17 ноября 2014 07.17Общество

Story о потерянном времени

Зрители нового фильма Кристофера Нолана «Интерстеллар» подобны герою означенного фильма, который (внимание, спойлер!) пробивается сквозь время и пространство множественностей. В «Интерстелларе» зашифровано такое количество философских посланий, что каждый найдет загадку себе по душе.

 Story о потерянном времени

Один из самых частых отзывов в соцсетях после просмотра фильма Нолана: «Решил повторить школьный курс физики». А надо бы — не о физике. Надо бы о социологии и истории говорить. Поскольку режиссер прямым текстом едва ли не в самом начале своего, безусловно, шедевра сообщает нам о том скором будущем, которое нас ждет. И будущее это связано отнюдь не с экологической катастрофой и поиском «нового дома» в межзвездном пространстве. В центре «Интерстеллара» — умело закрученной в фантик научной фантастики реквием социализму и гимн либертарианству, оборачивающийся в итоге той же отповедью.

Нолан рисует то, что произошло до начала развития основного сюжета фильма, мелкими шрихами, но так мастерски, что мы видим целую картину. В результате действия, скорее всего, абсолютно демократических механизмов, в обществе будущего к власти приходят социалисты. Идеология подчинения индивидуума интересам общества и государства ложится на добротную почву эсхатологических настроений и, вероятно, экономического кризиса, связанного с перепроизводством товаров и интеллектуальных продуктов. Кто-то «наверху» решает, что лучше других знает, «как правильно», и включает «регулятор» если не наполную катушку, то, во всяком случае, на ту отметку, после которой возвращение к прежнему темпу прогресса невозможно.

Тоталитарное государство, которое показывает нам в первой части фильма Нолан глазами своего главного героя — бывшего летчика Купера и его детей — в основном, младшей, но не по годам смышлённой, дочери Мерфи, — совсем не похоже на государство-утопию из «Звездного десанта». В фильме Верховена по книге Хайнлайна идиотически-радостное государство, в котором высшей ценностью в обществе также была служба Федерации, было хотя бы технологически развитым. Здесь же, в фильме Нолана, мы видим, скорее, упадок империи. Причем, упадок осмысленный, инициированный левыми политиками, ставящими интересы абстрактного общества во главу процесса.

И это выглядит отнюдь не фантастикой, особенно в нашей стране — здесь нолановское «будущее» уже наступило. Глядя на то, как главный герой «хомутает» бесхозный дрон с целью выудить из него солнечную батарею для снабжения своей фермы электричеством, так и вспоминаешь фразу Геннадия Зюганова о том, что «в России даже покрасить не могут то, что было построено в СССР». Директор школы, в которой учатся дети главного героя, словно цитирует полпреда президента в Уральском федеральном округе Игоря Холманских, когда говорит, что «стране уже хватит инженеров, ему нужны «люди труда».

Жена главного героя, как мы узнаем из его короткой реплики, умерла из-за того, что у нее поздно диагностировали рак — в России федеральную программу по борьбе с онкологическими заболеваниями сворачивают в 2015 году. Даже школьные учебники и те не угодили новому правительству: дочь главного героя отстраняют от учебы за использование учебника старого образца, ведь согласно новому регламенту министерства образования, американцы не высаживались на Луне, а вся космическая программа была своего рода «фейком», чтобы вынудить Советский Союз подорвать свою экономику в «космической гонке». Тут вспоминается не только Пелевин и его «Омон-Ра», но и Владимир Путин с его идеей «единого учебника истории», который бы объяснял, «как правильно».

И поскольку мы знаем, к чему привела такая политика «киношного» правительства, мы непременно понимаем обреченность социализма. В худшем случае на голодающих начнут сбрасывать бомбы и закроют космическое агентство, в лучшем — перестанут работать все прежние механизмы рынка. Взгляните, даже основа основ прежнего общества: защита интересов граждан в обмен на налоги больше не работает. Нолан говорит об этом прямо — словами главного героя и его кратковременного оппонента, директора школы: «Как это вы не пустите моего сына в университет? Я ведь плачу налоги! На что-то же они идут?». — «Куп, обществу больше не нужны инженеры, ему нужны фермеры». Государство даже в лице его самых низовых представителей отвергает саму теорию общественного договора, прямо заявляя тем, кто его содержит, что не намерено соблюдать их интересы, поскольку лучше знает «как правильно».

Главный герой Джозеф Купер в исполнении заслуженно расхваленного Мэтью Макконахи — хороший отец и в меру удачливый фермер, бесперспективно грезящий о возвращении в небо (ведь его профессия авиаинженера больше не нужна обществу), словно сходит на экраны из книг Айн Рэнд. Купер с его идеологией («Посмотри, какими мы стали! Люди по натуре — первооткрыватели, исследователи, а не земледельцы!») близок к героям «Атлант расправил плечи» и к предпринимателям в их веберовском понимании. Для него движение и поиск важнее результата.

В своей «космической одиссее» Купер-Макконахи сталкивается не только с «молчаливой бездной», но и с другими либертарианцами-искателями. Однако каждый из них на поверку оказывается не носителем высоких идей, а обычным человеком, который ширмой этих высоких идей прикрывает собственные ошибки и страхи. В конце концов, доктор Брент, отправивший на смерть 16 астронавтов, в том числе собственную дочь, и оправдывающий себя перед лицом коллег борьбой за существование всей человеческой расы, мало чем отличается от астронавта Манна, который ради борьбы за непризнание провала собственной миссии в космосе ставит под удар судьбу всего человечества, но при этом даже для себя возводит ширму заботы о его, человечества, будущем.

