17 ноября 2014 07.17Общество

Story о потерянном времени

Зрители нового фильма Кристофера Нолана «Интерстеллар» подобны герою означенного фильма, который (внимание, спойлер!) пробивается сквозь время и пространство множественностей. В «Интерстелларе» зашифровано такое количество философских посланий, что каждый найдет загадку себе по душе.

 Story о потерянном времени

Один из самых частых отзывов в соцсетях после просмотра фильма Нолана: «Решил повторить школьный курс физики». А надо бы — не о физике. Надо бы о социологии и истории говорить. Поскольку режиссер прямым текстом едва ли не в самом начале своего, безусловно, шедевра сообщает нам о том скором будущем, которое нас ждет. И будущее это связано отнюдь не с экологической катастрофой и поиском «нового дома» в межзвездном пространстве. В центре «Интерстеллара» — умело закрученной в фантик научной фантастики реквием социализму и гимн либертарианству, оборачивающийся в итоге той же отповедью.

Нолан рисует то, что произошло до начала развития основного сюжета фильма, мелкими шрихами, но так мастерски, что мы видим целую картину. В результате действия, скорее всего, абсолютно демократических механизмов, в обществе будущего к власти приходят социалисты. Идеология подчинения индивидуума интересам общества и государства ложится на добротную почву эсхатологических настроений и, вероятно, экономического кризиса, связанного с перепроизводством товаров и интеллектуальных продуктов. Кто-то «наверху» решает, что лучше других знает, «как правильно», и включает «регулятор» если не наполную катушку, то, во всяком случае, на ту отметку, после которой возвращение к прежнему темпу прогресса невозможно.

Тоталитарное государство, которое показывает нам в первой части фильма Нолан глазами своего главного героя — бывшего летчика Купера и его детей — в основном, младшей, но не по годам смышлённой, дочери Мерфи, — совсем не похоже на государство-утопию из «Звездного десанта». В фильме Верховена по книге Хайнлайна идиотически-радостное государство, в котором высшей ценностью в обществе также была служба Федерации, было хотя бы технологически развитым. Здесь же, в фильме Нолана, мы видим, скорее, упадок империи. Причем, упадок осмысленный, инициированный левыми политиками, ставящими интересы абстрактного общества во главу процесса.

И это выглядит отнюдь не фантастикой, особенно в нашей стране — здесь нолановское «будущее» уже наступило. Глядя на то, как главный герой «хомутает» бесхозный дрон с целью выудить из него солнечную батарею для снабжения своей фермы электричеством, так и вспоминаешь фразу Геннадия Зюганова о том, что «в России даже покрасить не могут то, что было построено в СССР». Директор школы, в которой учатся дети главного героя, словно цитирует полпреда президента в Уральском федеральном округе Игоря Холманских, когда говорит, что «стране уже хватит инженеров, ему нужны «люди труда».

Жена главного героя, как мы узнаем из его короткой реплики, умерла из-за того, что у нее поздно диагностировали рак — в России федеральную программу по борьбе с онкологическими заболеваниями сворачивают в 2015 году. Даже школьные учебники и те не угодили новому правительству: дочь главного героя отстраняют от учебы за использование учебника старого образца, ведь согласно новому регламенту министерства образования, американцы не высаживались на Луне, а вся космическая программа была своего рода «фейком», чтобы вынудить Советский Союз подорвать свою экономику в «космической гонке». Тут вспоминается не только Пелевин и его «Омон-Ра», но и Владимир Путин с его идеей «единого учебника истории», который бы объяснял, «как правильно».

И поскольку мы знаем, к чему привела такая политика «киношного» правительства, мы непременно понимаем обреченность социализма. В худшем случае на голодающих начнут сбрасывать бомбы и закроют космическое агентство, в лучшем — перестанут работать все прежние механизмы рынка. Взгляните, даже основа основ прежнего общества: защита интересов граждан в обмен на налоги больше не работает. Нолан говорит об этом прямо — словами главного героя и его кратковременного оппонента, директора школы: «Как это вы не пустите моего сына в университет? Я ведь плачу налоги! На что-то же они идут?». — «Куп, обществу больше не нужны инженеры, ему нужны фермеры». Государство даже в лице его самых низовых представителей отвергает саму теорию общественного договора, прямо заявляя тем, кто его содержит, что не намерено соблюдать их интересы, поскольку лучше знает «как правильно».

