Деловой Омск

Деловой Омск

07 декабря 2014 09.00Статьи

Раскрасить небо на миллион

От 70 до 90% годовой выручки продавцы фейерверков в Омске делают всего за месяц перед Новым годом. Однако в последние несколько лет новым источником дохода для пиротехников стали свадьбы и корпоративы.

Раскрасить небо на миллион

В Омске пиротехнический рынок зародился около 20 лет назад. За эти годы бизнес изменился кардинально — уличных продавцов на рынках сменили компании со специализированными магазинами, где ассортимент салютов и фейерверков превышает 500 наименований.

Месяц год кормит

Пиротехнический бизнес имеет ярко выраженный сезонный характер. По оценкам игроков омского рынка, пик продаж приходится на предновогодние дни. При этом одни компании 70% выручки получают за месяц (с середины декабря до середины января), а отдельные фирмы 90% товара реализуют буквально за 2 дня — 30 и 31 декабря.

Самая ходовая пиротехника в Омске — римские свечи, ракеты и недорогие салюты. Цена заказов колеблется от 500 до 20-30 тыс. рублей.

Впрочем, если раньше компании жили от сезона до сезона, то последние 5 лет в остальные 300 с лишним дней года пиротехников кормят свадьбы, дни рождения и корпоративы. Разумеется, здесь пока нет такого же стабильного спроса. Но, например, генеральный директор ООО «Сибирский салют» Сергей Гринченко говорит, что благодаря большой клиентской базе у его компании «передышек не бывает весь год».

Запретный и тесный Омск

Коммерческий директор федеральной сети магазинов фейерверков «Большой праздник» в Новосибирске Андрей Кузаков, который курирует филиал и в Омске, говорит, что в этом году на продажи может серьезно повлиять запрет на торговлю пиротехникой в гипермаркетах.

«Омск — чуть ли не единственный город в России, где местная пожарная инспекция запрещает это, — прокомментировал он. — Для нашей компании основной канал продаж — именно гипермаркеты, а не собственные точки. Не хочу сказать, что из-за этого запрета дела в Омске идут плохо, но хочется желать лучшего».

По словам Кузакова, еще в позапрошлом году пиротехника продавалась в «Ленте» и Metro, а в прошлом году МЧС потребовало убрать этот товар с полок гипермаркетов.

«Есть ли выход из этой ситуации? Решение пока не принято, но есть на-дежда, что омские власти пересмотрят свою позицию. Покупая товар в гипермаркетах, люди уверены в его качестве. К тому же магазины торгуют пиротехникой только в декабре», — отмечает представитель «Большого праздника».

По мнению Андрея Кузакова, сложность Омска еще и в том, что здесь гораздо меньше пространств, где можно запускать пиротехнику, по сравнению с соседями помоложе — Барнаулом, Новосибирском, Кемерово и Новокузнецком.

«В Омске особенная архитектура — с более узкими улочками и маленькими дворами. И зачастую зона безопасности между домами не позволяет запускать салюты», — пояснил он.

Федералы наступают

Сегодня в Омске, по данным системы «2ГИС», насчитывается 10 организаций по продаже фейерверков. Несколько лет назад на местный рынок зашли 2 компании федерального масштаба — сеть магазинов «Большой праздник» и торговая фирма «Русский фейерверк». Это основные игроки российского рынка, которые представлены практически в каждом крупном городе.

У компаний разные стратегии развития. Первая открывает собственные розничные точки на территории России. В Омске у нее 2 фирменных магазина, а всего действуют более 200 филиалов в 90 городах. «Русский фейерверк» расширяет свою сеть через дилеров. Официальным представителем компании в Омске является «Русская пиротехника», которая насчитывает уже 16 точек. Федералы работают в среднем и нижнем ценовых сегментах.

Андрей Кузаков называет конкуренцию в городе довольно высокой. Преимущество федеральных сетей — в ценовом разнообразии и более устойчивом финансовом положении на рынке. Но и у местных фирм, по его мнению, есть свои плюсы: они вольны работать с любым производителем, выбирая лучшие изделия из ассортимента.

Директор ООО «Русская пиротехника» Сергей Сысоев отмечает, что обеспечить высокий уровень сервиса удается за счет круглогодичной работы всех 16 фирменных точек:

«Все продавцы проходят обучение, и чтобы они не потеряли квалификацию, приходится держать магазины круглый год. Многие же предприниматели открывают точки продаж только на сезон».

