Деловой Омск

Деловой Омск

13 ноября 2014 06.01Статьи

Конкуренты повышают градус

Федеральные игроки алкогольной розницы вытесняют местные компании. Конкуренты называют рынок перенасыщенным, но тем не менее собираются удвоить количество точек.

Конкуренты повышают градус

Бурное развитие рынка так называемых алкомаркетов началось в этом году. В январе в Омск зашла сеть магазинов «Бристоль» из Нижнего Новгорода, дочка крупнейшего в России табачного дистрибьютора. К марту у компании было 2 магазина, а в начале ноября — уже 25.

Более чем вдвое увеличила свое присутствие в Омске еще одна иногородняя фирма — «Красное&Белое» из Челябинска. Только за полгода она открыла свыше 50 магазинов. Сейчас сеть насчитывает 82 точки.

Местные игроки не могут похвастать таким мощным ростом. В начале года ассоциация «Омский виноторговый дом» включала 100 магазинов, а сегодня их, по данным маркетологов, более 110. При этом сетевых всего 75 магазинов — 51 «Алкомаркет», 22 «ИгариКа» и 2 бутика «Красное и белое». Остальные точки продаж — это склады-магазины и фирменные точки.

«Алкогольная Сибирская Группа» сеть не расширяет. Судя по информации в «2ГИСе», сейчас под их брендом «ОмскВинпром» действуют 24 фирменных магазина, это даже на один меньше, чем полгода назад. Работающие в более дорогом сегменте сети «Наполеон» и «Х.О» имеют по 7-8 точек.

Ритейлеры на закуску

Алкомаркеты сегодня — выгодные участники рынка коммерческой недвижимости: они не только осваивают семимильными шагами стрит-ритейл, но и занимают места в спальных районах, внутри кварталов. И любопытно, что по количеству точек алкогольные ритейлеры уже соперничают с продуктовыми.

Например, челябинцы обгоняют крупную краснодарскую продовольственную сеть «Магнит», состоящую из 75 супермаркетов. Как говорит региональный представитель по развитию сети в Омской области компании «Красное&Белое» Евгений Андреев, некоторые продуктовые магазины опасаются вставать рядом с ними. Видимо, дело в том, что, в отличие от других алкомаркетов, в челябинской сети всего 40% приходится на крепкий алкоголь, а оставшаяся доля — это продукты питания и пиво.

Сейчас в Омске продажей алкоголя занимаются более 60 организаций, из них 15 сетевых. Всего же насчитывается более 300 специализированных алкомаркетов. По оценке аналитика УК «Финам Менеджмент» Максима Клягина, объем продаж алкогольной продукции в специализированных магазинах Омска может составлять 4-4,5 млрд рублей.

Евро спутал планы

По оценке самих игроков, объем рынка алкогольной розницы не растет, а покупательская способность омичей падает. Из-за этого магазины теряют выручку, а некоторые становятся и вовсе нерентабельными. Конкуренция уже выдавила с омского рынка новосибирскую сеть алкомаркетов «Септима» — проработав 3 года, компания свернула в этом году 7 розничных магазинов.

«Рынок в Омске перенасыщен, и борьба идет активная, — говорит управляющая омской сетью магазинов «Бристоль» Марина Денисова. — А поскольку количество магазинов растет, рынок просто делится на всех. Если раньше, например, работал один магазин с выручкой 100 тыс. рублей, то когда открылись 3 точки, эта сумма распределилась уже по трем игрокам».

Ресторатор и учредитель сетей «Винные погреба» и «Наполеон» Ян Скопин отмечает, что сложившаяся ситуация на руку потребителю. В борьбе за омского покупателя федералы активно демпингуют. Но это, по словам бизнесмена, короткий плюс — в этой борьбе будет победитель, который позже отыграет цены в свою пользу.