Главный герой Джозеф Купер в исполнении заслуженно расхваленного Мэтью Макконахи — хороший отец и в меру удачливый фермер, бесперспективно грезящий о возвращении в небо (ведь его профессия авиаинженера больше не нужна обществу), словно сходит на экраны из книг Айн Рэнд. Купер с его идеологией («Посмотри, какими мы стали! Люди по натуре — первооткрыватели, исследователи, а не земледельцы!») близок к героям «Атлант расправил плечи» и к предпринимателям в их веберовском понимании. Для него движение и поиск важнее результата.

В своей «космической одиссее» Купер-Макконахи сталкивается не только с «молчаливой бездной», но и с другими либертарианцами-искателями. Однако каждый из них на поверку оказывается не носителем высоких идей, а обычным человеком, который ширмой этих высоких идей прикрывает собственные ошибки и страхи. В конце концов, доктор Брент, отправивший на смерть 16 астронавтов, в том числе собственную дочь, и оправдывающий себя перед лицом коллег борьбой за существование всей человеческой расы, мало чем отличается от астронавта Манна, который ради борьбы за непризнание провала собственной миссии в космосе ставит под удар судьбу всего человечества, но при этом даже для себя возводит ширму заботы о его, человечества, будущем.

И что в данном случае хуже - уверенность в собственном предназначении и непогрешимости либертарианцев Манна и Брента — или осознанная деградация государства руками неназванных социалистов, которую они предпринимают под возгласы о ценностях общества, — еще известно.

И те, и другие теряют один из самых драгоценных ресурсов, которые у нас есть, — время. Не зря главной темой фильма становится Time Ханса Циммера. В погоне за удовлетворением «латунного божка» идеологии социалисты разрушают имеющиеся накопления для прогрессивного рывка вперед и вместо стремления к спасению человечества, которое они уже даже не обещают, ставят его на грань вымирания. А либертарианцы, удовлетворящие свои собственные потребности и свою собственную гордыню, отказываясь признать свои ошибки, теряют время шаг за шагом и вовсе толкают человечество в пропасть. «Социализм победит не потому, что он прав, а потому, что неправы его противники», — написал Чаадаев, предсказывая наше будущее. Поскольку примеры «плохого» либертарианства всегда конкретны, а чудеса «хорошего» социализма всегда абстрактны.

Побеждает же в этом противостоянии идеологий и систем обычный человек. Нолан, пестуя идею о предназначении человека в истории, оставляет огромный простор обычной человеческой эмоции. Оставшись в одиночестве сам и обнаружив одиночество человечества перед лицом вселенной, Купер заряжается теми эмоциями, которые в итоге спасают всех — это любовь, которая не зависит от расстояний. Но любовь не как сиюминутное проявление, а как большое чувство, над воспитанием которого нужно работать. Любовь ведет героев сквозь измерения, не подвластные человеческому разуму пока что.

Любовь указывает направление к будущему дому для всего человечества.

Любовь. И 95 % честности — ведь всю правду знать не обязательно.

Александр Жиров

Фото: http://lostfilmonline.ru/

Добавить комментарий
Где омичам погулять в Новый год: карта праздничных мероприятий

Где омичам погулять в Новый год: карта праздничных мероприятий

«Новый Омск» выяснил, где горожанам можно отметить главный праздник.

Художница-портретист Катерина Балинская: «Вдохновение всегда в людях, смотрю на их лица и слушаю их голоса»

Художница-портретист Катерина Балинская: «Вдохновение всегда в людях, смотрю на их лица и слушаю их голоса»

Создатель паблика СTHRN и художница-портретист Катерина Балинская рассказала «Классу» о своем творчестве и отношении к современному искусству.

