Деловой Омск

Деловой Омск

18 ноября 2014 09.28Статьи

Бизнесмен поневоле

Предприниматель Павел Костюков в 2007 году купил здания бывшей птицефабрики «Октябрьская». Переоборудовав часть птичников под производство индейки, в 2014 году бизнесмен планирует получить первые 100 тонн мяса и выйти на 14 тыс. тонн готовой продукции в год.

Бизнесмен поневоле

Всю жизнь Павел Костюков занимается техническими видами спорта. Занимался мотокроссом, затем стал тренером по велосипедному спорту и даже возглавил омскую профильную федерацию. Однако после развала Советского Союза для воплощения всего задуманного в тренерской профессии Костюкову пришлось уйти в бизнес.

«Тренерское призвание для меня до сих пор остается первостепенным. Я называю себя бизнесменом по несчастью. Предпринимателем я стал, чтобы реализовать свои тренерские амбиции. С начала 90-х годов участвовал в разных проектах. Кстати, уже тогда часть времени уделял птицеводству. В свое время занимался выводом из кризиса Сибирской птицефабрики. И полученный опыт оказался полезным, когда сам купил предприятие», — вспоминает предприниматель.

Завод под снос

Владельцем Таврической птицефабрики Павел Костюков стал случайно. В 2007 году попал на объект, который уже разбирали. В тот момент в голове бизнесмена и возник план восстановить производство.

«Это была одна из крупнейших омских птицефабрик. И мне показалось неправильным, что такой объект будут сносить, ведь его еще можно использовать по прямому назначению. Мы сразу решили, что будем производить мясо индейки. Оно очень полезное, а создание культуры его потребления в стране обе-щает хорошие объемы производства в будущем», — рассказывает Костюков.

В покупку и развитие птицефабрики пришлось вложить средства из других бизнес-проектов, которыми предприниматель занимался еще с начала 90-х годов.

«Первые шаги в бизнесе я начинал как региональный представитель по торговле велосипедами, потом вложился в грузоперевозки. За годы предпринимательства я занимался сразу несколькими проектами одновременно. И все они, как и птицефабрика, не обещали суперрентабельности, но были направлены на рост капитализации. Вообще направления я выбираю с точки зрения надежности. Никогда не вмешивался в рискованные проекты, — объясняет Костюков. — Для большинства банков сельское хозяйство — рискованный бизнес. Поэтому получить кредит на нашу деятельность нереально. А ведь при хорошей кредитной поддержке можно добиться лучших результатов».

Бизнесмен рассказывает, как с 2007 года он обсуждал получение полноценной кредитной линии со многими банками, но в самый последний момент финансисты в кредитовании отказывали. Причинами были финансовые сложности предприятия и кризисные явления в экономике.

«У нас в России кредитная ставка очень высока — деньги стали дорогим товаром. В странах с развитой экономикой можно получить более выгодные кредиты. Мы же работаем на то, чтобы банки процветали. Но несмотря на это средний и малый бизнес испытывают огромные проблемы. Страна по-прежнему опирается на задел еще советского периода. И реализовать сегодня свои идеи весьма тяжело», — сетует бизнесмен.

Пропаганда полезного мяса

Павел Костюков говорит, что все масштабные проекты имеют длительные сроки окупаемости. В частности, вернуть вложения в Таврическую птицефабрику можно лишь через 15 лет. Такой горизонт планирования очень рискованный, и мало кто из предпринимателей готов на это пойти.

Выбрать продукт для производства Костюкову помог опыт спортивной деятельности. Занимаясь велосипедным спортом, тренер не мог не знать о диетах известных спорт-сменов, многие из которых особое внимание уделяют мясу индейки. Но, несмотря на то, что это мясо крайне полезно, в России употреблять в пищу индейку еще не привыкли. Сейчас в нашей стране на душу населения приходится всего 800 г этой птицы в год.

