Деловой Омск

Деловой Омск

08 декабря 2014 04.07Статьи

Что в имени тебе моем?

Несмотря на требование суда сменить название, омский ТЦ «Фестиваль» до сих пор работает под прежней вывеской, что может подвести руководство комплекса под уголовную ответственность. «ДО» вспомнил и другие именные региональные потери.

Что в имени тебе моем?

Внимание областной прессы к затянувшемуся скандалу вокруг ТЦ «Флагман» в конце прошлой недели привлекли судебные приставы-исполнители Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам. Согласно заявлению ведомства ООО «ФестМолл» — бывшее ООО «Фестиваль» — до сих пор не сменило название на фасаде торгового центра, хотя на то есть решение московского суда.

Напомним, что ЗАО «ГМГ-БИН» обратилось в Арбитражный суд Москвы с иском о защите исключительных прав, требуя от омского ООО «Фестиваль» сменить название. Подтвердив в суде право на владение товарными знаками festival, FESTIVAL, «Фестиваль» и «ФЕСТИВАЛЬ», москвичи добились цели — ООО «Фестиваль» было переименовано в ООО «ФестМолл».

Однако, как установили в ходе проверки судебные приставы, прежнее название торгового центра на фасаде здания так и не было демонтировано. Спорный товарный знак остался и на табличках в фойе торгово-офисного центра. За неисполнение решения суда в срок, отведенный для добровольного исполнения, с ООО «ФестМолл» взыскан исполнительский сбор в размере 50 тыс. рублей.

«Если в ближайшее время организация не исполнит требования судебного пристава, будет решаться вопрос о возбуждении уголовного дела и привлечении руководства фирмы к уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ «Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта», — сообщила 27 ноября пресс-служба УФССП России по Омской области.

Директор ООО «ФестМолл» Екатерина Стецкова отказалась комментировать ситуацию.

Беспечность

История с принудительным ребрендингом зачастую весьма болезненно сказывается на бизнесе. Ярким примером тому служит фиаско омского дистрибьютора товаров для детей «Сыночки и дочки». С приходом в Омск федеральной сети «Дочки & сыночки» местной компании по решению суда пришлось сменить вывеску на «Зяка», после чего позиции фирмы существенно упали вплоть до окончательного закрытия сети магазинов в 2013 году. Это как раз тот случай, когда, выстраивая маркетинговую политику организации, руководство упустило важный шаг — регистрацию товарного знака.

Похожим примером, но со счастливым концом, является история ребрендинга ритейлера бытовой техники «Технопарк». Как сообщало агентство «До-Инфо», заявка на регистрацию знака была подана в 2004 году и спустя почти 3 года в феврале 2007 года была выдана. Однако в 2005 году право на торговлю и рекламу под ТМ «Технопарк» выкупил крупный российский ритейлер «Электрофлот». В результате, чтобы не связываться с правообладателем, омский «Технопарк» переименовали в «Технософию». Счастливый финал истории в том, что сеть продолжает работать до сих пор.

Наследство

Особняком в списке потерь стоят бренды, доставшиеся Омску в наследство от советской эпохи. Например, омский волейбольный клуб «Спартак», как и его тезки по всей стране, попал в щекотливую ситуацию, когда Международный союз «Спартак» обратился в 2008 году в суд, требуя компенсацию в 1 млн рублей за использование омичами товарного знака и извлечение с его помощью дохода. Причем, как и в аналогичных исках к тезкам, МС «Спартак», имея права на бренд, не требовал от омичей смены названия. По сути, речь шла о сдаче названия в аренду (о выплате роялти).

В итоге между сторонами было достигнуто мировое соглашение с компенсацией в размере 200 тыс. рублей, а омский «Спартак» переименовался в «Омичку».

Другим куплетом той же оперы было переименование «Детского мира» в «Дружный мир». Подобных детских универмагов в постсоветской России было порядка 150. С начала 2000 годов они предпринимали безуспешные попытки зарегистрировать товарный знак. Но Роспатент одинаково отказывал всем, поясняя, что в качестве товарного знака не может быть зарегистрировано обозначение, вошедшее во всеобщее употребление. Однако в 2005 году Апелляционная палата Роспатента подтвердила свое решение о правовой охране словосочетания «Детский мир» в составе комбинированного товарного знака ОАО «Детский мир», принадлежащего АФК «Система».

Региональные «Детские миры» оказались перед выбором: либо платить роялти «Системе», либо сменить название. Омское ОАО «Детский мир» сменило название на ОАО «Радуга», которое зарегистрировало ТМ «Дружный мир».

Впрочем, есть в Омске и обратный пример с советским наследством. ОАО «Жигулевское пиво» приобрело и использовало исключительные права на комбинированный товарный знак со словесным элементом «Саяны» при изготовлении безалкогольных напитков. Однако конкуренты, в том числе омский предприниматель Олег Цирикидзе, обратились в антимонопольную службу с жалобой на недобросовестную конкуренцию.

ФАС, а следом и суд по интеллектуальным правам подтвердили факт нарушения закона о конкуренции со стороны ОАО «Жигулевское пиво», разрешив тем самым прочим производителям использовать советский бренд «Саяны».

