты по застройке бывшего Кадышевского кладбища заставили руководство КДЦ задуматься о подготовке нового проекта. По словам заместителя директора кинотеатра «Маяковский» Константина Краскова, сегодня без дополнительной пристройки к зданию можно оборудовать и ввести в эксплуатацию два зала общей вместимостью в 200 человек. При этом сумма вложений составит порядка 30 млн рублей.

«Омск — уникальный город. Из 100 наиболее крупных кинотеатров страны с 8-9 залами только 5 расположено в нашем городе, но из этого уже складывается немалая конкуренция, — говорит Красков. — При этом средняя цена билета для омича составит лишь 140-150 рублей против 200 рублей, типичных для России в целом. Во-вторых, еще более усугубляет проблему платежеспособности и формирования потоков посетителей кинотеатров их расположение в Омске. Так, 4 крупнейших игрока — «Атриум-кино», «Маяковский», «Слава» и «Вавилон» — расположены недалеко друг от друга».

Высокая конкуренция негативно сказывается на самом кинопрокате. В отличие от иногородних ассоциаций кинотеатров, омские прокатчики не привыкли договариваться и делить между собой премьеры, кинотеатральные события, детские показы и рекламные акции.

Показательная статистика
По данным Минкульта Омской области, в 2012 году общее количество посещений коммерческого кино в нашем городе перевалило за 3 миллиона 138 тысяч раз. Умножив эту цифру на среднюю цену билета (150 руб.), получим общий объем рынка в 470 млн руб. По показателю посещаемости мы приближаемся к общеевропейским цифрам. За рубежом люди ходят в кино в среднем 3-5 раз в год. Парадоксально, но в советские годы эта цифра в Омске составляла 12-20 посещений.

Ежегодный же рост аудитории незначителен и составляет не более 5%. Основная часть экономически активного населения Омска, а это 15%, меняет только предпочтения в посещении того или иного заведения. По словам директора кинотеатра «Слава» Дмитрия Савельева, в 2013 году с приходом двух новых кинотеатров на омском рынке кино изменилась расстановка сил между самими игроками. Пальма первенства в посещаемости по-прежнему осталась за «Атриум-кино» и «Континентом», третье и четвертое места занимают «Вавилон» и «Галактика», а на пятой и шестой позициях расположились «Слава» и «Маяк», успев опередить «Маяковский» и «Кристалл». Как считает Савельев, значительный прирост посетителей кинотеатра «Слава» составила аудитория расположенного по соседству кинотеатра «Маяковский». За дополнительный комфорт, новые кресла и оборудование в залах и широкий ассортимент попкорна (12 вкусов) аудитория готова платить 220 рублей за билет вместо прежних 150.

Вопрос автономности
На омском рынке нет ни одного федерального кинотеатра. По мнению омских игроков, высокая конкуренция среди местных кинотеатров пока не оставляет никаких шансов для прихода федеральных сетей. «Первое, чем славятся федералы — высокой ценой билета, но в нашем городе она, напротив, слишком низкая, а значит период окупаемости инвестиционных затрат многократно увеличится, — продолжает Красков. К этому показателю стоит добавить и отсутствие привлекательных коммерческих площадей для заметных российских кинопрокатчиков. Так компанию «Синема Парк» обещал привезти новый крупный торгово-развлекательный комплекс «Триумф-2», ввод которого изначально был намечен на конец 2016 года. Иной площадки для расположения в Омске «Синема Парк» пока не увидел».

«В последние годы устойчивой тенденцией стало открытие многозальных кинотеатров в торгово-развлекательных центрах. Это и понятно: торговый центр способен генерировать хороший трафик посетителей, а современный кинотеатр добавляет ему востребованную развлекательную функцию», — комментирует ситуацию директор киноцентра «Слава» Дмитрий Савельев. 

Залы кинотеатров, расположенных в комплексах, соответствуют также еще одной четко наметившейся тенденции на омском рынке. По словам руководителей, сегодня омичи тяготеют к просмотру фильмов в кинотеатрах с небольшими залами, численностью порядка 50-80 человек, а не в огромных залах на 300-400 зрителей, как было пару лет назад.

Похвастать своей независимостью от торгово-развлекательных площадок в Омске могут лишь два кинотеатра — «Галактика» и «Маяковский». Такая модель расположения кинотеатра в торговых моллах получила свое развитие еще 20 лет назад в Америке. «Даже современный отдельно стоящий кинотеатр, расположенный в спальном районе, просто не сможет существовать по экономическим причинам, — говорит Константин Красков. — Позволить себе автономность могут только старые кинотеатры, с историей, построенные еще в советские времена на хороших площадках с многочисленными транспортными развязками».