Омский монополист

Однако первопроходцем пиротехнического рынка в Омске стала не федеральная, а местная компания. Мастерская «Сибирский салют» с 1993 года занималась организацией и проведением городских салютов. Компания выполнила 14 фейерверков на 9 Мая и 20 фейерверков на День города. Кроме того, на протяжении многих лет она делала пиротехническое оформление областных праздников «Королева спорта», новогодних торжеств в музыкальном театре, кадетских балов и Сибирского марафона.

«Мы первыми начали этот бизнес в Омске и на протяжении 12 лет были на нем монополистами», — рассказал генеральный директор компании Сергей Гринченко.

По его словам, в начале 90-х в городе назрела необходимость в появлении собственной организации по проведению городских салютов. Раньше все заказы для Омска выполнял Харьков, но после того, как произошло разделение республик, запускать салюты стало некому.

Сейчас компания работает и для розничного покупателя. Но, как подчеркивает основатель фирмы, «Сибирский салют» все же делает ставку не на продажу пиротехники, а на услуги.

Сегодня профессиональным запуском пиротехники занимаются еще 2-3 фирмы. Цены на пиротехническое шоу начинаются от 20 тыс. рублей и могут доходить до 1,5 млн рублей, если речь идет о городском празднике.

Оптовики с рынка ушли

Лет 10-20 назад значительную часть рынка занимала и стихийная торговля пиротехникой. Но после случая с ночным клубом «Хромая лошадь» этот бизнес сошел на нет.

Как рассказала директор ООО «Благ-Чер» Ольга Благодарная-Черникова, российские власти ужесточили условия продажи пиротехники, убрав тем самым с рынка многих сезонных продавцов.

«Если раньше продавцы выставляли столики в «Торговом городе» или лотки на остановках, то сегодня это запрещено», — говорит предпринимательница.

ООО «Благ-Чер» стало второй компанией в Омске, которая получила лицензию на работу с пиротехникой.

С 1999 года фирма снабжала местных оптовиков — предпринимателей, которые летом торговали канцелярией, сумками или обувью, а зимой после получения соответствующего разрешения у пожарной инспекции переквалифицировали свои точки на пиротехнические изделия.

Омская компания даже собиралась составить конкуренцию федералам по ввозу импортной пиротехнической продукции. Хотели завозить пиротехнику из Китая, поскольку эта страна является сейчас основным поставщиком таких изделий для всего мира.

«Мы посетили в Китае 60 заводов, нам показали производства, цеха, — говорит она. — Китайцы сделали шаг вперед по качеству пиротехники, российский товар значительно уступает ему в этом».

Однако ситуация на рынке изменилась. Заниматься оптом стало невыгодно, и оптовики прекратили закупать пиротехнику.

«Еще 3 года назад эти предприниматели в сезон выбирали товара на 300 тыс. рублей. Затем начали снижать объемы — до 150-120 тыс. рублей. А потом и вовсе перестали закупать пиротехнику. У этого бизнеса большие риски — раньше были бесконечные проверки. Да и много оставалось нераспроданного товара»,— пояснила Благодарная-Черникова.

Компания перешла на розницу, а в этом году решила вовсе сменить профиль работы. Хотя предпринимательница не исключает, что в следующем году может вернуться в пиротехнический бизнес.

Сложности входа

Рентабельность пиротехнического бизнеса столичные эксперты оценивают в 20-30%. Однако начать свое дело на этом поприще непросто — новому игроку будет трудно вклиниться в уже сложившийся рынок. Кроме того, для продавцов салютов установлены жесткие требования к торговому помещению: это должно быть отдельно стоящее одноэтажное здание, находящееся не ближе 12 метров к другим объектам.

Еще сложнее зайти на рынок пиротехнических услуг с улицы. Например, основатель «Сибирского салюта» Сергей Гринченко знает специфику этого дела изнутри, поскольку был главным пиротехником области.

Особая статья расходов — закупка дорогостоящего оборудования: ракетных установок и другой техники для проведения салютов. По словам специалистов, на это уходит около 90% первоначальных вложений. В штат компании входят пиротехники, которые обучаются в специальных центрах и получают сертификаты. К тому же, в отличие от продавцов, организаторы салютов должны получить на это лицензию.