И что в данном случае хуже - уверенность в собственном предназначении и непогрешимости либертарианцев Манна и Брента — или осознанная деградация государства руками неназванных социалистов, которую они предпринимают под возгласы о ценностях общества, — еще известно.

И те, и другие теряют один из самых драгоценных ресурсов, которые у нас есть, — время. Не зря главной темой фильма становится Time Ханса Циммера. В погоне за удовлетворением «латунного божка» идеологии социалисты разрушают имеющиеся накопления для прогрессивного рывка вперед и вместо стремления к спасению человечества, которое они уже даже не обещают, ставят его на грань вымирания. А либертарианцы, удовлетворящие свои собственные потребности и свою собственную гордыню, отказываясь признать свои ошибки, теряют время шаг за шагом и вовсе толкают человечество в пропасть. «Социализм победит не потому, что он прав, а потому, что неправы его противники», — написал Чаадаев, предсказывая наше будущее. Поскольку примеры «плохого» либертарианства всегда конкретны, а чудеса «хорошего» социализма всегда абстрактны.

Побеждает же в этом противостоянии идеологий и систем обычный человек. Нолан, пестуя идею о предназначении человека в истории, оставляет огромный простор обычной человеческой эмоции. Оставшись в одиночестве сам и обнаружив одиночество человечества перед лицом вселенной, Купер заряжается теми эмоциями, которые в итоге спасают всех — это любовь, которая не зависит от расстояний. Но любовь не как сиюминутное проявление, а как большое чувство, над воспитанием которого нужно работать. Любовь ведет героев сквозь измерения, не подвластные человеческому разуму пока что.

Любовь указывает направление к будущему дому для всего человечества.

Любовь. И 95 % честности — ведь всю правду знать не обязательно.

Александр Жиров

Фото: http://lostfilmonline.ru/

Добавить комментарий
Трагедия авангарда: отголоски эпохи конструктивизма в Омске

Трагедия авангарда: отголоски эпохи конструктивизма в Омске

Первые десятилетия двадцатого века — краткий период рассвета архитектуры русского авангарда. Время, когда люди пытались построить новый мир: элегантный, функциональный, экспериментальный.

А нужен ли мальчик: кто вы в мире без мужчин

А нужен ли мальчик: кто вы в мире без мужчин

Тест для женщин в День защитника Отечества. 

Плавим снег: арт-проект о зимне-весенних проблемах Омска

Плавим снег: арт-проект о зимне-весенних проблемах Омска

Команда «Нового Омска» помогла, чем смогла, весне, городским властям и, как говорится, другим хозяйствующим субъектам.

Люди и рыбаФото

Люди и рыба

«Новый Омск» запускает новый фотопроект. В рамках него мы планируем показывать серии фотографий известных омичей, объединенные каким-либо общим элементом, идеей, деталью.

Игорь Коротаев, омский актер: «Ради театра готов побрить ноги»

Игорь Коротаев, омский актер: «Ради театра готов побрить ноги»

Один из ведущих актеров Лицейского театра отмечает день рождения.

Герои нашего времени: 15 омских мужчин, достойных книжной обложкиФото

Герои нашего времени: 15 омских мужчин, достойных книжной обложки

«Класс» изучил список литературы и пофантазировал, кто из известных омичей мог бы попасть на обложки выбранных произведений.

Пореченков, Гинсбург и Крюков — о фильме «Вурдалаки»Фото

Пореченков, Гинсбург и Крюков — о фильме «Вурдалаки»

Лента, снятая по мотивам рассказа Алексея Толстого, выйдет в прокат 22 февраля.

Константин Румянцев, фронтмен «Тролль Гнет Ель»: «В год мы даем по 90 концертов»

Константин Румянцев, фронтмен «Тролль Гнет Ель»: «В год мы даем по 90 концертов»

Об отношениях группы с лейблом, разношерстной публике и «Оркестре Тролля» — в интервью с питерским коллективом «ТГЕ».

В Омске открылась уникальная фотовыставка

В Омске открылась уникальная фотовыставка

Горожане могут увидеть более 100 снимков Гималаев.

Первый раз в первый класс: все о документах в омских школах, поборах и т. д.

Первый раз в первый класс: все о документах в омских школах, поборах и т. д.

Рассказываем, как подать заявление и сколько денег нужно сдавать.

Театр четырнадцати особенных актеров

Театр четырнадцати особенных актеров

В Омске уже пять лет успешно работает и развивается необычный театр «Параллельный мир», актеры которого в основном люди с синдромом Дауна. Кто придумал такой проект и зачем он нужен, разбирался ...

Любви нет: 10 героев живописи, которые не будут отмечать 14 февраля

Любви нет: 10 героев живописи, которые не будут отмечать 14 февраля

Если вы устали от розовых соплей, наша фантазия на тему «Мне плевать на День всех Влюбленных» — к вашим услугам.

Пять историй любви от участников «АнтиЗАГС»

Пять историй любви от участников «АнтиЗАГС»

«Новый Омск» раздал свидетельства о влюбленности пяти омским парам и узнал, как начинались их романтические отношения.

Тест: какой из вас тролль?

Тест: какой из вас тролль?

Интернет дал нам многое, включая возможность высказывать свое мнение, когда об этом не просят, безнаказанно хамить и «с ученым видом знатока» давать советы космического масштаба специалистам всех ...

Омичка выиграла в конкурсе от Союза художников России

Омичка выиграла в конкурсе от Союза художников России

В интервью «Вашему ОРЕОЛУ» Зоя Минеева рассказала о своем творчестве.