Деловой Омск

Деловой Омск

18 декабря 2013 04.23Интервью

Голый на сцене...

Питерский режиссер Владимир Золотарь, который из вольного «художника» недавно превратился в директора ТЮЗа, предельно открыто рассказал «ДО» о роли театра в финансовой пирамиде и месте голого на сцене.

Голый на сцене...

 Конфликт между минкультом и прежним руководством ТЮЗа разгорелся из-за возможной концессии. Чиновники хотели отдать здание театра некоему предпринимателю, который решил бы вопрос с его ремонтом, сделав коммерческую пристройку. Вы обсуждали эту тему с министром Лапухиным?

— Я сам спросил об этой истории. Министр ответил, что реконструкция театра запланирована через полтора года и есть надежда, что она пройдет, как в Драмтеатре, когда труппе не пришлось покидать здание на время ремонта. Однако потом, как мне сказал Лапухин, губернатор, выступая перед коллективом театра, заявил, что не будет никакой концессии, вопрос закрыт. Другое дело, что ситуация тупиковая — как из нее выходить, никто не знает.

В целом же форма той концессии выглядела разумной. Другое дело, что нужно было заказать экспертизу, чтобы не превратить здание театра в черт-те что чисто в архитектурном смысле. И, конечно, серьезный вопрос — если пристраивать, то что? Одно дело, если как в Новосибирске, где на территории театра «Красный факел» располагались цеха, и в них построили головной офис «Сбербанка», который внес солидную сумму на ремонт театра. А здесь — в Омске — рядом со зданием ТЮЗа ничего не сделаешь так, чтобы не нарушить архитектурный ансамбль. Самый разумный вариант — предпринимателю построить свой торговый центр в другом месте, а взамен профинансировать реконструкцию театра. Такая схема не обернулась бы истерикой со стороны сотрудников театра. В конце концов, не настолько же сумасшедший у нас минкульт, чтобы взять и отдать здание детского театра целиком под какой-нибудь бордель?


Сначала коллектив восстал против концессии, теперь появляются письма от коллектива в поддержку прежнего директора. Что происходит? Почему противостояние чиновников и театралов настолько ожесточенно?

— Я думаю, тут сошлись разные факторы: все-таки Валентина Николаевна проработала директором театра порядка 27 лет. И понятно, что когда театр долго существует с одним руководителем — вне зависимости от того, как к ней относятся, — они воспринимают себя как единое целое. И уход прежнего директора, приход нового руководителя они воспринимают как угрозу этой целостности, самим себе. А ведь артисты особые люди, ранимые очень: «Ага, значит, вот так оценивают нашу работу, что не доверяют нашему многолетнему руководителю!» Видимо, кто-то всерьез полагал и полагает, что это месть министерства или специальные козни, чтобы пропихнуть эту концессию. Ребята, вам сам губернатор сказал: «Концессии не будет!» Даже если кто-то захочет тихой сапой провернуть это дело, ему скажут: «Вы что, с ума сошли? Как губернатор будет выглядеть, если кто-то его не послушает?!»

Бывали ситуации, когда Виктор Иванович Назаров рубил с плеча. А потом выяснялось, что какой-то вопрос не в его компетенции.

— Вопрос концессии точно в компетенции губернатора. Мимо него такое решение не пройдет. Но думать, что министр хочет осуществить какую-то операцию руками приглашенного из другого города режиссера — бред! Зачем такие сложности. На конкурс вышли только те учреждения, у руководителей которых закончился срок контракта, в конце концов, например, в Пятом театре человек, которого выдвигал и поддерживал Виктор Прокопьевич, не победил.

Может ли, на ваш взгляд, театр существовать вообще без господдержки?

— Нет. Кроме антреприз — откровенно коммерческих проектов. Еще недавно считалось, что если театр зарабатывает 30% своего бюджета самостоятельно — это невероятное достижение. Театр, по большому счету, довольно дорогая игрушка для государства, поэтому все они зависят от политики местного руководства — где-то их поддерживают, где-то — нет. Скажем, в Перми: бюджет краевого «Театра-театра» порядка 90 миллионов, а бюджет городского ТЮЗа меньше раза в три. А вот бюджет Пермской оперы порядка полутора миллиардов рублей
в год!

Какая сумма была бы, по-вашему, если не идеальной, то хотя бы приемлемой для омского ТЮЗа с теми планами, которые вы ему сочинили?

— Грубо говоря, 2,5–3 млн рублей только в одну из основных статей расходов — на оплату труда художников и режиссера-постановщика. Я, как правило, не еду за гонорар меньше 300 тысяч. В нашем ТЮЗе денег только на приглашение хорошего режиссера на одну постановку! А их надо делать 3-4 в год.

Когда вы работали в Нижнем Новгороде, случился скандал из-за спектакля с голым актером на сцене. В Омске голых не будет?

— Голых точно не будет. Мне вообще кажется, что все, кто рассказывает эту историю, мой спектакль не видели. У меня была анекдотичная ситуация в Нижнем Новгороде: это была сцена в «Собачьем сердце», когда Шариков обнаруживает, что он человек, и у него начинается истерика. Художник по свету Женя Гансбург сделал все настолько невинно, что зритель не видел ничего особенного, просто понимал, что Шариков — голый. Восьмилетнего ребенка вы не поведете на «Собачье сердце», а четырнадцатилетние в интернете даже в рекламе видят куда больше. После этого спектакля я сидел на страшном совещании у вице-губернатора, где воевавшие против коллектива театра деятели высказывали свое мнение об этой сцене. И когда я спросил председателя областного союза театральных деятелей: «Вы хоть один мой спектакль видели?» Он ответил: «Нет, не видел, но после того, что мне рассказали — я на ваши спектакли ни ногой!» Нижний Новгород — это вообще очень специфическое место, бывший закрытый город, до революции купеческий, там свой менталитет.

