Деловой Омск

Деловой Омск

18 ноября 2014 09.28Статьи

Бизнесмен поневоле

Предприниматель Павел Костюков в 2007 году купил здания бывшей птицефабрики «Октябрьская». Переоборудовав часть птичников под производство индейки, в 2014 году бизнесмен планирует получить первые 100 тонн мяса и выйти на 14 тыс. тонн готовой продукции в год.

Бизнесмен поневоле

Всю жизнь Павел Костюков занимается техническими видами спорта. Занимался мотокроссом, затем стал тренером по велосипедному спорту и даже возглавил омскую профильную федерацию. Однако после развала Советского Союза для воплощения всего задуманного в тренерской профессии Костюкову пришлось уйти в бизнес.

«Тренерское призвание для меня до сих пор остается первостепенным. Я называю себя бизнесменом по несчастью. Предпринимателем я стал, чтобы реализовать свои тренерские амбиции. С начала 90-х годов участвовал в разных проектах. Кстати, уже тогда часть времени уделял птицеводству. В свое время занимался выводом из кризиса Сибирской птицефабрики. И полученный опыт оказался полезным, когда сам купил предприятие», — вспоминает предприниматель.

Завод под снос

Владельцем Таврической птицефабрики Павел Костюков стал случайно. В 2007 году попал на объект, который уже разбирали. В тот момент в голове бизнесмена и возник план восстановить производство.

«Это была одна из крупнейших омских птицефабрик. И мне показалось неправильным, что такой объект будут сносить, ведь его еще можно использовать по прямому назначению. Мы сразу решили, что будем производить мясо индейки. Оно очень полезное, а создание культуры его потребления в стране обе-щает хорошие объемы производства в будущем», — рассказывает Костюков.

В покупку и развитие птицефабрики пришлось вложить средства из других бизнес-проектов, которыми предприниматель занимался еще с начала 90-х годов.

«Первые шаги в бизнесе я начинал как региональный представитель по торговле велосипедами, потом вложился в грузоперевозки. За годы предпринимательства я занимался сразу несколькими проектами одновременно. И все они, как и птицефабрика, не обещали суперрентабельности, но были направлены на рост капитализации. Вообще направления я выбираю с точки зрения надежности. Никогда не вмешивался в рискованные проекты, — объясняет Костюков. — Для большинства банков сельское хозяйство — рискованный бизнес. Поэтому получить кредит на нашу деятельность нереально. А ведь при хорошей кредитной поддержке можно добиться лучших результатов».

Бизнесмен рассказывает, как с 2007 года он обсуждал получение полноценной кредитной линии со многими банками, но в самый последний момент финансисты в кредитовании отказывали. Причинами были финансовые сложности предприятия и кризисные явления в экономике.

«У нас в России кредитная ставка очень высока — деньги стали дорогим товаром. В странах с развитой экономикой можно получить более выгодные кредиты. Мы же работаем на то, чтобы банки процветали. Но несмотря на это средний и малый бизнес испытывают огромные проблемы. Страна по-прежнему опирается на задел еще советского периода. И реализовать сегодня свои идеи весьма тяжело», — сетует бизнесмен.

Пропаганда полезного мяса

Павел Костюков говорит, что все масштабные проекты имеют длительные сроки окупаемости. В частности, вернуть вложения в Таврическую птицефабрику можно лишь через 15 лет. Такой горизонт планирования очень рискованный, и мало кто из предпринимателей готов на это пойти.

Выбрать продукт для производства Костюкову помог опыт спортивной деятельности. Занимаясь велосипедным спортом, тренер не мог не знать о диетах известных спорт-сменов, многие из которых особое внимание уделяют мясу индейки. Но, несмотря на то, что это мясо крайне полезно, в России употреблять в пищу индейку еще не привыкли. Сейчас в нашей стране на душу населения приходится всего 800 г этой птицы в год.

