Деловой Омск

Деловой Омск

13 ноября 2014 06.01Статьи

Конкуренты повышают градус

Федеральные игроки алкогольной розницы вытесняют местные компании. Конкуренты называют рынок перенасыщенным, но тем не менее собираются удвоить количество точек.

Конкуренты повышают градус

Бурное развитие рынка так называемых алкомаркетов началось в этом году. В январе в Омск зашла сеть магазинов «Бристоль» из Нижнего Новгорода, дочка крупнейшего в России табачного дистрибьютора. К марту у компании было 2 магазина, а в начале ноября — уже 25.

Более чем вдвое увеличила свое присутствие в Омске еще одна иногородняя фирма — «Красное&Белое» из Челябинска. Только за полгода она открыла свыше 50 магазинов. Сейчас сеть насчитывает 82 точки.

Местные игроки не могут похвастать таким мощным ростом. В начале года ассоциация «Омский виноторговый дом» включала 100 магазинов, а сегодня их, по данным маркетологов, более 110. При этом сетевых всего 75 магазинов — 51 «Алкомаркет», 22 «ИгариКа» и 2 бутика «Красное и белое». Остальные точки продаж — это склады-магазины и фирменные точки.

«Алкогольная Сибирская Группа» сеть не расширяет. Судя по информации в «2ГИСе», сейчас под их брендом «ОмскВинпром» действуют 24 фирменных магазина, это даже на один меньше, чем полгода назад. Работающие в более дорогом сегменте сети «Наполеон» и «Х.О» имеют по 7-8 точек.

Ритейлеры на закуску

Алкомаркеты сегодня — выгодные участники рынка коммерческой недвижимости: они не только осваивают семимильными шагами стрит-ритейл, но и занимают места в спальных районах, внутри кварталов. И любопытно, что по количеству точек алкогольные ритейлеры уже соперничают с продуктовыми.

Например, челябинцы обгоняют крупную краснодарскую продовольственную сеть «Магнит», состоящую из 75 супермаркетов. Как говорит региональный представитель по развитию сети в Омской области компании «Красное&Белое» Евгений Андреев, некоторые продуктовые магазины опасаются вставать рядом с ними. Видимо, дело в том, что, в отличие от других алкомаркетов, в челябинской сети всего 40% приходится на крепкий алкоголь, а оставшаяся доля — это продукты питания и пиво.

Сейчас в Омске продажей алкоголя занимаются более 60 организаций, из них 15 сетевых. Всего же насчитывается более 300 специализированных алкомаркетов. По оценке аналитика УК «Финам Менеджмент» Максима Клягина, объем продаж алкогольной продукции в специализированных магазинах Омска может составлять 4-4,5 млрд рублей.

Евро спутал планы

По оценке самих игроков, объем рынка алкогольной розницы не растет, а покупательская способность омичей падает. Из-за этого магазины теряют выручку, а некоторые становятся и вовсе нерентабельными. Конкуренция уже выдавила с омского рынка новосибирскую сеть алкомаркетов «Септима» — проработав 3 года, компания свернула в этом году 7 розничных магазинов.

«Рынок в Омске перенасыщен, и борьба идет активная, — говорит управляющая омской сетью магазинов «Бристоль» Марина Денисова. — А поскольку количество магазинов растет, рынок просто делится на всех. Если раньше, например, работал один магазин с выручкой 100 тыс. рублей, то когда открылись 3 точки, эта сумма распределилась уже по трем игрокам».

Ресторатор и учредитель сетей «Винные погреба» и «Наполеон» Ян Скопин отмечает, что сложившаяся ситуация на руку потребителю. В борьбе за омского покупателя федералы активно демпингуют. Но это, по словам бизнесмена, короткий плюс — в этой борьбе будет победитель, который позже отыграет цены в свою пользу.

Скопин говорит, что на соотношение сил на рынке может повлиять рост евро: «На полках стоит вино, которое было посчитано еще по курсу 42 рубля за евро. Сейчас он вырос до 56 рублей — на 33%. По идее покупателям самое время броситься покупать алкоголь к Новому году. И если люди будут скупать напитки по этим ценам, то компаниям придется закупать новый товар дороже, чем продавали. Борьба будет еще жестче, выживет сильнейший, он и поднимет цены».

Конкуренция будет расти

Судя по планам участников рынка, конкуренция будет расти и дальше. «Красное&Белое» до конца года собирается открыть еще 5 магазинов, а в 2015 году — 82 магазина (по 7 в месяц).

«Бристоль» планирует довести сеть до 60 магазинов.

«Мы хотели открыть такое количество точек до конца этого года, — поясняет Марина Денисова. — Но будем оценивать рынок. К тому же мы подыскиваем интересные площадки, смотрим трафик — не хотим сами себя убивать».

Объемы инвестиций компании не называют. По оценке компании «Финам», вложения в один алкомаркет площадью 100 кв. метров могут составлять 2-3 млн рублей.

Крупнейший местный сетевик «Омский виноторговый дом» не стал раскрывать свои планы по развитию.

Ян Скопин отмечает, что по насыщенности алкомаркетов Омск разительно отличается от Новосибирска, где люди привыкли закупать напитки с градусом не в специализированных форматах, а в гипермаркетах и Cash&Carry.

«В Новосибирске культура алкомаркетов развита слабо. Рынок пустой, поскольку популярны другие каналы сбыта».

По его словам, и в Омске серьезную ценовую конкуренцию алкогольному ритейлу способны составить супермаркеты, например, компания «Холидей».