Уловки маркетинга

Все вышеперечисленные примеры демонстрируют ущербность системы регулирования рынка интеллектуальной собственности. Предприниматель, добросовестно выстраивающий свой бизнес, в один момент может лишиться в буквальном смысле имени своего дела или получить дополнительную финансовую нагрузку в виде роялти правообладателю, более шустрому и компетентному в вопросах законодательства. Более того, есть масса примеров, когда в погоне за продажами маркетинг преобладает над порядочностью, но суды трактуют закон не в пользу созидательного бизнеса.

Так, в Омске есть магазин автозапчастей «ТойоДа», владельцы которого, заменив одну букву в названии мирового бренда, сумели обойти требование эксклюзивного дистрибьютора японского автопроизводителя в Омске.

Есть и более тривиальные истории, когда вновь созданное юридическое лицо умышленно называется аналогично одному из лидеров того же рынка. Например, городской МУП «Комбинат специальных услуг», оказывающий похоронные услуги, так и не смог добиться в суде от компании ООО «Омский областной комбинат специальных услуг» смены названия. Суд посчитал, что названия истца и ответчика обладают значительными отличительными признаками.

Владимир Червонящий

Фото: Вадим Харламов

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №46 (050) 2 декабря

Добавить комментарий
Как приготовить ароматные апельсиновые вафли

Как приготовить ароматные апельсиновые вафли

Новая встреча в «звездных» гостях: угощаемся венскими вафлями и алтайскими пряниками с облепиховым чаем и говорим о стильных киногероях, любви к Парижу и постельных сценах в омском кино.

Во славу антихайпа: Гнойный в ОмскеВидео

Во славу антихайпа: Гнойный в Омске

Репортаж с первого концерта Славы Машнова в Омске. Публику послал, хорька приласкал, очки не снял.

Преображение 2.0: симфония красоты

Преображение 2.0: симфония красоты

О тенденциях сезона осень-зима'17-18 в косметологии, стрижках, окрашивании, маникюре и визаже. Много важных советов и результат налицо — от специалистов студии «Монро» и мобильной имидж-студии ...

Шедевры Эрмитажа в Омске

Шедевры Эрмитажа в Омске

Рассказываем, какие предметы можно увидеть на выставке в музее им. Врубеля.

Преображение 2.0: как реанимировать кожу за час

Преображение 2.0: как реанимировать кожу за час

Как Николай Рябов и Ольга Алексеева в гости к «Мадам Ву» ходили. О пилингах, масках и чудесах.

Что покажут и расскажут омичам в парке «Россия — моя история»Видео

Что покажут и расскажут омичам в парке «Россия — моя история»

«Новый Омск» приводит любопытные экспонаты и мифы, которые в музее стремятся развенчать.

Владимир Котляров, «Порнофильмы»: «Цой мотивировал, я тоже стараюсь это делать. А Бродский ныл»

Владимир Котляров, «Порнофильмы»: «Цой мотивировал, я тоже стараюсь это делать. А Бродский ныл»

Фронтмен панк-группы рассказал «Классу» о классиках и их местах на корабле современности, протестах против системы и экстремизме.

Преображение 2.0: как Ольга Алексеева и Николай Рябов от рук отбивались

Преображение 2.0: как Ольга Алексеева и Николай Рябов от рук отбивались

Впечатляющие результаты героев, выдержавших одну из самых эффективных процедур текущего сезона.

Как за 15 минут сделать зубы белее?

Как за 15 минут сделать зубы белее?

Об улыбках Николая Рябова и Ольги Алексеевой — со всех сторон.

Какими судьбами: Степан Бонковский приехал в семью «Народного героя» Антона Кудрявцева

Какими судьбами: Степан Бонковский приехал в семью «Народного героя» Антона Кудрявцева

Депутат поздравил самую известную в Омске многодетную семью с прибавлением. Месяц назад у Антона и Людмилы Кудрявцевых родился десятый ребенок.

Гуша Катушкин, музыкант: «Я — бабушка, продающая пирожки. Представитель очень малого шоу-бизнеса»Видео

Гуша Катушкин, музыкант: «Я — бабушка, продающая пирожки. Представитель очень малого шоу-бизнеса»

Автор и исполнитель вирусных хитов приехал в Омск и в преддверии концерта провел неформальную встречу.

Стать звездой: советы от кастинг-директора для тех, кто желает оказаться по ту сторону экрана

Стать звездой: советы от кастинг-директора для тех, кто желает оказаться по ту сторону экрана

Экс-омичка Елизавета Николаева провела мастер-класс в родном городе.

Тест: что вы знаете о революции 1917 года

Тест: что вы знаете о революции 1917 года

Ура, товарищи! Свершилось! Сегодня отмечается 100 лет со дня Великой Октябрьской революции. Еще 30 лет назад в нашей стране любой от мала до велика знал о тех событиях практически все. «Новый Омск» ...

Не на «Жизнь», а на смерть, или Примерит ли Омск «Золотую маску» в двенадцатый раз?

Не на «Жизнь», а на смерть, или Примерит ли Омск «Золотую маску» в двенадцатый раз?

В 2018 году за престижную премию поборется спектакль «Жизнь» театра драмы. Наудачу вспоминаем всех обладателей «Золотой маски» в Омске.