Деловой Омск

Деловой Омск

08 декабря 2014 04.07Статьи

Что в имени тебе моем?

Несмотря на требование суда сменить название, омский ТЦ «Фестиваль» до сих пор работает под прежней вывеской, что может подвести руководство комплекса под уголовную ответственность. «ДО» вспомнил и другие именные региональные потери.

Что в имени тебе моем?

Внимание областной прессы к затянувшемуся скандалу вокруг ТЦ «Флагман» в конце прошлой недели привлекли судебные приставы-исполнители Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам. Согласно заявлению ведомства ООО «ФестМолл» — бывшее ООО «Фестиваль» — до сих пор не сменило название на фасаде торгового центра, хотя на то есть решение московского суда.

Напомним, что ЗАО «ГМГ-БИН» обратилось в Арбитражный суд Москвы с иском о защите исключительных прав, требуя от омского ООО «Фестиваль» сменить название. Подтвердив в суде право на владение товарными знаками festival, FESTIVAL, «Фестиваль» и «ФЕСТИВАЛЬ», москвичи добились цели — ООО «Фестиваль» было переименовано в ООО «ФестМолл».

Однако, как установили в ходе проверки судебные приставы, прежнее название торгового центра на фасаде здания так и не было демонтировано. Спорный товарный знак остался и на табличках в фойе торгово-офисного центра. За неисполнение решения суда в срок, отведенный для добровольного исполнения, с ООО «ФестМолл» взыскан исполнительский сбор в размере 50 тыс. рублей.

«Если в ближайшее время организация не исполнит требования судебного пристава, будет решаться вопрос о возбуждении уголовного дела и привлечении руководства фирмы к уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ «Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта», — сообщила 27 ноября пресс-служба УФССП России по Омской области.

Директор ООО «ФестМолл» Екатерина Стецкова отказалась комментировать ситуацию.

Беспечность

История с принудительным ребрендингом зачастую весьма болезненно сказывается на бизнесе. Ярким примером тому служит фиаско омского дистрибьютора товаров для детей «Сыночки и дочки». С приходом в Омск федеральной сети «Дочки & сыночки» местной компании по решению суда пришлось сменить вывеску на «Зяка», после чего позиции фирмы существенно упали вплоть до окончательного закрытия сети магазинов в 2013 году. Это как раз тот случай, когда, выстраивая маркетинговую политику организации, руководство упустило важный шаг — регистрацию товарного знака.

Похожим примером, но со счастливым концом, является история ребрендинга ритейлера бытовой техники «Технопарк». Как сообщало агентство «До-Инфо», заявка на регистрацию знака была подана в 2004 году и спустя почти 3 года в феврале 2007 года была выдана. Однако в 2005 году право на торговлю и рекламу под ТМ «Технопарк» выкупил крупный российский ритейлер «Электрофлот». В результате, чтобы не связываться с правообладателем, омский «Технопарк» переименовали в «Технософию». Счастливый финал истории в том, что сеть продолжает работать до сих пор.

Наследство

Особняком в списке потерь стоят бренды, доставшиеся Омску в наследство от советской эпохи. Например, омский волейбольный клуб «Спартак», как и его тезки по всей стране, попал в щекотливую ситуацию, когда Международный союз «Спартак» обратился в 2008 году в суд, требуя компенсацию в 1 млн рублей за использование омичами товарного знака и извлечение с его помощью дохода. Причем, как и в аналогичных исках к тезкам, МС «Спартак», имея права на бренд, не требовал от омичей смены названия. По сути, речь шла о сдаче названия в аренду (о выплате роялти).

В итоге между сторонами было достигнуто мировое соглашение с компенсацией в размере 200 тыс. рублей, а омский «Спартак» переименовался в «Омичку».

Другим куплетом той же оперы было переименование «Детского мира» в «Дружный мир». Подобных детских универмагов в постсоветской России было порядка 150. С начала 2000 годов они предпринимали безуспешные попытки зарегистрировать товарный знак. Но Роспатент одинаково отказывал всем, поясняя, что в качестве товарного знака не может быть зарегистрировано обозначение, вошедшее во всеобщее употребление. Однако в 2005 году Апелляционная палата Роспатента подтвердила свое решение о правовой охране словосочетания «Детский мир» в составе комбинированного товарного знака ОАО «Детский мир», принадлежащего АФК «Система».

Региональные «Детские миры» оказались перед выбором: либо платить роялти «Системе», либо сменить название. Омское ОАО «Детский мир» сменило название на ОАО «Радуга», которое зарегистрировало ТМ «Дружный мир».

Впрочем, есть в Омске и обратный пример с советским наследством. ОАО «Жигулевское пиво» приобрело и использовало исключительные права на комбинированный товарный знак со словесным элементом «Саяны» при изготовлении безалкогольных напитков. Однако конкуренты, в том числе омский предприниматель Олег Цирикидзе, обратились в антимонопольную службу с жалобой на недобросовестную конкуренцию.

