Деловой Омск

Деловой Омск

18 ноября 2014 09.07Статьи

Бессмертный бизнес

Многие думают, что рынки видеопроката, интернет-клубов и магазинов с CD- и DVD-дисками уже вымерли. Однако на сегодняшний день все они по-прежнему в той или иной степени функционируют в Омске.

Бессмертный бизнес

Для каждого времени актуальны свои виды бизнеса, которые постепенно уходят в прошлое. «ДО» разбирался, какие из омских бизнесов вымерли, утратив свою актуальность, а какие продолжают держаться за своего клиента, не желая мириться с действительностью. Наиболее ощутимо происходят сейчас изменения в сферах, которые активно осваивают цифровой формат.

Видеопрокат являлся очень популярным видом малого бизнеса в России в середине 1990-х годов. Этот рынок вполне успешно функционировал примерно до 2008 года, но позже начал переживать серьезный кризис и на сегодняшний день практически вымер.

Автомат вместо проката

Крупнейшие игроки российского рынка видеопроката 7 лет назад начали закрывать свой бизнес. Предприниматели заявляли, что при установившихся тогда арендных ставках этот бизнес не может быть рентабельным. В крупных городах на смену традиционным точкам временно пришли автоматы.

Одной из крупнейших российских сетей проката было «Авалон-видео». Этот оператор раньше многих почувствовал влияние нового времени и заявил об уходе с рынка. Затем именно «Авалон-видео» решило перепрофилироваться в смежный сегмент — установку и обслуживание автоматов по продаже и прокату видеокассет и DVD-дисков. По словам собственников, сеть предпочла прокату автоматы из-за гораздо более низких издержек.

Аналитики говорят, что основными причинами кризиса видеопроката стали появление огромного количества контрафактных кассет и DVD, рост популярности кинотеатров и общедоступность DVD-проигрывателей благодаря развитию потребительского кредитования. В те годы участники рынка предрекали, что если в России не будут приняты кардинальные меры по борьбе с пиратством, то 90% салонов видеопроката прекратят свое существование.

Позже еще один удар по этому бизнесу нанесли интернет-провайдеры. А массовое появление высокоскоростного домашнего интернета окончательно добило данный сегмент предпринимательства.

Спасет борьба с пиратством

Самой известной в Омске была сеть видеопроката «8 мм». Несколько лет назад она насчитывала 6 филиалов в разных районах города. На сегодняшний день «8 мм» в Омске больше не работает. По данным справочника «2ГИС», в качестве основной деятельности прокатным бизнесом не занимается сегодня никто. Однако взять диски напрокат можно в некоторых розничных салонах. Параллельно с этим развивается и новое направление этого бизнеса. Сейчас в городе работают несколько заведений, которые предлагают в аренду игры для X-box и других приставок.

Несмотря на практически полное вымирание этого рынка, некоторые полагают, что в будущем у него все же есть какой-то шанс. Видеопрокат может возродиться из-за изменений в законодательстве.

«Уже сейчас интернет-пользователям становится все сложнее находить в сети некоторые фильмы. Думаю, государство продолжит бороться с пиратством, а значит, возникнет необходимость в лицензионной продукции», — считает бывший директор видеопроката «Эра» Анастасия Сергеева.
Однако прежней популярности видеопрокат вряд ли добьется, считает эксперт. В последнее время в интернете появилось достаточно платных сервисов, которые позволяют на законных основаниях посмотреть интересующий фильм. Обращение к ним требует гораздо меньше времени и сил, нежели поход в
прокат.

Падение дисков

Вслед за видеопрокатом потери начали нести и ритейлеры, занимающиеся реализацией CD- и DVD-дисков. В прошлом году продажи DVD-дисков упали на 41% в штучном выражении, Blu-Ray — на 8% по сравнению с 2012 годом, следует из данных аналитической компании GfK. Кроме того, на треть снизились продажи устройств для просмотра DVD. Производители видео постепенно переходят на цифровой формат, объясняет директор по коммуникациям «GfK Россия» Юлия Стеценко: рынок смартфонов, планшетов и телевизоров Smart TV вырос за прошлый год больше чем на 50%.