Скопин говорит, что на соотношение сил на рынке может повлиять рост евро: «На полках стоит вино, которое было посчитано еще по курсу 42 рубля за евро. Сейчас он вырос до 56 рублей — на 33%. По идее покупателям самое время броситься покупать алкоголь к Новому году. И если люди будут скупать напитки по этим ценам, то компаниям придется закупать новый товар дороже, чем продавали. Борьба будет еще жестче, выживет сильнейший, он и поднимет цены».

Конкуренция будет расти

Судя по планам участников рынка, конкуренция будет расти и дальше. «Красное&Белое» до конца года собирается открыть еще 5 магазинов, а в 2015 году — 82 магазина (по 7 в месяц).

«Бристоль» планирует довести сеть до 60 магазинов.

«Мы хотели открыть такое количество точек до конца этого года, — поясняет Марина Денисова. — Но будем оценивать рынок. К тому же мы подыскиваем интересные площадки, смотрим трафик — не хотим сами себя убивать».

Объемы инвестиций компании не называют. По оценке компании «Финам», вложения в один алкомаркет площадью 100 кв. метров могут составлять 2-3 млн рублей.

Крупнейший местный сетевик «Омский виноторговый дом» не стал раскрывать свои планы по развитию.

Ян Скопин отмечает, что по насыщенности алкомаркетов Омск разительно отличается от Новосибирска, где люди привыкли закупать напитки с градусом не в специализированных форматах, а в гипермаркетах и Cash&Carry.

«В Новосибирске культура алкомаркетов развита слабо. Рынок пустой, поскольку популярны другие каналы сбыта».

По его словам, и в Омске серьезную ценовую конкуренцию алкогольному ритейлу способны составить супермаркеты, например, компания «Холидей».

Бизнесмен считает, что Омск привлекает игроков высокой маржой: «В Омске всегда были высокие наценки в специализированных магазинах. Отчасти это и повлияло на решение федеральных игроков зайти на омский рынок и поучаствовать в битве за покупателя».

alko12

Пиво потеснило водку

Росстат подсчитал, как изменились алкогольные предпочтения россиян в январе-сентябре этого года.

За 9 месяцев наши сограждане купили меньше водки и ликеро-водочных изделий. Доля этих напитков уменьшилась с 42% от общего количества проданных алкогольных напитков в прошлом году до 40,2% в этом. А доля пива, напротив, выросла — с 40,8% до 42,6%.

Вина продано столько же, сколько и в январе-сентябре 2013 года — 8,2%. Не изменилась и доля шампанского — 2,3%. Коньяка же россияне купили чуть больше — 3,9% против 3,8% в прошлом году.

Потенциал для роста еще есть

Максим Клягин, аналитик УК «Финам Менеджмент».

Рынок алкогольной продукции, безусловно, весьма конкурентный. Однако профильные розничные проекты в большинстве регионов представлены пока относительно слабо — основное предложение концентрируется в рамках универсальной розничной торговли. Поэтому у данного сегмента есть определенный потенциал роста.

Основными преимуществами подобных форматов, позволяющими достаточно эффективно конкурировать с традиционными сетями, выступают более широкий ассортимент предложения, дополнительный сервис и возможность выгодного расположения в основных торговых локациях благодаря сравнительно небольшой площади.

alko13

 

Светлана Бронникова

Фото: Вадим Харламов

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №43 (047) 11 ноября

Теги: Алкоголь

Добавить комментарий
Почти чеховская история: в «Галерке» прошла премьера спектакля «В поисках радости»

Почти чеховская история: в «Галерке» прошла премьера спектакля «В поисках радости»

Ее поставил главный режиссер и художественный руководитель театра Владимир Витько.

Арсений Попов, актер шоу «Импровизация»: «Уезжать из Омска было тяжело. Но иначе вы бы не брали у меня интервью»

Арсений Попов, актер шоу «Импровизация»: «Уезжать из Омска было тяжело. Но иначе вы бы не брали у меня интервью»

Участник популярного шоу на ТНТ рассказал «Классу» об омской театральной школе, хейтерах и шутках под разрядом тока.