«В Израиле ее потребление достигает 24 кг на душу населения в год, в США — 20 кг, в европейских странах — на уровне 8-10 кг. Мы сразу поняли, что нужно ориентироваться на эти показатели — увеличивать потребление этого продукта в России, пропагандировать его», — объясняет предприниматель.
Слабые традиции потребления индейки у населения — лишь половина проблемы, с которой столкнулся Павел Костюков на первом этапе. Само производство индейки несравнимо сложнее, чем мяса любой другой домашней птицы. Это долгий процесс, требующий терпения и серьезных вложений.
Сложнее всего было рассчитать точку безубыточности. Сегодня, по словам владельца предприятия, нет смысла выпускать индейку объемом меньше 1 тыс. тонн в год. Иначе проект будет убыточным, во всяком случае в нашей стране.

«Есть прецеденты, когда фермеры в Европе занимаются только выращиванием птицы. Но там развита сопутствующая инфраструктура, в которой налажены поставка комбикорма, яиц, инкубирование, переработка и поставка на убой. От фермера требуется только построить птичник, получить суточных цыплят и ветеринарные препараты, а после сдать выращенную продукцию по цепочке в переработку. В России все по-другому. Начиная с советского времени подобные проекты изначально были рассчитаны на замкнутый цикл», — говорит предприниматель.

Предприятие должно заниматься всем: от производства комбикорма, содержания родительского стада и инкубирования до реализации полученного продукта. По расчетам Костюкова, вкладываться в производство не имеет смысла, если не планируешь выйти на объем в 14 тыс. тонн в год и выше. А чтобы такой проект реализовать, нужно вложить в разные производственные периоды до 1,5 млрд рублей.

Общий рынок

Взаимоотношения с проверяющими органами и госструктурами Павел Владимирович видит в философском ключе: главное — чтобы не мешали работать, а возможное наказание соответствовало проступку.

«Я не могу сказать, что контрольные органы требуют чего-то сверхъестественного. Все по закону. Конечно, с позиции потребительского мироощущения, которое господствует в последнее время, можно было бы сказать властям: дайте мне все условия — и я сделаю образцовое предприятие. Но у власти кроме птицефабрики масса текущих вопросов, которые она должна решать», — считает предприниматель.

В Омской области помимо Таврической птицефабрики крупным производителем индейки является «РУСКОМ-Агро». По словам Костюкова, конкуренты считаются первопроходцами на омском рынке индейки.

«Мы с 2007 года хотели производить этот продукт, но экономические сложности постоянно тормозили процесс запуска. Только в этом году мы сделали первую посадку. До этого приобретали тушки и перерабатывали на продажу под торговой маркой «Индея». Сейчас подготовили рынок к собственному производству, которое и запустили. В этом году делаем первый забой и выводим на рынок 100 тонн собственного продукта», — с гордостью рассказывает Костюков.

По его словам, об острой конкуренции между производителями говорить рано. В нашей стране прогнозируется большой рост потребления диетического мяса индейки, и сказать, что рынок перенасыщен, нельзя. Скорее наоборот — все работающие предприятия формируют общий рынок. Если выходить на уровень потребления в 10 кг мяса индейки на душу населения, то всей стране нужно производить 1 млн тонн продукции в год.

Изюминка дистрибуции

У предприятия есть стратегия развития дистрибуции, которая включает в себя не только Омск, но и другие регионы, в том числе столичный рынок.
«Наша транспортная компания осуществляет грузоперевозки в Москву и Питер. И мы столкнулись с тем, что там есть товары, которые нужно везти на восток, а в западном направлении машины идут пустыми. Думаю, это отличное решение — начать загружать поток собственной продукцией. В этом изюминка нашей дистрибуции», — уверен Костюков.

На сегодняшний день ключевая проблема предприятия — формирование команды. В процессе найма персонала владелец компании делает ставку на привлечение молодежи.

«У выпускников опыта еще недостаточно, но обу-чаемость лучше. Сейчас на предприятии трудится смешанный коллектив: есть и опытные сотрудники, и молодые. В совокупности на птицефабрику планируем привлечь около 500 человек. Сейчас работают около 50, их усилий вполне достаточно, чтобы организовать запуск на первоначальном этапе. Проблема в том, что сегодня рынку нужны зоотехники, ветеринары, агрономы, а по резюме к нам хотят прийти юристы, менеджеры и продавцы. Да и уровень их подготовки слабый», — говорит предприниматель.

Преодолеть точку безубыточности птицефабрики Костюков планирует в течение пяти лет.