Режиссер, снявший «28 панфиловцев»: «Как так, что человек из Омска будет снимать большое кино. Это возможно?»

Режиссер, снявший «28 панфиловцев»: «Как так, что человек из Омска будет снимать большое кино. Это возможно?»

Сегодня в прокат выходит новый фильм о войне. Режиссером кинокартины стал омич Ким Дружинин (совместно с Андреем Шальопа). Премьера на больших экранах совпала с 32-м днем рождения кинематографиста-земляка, но сам ...

Омичи, которые смогли: топ-10 «засветившихся» на телеэкране

Омичи, которые смогли: топ-10 «засветившихся» на телеэкране

Вспоминаем самые яркие выступления наших земляков, которые попали в эфир федеральных каналов и добавили к образу любимого города несколько незабываемых штрихов.

Киркоров, Леннон, Кобейн и другие известные плагиатчики

Киркоров, Леннон, Кобейн и другие известные плагиатчики

Пять фактов о неосознанном музыкальном плагиате, вошедших в историю.

Артем Клименко, бас-гитарист «АлоэВера»: «В личку Вере шлют гениталии. А все, что помимо, — может быть использовано для песни»

Артем Клименко, бас-гитарист «АлоэВера»: «В личку Вере шлют гениталии. А все, что помимо, — может быть использовано для песни»

Музыканты группы «АлоэВера» рассказали «Классу» о ценителях винила, самой популярной песне и ненависти к собственным клипам.

По примеру премьера: Топ-10 зеркал для фото в Омске

По примеру премьера: Топ-10 зеркал для фото в Омске

«Класс» пробежался по инстаграмам омичей и выяснил, какое оно — омское зазеркалье.

Ноябрьнуло: в Омске прошел III фестиваль современного искусства

Ноябрьнуло: в Омске прошел III фестиваль современного искусства

Лофт, самокаты и баблы. О том, каким был ежегодный фестиваль «НОЯБРЬ», — в нашем репортаже.

Ой, мамочки: женщины, давшие жизнь известным омичам (ФОТО)Фото

Ой, мамочки: женщины, давшие жизнь известным омичам (ФОТО)

По случаю Дня матери мы узнали, о чем грустят и смеются мамы губернатора Виктора Назарова, предпринимательницы Екатерины Вахрушевой, дизайнера Анны Долганевой, ресторатора Юрия Чащина и других успешных людей.

Маме привет от «Нового Омска» (фото)Фото

Маме привет от «Нового Омска» (фото)

Раз в году, в День матери, корреспонденты «Нового Омска» воспользовались служебным положением и передали привет своим мамам через сайт. Ведь в погоне за лидерством мы не всегда уделяем им должное ...

Чем бы дяди ни тешились: новогодние корпоративы в Госдуме (ВИДЕО) Видео

Чем бы дяди ни тешились: новогодние корпоративы в Госдуме (ВИДЕО)

«Новый Омск» посмотрел, как проходили капустники в зале заседаний, и оценил таланты депутатов Госдумы РФ.

«Вечность» с политиком и многодетной мамой Алесей Григорьевой

«Вечность» с политиком и многодетной мамой Алесей Григорьевой

«Я бы запретила его показывать, написала бы: «Беременным вход строго воспрещен». После фильма хочется уйти в монастырь»

Пять лет альтернативы: 15 громких имен в музыкальной хронологии омской «Ракеты»

Пять лет альтернативы: 15 громких имен в музыкальной хронологии омской «Ракеты»

Лучшие независимые музыкальные проекты, ротирующиеся в эфире омского некоммерческого интернет-радио. Все, что вы могли пропустит за пять лет вещания.

В Омске пройдет фестиваль «Ноябрь»

В Омске пройдет фестиваль «Ноябрь»

Рассказываем, где, когда и что можно будет посмотреть.

На пути к Маслякову: финалисты омской средней лиги — о первых шагах в КВН

На пути к Маслякову: финалисты омской средней лиги — о первых шагах в КВН

«Класс» узнал, с чего сегодня начинается путь из Омска на Первый канал.