«В Израиле ее потребление достигает 24 кг на душу населения в год, в США — 20 кг, в европейских странах — на уровне 8-10 кг. Мы сразу поняли, что нужно ориентироваться на эти показатели — увеличивать потребление этого продукта в России, пропагандировать его», — объясняет предприниматель.
Слабые традиции потребления индейки у населения — лишь половина проблемы, с которой столкнулся Павел Костюков на первом этапе. Само производство индейки несравнимо сложнее, чем мяса любой другой домашней птицы. Это долгий процесс, требующий терпения и серьезных вложений.
Сложнее всего было рассчитать точку безубыточности. Сегодня, по словам владельца предприятия, нет смысла выпускать индейку объемом меньше 1 тыс. тонн в год. Иначе проект будет убыточным, во всяком случае в нашей стране.

«Есть прецеденты, когда фермеры в Европе занимаются только выращиванием птицы. Но там развита сопутствующая инфраструктура, в которой налажены поставка комбикорма, яиц, инкубирование, переработка и поставка на убой. От фермера требуется только построить птичник, получить суточных цыплят и ветеринарные препараты, а после сдать выращенную продукцию по цепочке в переработку. В России все по-другому. Начиная с советского времени подобные проекты изначально были рассчитаны на замкнутый цикл», — говорит предприниматель.

Предприятие должно заниматься всем: от производства комбикорма, содержания родительского стада и инкубирования до реализации полученного продукта. По расчетам Костюкова, вкладываться в производство не имеет смысла, если не планируешь выйти на объем в 14 тыс. тонн в год и выше. А чтобы такой проект реализовать, нужно вложить в разные производственные периоды до 1,5 млрд рублей.

Общий рынок

Взаимоотношения с проверяющими органами и госструктурами Павел Владимирович видит в философском ключе: главное — чтобы не мешали работать, а возможное наказание соответствовало проступку.

«Я не могу сказать, что контрольные органы требуют чего-то сверхъестественного. Все по закону. Конечно, с позиции потребительского мироощущения, которое господствует в последнее время, можно было бы сказать властям: дайте мне все условия — и я сделаю образцовое предприятие. Но у власти кроме птицефабрики масса текущих вопросов, которые она должна решать», — считает предприниматель.

В Омской области помимо Таврической птицефабрики крупным производителем индейки является «РУСКОМ-Агро». По словам Костюкова, конкуренты считаются первопроходцами на омском рынке индейки.

«Мы с 2007 года хотели производить этот продукт, но экономические сложности постоянно тормозили процесс запуска. Только в этом году мы сделали первую посадку. До этого приобретали тушки и перерабатывали на продажу под торговой маркой «Индея». Сейчас подготовили рынок к собственному производству, которое и запустили. В этом году делаем первый забой и выводим на рынок 100 тонн собственного продукта», — с гордостью рассказывает Костюков.

По его словам, об острой конкуренции между производителями говорить рано. В нашей стране прогнозируется большой рост потребления диетического мяса индейки, и сказать, что рынок перенасыщен, нельзя. Скорее наоборот — все работающие предприятия формируют общий рынок. Если выходить на уровень потребления в 10 кг мяса индейки на душу населения, то всей стране нужно производить 1 млн тонн продукции в год.

Изюминка дистрибуции

У предприятия есть стратегия развития дистрибуции, которая включает в себя не только Омск, но и другие регионы, в том числе столичный рынок.
«Наша транспортная компания осуществляет грузоперевозки в Москву и Питер. И мы столкнулись с тем, что там есть товары, которые нужно везти на восток, а в западном направлении машины идут пустыми. Думаю, это отличное решение — начать загружать поток собственной продукцией. В этом изюминка нашей дистрибуции», — уверен Костюков.

На сегодняшний день ключевая проблема предприятия — формирование команды. В процессе найма персонала владелец компании делает ставку на привлечение молодежи.

«У выпускников опыта еще недостаточно, но обу-чаемость лучше. Сейчас на предприятии трудится смешанный коллектив: есть и опытные сотрудники, и молодые. В совокупности на птицефабрику планируем привлечь около 500 человек. Сейчас работают около 50, их усилий вполне достаточно, чтобы организовать запуск на первоначальном этапе. Проблема в том, что сегодня рынку нужны зоотехники, ветеринары, агрономы, а по резюме к нам хотят прийти юристы, менеджеры и продавцы. Да и уровень их подготовки слабый», — говорит предприниматель.