Александр Набатов

Фото: Вадим Харламов  

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №44 (048) 1ноября

Добавить комментарий
Омск #ВДвижении: стрим с открытия V кинофестиваля дебютов

Омск #ВДвижении: стрим с открытия V кинофестиваля дебютов

Красная дорожка, официальная часть, коридоры, фанфары и софиты. Покажем все, что видим сами.

В Омске еще больше детей стали лечить с помощью животных

В Омске еще больше детей стали лечить с помощью животных

В нашем городе открылся второй центр зоотерапии.

Must see: 10 фильмов омского фестиваля «Движение», обязательных к просмотру

Must see: 10 фильмов омского фестиваля «Движение», обязательных к просмотру

25 апреля в Омске стартует долгожданный V Национальный кинофестиваль дебютов «Движение». В пятидневном киномарафоне участвуют 32 фильма, которые может увидеть любой желающий. «Класс» выбрал ...

Geely Emgrand GT: билет в бизнес-классФото

Geely Emgrand GT: билет в бизнес-класс

Дебютное выступление в шоу-румах одного из самых современных «китайцев» случилось при полном аншлаге. Крупные порталы еженедельно публиковали новости о флагманском седане четвертого поколения, ...

Макс Тесли, группа «Щенки»: «Где деньги — туда и пойдем. Как псы. На запах»

Макс Тесли, группа «Щенки»: «Где деньги — туда и пойдем. Как псы. На запах»

Стихийно-контрастный коллектив группы «Щенки» рассказал «Классу» об однообразии российских городов, перспективах развития группы и таком разном слушателе своего творчества.

Траектория «Движения»: 5 дней, 32 фильма, 3 мастер-класса

Траектория «Движения»: 5 дней, 32 фильма, 3 мастер-класса

Интерактивный путеводитель по показам и встречам Пятого кинофестиваля дебютов «Движение».

Владимир Золотарь о критике «Матильды»: «Времена жесткой цензуры возвращаются, если уже не вернулись»

Владимир Золотарь о критике «Матильды»: «Времена жесткой цензуры возвращаются, если уже не вернулись»

В социальных сетях разгорается виртуальный спор между поборниками нравственности и защитниками свободы волеизъявлений.

ВЕС_ИМЕЕМ: Это Спарта!

ВЕС_ИМЕЕМ: Это Спарта!

О незолотой середине, набитых шишках и волшебных пенделях.

Шоу тайм, дорогие мои: сумасшедший Френки в Омске

Шоу тайм, дорогие мои: сумасшедший Френки в Омске

Вадим Демчог, «Арлекиниада», луч света и три часа легендарных текстов.

Покажи мне свой кулич: Инстапасха в Омске

Покажи мне свой кулич: Инстапасха в Омске

Инстаобзор праздничных столов известных омичей.

«Пуля» выстрелила: «Курара» презентовала омичам новый альбомФото

«Пуля» выстрелила: «Курара» презентовала омичам новый альбом

Группа из Екатеринбурга приехала в Омск с седьмым по счету альбомом. О гопниках, властных крысах, провинциальных проститутках и кровососущих кальяны тварях — в одной «Пуле».

Приключения злополучного чемоданчика

Приключения злополучного чемоданчика

В «Лицейском театре» состоялась премьера спектакля «Смешные деньги».

Нападающий омского «Авангарда» Николай Лемтюгов: «Если бы не хоккей — стал бы военным»

Нападающий омского «Авангарда» Николай Лемтюгов: «Если бы не хоккей — стал бы военным»

«Ястреб» подвел итоги сезона, рассказал о своей жене и признался, что готов остаться жить в нашем городе.

«Движение» лучших: 10 самых востребованных актеров омского кинофестиваля

«Движение» лучших: 10 самых востребованных актеров омского кинофестиваля

«Класс» оценил рейтинги фильмов, упоминания имен в местной и зарубежной прессе, а также интерес россиян к актерам, что успели пройтись по красной дорожке в Омске.

Займемся рок-н-роллом: стал бы ты королем?

Займемся рок-н-роллом: стал бы ты королем?

Проверь, насколько ты похож на Элвиса Пресли.