01 декабря 2014 06.06Культура

Почему молчит Ивонна?

В начале ноября Лицейский театр представил глазам зрителей премьеру спектакля «Ивонна, принцесса бургундская», поставленного по пьесе польского драматурга Витольда Гомбровича. Его текст представляет собой ребус, который зрителям, пришедшим на представление, придется постепенно разгадать.

Почему молчит Ивонна?

Свет гаснет, и мы становимся свидетелями событий, происходящих в вымышленном королевстве. Пресыщенный жизнью принц Филипп не знает, как себя развлечь. Он со скукой глядит на изысканные блюда, быструю езду на шикарном автомобиле, красивых женщин, готовых прибежать по его первому зову. Тогда Филипп выходит за ворота своего дворца и назначает первую попавшуюся ему девушку, которую зовут Ивонна, своей женой. Избранница принца явно не от мира сего: движется медленно, на происходящее вокруг нее реагирует вяло, но самое странное то, что девушка не молвит не единого слова. Все это сильно раздражает членов королевского двора, но родители и друзья Филиппа догадываются: после пары дней эта блаженная вскоре наскучит принцу и он выставит ее за ворота. Однако во дворце с появлением Ивонны начинают происходить непонятные вещи: короля вдруг начинает мучить совесть за совращенную по молодости белошвейку, королева подальше прячет тетрадь со своими откровениями, принц понемногу сходит с ума. Загадочным образом молчание Ивонны действует так, что окружающие ее люди начинают проявлять свои тайные грехи и пороки. 

IMG 1855

Текст Гомбровича представляет собой ребус, который зрителям, пришедшим на представление, придется постепенно разгадать. Не лишней будет информация о том, что пьеса писалась в преддверии Второй мировой войны, когда весь воздух в Европе был пропитан духом фашизма и идеей превосходства одной расы над другой. Гомбрович говорит не только о конкретном периоде времени, а о самой сущности человека, которая породила это историческое явление. Всегда проще поставить на колени другого, чем попытаться возвыситься самому. Этот нравственный выбор касается и всего остального: украсть проще, чем попросить, обмануть легче, чем сказать правду. Дорога безнравственности и лжи широка и многолюдна, а тропинка правды и человечности – узка, извилиста, но пустынна. Это понимает и Филипп, для которого Ивонна стала этой узкой тропой. «Принц, по сути, бросил миру вызов: хочу правды, надоели ваши придворные интриги и пересуды! Бог услышал его и дал ему Ивонну. Эта девушка близка к природе. Она, как цветок или птичка, которой чужды человеческие страсти и пороки, - рассказывает Сергей Тимофеев, режиссер спектакля. – Филипп чувствует, что Ивонна приглашает его с собой в другой мир, избавленный ото лжи и притворства, но принц боится следовать за ней и отправляться в неизвестность. Здесь у него есть богатство, власть, восхищение придворных и даже подходящая девушка – Иза, которая готова стать в любой момент его женой. Оставаться с Ивонной во дворце будет просто немыслимо, а идти с ней в никуда – страшно». Автор говорит о том, что каждый из нас боится оказаться без «подпорок» - денег, статуса, полезных связей, масок, которые мы надеваем, чтобы быть принятыми в обществе. Мы пользуемся ими, как костылями, которые, кстати, в качестве схожего символа, часто появляются в картинах Сальвадора Дали. Гомбрович, как и многие люди искусства, исследует (в том числе) тему свободы человека над предрассудками. Проблема состоит в том, что сделать свой выбор в пользу нравственности и отказа от «подпорок» очень тяжело, когда вокруг все, как король, королева или свита придворных, показывают тебе противоположный пример. Кроме того, в этой колоде карт всегда найдется джокер, которого в данном спектакле символизирует Камергер. Он непременно скажет: «Зачем ты куда-то рвешься, что-то ищешь? Все и так хорошо».

IMG 1887

На протяжении всего спектакля Ивонна произносит всего несколько фраз, все остальное время ее уста плотно сомкнуты. Она не доказывает свою правоту, пытаясь перекричать других. В этом кроются одновременно ее слабость и ее сила. Окружающие помыкают героиней, как хотят. Апофеозом этого становится момент, когда принц Филипп берет прутик и начинает тыкать им в Ивонну, точно разглядывая мелкого червячка. Когда девушка молчит, окружающие, чтобы заполнить тишину, начинают говорить вдвое больше и выбалтывают все свои секреты. Ивонна – совесть, которая всегда говорит мало и тихо. Если человек захочет, он ее услышит сам.

