Деловой Омск

Деловой Омск

05 марта 2014 09.59Статьи

Теневой маршрут

Рынок пассажирских перевозок продолжают атаковать нелегалы. 80 из 287 маршрутов по области дублируют незаконные частники, из-за чего лицензированные перевозчики теряют прибыль.

Теневой маршрут

Участники рынка и представители госорганов попытались найти решение проблемы нелегальных перевозок за круглым столом в Экспоцентре 25 февраля. Положение дел не устраивает никого, но и принять приемлимые для всех правила игры так и не удалось.

Игорь Квасов, заместитель министра транспортного комплекса Омской области

Рынок пассажирских перевозок скорее деградирует, чем развивается. Случаются чуть ли не криминальные разборки между предпринимателями на конечных остановках. Всему виной нелегальные перевозчики, чья деятельность бьет по интересам владельцев легального бизнеса и государственным компаниям, а также пассажиров.

Первые недополучают прибыль из-за того, что их пассажиропоток иссякает, а вторым приходится жить на субсидии из бюджетов.
Одно из решений проблемы предлагают представители ГИБДД, которые обращаются к легальным предпринимателям с просьбой фиксировать на видеорегистраторы факты нарушений правил дорожного движения теневыми перевозчиками.

Однако и те частники, которые получили разрешение на работу на городских и областных маршрутах, не спешат раскрывать необходимую информацию о своей деятельности. Например, муниципальные предприятия сообщают в РЭК себестоимость 1 поездки, что позволяет установить для них объективный тариф перевозок.
Частники эти данные сообщать не хотят. Из-за этого нам не удается приблизиться к экономически обоснованному тарифу, и РЭК назначает им необъективные нормативы стоимости проезда. Мне кажется, эту ситуация связана с тем, что предприниматели не всегда работают прозрачно и хотят скрыть от государства часть прибыли.

Андрей Федоров, представитель правления омского содружества автоперевозчиков

По правилам конкурса, каждый участник рынка получил от мэрии график работы. Но соответствовать ему невозможно. Возьмем отдельный маршрут номер «Н». Если верить графику администрации, каждый водитель должен в день выполнить 8 поездок. Но на практике этого не происходит: 5 часов из 8 маршрутка простаивает на конечных остановках. В соответствии все с тем же документом на маршруте «Н» у «Форда транзит» суточная наполняемость салона, в зависимости от дня недели, должна быть от 397 до 515 пассажиров. А исходя из реальной ситуации больше 250 пассажиров не бывает. Это происходит из-за того, что на маршруте работает значительно больше машин, чем указано в официальной статистике. Возможно, проблема в том, что надзорные органы упустили работу с системой ГЛОНАСС. Формально установив ее для получения лицензии, водители не продлевают подписку на программное обеспечение, из-за чего через несколько месяцев ГЛОНАСС перестает работать. Рынок на 90% функционирует без нее. А ведь эта технология позволила бы показать, сколько рейсов в день по факту совершил тот или иной автобус и на каких маршрутах он работал. Тогда картина станет объективной, и нарушителей будет проще отслеживать.

Андрей Руденко, директор ОАО «Одесское автотранспортное предприятие»

Для пассажиров нелегальный перевозчик нередко оказывается предпочтительнее лицензированного. Потому что частники, работающие без лицензии, более мобильны, не привязаны к определенному расписанию и выполняют доставку пассажиров к месту назначения значительно быстрее и дешевле. Водителям частный извоз также приносит дополнительный доход. На маршруте водители-нелегалы и официально трудоустроенные в предприятиях могут заработать примерно одинаково, но благодаря тому, что 90% нелегалов числятся безработными и официально стоят на бирже труда, они еще могут рассчитывать на пособие.

Вадим Кабаненко, заместитель руководителя УФАС по Омской области

Специалистам антимонопольной службы очевидно, что на рынке перевозок имеет место недобросовестная конкуренция. Для нелегалов предусмотрена административная ответственность. Но для этого нужно документально подтвердить факт незаконных перевозок. Свидетельских показаний для этого недостаточно. Хотя представить фактические доказательства нетрудно: если говорить о внутриобластных перевозках, то нелегальные маршруточники нередко дают объявления в газетах, а также развешивают расписание своей работы или телефон водителя на остановках.
Иногда перевозчики не понимают, за что их привлекают к ответственности. Многие утверждают, что получили лицензию от УГАДН (управления государственного автодорожного надзора) на право перевозки пассажиров. Но с этим документом можно работать по заказу. Чтобы перевозить пассажиров по маршрутам городской и областной сети, документа от УГАДН недостаточно, нужно еще заявиться на муниципальный или областной конкурс, подтвердить соответствие критериям отбора и только тогда получить право выхода на маршрут.

Сергей Некурящих, генеральный директор ГП «Омскоблавтотранс»

Наше предприятие осуществляет движение на 287 маршрутах по всей Омской области, на которых работают почти 400 единиц техники. При этом, по нашим данным, порядка 80 маршрутов на 150 автобусах выполняют нелегалы, тем самым отбирая у нас значительную часть выручки, которую мы могли бы вложить в развитие предприятия, в покупку новых автобусов, в зарплату работников.
УФАС слишком долго рассматривает наши жалобы и обращения на конкретных участников теневого рынка. И доказать факт незаконной предпринимательской деятельности очень сложно. Водитель автобуса, которого остановили инспекторы, всегда может сказать, что везет своих знакомых.
Мы создали службу безопасности, которая не только следит за порядком на вокзалах, но и борется с нелегальными перевозчиками. Постепенно мы их вытеснили с автовокзалов, но теперь они перенесли свои остановки на площади у крупных городских торговых комплексов. Так одной из остановок для нелегального транспорта стала площадь у ТК «Маяк», на которой даже расклеены объявления с расписанием движения.
С нелегалами нам трудно конкурировать: они платят налоги по упрощенке или вовсе не платят. К тому же наш тариф официально устанавливается РЭК, и нелегальные частники за счет сокращения издержек легко могут установить цену на 10-15% ниже.
Много проблем у нас и с легальными частными перевозчиками: на популярных направлениях они отбирают у нас часть пассажиропотока. Я считаю, что нужно квотировать перевозки на каждом маршруте. В Нью-Йорке же просчитано, сколько городу нужно автомобилей такси. И количество лицензий соответствует нормативу.
А у нас любой заявившийся может поставить машину на любой маршрут.