Подтверждает такое мнение директор однозального кинотеатра «Космос» Елена Липкова: «Многозальному кинотеатру гораздо проще варьировать репертуар между посетителями и кинопрокатными компаниями, которые выдвигают драконовские условия. Так, например, предстоящий прокат мульт-фильма «РИО-2» нам придется держать целых 4 недели, в то время как зритель близлежащего района требует разнообразия в репертуаре». По тем же причинам такие кинотеатры не могут обеспечить полной глубины проката каждому фильму и собрать все яркие новинки насыщенного осенне-зимнего сезона. Из трех одновременно вышедших на экраны блокбастеров кинотеатр «Космос» в состоянии дать прокат лишь одному. Фильмы жанра «экшн», фантастические блокбастеры, боевики и мультфильмы отодвигают на второй план мелодрамы и музыкальные фильмы.

О модернизации
Единодушие омские кинотеатры проявляют лишь в одном — рвении к техническому усовершенствованию. Омский зритель в ногу с последними достижениями кинопроката каждые 2-3 года претендует на более глубокий и объемный звук, яркую и реалистичную картинку. По мнению Елены Липковой, устраивать настоящую «гонку вооружений» имеет смысл при очень высоком бюджете. Стоимость внедрения инноваций в кинотеатре начинается от 300 тысяч рублей, заканчивается на нескольких миллионах. Но поистине потрясающих воображение форматов, вроде Atmos или IMAX, в нашем городе нет ни у кого. Так оборудование 3D IMAX-зала стоит около 5 млн долларов, а звуковой формат Dolby Atmos с эффектом присутствия — от 800 тыс. рублей.

15 072

15 0722

Наталья Виркунен

Статья опубликована в газете «Деловой Омск» №7(011) 25 февраля

Добавить комментарий
Что омичи могут увидеть в «Старине Сибирской?

Что омичи могут увидеть в «Старине Сибирской?

Репортаж о посещении музея-заповедника.

Айболит родом из Питера: премьера для маленьких омичей

Айболит родом из Питера: премьера для маленьких омичей

В «Пятом театре» показали спектакль по мотивам сказки Корнея Чуковского.

Екатерина Солуня, певица: «Оперу ни на что не променяю. Там все вживую и по-настоящему!»

Екатерина Солуня, певица: «Оперу ни на что не променяю. Там все вживую и по-настоящему!»

Восходящая звезда родом из Омска, студентка Гнесинки, оперная певица рассказала «Классу» о первых шагах на пути к успеху.

Хороводы муз в омской «Пушкинке»

Хороводы муз в омской «Пушкинке»

Продолжаем серию публикаций о главной библиотеке региона.

Михаил Мальцев, директор омского ТЮЗа: «Мы зарабатываем. Но на самообеспечении культура не выживет»

Михаил Мальцев, директор омского ТЮЗа: «Мы зарабатываем. Но на самообеспечении культура не выживет»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать муниципальные театры и музеи на плаву.

Секс, смерть или попойка: тест на знание «Игры престолов»

Секс, смерть или попойка: тест на знание «Игры престолов»

В свет вышла первая серия седьмого сезона легендарного сериала «Игра престолов». «Новый Омск» проанализировал все предыдущие сезоны и узнал, как часто здесь убивали, занимались сексом и ...

Проверено на себе: омская экскурсия по следам Колчака

Проверено на себе: омская экскурсия по следам Колчака

Рассказываем, что на ней можно увидеть интересного.

Мгновение — финиш: воскресные скачки на омском ипподроме

Мгновение — финиш: воскресные скачки на омском ипподроме

Кони, люди, ставки и пыль столбом — в нашем репортаже.

Как омский Шторм в автошколу пошел

Как омский Шторм в автошколу пошел

Александр Шлеменко прошел весь процесс обучения, а «Новый Омск» заснял брутального бойца за рулем.

Три колеса, пуд соли и тонны силы воли

Три колеса, пуд соли и тонны силы воли

Как известно, для человека нет ничего невозможного. Недавно посетивший Омск путешественник с ограниченными возможностями здоровья Алексей Костюченко — тому подтверждение.

Тест: Какой из вас Двораковский?

Тест: Какой из вас Двораковский?

Ровно пять лет назад Вячеслав Двораковский официально вступил в должность мэра. За это время омичи так преуспели в его критике и дали ему столько советов, что им впору уже самим сесть в его кресло и показать всем, ...

Есть или не есть: в Омске прошел второй VegFest

Есть или не есть: в Омске прошел второй VegFest

Только вегетарианская еда, спортивные мероприятия, йога, танцы, полезные лектории.

Омская золушка: Эпизод IV

Омская золушка: Эпизод IV

В «Арлекине» состоялась премьера спектакля для детей.

«Иллюзии» Вырыпаева: эскизный показ в омском Лицейском театре

«Иллюзии» Вырыпаева: эскизный показ в омском Лицейском театре

Войдет ли работа Евгении Мальгавко в репертуар нового сезона, решали в минувшую среду.