Деловой Омск

Деловой Омск

13 ноября 2014 06.01Статьи

Конкуренты повышают градус

Федеральные игроки алкогольной розницы вытесняют местные компании. Конкуренты называют рынок перенасыщенным, но тем не менее собираются удвоить количество точек.

Конкуренты повышают градус

Бурное развитие рынка так называемых алкомаркетов началось в этом году. В январе в Омск зашла сеть магазинов «Бристоль» из Нижнего Новгорода, дочка крупнейшего в России табачного дистрибьютора. К марту у компании было 2 магазина, а в начале ноября — уже 25.

Более чем вдвое увеличила свое присутствие в Омске еще одна иногородняя фирма — «Красное&Белое» из Челябинска. Только за полгода она открыла свыше 50 магазинов. Сейчас сеть насчитывает 82 точки.

Местные игроки не могут похвастать таким мощным ростом. В начале года ассоциация «Омский виноторговый дом» включала 100 магазинов, а сегодня их, по данным маркетологов, более 110. При этом сетевых всего 75 магазинов — 51 «Алкомаркет», 22 «ИгариКа» и 2 бутика «Красное и белое». Остальные точки продаж — это склады-магазины и фирменные точки.

«Алкогольная Сибирская Группа» сеть не расширяет. Судя по информации в «2ГИСе», сейчас под их брендом «ОмскВинпром» действуют 24 фирменных магазина, это даже на один меньше, чем полгода назад. Работающие в более дорогом сегменте сети «Наполеон» и «Х.О» имеют по 7-8 точек.

Ритейлеры на закуску

Алкомаркеты сегодня — выгодные участники рынка коммерческой недвижимости: они не только осваивают семимильными шагами стрит-ритейл, но и занимают места в спальных районах, внутри кварталов. И любопытно, что по количеству точек алкогольные ритейлеры уже соперничают с продуктовыми.

Например, челябинцы обгоняют крупную краснодарскую продовольственную сеть «Магнит», состоящую из 75 супермаркетов. Как говорит региональный представитель по развитию сети в Омской области компании «Красное&Белое» Евгений Андреев, некоторые продуктовые магазины опасаются вставать рядом с ними. Видимо, дело в том, что, в отличие от других алкомаркетов, в челябинской сети всего 40% приходится на крепкий алкоголь, а оставшаяся доля — это продукты питания и пиво.

Сейчас в Омске продажей алкоголя занимаются более 60 организаций, из них 15 сетевых. Всего же насчитывается более 300 специализированных алкомаркетов. По оценке аналитика УК «Финам Менеджмент» Максима Клягина, объем продаж алкогольной продукции в специализированных магазинах Омска может составлять 4-4,5 млрд рублей.

Евро спутал планы

По оценке самих игроков, объем рынка алкогольной розницы не растет, а покупательская способность омичей падает. Из-за этого магазины теряют выручку, а некоторые становятся и вовсе нерентабельными. Конкуренция уже выдавила с омского рынка новосибирскую сеть алкомаркетов «Септима» — проработав 3 года, компания свернула в этом году 7 розничных магазинов.

«Рынок в Омске перенасыщен, и борьба идет активная, — говорит управляющая омской сетью магазинов «Бристоль» Марина Денисова. — А поскольку количество магазинов растет, рынок просто делится на всех. Если раньше, например, работал один магазин с выручкой 100 тыс. рублей, то когда открылись 3 точки, эта сумма распределилась уже по трем игрокам».

Ресторатор и учредитель сетей «Винные погреба» и «Наполеон» Ян Скопин отмечает, что сложившаяся ситуация на руку потребителю. В борьбе за омского покупателя федералы активно демпингуют. Но это, по словам бизнесмена, короткий плюс — в этой борьбе будет победитель, который позже отыграет цены в свою пользу.

Скопин говорит, что на соотношение сил на рынке может повлиять рост евро: «На полках стоит вино, которое было посчитано еще по курсу 42 рубля за евро. Сейчас он вырос до 56 рублей — на 33%. По идее покупателям самое время броситься покупать алкоголь к Новому году. И если люди будут скупать напитки по этим ценам, то компаниям придется закупать новый товар дороже, чем продавали. Борьба будет еще жестче, выживет сильнейший, он и поднимет цены».

Конкуренция будет расти

Судя по планам участников рынка, конкуренция будет расти и дальше. «Красное&Белое» до конца года собирается открыть еще 5 магазинов, а в 2015 году — 82 магазина (по 7 в месяц).

«Бристоль» планирует довести сеть до 60 магазинов.

«Мы хотели открыть такое количество точек до конца этого года, — поясняет Марина Денисова. — Но будем оценивать рынок. К тому же мы подыскиваем интересные площадки, смотрим трафик — не хотим сами себя убивать».

Объемы инвестиций компании не называют. По оценке компании «Финам», вложения в один алкомаркет площадью 100 кв. метров могут составлять 2-3 млн рублей.

Крупнейший местный сетевик «Омский виноторговый дом» не стал раскрывать свои планы по развитию.

Ян Скопин отмечает, что по насыщенности алкомаркетов Омск разительно отличается от Новосибирска, где люди привыкли закупать напитки с градусом не в специализированных форматах, а в гипермаркетах и Cash&Carry.

«В Новосибирске культура алкомаркетов развита слабо. Рынок пустой, поскольку популярны другие каналы сбыта».

По его словам, и в Омске серьезную ценовую конкуренцию алкогольному ритейлу способны составить супермаркеты, например, компания «Холидей».