Продажи физических носителей CD и DVD сильно упали. По данным сети «М.Видео», в прошлом году российские продажи DVD и Blu-Ray упали на треть (до 1,9 млрд рублей), а в штучном выражении — на 40% (до 10,7 млн дисков). В «Евросети» в феврале 2013 года в России было продано 900 тыс. DVD-дисков, а в феврале этого года — только 500 тысяч.

Рынок продажи музыкальных CD-дисков также сокращается. По оценкам дистрибьюторов CD, падение их продаж за прошлый год составило 30-50%. Показательные цифры привел почти год назад в интервью «Ведомостям» председатель совета директоров ГК «Союз» Александр Менн. По его словам, в сравнении с 2008 годом продажи упали более чем в 40 раз.

«Продажи CD-дисков в рознице — больше не рынок», — сказал он.

Раньше «Союз» был одной из самых заметных сетей с музыкой и фильмами, но 2 года назад свернул розницу и теперь зарабатывает на продюсировании.
Эксперты отмечают, что продажи падают в сегменте молодежной, преимущественно зарубежной музыки. CD-диски, рассчитанные на более возрастную аудиторию, пока еще пользуются спросом.

Помимо специализированных магазинов от дисков не так давно отказалась сеть гипермаркетов «Лента», годом ранее — «Техносила», сокращают продажи дисков «Ашан» и «Медиамаркт».

В Омске этот вид бизнеса также существенно сокращается. На сегодняшний день самой крупной является сеть «Видеоэкспресс» (3 филиала). Магазины «Меломан», CD Club, Gavanamedia, «Цифродом» и «ТелеКит» представлены в единственных экземплярах.

Выживание с играми

Часть аналитиков предполагает, что в ближайшее время актуальность утратят и интернет-клубы, не выдержав конкуренции все с тем же высокоскоростным домашним интернетом.

Однако сегодня этот сегмент функционирует в городе вполне успешно — в Омске работают 13 интернет- и компьютерных клубов. Один из них, геймерский клуб Comsite, даже является сетевым.

Эксперты считают, что какое-то время подобные клубы будут продолжать свою работу за счет любителей компьютерных игр.

«Для такого клуба важно хорошее место, но это не на первом месте. Порой бывает так, что в жилом квартале посещаемость выше, чем где-то в центре, — говорит владелец интернет-клуба «Регион» Алексей Смирнов. — В таких заведениях 80% выручки делается на постоянных клиентах, которые знают и передают друг другу местоположение клуба. На остальных делается 10-20% выручки. Сам по себе интернет вряд ли будет кому-то интересен. Для раскрутки нужно создавать особую атмосферу, проводить чемпионаты по играм и т. д.».

Справка

Бизнес, который воскрес.

В 2010 году в Петербурге впервые за 90 с лишним лет, прошедших с дореволюционных времен, появился доходный дом. Его владельцем стал финский инвестиционный пенсионный фонд.

С 2011 года сначала в Москве, а потом и во всех городах-миллионниках начали появляться барбершопы: брутальные парикмахерские только для мужчин. Цирюльни, где мужчины вдали от женских глаз могли привести себя в порядок и заодно порассуждать в своем кругу о судьбах Отечества, были еще в дореволюционной России. В советское время в парикмахерских также практиковалось традиционное разделение на мужской и женский залы.

Несколько лет назад предприниматели стали активно открывать интернет-магазины, специализирующиеся на продаже товаров из 90-х. Сегодня на некогда забытых жвачках Love is... и Turbo, газировке Dr. Pepper, соках Yupi и Zuko, игрушках тамагочи и «Тетрис» снова можно заработать.

Когда-то на улицах советских городов стояли автоматы с надписью «Газированная вода». Одну копейку в них стоила газированная вода без сиропа, 3 копейки — с сиропом. Около 5 лет назад, решив сыграть на ностальгических чувствах старшего поколения, некоторые компании стали устанавливать стилизованные вендинговые автоматы с газировкой.

