Деловой Омск

Деловой Омск

13 ноября 2014 06.01Статьи

Конкуренты повышают градус

Федеральные игроки алкогольной розницы вытесняют местные компании. Конкуренты называют рынок перенасыщенным, но тем не менее собираются удвоить количество точек.

Конкуренты повышают градус

Бурное развитие рынка так называемых алкомаркетов началось в этом году. В январе в Омск зашла сеть магазинов «Бристоль» из Нижнего Новгорода, дочка крупнейшего в России табачного дистрибьютора. К марту у компании было 2 магазина, а в начале ноября — уже 25.

Более чем вдвое увеличила свое присутствие в Омске еще одна иногородняя фирма — «Красное&Белое» из Челябинска. Только за полгода она открыла свыше 50 магазинов. Сейчас сеть насчитывает 82 точки.

Местные игроки не могут похвастать таким мощным ростом. В начале года ассоциация «Омский виноторговый дом» включала 100 магазинов, а сегодня их, по данным маркетологов, более 110. При этом сетевых всего 75 магазинов — 51 «Алкомаркет», 22 «ИгариКа» и 2 бутика «Красное и белое». Остальные точки продаж — это склады-магазины и фирменные точки.

«Алкогольная Сибирская Группа» сеть не расширяет. Судя по информации в «2ГИСе», сейчас под их брендом «ОмскВинпром» действуют 24 фирменных магазина, это даже на один меньше, чем полгода назад. Работающие в более дорогом сегменте сети «Наполеон» и «Х.О» имеют по 7-8 точек.

Ритейлеры на закуску

Алкомаркеты сегодня — выгодные участники рынка коммерческой недвижимости: они не только осваивают семимильными шагами стрит-ритейл, но и занимают места в спальных районах, внутри кварталов. И любопытно, что по количеству точек алкогольные ритейлеры уже соперничают с продуктовыми.

Например, челябинцы обгоняют крупную краснодарскую продовольственную сеть «Магнит», состоящую из 75 супермаркетов. Как говорит региональный представитель по развитию сети в Омской области компании «Красное&Белое» Евгений Андреев, некоторые продуктовые магазины опасаются вставать рядом с ними. Видимо, дело в том, что, в отличие от других алкомаркетов, в челябинской сети всего 40% приходится на крепкий алкоголь, а оставшаяся доля — это продукты питания и пиво.

Сейчас в Омске продажей алкоголя занимаются более 60 организаций, из них 15 сетевых. Всего же насчитывается более 300 специализированных алкомаркетов. По оценке аналитика УК «Финам Менеджмент» Максима Клягина, объем продаж алкогольной продукции в специализированных магазинах Омска может составлять 4-4,5 млрд рублей.

Евро спутал планы

По оценке самих игроков, объем рынка алкогольной розницы не растет, а покупательская способность омичей падает. Из-за этого магазины теряют выручку, а некоторые становятся и вовсе нерентабельными. Конкуренция уже выдавила с омского рынка новосибирскую сеть алкомаркетов «Септима» — проработав 3 года, компания свернула в этом году 7 розничных магазинов.

«Рынок в Омске перенасыщен, и борьба идет активная, — говорит управляющая омской сетью магазинов «Бристоль» Марина Денисова. — А поскольку количество магазинов растет, рынок просто делится на всех. Если раньше, например, работал один магазин с выручкой 100 тыс. рублей, то когда открылись 3 точки, эта сумма распределилась уже по трем игрокам».

Ресторатор и учредитель сетей «Винные погреба» и «Наполеон» Ян Скопин отмечает, что сложившаяся ситуация на руку потребителю. В борьбе за омского покупателя федералы активно демпингуют. Но это, по словам бизнесмена, короткий плюс — в этой борьбе будет победитель, который позже отыграет цены в свою пользу.