Михаил Локотков, индивидуальный предприниматель

Решить проблему поможет введение системы электронного проездного билета, с помощью которого любой пассажир может расплатиться в пассажирском транспорте любой формы собственности: муниципальном или частном. И нелегалов стало бы значительно меньше: пассажир не станет ездить в автобусах, где не работают сканеры электронного проездного, потому что ему это будет невыгодно. Падение пассажиропотока обязательно приведет к тому, что предприниматель захочет законным образом заявиться на маршрут.
Чтобы внедрить эту систему на все автобусы города и области, нужно порядка 60 млн рублей. Частники могли бы на собственные деньги устанавливать это оборудование в своих салонах. Тогда все перевозки станут прозрачными и можно будет чуть ли не в режиме реального времени отслеживать, сколько пассажиров перевозит тот или иной предприниматель.

Справка

Городская маршрутная сеть (муниципальные и частные перевозки) состоит из 207 автобусных маршрутов: 191 — круглогодичные и 16 — сезонные.

Частные перевозчики работают на 124 круглогодичных и 2 сезонных автобусных маршрутах. 25 маршрутов дублируются частниками и государственными перевозчиками.

Статья опубликована в газете «Деловой Омск» №8(012) от 4 марта

Добавить комментарий
А нужен ли мальчик: кто вы в мире без мужчин

А нужен ли мальчик: кто вы в мире без мужчин

Тест для женщин в День защитника Отечества. 

Где омичам погулять на Масленицу?

Где омичам погулять на Масленицу?

Даем расписание мероприятий.

Плавим снег: арт-проект о зимне-весенних проблемах Омска

Плавим снег: арт-проект о зимне-весенних проблемах Омска

Команда «Нового Омска» помогла, чем смогла, весне, городским властям и, как говорится, другим хозяйствующим субъектам.

Люди и рыбаФото

Люди и рыба

«Новый Омск» запускает новый фотопроект. В рамках него мы планируем показывать серии фотографий известных омичей, объединенные каким-либо общим элементом, идеей, деталью.

Игорь Коротаев, омский актер: «Ради театра готов побрить ноги»

Игорь Коротаев, омский актер: «Ради театра готов побрить ноги»

Один из ведущих актеров Лицейского театра отмечает день рождения.

Герои нашего времени: 15 омских мужчин, достойных книжной обложкиФото

Герои нашего времени: 15 омских мужчин, достойных книжной обложки

«Класс» изучил список литературы и пофантазировал, кто из известных омичей мог бы попасть на обложки выбранных произведений.

Пореченков, Гинсбург и Крюков — о фильме «Вурдалаки»Фото

Пореченков, Гинсбург и Крюков — о фильме «Вурдалаки»

Лента, снятая по мотивам рассказа Алексея Толстого, выйдет в прокат 22 февраля.

Константин Румянцев, фронтмен «Тролль Гнет Ель»: «В год мы даем по 90 концертов»

Константин Румянцев, фронтмен «Тролль Гнет Ель»: «В год мы даем по 90 концертов»

Об отношениях группы с лейблом, разношерстной публике и «Оркестре Тролля» — в интервью с питерским коллективом «ТГЕ».

В Омске открылась уникальная фотовыставка

В Омске открылась уникальная фотовыставка

Горожане могут увидеть более 100 снимков Гималаев.

Первый раз в первый класс: все о документах в омских школах, поборах и т. д.

Первый раз в первый класс: все о документах в омских школах, поборах и т. д.

Рассказываем, как подать заявление и сколько денег нужно сдавать.

Театр четырнадцати особенных актеров

Театр четырнадцати особенных актеров

В Омске уже пять лет успешно работает и развивается необычный театр «Параллельный мир», актеры которого в основном люди с синдромом Дауна. Кто придумал такой проект и зачем он нужен, разбирался ...

Любви нет: 10 героев живописи, которые не будут отмечать 14 февраля

Любви нет: 10 героев живописи, которые не будут отмечать 14 февраля

Если вы устали от розовых соплей, наша фантазия на тему «Мне плевать на День всех Влюбленных» — к вашим услугам.

Пять историй любви от участников «АнтиЗАГС»

Пять историй любви от участников «АнтиЗАГС»

«Новый Омск» раздал свидетельства о влюбленности пяти омским парам и узнал, как начинались их романтические отношения.

Тест: какой из вас тролль?

Тест: какой из вас тролль?

Интернет дал нам многое, включая возможность высказывать свое мнение, когда об этом не просят, безнаказанно хамить и «с ученым видом знатока» давать советы космического масштаба специалистам всех ...

Омичка выиграла в конкурсе от Союза художников России

Омичка выиграла в конкурсе от Союза художников России

В интервью «Вашему ОРЕОЛУ» Зоя Минеева рассказала о своем творчестве.