Преодолеть точку безубыточности птицефабрики Костюков планирует в течение пяти лет.

Александр Набатов

Фото: Вадим Харламов  

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №44 (048) 1ноября

Добавить комментарий
Преображение: на сколько Андрей Маслов и Марина Хариби похудели за десять дней?

Преображение: на сколько Андрей Маслов и Марина Хариби похудели за десять дней?

Рассказываем, как ставились личные рекорды: главный врач не зря гарантировал результат.

Алексей Степочкин-Тищенков: «Вожатые омской школы получают до 24 тысяч в месяц»

Алексей Степочкин-Тищенков: «Вожатые омской школы получают до 24 тысяч в месяц»

О мире детей и вожатых, саморазвитии и немного о деньгах — в нашем интервью с создателем школы вожатых в Омске.

Двадцать дорог: первый экскурсионный флешмоб в Омске

Двадцать дорог: первый экскурсионный флешмоб в Омске

24 сентября в Омске пройдет экскурсионный флешмоб, в рамках которого омичи смогут посетить более двадцати экскурсий. Все они будут бесплатные.

Омичи будут отдыхать треть следующего года (КАЛЕНДАРЬ)Инфографика

Омичи будут отдыхать треть следующего года (КАЛЕНДАРЬ)

Из 365 дней 118 будут выходными, в том числе 27 — праздничными.

Красота без жертвФото

Красота без жертв

Участники проекта «За подарками» отправились исследовать салон красоты «Нимфа».

Энтеровирусная инфекция в Омске: как не заболеть и не заразить другихИнфографика

Энтеровирусная инфекция в Омске: как не заболеть и не заразить других

«Новый Омск» приводит рекомендации министра здравоохранения, врача и специалиста Роспотребнадзора.

Начало по-французски в омском ТЮЗе

Начало по-французски в омском ТЮЗе

Новый сезон театр откроет премьерой спектакля по мотивам пьесы Жана Батиста Мольера.

Преображение: Марина Хариби и Андрей Маслов на пути к идеалу

Преображение: Марина Хариби и Андрей Маслов на пути к идеалу

Один месяц, два героя, четыре этапа, один победитель. Вашему вниманию — очередной преобразующий проект «Нового Омска». Поехали!

Тысячи омичей вместе с LВидео

Тысячи омичей вместе с L'ONE танцевали локтями под первым снегом (ВИДЕО)

Несмотря на дождь и, по сообщениям очевидцев, даже снег, — омичи дождались артиста и отстояли концерт. Как это было — в нашей подборке.

Говорит и показывает: на три дня омские улицы станут площадкой для арт-экспериментов

Говорит и показывает: на три дня омские улицы станут площадкой для арт-экспериментов

С 8 по 10 сентября в рамках фестиваля современного искусства «Экспериментальные выходные» омичей приглашают на программы «Смотри!», «Говори!» и «Слушай!»

Александр Могилев, хореограф: «Мы оторвали у «запорожца» аккумулятор, раскидали ДВП у кинотеатра и стали танцевать на шапку»

Александр Могилев, хореограф: «Мы оторвали у «запорожца» аккумулятор, раскидали ДВП у кинотеатра и стали танцевать на шапку»

Топовый хореограф России рассказал «Классу» о столичных провинциалах и закулисье шоу «Танцы».

Все возрасты покорны: в Омске прошел первый «СимфоРокПарк»Видео

Все возрасты покорны: в Омске прошел первый «СимфоРокПарк»

О том, каким был третий open-air Омской филармонии — в нашем репортаже.

От Бразилии до Японии: в Омске пройдет кукольный фестиваль

От Бразилии до Японии: в Омске пройдет кукольный фестиваль

С 22 по 27 сентября в нашем городе состоится международный фестиваль « В гостях у Арлекина».

Омская предпринимательница Марина Хариби спорила с Тарасом Бульбой, а Виктору Скуратову понравился только первый день в школеФото

Омская предпринимательница Марина Хариби спорила с Тарасом Бульбой, а Виктору Скуратову понравился только первый день в школе

Представители бизнеса и власти поделились воспоминаниями о своих школьных годах и провели сегодняшний день в компании первоклассников.