Оля Слово, основатель школы стилистов Self Made Studio: «Мода современна — стиль вечен»Фото

Оля Слово, основатель школы стилистов Self Made Studio: «Мода современна — стиль вечен»

Оля побывала в Омске в рамках образовательного проекта GTOUR-2017 и рассказала, как создала школу стилистов и персональных шоперов, а затем запустила альтернативное печатное издание о моде и культуре.

Вес_имеем: Дневники худеющих

Вес_имеем: Дневники худеющих

О мотивации, правильных привычках и о том, каково это — ходить в гости к Шлеменко по утрам.

Георгий Яшин, создатель бренда Ziq & Yoni и первой сникер-химчистки: «Мы не хотели работать на дядь, мы сами стали дядями»

Георгий Яшин, создатель бренда Ziq & Yoni и первой сникер-химчистки: «Мы не хотели работать на дядь, мы сами стали дядями»

Москвич без высшего образования, но с двумя работающими бизнес-проектами рассказал, как искать, находить и реализовывать идеи для организации и раскрутки своего дела.

Тест:  Вы гопник или нет?

Тест: Вы гопник или нет?

Приближается весна, которая выведет на улицы Омска не только женщин в миниюбках и любителей субботников, но и истосковавшихся за зиму по свежему воздуху представителей гоп-культуры.

Бикини по весне: в Омске прошел кубок по бодибилдингу и фитнесу

Бикини по весне: в Омске прошел кубок по бодибилдингу и фитнесу

18 марта в «Химике» состоялись соревнования по бодибилдингу, бодифитнесу, фитнесу и фитнес-бикини. Жители Омска, Новосибирска, Екатеринбурга, Тюмени, Красноярска выступили в 13 номинациях, а ...

«Обрехтить» Ремарка: «Три товарища» на омской сцене

«Обрехтить» Ремарка: «Три товарища» на омской сцене

В омском драмтеатре состоялась премьера спектакля по культовому произведению Эриха Марии Ремарка.

Из Америки в Омск: Велоtrip 19 века

Из Америки в Омск: Велоtrip 19 века

Какой увидел Сибирь путешественник Томас Ален.

Омские реликвии: 10 самых дорогих коллекционных вещей на продажу

Омские реликвии: 10 самых дорогих коллекционных вещей на продажу

«Класс» узнал, что и за какие деньги выставляют местные коллекционеры.

Кристина Соловьева, модельер: «Магазин одежды для кукол имел оглушительный успех»

Кристина Соловьева, модельер: «Магазин одежды для кукол имел оглушительный успех»

О коллекционных моделях, модных коллекциях и хобби, переросшем в бизнес - в нашем интервью.

#ВЕС_ИМЕЕМ: Grandиозный Fitness

#ВЕС_ИМЕЕМ: Grandиозный Fitness

Кирилл Хариби, Сюзанна Егиян и Евгений Долганев на пути к идеальному телу.

Регина Тодоренко, «Орел и Решка»: «Вижу своего парня трижды в месяц»

Регина Тодоренко, «Орел и Решка»: «Вижу своего парня трижды в месяц»

Ведущая и путешественница рассказала «Классу», чему удивляться, когда объездил целый мир.

Похудение под прицелом

Похудение под прицелом

Жизнь замечательных людей, или Каково худеть под пристальными взорами любопытствующих. Часть первая.

Евгения Деник, автор проекта WEDDING FAST DATING: «Мы приглашаем на свидания уже помолвленные пары»

Евгения Деник, автор проекта WEDDING FAST DATING: «Мы приглашаем на свидания уже помолвленные пары»

Об уникальном для Омска мероприятии «Классу» рассказали свадебный организатор Евгения Деник и ведущий Алексей Куликов.