Бизнесмен считает, что Омск привлекает игроков высокой маржой: «В Омске всегда были высокие наценки в специализированных магазинах. Отчасти это и повлияло на решение федеральных игроков зайти на омский рынок и поучаствовать в битве за покупателя».

alko12

Пиво потеснило водку

Росстат подсчитал, как изменились алкогольные предпочтения россиян в январе-сентябре этого года.

За 9 месяцев наши сограждане купили меньше водки и ликеро-водочных изделий. Доля этих напитков уменьшилась с 42% от общего количества проданных алкогольных напитков в прошлом году до 40,2% в этом. А доля пива, напротив, выросла — с 40,8% до 42,6%.

Вина продано столько же, сколько и в январе-сентябре 2013 года — 8,2%. Не изменилась и доля шампанского — 2,3%. Коньяка же россияне купили чуть больше — 3,9% против 3,8% в прошлом году.

Потенциал для роста еще есть

Максим Клягин, аналитик УК «Финам Менеджмент».

Рынок алкогольной продукции, безусловно, весьма конкурентный. Однако профильные розничные проекты в большинстве регионов представлены пока относительно слабо — основное предложение концентрируется в рамках универсальной розничной торговли. Поэтому у данного сегмента есть определенный потенциал роста.

Основными преимуществами подобных форматов, позволяющими достаточно эффективно конкурировать с традиционными сетями, выступают более широкий ассортимент предложения, дополнительный сервис и возможность выгодного расположения в основных торговых локациях благодаря сравнительно небольшой площади.

alko13

 

Светлана Бронникова

Фото: Вадим Харламов

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №43 (047) 11 ноября

Теги: Алкоголь

Добавить комментарий
Мороз по коже: планы омских ВИПов на Крещение-2017

Мороз по коже: планы омских ВИПов на Крещение-2017

Кокорин, Морозов, Каракоз, Шлеменко и другие представители политической, деловой, спортивной и творческой элиты — о погружениях в купели.

А ты житель омской «Атлантиды»?

А ты житель омской «Атлантиды»?

С тоской вспоминая закончившуюся в Омске клубную эпоху, «Класс» создал тест на знание «Атлантиды».

Закрой глаза и не дыши: рецензия на русский фильм ужасов «Невеста»

Закрой глаза и не дыши: рецензия на русский фильм ужасов «Невеста»

За два дня до официальной премьеры «Класс» посмотрел мистическую картину от создателей «Битвы экстрасенсов» и теперь точно знает, почему секс до свадьбы — всегда хорошая идея.

Моментальная редакция: модная камера в руках посленовогоднего «Класса»

Моментальная редакция: модная камера в руках посленовогоднего «Класса»

«Класс» протестировал Fujifilm Instax Wide 300. Фоточки, улыбки, гирлянды — вот это все.

Семь памятников The Beatles на территории бывшего СССР

Семь памятников The Beatles на территории бывшего СССР

Если отдать дань великолепной четверке хочется, а возможности улететь на другую часть света не представляется, к вашем услугам карта ближайших к Омску монументов, посвященных «битлам».

Пять фактов о Старом Новом годе, который растерял праздничный авторитет

Пять фактов о Старом Новом годе, который растерял праздничный авторитет

«Новый Омск» решил узнать побольше о празднике, который, по самым смелым подсчетам, отмечает каждый второй россиянин.

«Викинг»: дорого-богато, но плоско

«Викинг»: дорого-богато, но плоско

Несмотря на критику, фильм уже побил российский рекорд по сборам за неделю проката.

Не надо ла-ла, или Пять причин не смотреть лучший мюзикл года

Не надо ла-ла, или Пять причин не смотреть лучший мюзикл года

Осторожно, заголовок не соответствует содержанию рецензии!

«Новый Омск» утопил iPhone 7 (ВИДЕО)

«Новый Омск» утопил iPhone 7 (ВИДЕО)

К юбилею культового бренда мы выяснили, чем отличается новая модель от ставшего допотопным iPnone 6.

Тест: Получился ли бы из вас хороший чиновник?

Тест: Получился ли бы из вас хороший чиновник?

Областное правительство недавно отпраздновало 13 лет. Все мы любим критиковать власть, давать ей советы, как нужно работать. А давайте проверим, присущи ли вам качества среднестатистического чиновника.

Буква к букве: Топ-10 популярных омских блогеров

Буква к букве: Топ-10 популярных омских блогеров

Десять омичей на десяти разных интернет-платформах.

Новогоднее послевкусие: что делать с елкойИнфографика

Новогоднее послевкусие: что делать с елкой

Инструкция по экологичному использованию новогодней красавицы, освободившейся от мишуры.

Восстать за 24 часа: как подготовиться к понедельнику после праздников

Восстать за 24 часа: как подготовиться к понедельнику после праздников

Советы косметолога, спортсмена, психотерапевта и специалиста по здоровому питанию.

Рождественские предсказания от губернатора Омской области

Рождественские предсказания от губернатора Омской области

Не знаете, как поступить? Хотите заглянуть в будущее? Желаете узнать, как сложится год Петуха? Виктор Назаров знает правильные ответы. 

Креативный класс: Топ-10 модных мест и событий с хештегом #Омск2016

Креативный класс: Топ-10 модных мест и событий с хештегом #Омск2016

«Класс» выбрал самые яркие ивенты и заведения, за которые рублем, временем и «лайком» голосовали хипстеры в ушедшем году. 10 номинаций, 10 победителей и наши аплодисменты.