По словам Сергея Сысоева из «Русской пиротехники», их специалист стажировался в Сергиевом Посаде. Он отмечает, что услуги пиротехника часто заказывают на праздники в рестораны и базы отдыха.

В «Сибирском салюте» пиротехники могут устроить и файер-шоу, где вместо огня бьют пиротехнические фонтаны. Этому искусству специалисты обучались в московском центре. И, по словам Сергея Гринченко, их компания — пока единственная в регионе, предоставляющая такую услугу. Ближайшие конкуренты находятся в Москве и Екатеринбурге.

«Хромая лошадь»

По поводу развития рынка пиротехнических услуг мнения игроков разделились. По словам Сергея Гринченко, с каждым годом спрос только увеличивается. И даже кризис не способен помешать росту.

«Если человек привык есть вкусный торт, то он будет покупать его и в кризис. Думаю, сильного спада не будет. Возможно, потеряются клиенты, которые покупали домашние хлопушки. Те же, кто покупали фейерверки на 3-5 тыс. рублей, не откажутся от покупок и в этом году. Берут их в основном для детей, а дети должны радоваться и в кризис», — полагает бизнесмен.

По его наблюдениям, омичи очень любят фейерверки. И после кризиса рост продаж продолжится.

«Свадьбы традиционно не обходятся без яркого огненного оформления. Будут салюты и на 9 Мая, — рассказал Сергей Гринченко. — Без заказов мы не обходимся. В этом году стреляли на День города, а сейчас готовим большой салют на городские новогодние праздники».

Другие операторы говорят о непредсказуемости пиротехнического рынка. Один несчастный случай может сломать бизнес всех участников. Так, в 2009 году российский рынок серьезно подкосил пожар в «Хромой лошади». Ольга Благодарная-Черникова рассказала, что после этого многие рестораны запретили устраивать у себя салюты. А Сергей Сысоев отметил, что этот случай сократил рынок на 90%.

«Такие ЧП происходят с интервалом в 15 лет, — говорит Сысоев. — Сейчас ужесточили требования — и опять пошла некондиция по пиротехнике. А это грозит очередным происшествием. Чтобы не допустить подобного, пиротехническому бизнесу нужно не конкурировать, а объединяться и дружить, поскольку одна неудача неизбежно сказывается на всех».

Справка

Стоимость организации фейерверков:

Небольшой свадебный фейерверк — 15 000 руб.

Свадебная надпись (фейерверк из имен молодых) — 20 000 руб.

Свадебный салют на 3 минуты — 30 000-90 000 руб.

Дневные фейерверки (дымовые, дым бывает разных цветов и хорошо виден в светлое время суток) — от 6000 руб.

Наземные фейерверки:

«Огнепад» — 3000 руб./м, горящие буквы — 1500-3000 руб.

Средние цены на фейерверки:

Бенгальская свеча — 15-120 руб.

Петарды (взрываются с громким хлопком и небольшим количеством искр) — 45-110 руб.

Вращающиеся фейерверки (могут взлетать, вертеться на месте, разбрасывают искры и взрываются с громким хлопком) — 50-180 руб.

Римские свечи (несколько зарядов, которые выстреливаются по очереди и взрываются на небольшой высоте) — 65-1000 руб.

Фонтаны (наземные фейерверки) — 90-2000 руб.

Ракеты (взлетают на высоту нескольких метров и взрываются в воздухе, при этом взрыв может сопровождаться разными эффектами, например, цветными искрами) — 110-1600 руб.

Одиночные салюты (работают по принципу ракет, только сам взрыв сопровождается раскрытием красивого цветного шара) — 600-2200 руб.

Батареи салютов (от 15 до 100 одиночных салютов в одной коробке, взрываются последовательно) — 750-14 000 руб.

Комбинированные салюты (сочетают в себе несколько видов салютов, чаще всего это фонтан в сопровождении салютных батарей с разнообразными эффектами) — 1300-20 250 руб.