Бизнесмен считает, что Омск привлекает игроков высокой маржой: «В Омске всегда были высокие наценки в специализированных магазинах. Отчасти это и повлияло на решение федеральных игроков зайти на омский рынок и поучаствовать в битве за покупателя».

alko12

Пиво потеснило водку

Росстат подсчитал, как изменились алкогольные предпочтения россиян в январе-сентябре этого года.

За 9 месяцев наши сограждане купили меньше водки и ликеро-водочных изделий. Доля этих напитков уменьшилась с 42% от общего количества проданных алкогольных напитков в прошлом году до 40,2% в этом. А доля пива, напротив, выросла — с 40,8% до 42,6%.

Вина продано столько же, сколько и в январе-сентябре 2013 года — 8,2%. Не изменилась и доля шампанского — 2,3%. Коньяка же россияне купили чуть больше — 3,9% против 3,8% в прошлом году.

Потенциал для роста еще есть

Максим Клягин, аналитик УК «Финам Менеджмент».

Рынок алкогольной продукции, безусловно, весьма конкурентный. Однако профильные розничные проекты в большинстве регионов представлены пока относительно слабо — основное предложение концентрируется в рамках универсальной розничной торговли. Поэтому у данного сегмента есть определенный потенциал роста.

Основными преимуществами подобных форматов, позволяющими достаточно эффективно конкурировать с традиционными сетями, выступают более широкий ассортимент предложения, дополнительный сервис и возможность выгодного расположения в основных торговых локациях благодаря сравнительно небольшой площади.

alko13

 

Светлана Бронникова

Фото: Вадим Харламов

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №43 (047) 11 ноября

Теги: Алкоголь

Добавить комментарий
Школа и журналистика: сбрось кумира с корабля современности

Школа и журналистика: сбрось кумира с корабля современности

В прошлом выпуске проекта мы определились с редактором школьного журнала «ДВИЖ», и наконец настал момент представить всю детскую редакцию на суд читателя.

Тест: а вы бы смогли работать в «Новом Омске»?

Тест: а вы бы смогли работать в «Новом Омске»?

Нашему сайту уже два года. Мы много времени проводим на рабочем месте и, в принципе, считаем его достаточно удобным, а работу — интересной. Но что бы сказали вы, оказавшись на нашем месте?Пройдите тест и ...

НеГородской Пикник: 12 часов, пять площадок, десятки участников и тысячи омичей

НеГородской Пикник: 12 часов, пять площадок, десятки участников и тысячи омичей

24 июня в парке на Королева состоится пикник-2017. Музыкальные выступления, мастер-классы, лекции, конкурсы, ярмарка и другие активности под отрытым небом.

Шикарный маршрут для медового месяца, мальчишник в Турции и самолет для молодоженов

Шикарный маршрут для медового месяца, мальчишник в Турции и самолет для молодоженов

Гости «Нового Омска» узнали главное о свадебных путешествиях.

Эмоциональная редакция: набор гифок и стикеров от «Нового Омска»

Эмоциональная редакция: набор гифок и стикеров от «Нового Омска»

В честь двухлетия мы вновь решили рассказать, какой он «Новый Омск» в лицах.

Калачинск-тур: лук и тимбилдинг, кукла-сваха и песни-пляскиВидео

Калачинск-тур: лук и тимбилдинг, кукла-сваха и песни-пляски

«Новый Омск» показывает колорит нового тура на коубах.

Как «Новый Омск» уходил от новостей и пришел к свободе (ВИДЕО)

Как «Новый Омск» уходил от новостей и пришел к свободе (ВИДЕО)

Наш сайт официально изменил слоган. На смену ударному стахановскому лозунгу «Что ни день, то новости» пришел почти философский «Сайт для свободных людей».

Где лучше, чем у бабушки?Инфографика

Где лучше, чем у бабушки?

Куда отдать ребенка, пока детский сад на каникулах.

Омских волонтеров кормит принцесса-кулинар из рода арабского шейха

Омских волонтеров кормит принцесса-кулинар из рода арабского шейха

Наргиз Хакимова рассказала, почему решила стать участником акции «Десант добра».

В омской Пушкинке есть Ельцинка

В омской Пушкинке есть Ельцинка

Продолжаем рассказывать о сокровищах областной библиотеки

В цвет: в Омске состоялось масштабное гранд-дефиле арт-резиденции

В цвет: в Омске состоялось масштабное гранд-дефиле арт-резиденции

300 чашек кофе в день показа, 150 луков на сцене и втрое больше в зале, именитые гости и достойные работы участников — все это красивейшее гранд-дефиле, прошедшее в Омске в минувшие выходные. 

Тест: Угадай по фото — митинг за власть или против?

Тест: Угадай по фото — митинг за власть или против?

Вчера по всей России прокатилась волна проправительственных и оппозиционных акций. Как не запутаться в этом мире транспарантов, лозунгов и флагов и не оказаться по ошибке в толпе тех, чьи идеи не совсем ...

Сергей Шнуров: «Сибирь в моем сознании — это нечто мифическое»

Сергей Шнуров: «Сибирь в моем сознании — это нечто мифическое»

Новосибирская журналистка пообещала лидеру группы «Ленинград» Сергею Шнурову показать сиськи за эксклюзив, а редактор «Нового Омска» поблагодарил его за популяризацию старого имени Стас.

Омский мэр заплатит

Омский мэр заплатит

«Класс» выяснил, какие организации и персоналии уже в конце июня получат ежегодную молодежную премию мэра. Рассказываем о десяти лауреатах, что прожили год действительно не зря.