А здесь не специфическое место? Тоже бывший закрытый город, чиновничий центр до революции.

— Поэтому я и говорю: к сожалению, голых людей на сцене в Омске не будет. Режиссер тут уже в средствах ограничен: это нельзя, это нельзя...

Что вы будете делать, если однажды вас на такое же совещание вызовет Виктор Лапухин и предъявит претензии по художественной части?

— Не думаю, что такой разговор возникнет. Но театр — это всегда некий компромисс. И тут уже — смотря на какой компромисс мне предложат пойти.

Александр Жиров

Добавить комментарий
Омичи, которые смогли: топ-10 «засветившихся» на телеэкране

Омичи, которые смогли: топ-10 «засветившихся» на телеэкране

Вспоминаем самые яркие выступления наших земляков, которые попали в эфир федеральных каналов и добавили к образу любимого города несколько незабываемых штрихов.

Где омичам погулять в Новый год: карта праздничных мероприятий

Где омичам погулять в Новый год: карта праздничных мероприятий

«Новый Омск» выяснил, где горожанам можно отметить главный праздник.

Режиссер, снявший «28 панфиловцев»: «Как так, что человек из Омска будет снимать большое кино. Это возможно?»

Режиссер, снявший «28 панфиловцев»: «Как так, что человек из Омска будет снимать большое кино. Это возможно?»

Сегодня в прокат выходит новый фильм о войне. Режиссером кинокартины стал омич Ким Дружинин (совместно с Андреем Шальопа). Премьера на больших экранах совпала с 32-м днем рождения кинематографиста-земляка, но сам ...

Будь мужиком!

Будь мужиком!

Тот, кто считает ноябрь самым скучным месяцем, просто не читал нашего проекта. В честь Всемирного дня мужчин мы запускаем «Брутальный сезон» и делимся горячими спецпредложениями от известных омских ...

Художница-портретист Катерина Балинская: «Вдохновение всегда в людях, смотрю на их лица и слушаю их голоса»

Художница-портретист Катерина Балинская: «Вдохновение всегда в людях, смотрю на их лица и слушаю их голоса»

Создатель паблика СTHRN и художница-портретист Катерина Балинская рассказала «Классу» о своем творчестве и отношении к современному искусству.

Киркоров, Леннон, Кобейн и другие известные плагиатчики

Киркоров, Леннон, Кобейн и другие известные плагиатчики

Пять фактов о неосознанном музыкальном плагиате, вошедших в историю.

Артем Клименко, бас-гитарист «АлоэВера»: «В личку Вере шлют гениталии. А все, что помимо, — может быть использовано для песни»

Артем Клименко, бас-гитарист «АлоэВера»: «В личку Вере шлют гениталии. А все, что помимо, — может быть использовано для песни»

Музыканты группы «АлоэВера» рассказали «Классу» о ценителях винила, самой популярной песне и ненависти к собственным клипам.

По примеру премьера: Топ-10 зеркал для фото в Омске

По примеру премьера: Топ-10 зеркал для фото в Омске

«Класс» пробежался по инстаграмам омичей и выяснил, какое оно — омское зазеркалье.

Ноябрьнуло: в Омске прошел III фестиваль современного искусства

Ноябрьнуло: в Омске прошел III фестиваль современного искусства

Лофт, самокаты и баблы. О том, каким был ежегодный фестиваль «НОЯБРЬ», — в нашем репортаже.

Ой, мамочки: женщины, давшие жизнь известным омичам (ФОТО)Фото

Ой, мамочки: женщины, давшие жизнь известным омичам (ФОТО)

По случаю Дня матери мы узнали, о чем грустят и смеются мамы губернатора Виктора Назарова, предпринимательницы Екатерины Вахрушевой, дизайнера Анны Долганевой, ресторатора Юрия Чащина и других успешных людей.

Маме привет от «Нового Омска» (фото)Фото

Маме привет от «Нового Омска» (фото)

Раз в году, в День матери, корреспонденты «Нового Омска» воспользовались служебным положением и передали привет своим мамам через сайт. Ведь в погоне за лидерством мы не всегда уделяем им должное ...

Чем бы дяди ни тешились: новогодние корпоративы в Госдуме (ВИДЕО) Видео

Чем бы дяди ни тешились: новогодние корпоративы в Госдуме (ВИДЕО)

«Новый Омск» посмотрел, как проходили капустники в зале заседаний, и оценил таланты депутатов Госдумы РФ.

«Вечность» с политиком и многодетной мамой Алесей Григорьевой

«Вечность» с политиком и многодетной мамой Алесей Григорьевой

«Я бы запретила его показывать, написала бы: «Беременным вход строго воспрещен». После фильма хочется уйти в монастырь»

Пять лет альтернативы: 15 громких имен в музыкальной хронологии омской «Ракеты»

Пять лет альтернативы: 15 громких имен в музыкальной хронологии омской «Ракеты»

Лучшие независимые музыкальные проекты, ротирующиеся в эфире омского некоммерческого интернет-радио. Все, что вы могли пропустит за пять лет вещания.

В Омске пройдет фестиваль «Ноябрь»

В Омске пройдет фестиваль «Ноябрь»

Рассказываем, где, когда и что можно будет посмотреть.