Скопин говорит, что на соотношение сил на рынке может повлиять рост евро: «На полках стоит вино, которое было посчитано еще по курсу 42 рубля за евро. Сейчас он вырос до 56 рублей — на 33%. По идее покупателям самое время броситься покупать алкоголь к Новому году. И если люди будут скупать напитки по этим ценам, то компаниям придется закупать новый товар дороже, чем продавали. Борьба будет еще жестче, выживет сильнейший, он и поднимет цены».

Конкуренция будет расти

Судя по планам участников рынка, конкуренция будет расти и дальше. «Красное&Белое» до конца года собирается открыть еще 5 магазинов, а в 2015 году — 82 магазина (по 7 в месяц).

«Бристоль» планирует довести сеть до 60 магазинов.

«Мы хотели открыть такое количество точек до конца этого года, — поясняет Марина Денисова. — Но будем оценивать рынок. К тому же мы подыскиваем интересные площадки, смотрим трафик — не хотим сами себя убивать».

Объемы инвестиций компании не называют. По оценке компании «Финам», вложения в один алкомаркет площадью 100 кв. метров могут составлять 2-3 млн рублей.

Крупнейший местный сетевик «Омский виноторговый дом» не стал раскрывать свои планы по развитию.

Ян Скопин отмечает, что по насыщенности алкомаркетов Омск разительно отличается от Новосибирска, где люди привыкли закупать напитки с градусом не в специализированных форматах, а в гипермаркетах и Cash&Carry.

«В Новосибирске культура алкомаркетов развита слабо. Рынок пустой, поскольку популярны другие каналы сбыта».

По его словам, и в Омске серьезную ценовую конкуренцию алкогольному ритейлу способны составить супермаркеты, например, компания «Холидей».

Бизнесмен считает, что Омск привлекает игроков высокой маржой: «В Омске всегда были высокие наценки в специализированных магазинах. Отчасти это и повлияло на решение федеральных игроков зайти на омский рынок и поучаствовать в битве за покупателя».

alko12

Пиво потеснило водку

Росстат подсчитал, как изменились алкогольные предпочтения россиян в январе-сентябре этого года.

За 9 месяцев наши сограждане купили меньше водки и ликеро-водочных изделий. Доля этих напитков уменьшилась с 42% от общего количества проданных алкогольных напитков в прошлом году до 40,2% в этом. А доля пива, напротив, выросла — с 40,8% до 42,6%.

Вина продано столько же, сколько и в январе-сентябре 2013 года — 8,2%. Не изменилась и доля шампанского — 2,3%. Коньяка же россияне купили чуть больше — 3,9% против 3,8% в прошлом году.

Потенциал для роста еще есть

Максим Клягин, аналитик УК «Финам Менеджмент».

Рынок алкогольной продукции, безусловно, весьма конкурентный. Однако профильные розничные проекты в большинстве регионов представлены пока относительно слабо — основное предложение концентрируется в рамках универсальной розничной торговли. Поэтому у данного сегмента есть определенный потенциал роста.

Основными преимуществами подобных форматов, позволяющими достаточно эффективно конкурировать с традиционными сетями, выступают более широкий ассортимент предложения, дополнительный сервис и возможность выгодного расположения в основных торговых локациях благодаря сравнительно небольшой площади.

alko13

 

Светлана Бронникова

Фото: Вадим Харламов

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №43 (047) 11 ноября

Теги: Алкоголь

Добавить комментарий
Что ждет омичей в 2018 году: Live с астрологом Наталией Талисман

Что ждет омичей в 2018 году: Live с астрологом Наталией Талисман

О Буркове, Фадиной, «Авангарде», ЧМ по футболу и многом другом. Внимание! Зрители смогут получить личный экспресс-прогноз во время стрима.

Евгений Тонких, омский художник: «Намажут краску погуще, чтоб было эффектнее, и все»

Евгений Тонких, омский художник: «Намажут краску погуще, чтоб было эффектнее, и все»

В музее «Либеров-центр» открылась выставка «Волшебные сны».

