Деловой Омск

Деловой Омск

08 декабря 2014 04.07Статьи

Что в имени тебе моем?

Несмотря на требование суда сменить название, омский ТЦ «Фестиваль» до сих пор работает под прежней вывеской, что может подвести руководство комплекса под уголовную ответственность. «ДО» вспомнил и другие именные региональные потери.

Что в имени тебе моем?

Внимание областной прессы к затянувшемуся скандалу вокруг ТЦ «Флагман» в конце прошлой недели привлекли судебные приставы-исполнители Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам. Согласно заявлению ведомства ООО «ФестМолл» — бывшее ООО «Фестиваль» — до сих пор не сменило название на фасаде торгового центра, хотя на то есть решение московского суда.

Напомним, что ЗАО «ГМГ-БИН» обратилось в Арбитражный суд Москвы с иском о защите исключительных прав, требуя от омского ООО «Фестиваль» сменить название. Подтвердив в суде право на владение товарными знаками festival, FESTIVAL, «Фестиваль» и «ФЕСТИВАЛЬ», москвичи добились цели — ООО «Фестиваль» было переименовано в ООО «ФестМолл».

Однако, как установили в ходе проверки судебные приставы, прежнее название торгового центра на фасаде здания так и не было демонтировано. Спорный товарный знак остался и на табличках в фойе торгово-офисного центра. За неисполнение решения суда в срок, отведенный для добровольного исполнения, с ООО «ФестМолл» взыскан исполнительский сбор в размере 50 тыс. рублей.

«Если в ближайшее время организация не исполнит требования судебного пристава, будет решаться вопрос о возбуждении уголовного дела и привлечении руководства фирмы к уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ «Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта», — сообщила 27 ноября пресс-служба УФССП России по Омской области.

Директор ООО «ФестМолл» Екатерина Стецкова отказалась комментировать ситуацию.

Беспечность

История с принудительным ребрендингом зачастую весьма болезненно сказывается на бизнесе. Ярким примером тому служит фиаско омского дистрибьютора товаров для детей «Сыночки и дочки». С приходом в Омск федеральной сети «Дочки & сыночки» местной компании по решению суда пришлось сменить вывеску на «Зяка», после чего позиции фирмы существенно упали вплоть до окончательного закрытия сети магазинов в 2013 году. Это как раз тот случай, когда, выстраивая маркетинговую политику организации, руководство упустило важный шаг — регистрацию товарного знака.

Похожим примером, но со счастливым концом, является история ребрендинга ритейлера бытовой техники «Технопарк». Как сообщало агентство «До-Инфо», заявка на регистрацию знака была подана в 2004 году и спустя почти 3 года в феврале 2007 года была выдана. Однако в 2005 году право на торговлю и рекламу под ТМ «Технопарк» выкупил крупный российский ритейлер «Электрофлот». В результате, чтобы не связываться с правообладателем, омский «Технопарк» переименовали в «Технософию». Счастливый финал истории в том, что сеть продолжает работать до сих пор.

Наследство

Особняком в списке потерь стоят бренды, доставшиеся Омску в наследство от советской эпохи. Например, омский волейбольный клуб «Спартак», как и его тезки по всей стране, попал в щекотливую ситуацию, когда Международный союз «Спартак» обратился в 2008 году в суд, требуя компенсацию в 1 млн рублей за использование омичами товарного знака и извлечение с его помощью дохода. Причем, как и в аналогичных исках к тезкам, МС «Спартак», имея права на бренд, не требовал от омичей смены названия. По сути, речь шла о сдаче названия в аренду (о выплате роялти).

В итоге между сторонами было достигнуто мировое соглашение с компенсацией в размере 200 тыс. рублей, а омский «Спартак» переименовался в «Омичку».

Другим куплетом той же оперы было переименование «Детского мира» в «Дружный мир». Подобных детских универмагов в постсоветской России было порядка 150. С начала 2000 годов они предпринимали безуспешные попытки зарегистрировать товарный знак. Но Роспатент одинаково отказывал всем, поясняя, что в качестве товарного знака не может быть зарегистрировано обозначение, вошедшее во всеобщее употребление. Однако в 2005 году Апелляционная палата Роспатента подтвердила свое решение о правовой охране словосочетания «Детский мир» в составе комбинированного товарного знака ОАО «Детский мир», принадлежащего АФК «Система».

Региональные «Детские миры» оказались перед выбором: либо платить роялти «Системе», либо сменить название. Омское ОАО «Детский мир» сменило название на ОАО «Радуга», которое зарегистрировало ТМ «Дружный мир».

Впрочем, есть в Омске и обратный пример с советским наследством. ОАО «Жигулевское пиво» приобрело и использовало исключительные права на комбинированный товарный знак со словесным элементом «Саяны» при изготовлении безалкогольных напитков. Однако конкуренты, в том числе омский предприниматель Олег Цирикидзе, обратились в антимонопольную службу с жалобой на недобросовестную конкуренцию.

ФАС, а следом и суд по интеллектуальным правам подтвердили факт нарушения закона о конкуренции со стороны ОАО «Жигулевское пиво», разрешив тем самым прочим производителям использовать советский бренд «Саяны».

