27 ноября 2014 12.06Общество

Право на права

Депутат Государственной думы Олег Смолин выступил с инициативой выдавать водительские права гражданам, достигшим 16-летия. Предложение депутата вызвало неоднозначную реакцию как у парламентариев, так и у сотрудников ГИБДД.

Право на права

Сегодня права на управление транспортом с 16 лет можно получить только для категории А1 - это так называемые внедорожные мототранспортные средства. Остальные категории «открываются» для желающих с 17, 18 или даже 22 лет - в зависимости от типа транспорта.

В США существует практика выдачи «ученических прав». Они выдаются американцам в возрасте до 18 лет и фактически не отличаются от обычных водительских прав. С той разницей, что на владельцев таких прав накладываются определенные ограничения. Например, в ряде штатов «ученикам» запрещено ездить за рулем без присутствия взрослого после 18:00, 21:00 или полуночи. В других штатах ограничение касается среднего возраста и количества пассажиров - в Калифорнии, например, 17-летний водитель не может вести машину, если у него в салоне находится больше двух пассажиров, достигших 20-летнего возраста без сопровождения 25-летнего пассажира.

Интересно, что самый ранний возраст, в котором можно получить права в Америке, составляет 14 лет и 3 месяца - такое правило существует в штате Дакота. Однако для водителей младше 18 лет в США и ряде англоязычных стран - Канаде, Австралии, Новой Зеландии - действует более серьезная система обучения, чем для водителей, которые уже достигли 18 или 21 года.

В ряде европейских стран получение водительских прав возможно только после 18 лет и специальных курсов. Долгое время в этой же системе существовала и Россия. Права международного образца, полученные на территории РФ, действуют и в Европе. Поэтому требования к водителям здесь предъявляются такие же.

Тенденция, о которой говорит Олег Смолин, касается именно «американского образца». На территории бывшего Советского Союза тенденция обратная - так, в Белоруссии и Казахстане, с которыми Россия входит в единое экономическое пространство, наоборот, ведутся споры о повышении минимального возраста. Так, ГАИ Белоруссии ведет консультации о том, чтобы разрешить управлять автотранспортом лишь с 25 лет (а мотоциклом - с 20), а в Казахстане достижение 25-летнего возраста в ближайшее время станет обязательным критерием для получения прав на управление автобусом.

Средний возраст водителей и в России, и в мире сегодня растет. Процент населения, перешагнувшего за 75-летний рубеж, в нашей стране равен 6. В Европе и США доля возрастных водителей еще выше. При этом, по данным европейского Центра технологий Allianz среди виновников ДТП на 45% больше водителей в преклонном возрасте, чем тех, кто еще не достиг 70-75 лет.

Однако нужно учитывать, что в России число водителей в возрасте за 60 лет, составляет всего 3-4%. У нас в стране немногие пенсионеры могут позволить себе продолжать водить автомобиль, оплачивать расходы по его содержанию и страховку. А самое главное - не всегда находятся в той физической форме, которая позволяет сохранять необходимую на российских дорогах концентрацию внимания. Страховые компании в России утверждают, что их опыт не соответствует европейской статистике: наши пенсионеры попадают в аварии, наоборот, в два раза реже, чем молодые.

По данным исследований, которые проводили в конце прошлого года несколько ассоциаций автошкол - российских и европейских - 50% опрошенных автомобильных инструкторов считают, что водители до 25 лет ведут себя на дороге более рискованно и чаще повышают скорость, что приводит к аварийным ситуациям. Однако вывод этого исследования заключается в необходимости повышения не минимального возраста для получения прав, а сроков подготовки водителей.

Однако, как известно, в последнее время из-за претензий ГИБДД к автошколам, количество последних резко снизилось.

Александр Жиров

Фото: kayrosblog.ru

Добавить комментарий
Евгений Лисенков, музыкант: «Не играю на гитаре принципиально. Не хочу быть героем подъездов»

Евгений Лисенков, музыкант: «Не играю на гитаре принципиально. Не хочу быть героем подъездов»

Об омском зрителе, сутках, в которых нет места восьмичасовому сну, и о мечте — в нашем интервью с человеком-оркестром.

Что омичи могут увидеть в «Старине Сибирской»?

Что омичи могут увидеть в «Старине Сибирской»?

Репортаж о посещении музея-заповедника.

Айболит родом из Питера: премьера для маленьких омичей

Айболит родом из Питера: премьера для маленьких омичей

В «Пятом театре» показали спектакль по мотивам сказки Корнея Чуковского.

Хороводы муз в омской «Пушкинке»

Хороводы муз в омской «Пушкинке»

Продолжаем серию публикаций о главной библиотеке региона.

Екатерина Солуня, певица: «Оперу ни на что не променяю. Там все вживую и по-настоящему!»

Екатерина Солуня, певица: «Оперу ни на что не променяю. Там все вживую и по-настоящему!»

Восходящая звезда родом из Омска, студентка Гнесинки, оперная певица рассказала «Классу» о первых шагах на пути к успеху.

Михаил Мальцев, директор омского ТЮЗа: «Мы зарабатываем. Но на самообеспечении культура не выживет»

Михаил Мальцев, директор омского ТЮЗа: «Мы зарабатываем. Но на самообеспечении культура не выживет»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать муниципальные театры и музеи на плаву.

Секс, смерть или попойка: тест на знание «Игры престолов»

Секс, смерть или попойка: тест на знание «Игры престолов»

В свет вышла первая серия седьмого сезона легендарного сериала «Игра престолов». «Новый Омск» проанализировал все предыдущие сезоны и узнал, как часто здесь убивали, занимались сексом и ...

Проверено на себе: омская экскурсия по следам Колчака

Проверено на себе: омская экскурсия по следам Колчака

Рассказываем, что на ней можно увидеть интересного.

Мгновение — финиш: воскресные скачки на омском ипподроме

Мгновение — финиш: воскресные скачки на омском ипподроме

Кони, люди, ставки и пыль столбом — в нашем репортаже.

Как омский Шторм в автошколу пошел

Как омский Шторм в автошколу пошел

Александр Шлеменко прошел весь процесс обучения, а «Новый Омск» заснял брутального бойца за рулем.

Три колеса, пуд соли и тонны силы воли

Три колеса, пуд соли и тонны силы воли

Как известно, для человека нет ничего невозможного. Недавно посетивший Омск путешественник с ограниченными возможностями здоровья Алексей Костюченко — тому подтверждение.

Тест: Какой из вас Двораковский?

Тест: Какой из вас Двораковский?

Ровно пять лет назад Вячеслав Двораковский официально вступил в должность мэра. За это время омичи так преуспели в его критике и дали ему столько советов, что им впору уже самим сесть в его кресло и показать всем, ...

Есть или не есть: в Омске прошел второй VegFest

Есть или не есть: в Омске прошел второй VegFest

Только вегетарианская еда, спортивные мероприятия, йога, танцы, полезные лектории.

Омская золушка: Эпизод IV

Омская золушка: Эпизод IV

В «Арлекине» состоялась премьера спектакля для детей.