Антон Руднев: «Омский «Авангард», похоже, потерял этот сезон»

Антон Руднев: «Омский «Авангард», похоже, потерял этот сезон»

Наш колумнист рассуждает о том, что происходит в стане «ястребов».

А  вы пробовали жареных жуков?

А вы пробовали жареных жуков?

Дизайнер и модель Ирина Бумагина побывала в гостях у владельцев бренда «Эко-домик» Юлии и Андрея Перминовых.

Преображение 3.0: пока Светлана Машкова познавала счастье, Александр Стрельников полез в бочку

Преображение 3.0: пока Светлана Машкова познавала счастье, Александр Стрельников полез в бочку

Дружная компания пришла в уже полюбившийся нам салон «Мадам Ву». Что из этого вышло — в нашем новом выпуске.

Самые чудесные и добрые поступки омичей в 2017 году

Самые чудесные и добрые поступки омичей в 2017 году

В самый волшебный праздник «Новый Омск» вспомнил самые #добрые дела 2017 года.

Собака лает — корпоратив идет: как прошли вечеринки омских компаний в честь года псаФото

Собака лает — корпоратив идет: как прошли вечеринки омских компаний в честь года пса

С кем фотографировался Стас Костюшкин? Кого веселили Артем Муратов и «РУДН»? «Новый Омск» вспоминает, как прошли новогодние корпоративы в местных компаниях.

Креативный класс: топ-10 модных мест и событий с хештегом #Омск2017

Креативный класс: топ-10 модных мест и событий с хештегом #Омск2017

Второй год подряд «Класс» выбирает десять самых ярких ивентов и заведений, за которые рублем, временем и лайком голосовали хипстеры в 2017 году.

Слова 2017 года: что узнали омичиИнфографика

Слова 2017 года: что узнали омичи

Вашему вниманию — 15 слов, о существовании или значении которых омичи не догадывались до 2017 года. Сегодня все они прописались в нашем лексиконе. Просим ознакомиться, чтобы не оставаться за бортом корабля ...

Самые живые омские фотографии 2017 года: кадры, которые стоит увидеть снова

Самые живые омские фотографии 2017 года: кадры, которые стоит увидеть снова

«Новый Омск» пересмотрел все свои (и не только свои) снимки за год и собрал альбом из самых любопытных, эмоциональных и красноречивых фотографий.

Горы, коты, Gucci: как встретили Новый год успешные и известные омичи

Горы, коты, Gucci: как встретили Новый год успешные и известные омичи

В какой части земного шара входили в 18-ый год представители местного бизнеса, культуры и сферы моды?

Омский календарь на прошлый год: главные события последних 12 месяцев

Омский календарь на прошлый год: главные события последних 12 месяцев

«Новый Омск» заново пережил 2017-ый и выбрал самое важное. Если бы у региона была кожа, в подборке оказались бы следы рваных ран, шрамы от операций и любимые татуировки.

Путин на связи: глава страны подвел итоги года с «Новым Омском»

Путин на связи: глава страны подвел итоги года с «Новым Омском»

Накануне 31 декабря редакция пообщалась с российским президентом. Он дал оценку главным темам, которые волновали омичей в 2017-м.

Daniel Sheron, лидер Balto: «Вы, русские, понимаете, что политическая ситуация на моей родине, в Америке, трагическая»

Daniel Sheron, лидер Balto: «Вы, русские, понимаете, что политическая ситуация на моей родине, в Америке, трагическая»

Американец, чьи первые песни были записаны в Сибири, рассказал «Классу» о сумасбродном путешествии по России, смерти революционного рока и невозможности андеграунда.

Каждый год, 31 декабря: новогодний тест для киноманов

Каждый год, 31 декабря: новогодний тест для киноманов

До конца года остается все меньше времени, а новогоднего настроения нет? Значит, пришло время отправиться в видеопутешествие по рождественским фильмам.