Светлана Бронникова

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №46 (050) 2 декабря

Добавить комментарий
Арсений Попов, актер шоу «Импровизация»: «Уезжать из Омска было тяжело. Но иначе вы бы не брали у меня интервью»

Арсений Попов, актер шоу «Импровизация»: «Уезжать из Омска было тяжело. Но иначе вы бы не брали у меня интервью»

Участник популярного шоу на ТНТ рассказал «Классу» об омской театральной школе, хейтерах и шутках под разрядом тока.

Оля Слово, основатель школы стилистов Self Made Studio: «Мода современна — стиль вечен»Фото

Оля Слово, основатель школы стилистов Self Made Studio: «Мода современна — стиль вечен»

Оля побывала в Омске в рамках образовательного проекта GTOUR-2017 и рассказала, как создала школу стилистов и персональных шоперов, а затем запустила альтернативное печатное издание о моде и культуре.

Вес_имеем: Дневники худеющих

Вес_имеем: Дневники худеющих

О мотивации, правильных привычках и о том, каково это — ходить в гости к Шлеменко по утрам.

Георгий Яшин, создатель бренда Ziq & Yoni и первой сникер-химчистки: «Мы не хотели работать на дядь, мы сами стали дядями»

Георгий Яшин, создатель бренда Ziq & Yoni и первой сникер-химчистки: «Мы не хотели работать на дядь, мы сами стали дядями»

Москвич без высшего образования, но с двумя работающими бизнес-проектами рассказал, как искать, находить и реализовывать идеи для организации и раскрутки своего дела.

Бикини по весне: в Омске прошел кубок по бодибилдингу и фитнесу

Бикини по весне: в Омске прошел кубок по бодибилдингу и фитнесу

18 марта в «Химике» состоялись соревнования по бодибилдингу, бодифитнесу, фитнесу и фитнес-бикини. Жители Омска, Новосибирска, Екатеринбурга, Тюмени, Красноярска выступили в 13 номинациях, а ...

Тест:  Вы гопник или нет?

Тест: Вы гопник или нет?

Приближается весна, которая выведет на улицы Омска не только женщин в миниюбках и любителей субботников, но и истосковавшихся за зиму по свежему воздуху представителей гоп-культуры.

«Обрехтить» Ремарка: «Три товарища» на омской сцене

«Обрехтить» Ремарка: «Три товарища» на омской сцене

В омском драмтеатре состоялась премьера спектакля по культовому произведению Эриха Марии Ремарка.

Из Америки в Омск: Велоtrip 19 века

Из Америки в Омск: Велоtrip 19 века

Какой увидел Сибирь путешественник Томас Ален.

Омские реликвии: 10 самых дорогих коллекционных вещей на продажу

Омские реликвии: 10 самых дорогих коллекционных вещей на продажу

«Класс» узнал, что и за какие деньги выставляют местные коллекционеры.

Кристина Соловьева, модельер: «Магазин одежды для кукол имел оглушительный успех»

Кристина Соловьева, модельер: «Магазин одежды для кукол имел оглушительный успех»

О коллекционных моделях, модных коллекциях и хобби, переросшем в бизнес - в нашем интервью.

#ВЕС_ИМЕЕМ: Grandиозный Fitness

#ВЕС_ИМЕЕМ: Grandиозный Fitness

Кирилл Хариби, Сюзанна Егиян и Евгений Долганев на пути к идеальному телу.

Регина Тодоренко, «Орел и Решка»: «Вижу своего парня трижды в месяц»

Регина Тодоренко, «Орел и Решка»: «Вижу своего парня трижды в месяц»

Ведущая и путешественница рассказала «Классу», чему удивляться, когда объездил целый мир.

Похудение под прицелом

Похудение под прицелом

Жизнь замечательных людей, или Каково худеть под пристальными взорами любопытствующих. Часть первая.

Евгения Деник, автор проекта WEDDING FAST DATING: «Мы приглашаем на свидания уже помолвленные пары»

Евгения Деник, автор проекта WEDDING FAST DATING: «Мы приглашаем на свидания уже помолвленные пары»

Об уникальном для Омска мероприятии «Классу» рассказали свадебный организатор Евгения Деник и ведущий Алексей Куликов.

Пять курсов, полезных для карьеры

Пять курсов, полезных для карьеры

Новые навыки и знания помогают не только в поиске работы, но и дают возможность стать еще более ценным специалистом. Хотим поделиться с вами полезными онлайн-курсами «Академии» HeadHunter для разных ...