При постановке спектакля «лицеисты» обошлись минимальными декорациями, сделав ставку на игру актеров. Те, кто читал пьесу Гомбровича, обратят внимание на то, что текст более спокойный и холодный, нежели омская постановка. На сцене бурлят эмоции, которые сменяют друг друга с молниеносной быстротой. Умиление, раздражение, негодование, сочувствие… актеры каждую минут доводят эмоции до предела. Так, в тексте практически не найти юмористических моментов, но фееричная игра актеров Игоря Горчакова (он исполняет короля Игнация) и Евгения Точилова (перевоплотившегося в Камергера), заставляет зрителей плакать от смеха.

IMG 2044

В интерпретациях разных театров, ставивших пьесу Витольда Гомбровича, кем только не представляли Ивонну – и юродивой, и ангелом, и маленьким беззащитным зверьком. В Лицейском театре, где главную героиню (в разных составах) исполнили актрисы Юлия Сапфирова и Мария Токарева, Ивонна – молчаливая мечтательница, облаченная в цветочное платье. Кажется, что она до последнего верит, что ее захотят понять. Отличается от литературного варианта и образ Филиппа, который в пьесе представлен, как ищущий, но довольно слабый человек. В омской постановке принц получился более яркой личностью благодаря стараниям актеров Ивана Притуляка и Игоря Коротаева.

Два часа, которые длится спектакль, можно провести по-разному. Либо со скукой созерцать то, как на сцене разворачивается парадоксальное действо, либо попытаться вникнуть в суть постановки. Если вы все-таки выберете второй вариант, то через какое-то время будете захвачены волшебством, которое льется со сцены и долго не отпускает даже после окончания спектакля.

Катерина Корф

Фото: Владимир Казионов

Добавить комментарий
Симфония рока: программа третьего музыкального опен-эйра от филармонии

Симфония рока: программа третьего музыкального опен-эйра от филармонии

Каким будет первосентябрьский рок-фестиваль — в нашем материале.

Конспект «Нового Омска»: как перехитрить грипп

Конспект «Нового Омска»: как перехитрить грипп

В Омской области стартовала прививочная кампания против гриппа. Замминистра здравоохранения Ольга Богданова и начальник отдела эпидемиологического надзора регионального управления Роспотребнадзора Марина Вайтович ...

Омский предприниматель Виктор Шкуренко женил сына (ФОТО)Фото

Омский предприниматель Виктор Шкуренко женил сына (ФОТО)

Звездным гостем свадьбы старшего ребенка в семье известного ритейлера стал актер сериала «Реальные пацаны».

Омские пенсионерки стали серебряными волонтерами

Омские пенсионерки стали серебряными волонтерами

Они помогают при проведении значимых мероприятий по всей стране

Ведущий шоу «Напролом» Тимофей Баженов: «Я едва не погиб на съемках»

Ведущий шоу «Напролом» Тимофей Баженов: «Я едва не погиб на съемках»

Телеведущий рассказал о своей новой программе.

«Сезон бабочек» в Омске

«Сезон бабочек» в Омске

Премьера по новелле японской писательницы. 

Новичок омского «Авангарда» Дмитрий Кугрышев: «Федор Смолов будет болеть за нашу команду»

Новичок омского «Авангарда» Дмитрий Кугрышев: «Федор Смолов будет болеть за нашу команду»

«Ястреб» рассказал о своем переходе и о дружбе с известным футболистом.

Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Спустя четыре года в репертуар театра вернулся спектакль о куклах разных стран.

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

«Класс» побывал на премьере фильма, с истории которого начинался знаменитый хоррор «Заклятие» и теперь точно знает, почему опасно держать связь с умершими.

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптурыФото

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптуры

Оригинальный подарок ко Дню рождения города — премьеру постановки с участием Омского хора — преподнесла омская филармония.

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

От марафона до Бабкиной, от реконструкторов до гончаров. Подборка для тех, кто хочет успеть везде, не прибегая к клонированию.

Екатерина Лущ, начальник комплекса концертных залов филармонии: «Старые технологии перестают работать. Не только в культуре и не только в Омске»

Екатерина Лущ, начальник комплекса концертных залов филармонии: «Старые технологии перестают работать. Не только в культуре и не только в Омске»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.