Уловки маркетинга

Все вышеперечисленные примеры демонстрируют ущербность системы регулирования рынка интеллектуальной собственности. Предприниматель, добросовестно выстраивающий свой бизнес, в один момент может лишиться в буквальном смысле имени своего дела или получить дополнительную финансовую нагрузку в виде роялти правообладателю, более шустрому и компетентному в вопросах законодательства. Более того, есть масса примеров, когда в погоне за продажами маркетинг преобладает над порядочностью, но суды трактуют закон не в пользу созидательного бизнеса.

Так, в Омске есть магазин автозапчастей «ТойоДа», владельцы которого, заменив одну букву в названии мирового бренда, сумели обойти требование эксклюзивного дистрибьютора японского автопроизводителя в Омске.

Есть и более тривиальные истории, когда вновь созданное юридическое лицо умышленно называется аналогично одному из лидеров того же рынка. Например, городской МУП «Комбинат специальных услуг», оказывающий похоронные услуги, так и не смог добиться в суде от компании ООО «Омский областной комбинат специальных услуг» смены названия. Суд посчитал, что названия истца и ответчика обладают значительными отличительными признаками.

Владимир Червонящий

Фото: Вадим Харламов

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №46 (050) 2 декабря

Добавить комментарий
Один день в ДПС: рейд по «запрещенке», погоня за маршруткой и житье-бытье

Один день в ДПС: рейд по «запрещенке», погоня за маршруткой и житье-бытье

Корреспондент «Нового Омска» узнал, сколько ручек инспекторы держат в рукаве, насколько выгоднее работать по ночам и как насторожить полицейского с жезлом.

Омская станица Генераловка: пчелиный релакс, пастораль с русскими борзыми и банный лайфхак от атаманаВидео

Омская станица Генераловка: пчелиный релакс, пастораль с русскими борзыми и банный лайфхак от атамана

Настоящий атаман рассказал «Новому Омску», сколько веников брать в парилку, а пчеловод объяснил, от чего у полезного насекомого портится настроение.

Инстаграм-подборка: как омские 11-классники отметили выпускной

Инстаграм-подборка: как омские 11-классники отметили выпускной

Вчера, 23 июня, состоялся общегородской выпускной вечер на Иртышской набережной. Как это было, смотрите инстаграм-подборке «Нового Омска».

Шикарный маршрут для медового месяца, мальчишник в Турции и самолет для молодоженов

Шикарный маршрут для медового месяца, мальчишник в Турции и самолет для молодоженов

Гости «Нового Омска» узнали главное о свадебных путешествиях.

Вручение ОмСКАРа: топ-10 нелепых случаев, попавших в объективы омских камерВидео

Вручение ОмСКАРа: топ-10 нелепых случаев, попавших в объективы омских камер

«Класс» выбрал самые курьезные видео последнего года, герои которых и не подозревали, что прославятся на весь честной интернет.

Школа и журналистика: сбрось кумира с корабля современности

Школа и журналистика: сбрось кумира с корабля современности

В прошлом выпуске проекта мы определились с редактором школьного журнала «ДВИЖ», и наконец настал момент представить всю детскую редакцию на суд читателя.

Тест: а вы бы смогли работать в «Новом Омске»?

Тест: а вы бы смогли работать в «Новом Омске»?

Нашему сайту уже два года. Мы много времени проводим на рабочем месте и, в принципе, считаем его достаточно удобным, а работу — интересной. Но что бы сказали вы, оказавшись на нашем месте?Пройдите тест и ...

НеГородской Пикник: 12 часов, пять площадок, десятки участников и тысячи омичей

НеГородской Пикник: 12 часов, пять площадок, десятки участников и тысячи омичей

24 июня в парке на Королева состоится пикник-2017. Музыкальные выступления, мастер-классы, лекции, конкурсы, ярмарка и другие активности под отрытым небом.

Эмоциональная редакция: набор гифок и стикеров от «Нового Омска»

Эмоциональная редакция: набор гифок и стикеров от «Нового Омска»

В честь двухлетия мы вновь решили рассказать, какой он «Новый Омск» в лицах.

Калачинск-тур: лук и тимбилдинг, кукла-сваха и песни-пляскиВидео

Калачинск-тур: лук и тимбилдинг, кукла-сваха и песни-пляски

«Новый Омск» показывает колорит нового тура на коубах.

Как «Новый Омск» уходил от новостей и пришел к свободе (ВИДЕО)

Как «Новый Омск» уходил от новостей и пришел к свободе (ВИДЕО)

Наш сайт официально изменил слоган. На смену ударному стахановскому лозунгу «Что ни день, то новости» пришел почти философский «Сайт для свободных людей».

Где лучше, чем у бабушки?Инфографика

Где лучше, чем у бабушки?

Куда отдать ребенка, пока детский сад на каникулах.

Омских волонтеров кормит принцесса-кулинар из рода арабского шейха

Омских волонтеров кормит принцесса-кулинар из рода арабского шейха

Наргиз Хакимова рассказала, почему решила стать участником акции «Десант добра».

В омской Пушкинке есть Ельцинка

В омской Пушкинке есть Ельцинка

Продолжаем рассказывать о сокровищах областной библиотеки

В цвет: в Омске состоялось масштабное гранд-дефиле арт-резиденции

В цвет: в Омске состоялось масштабное гранд-дефиле арт-резиденции

300 чашек кофе в день показа, 150 луков на сцене и втрое больше в зале, именитые гости и достойные работы участников — все это красивейшее гранд-дефиле, прошедшее в Омске в минувшие выходные.