ФАС, а следом и суд по интеллектуальным правам подтвердили факт нарушения закона о конкуренции со стороны ОАО «Жигулевское пиво», разрешив тем самым прочим производителям использовать советский бренд «Саяны».

Уловки маркетинга

Все вышеперечисленные примеры демонстрируют ущербность системы регулирования рынка интеллектуальной собственности. Предприниматель, добросовестно выстраивающий свой бизнес, в один момент может лишиться в буквальном смысле имени своего дела или получить дополнительную финансовую нагрузку в виде роялти правообладателю, более шустрому и компетентному в вопросах законодательства. Более того, есть масса примеров, когда в погоне за продажами маркетинг преобладает над порядочностью, но суды трактуют закон не в пользу созидательного бизнеса.

Так, в Омске есть магазин автозапчастей «ТойоДа», владельцы которого, заменив одну букву в названии мирового бренда, сумели обойти требование эксклюзивного дистрибьютора японского автопроизводителя в Омске.

Есть и более тривиальные истории, когда вновь созданное юридическое лицо умышленно называется аналогично одному из лидеров того же рынка. Например, городской МУП «Комбинат специальных услуг», оказывающий похоронные услуги, так и не смог добиться в суде от компании ООО «Омский областной комбинат специальных услуг» смены названия. Суд посчитал, что названия истца и ответчика обладают значительными отличительными признаками.

Владимир Червонящий

Фото: Вадим Харламов

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №46 (050) 2 декабря

Добавить комментарий
В Омске открылась уникальная фотовыставка

В Омске открылась уникальная фотовыставка

Горожане могут увидеть более 100 снимков Гималаев.

Первый раз в первый класс: все о документах в омских школах, поборах и т. д.

Первый раз в первый класс: все о документах в омских школах, поборах и т. д.

Рассказываем, как подать заявление и сколько денег нужно сдавать.

Театр четырнадцати особенных актеров

Театр четырнадцати особенных актеров

В Омске уже пять лет успешно работает и развивается необычный театр «Параллельный мир», актеры которого в основном люди с синдромом Дауна. Кто придумал такой проект и зачем он нужен, разбирался ...

Любви нет: 10 героев живописи, которые не будут отмечать 14 февраля

Любви нет: 10 героев живописи, которые не будут отмечать 14 февраля

Если вы устали от розовых соплей, наша фантазия на тему «Мне плевать на День всех Влюбленных» — к вашим услугам.

Пять историй любви от участников «АнтиЗАГС»

Пять историй любви от участников «АнтиЗАГС»

«Новый Омск» раздал свидетельства о влюбленности пяти омским парам и узнал, как начинались их романтические отношения.

Тест: какой из вас тролль?

Тест: какой из вас тролль?

Интернет дал нам многое, включая возможность высказывать свое мнение, когда об этом не просят, безнаказанно хамить и «с ученым видом знатока» давать советы космического масштаба специалистам всех ...

Омичка выиграла в конкурсе от Союза художников России

Омичка выиграла в конкурсе от Союза художников России

В интервью «Вашему ОРЕОЛУ» Зоя Минеева рассказала о своем творчестве.

Какие мировые достопримечательности могли украсить Омск

Какие мировые достопримечательности могли украсить Омск

На «Новом Омске» стартует околоархитектурный и глубоко фотошопный арт-проект.

День влюбленных по-омски: 14 цифр о 14 февраляИнфографика

День влюбленных по-омски: 14 цифр о 14 февраля

Даем подсказку: любви покорны не только все возрасты, но и национальности.

Омич-Ждун: 10 самых ожидаемых переменФото

Омич-Ждун: 10 самых ожидаемых перемен

«Класс» пригласил в Омск Ждуна, посмотрел, куда он отправится в первую очередь, и нашел место для памятника знаменитому Homunculus Loxodontus. 10 теплящихся надежд, 11 картинок и смех сквозь слезы ...

Лайфхак для белоснежки: как выбрать тату-мастераФото

Лайфхак для белоснежки: как выбрать тату-мастера

Все, что необходимо знать, если на вашем теле скоро появится первая татуировка.

Мужчина, бойся, тебя ждут дома: беседы о героиновой любви

Мужчина, бойся, тебя ждут дома: беседы о героиновой любви

Открытый показ спектакля «Равнодушный красавец» перетек в обсуждение пьесы с омскими психологами, психиатрами и актерами.

Будь моим Валентином: 5 способов удивить любимых

Будь моим Валентином: 5 способов удивить любимых

Лайфхак для тех, кто хочет сделать грядущее 14 февраля самым запоминающимся днем в году.

Исчезающий Омск: Топ-10 колоритных «заброшек»

Исчезающий Омск: Топ-10 колоритных «заброшек»

История снаружи, легенды и мифы внутри. Десять пустующих зданий, которые омичи видят ежедневно.

Лайфхак: как путешествовать с детьми и не пожалеть об этом

Лайфхак: как путешествовать с детьми и не пожалеть об этом

Все, что нужно знать, если вы собираетесь лететь в вояж с ребенком.