Олеся Мельник

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №44 (048) 1ноября

Добавить комментарий
Смотри и слушай: сотни омичей, десятки площадок, одна библиотека

Смотри и слушай: сотни омичей, десятки площадок, одна библиотека

Репортаж с масштабной акции «Библионочь-2017».

Илья Мотовилов, сценарист: «Мы не уйдем от животных инстинктов. Девушки будут стараться быть красивыми, а мужчины — смешными»

Илья Мотовилов, сценарист: «Мы не уйдем от животных инстинктов. Девушки будут стараться быть красивыми, а мужчины — смешными»

Омич, участник команды КВН «Полиграф Полиграфыч», рассказал «Классу» о несуществующей цензуре, сериальной культуре и «омсквичах».

М-м-мясо: В Омске прошел II Фестиваль барбекю

М-м-мясо: В Омске прошел II Фестиваль барбекю

Чемпионаты по поеданию пиццы и бургеров на скорость, мастер-классы по приготовлению мясных деликатесов и национальных блюд и много-много шашлыка. Второй городской Фестиваль барбекю состоялся.

О букетах без глянца, модных «рубашках» и цветочных трендах

О букетах без глянца, модных «рубашках» и цветочных трендах

Флористы из «Алой розы» раскрыли секреты выбора самого трогательного подарка.

От Пушкина до Ленина: в Омске прошла «Библионочь»

От Пушкина до Ленина: в Омске прошла «Библионочь»

Тысячи людей, десятки площадок и оркестр.

Ближе к народу: насколько ты знаешь омских бизнесменов?

Ближе к народу: насколько ты знаешь омских бизнесменов?

Тест ко Дню российского предпринимательства. 

«Новый Омск» собрал лучших маркетологов на StandUp-конференции #Чистый_маркетинг

«Новый Омск» собрал лучших маркетологов на StandUp-конференции #Чистый_маркетинг

Информационный портал «Новый Омск» собрал сильнейших омских маркетологов для соревнований в создании рекламных кампаний. 

Омский ИнстаЗвонок: модные «бантики»-2017

Омский ИнстаЗвонок: модные «бантики»-2017

Белые рубашки, накрученные хвосты, губки «пю», мужские стрижки в стиле «гранж» и сотни селфи.

Пушкину не снилось: самая полная программа омской «Библионочи»

Пушкину не снилось: самая полная программа омской «Библионочи»

Десятки мастер-классов, выставок, театральных постановок, экскурсий и фотозон. Что, где, когда — в нашем путеводителе по библиотеке. И да, все бесплатно.

ВЕС_ИМЕЕМ: Cемь дней!

ВЕС_ИМЕЕМ: Cемь дней!

В нашем предпоследнем материале — о динамике веса и народного голосования, способе похудеть быстро и о том, чем займутся участники после окончания проекта.

«С этими детьми нужно делать не журнал, а революцию»: стартовал проект «Школа и журналистика»

«С этими детьми нужно делать не журнал, а революцию»: стартовал проект «Школа и журналистика»

«Новый Омск» запускает совместный проект с Российским движением школьников «Школа и журналистика». Будем учить ребят делать подростковый журнал. Что из этого получится — кто ж его ...

Самостоятельные походы по Омской области: лайфхаки от Анны Статвы

Самостоятельные походы по Омской области: лайфхаки от Анны Статвы

Турист с 20-летним стажем Анна Статва рассказала, какими маршрутами омичи могут пройти без посторонней помощи и что стоит взять с собой в мини-приключение.

Культурный отдых

Культурный отдых

В эту субботу корреспонденты «Класса» посетили омскую «Ночь музеев». О том, где заканчивается массовый и начинается «культурный» отдых, — в итогах прогулки по бульварам.

К лету готовы?

К лету готовы?

19 мая в рамках пресс-тура журналисты посетили три городских парка, чтобы узнать об их готовности к летнему сезону. Как это было — в нашем репортаже.