Деловой Омск

Деловой Омск

05 марта 2014 09.59Статьи

Теневой маршрут

Рынок пассажирских перевозок продолжают атаковать нелегалы. 80 из 287 маршрутов по области дублируют незаконные частники, из-за чего лицензированные перевозчики теряют прибыль.

Теневой маршрут

Участники рынка и представители госорганов попытались найти решение проблемы нелегальных перевозок за круглым столом в Экспоцентре 25 февраля. Положение дел не устраивает никого, но и принять приемлимые для всех правила игры так и не удалось.

Игорь Квасов, заместитель министра транспортного комплекса Омской области

Рынок пассажирских перевозок скорее деградирует, чем развивается. Случаются чуть ли не криминальные разборки между предпринимателями на конечных остановках. Всему виной нелегальные перевозчики, чья деятельность бьет по интересам владельцев легального бизнеса и государственным компаниям, а также пассажиров.

Первые недополучают прибыль из-за того, что их пассажиропоток иссякает, а вторым приходится жить на субсидии из бюджетов.
Одно из решений проблемы предлагают представители ГИБДД, которые обращаются к легальным предпринимателям с просьбой фиксировать на видеорегистраторы факты нарушений правил дорожного движения теневыми перевозчиками.

Однако и те частники, которые получили разрешение на работу на городских и областных маршрутах, не спешат раскрывать необходимую информацию о своей деятельности. Например, муниципальные предприятия сообщают в РЭК себестоимость 1 поездки, что позволяет установить для них объективный тариф перевозок.
Частники эти данные сообщать не хотят. Из-за этого нам не удается приблизиться к экономически обоснованному тарифу, и РЭК назначает им необъективные нормативы стоимости проезда. Мне кажется, эту ситуация связана с тем, что предприниматели не всегда работают прозрачно и хотят скрыть от государства часть прибыли.

Андрей Федоров, представитель правления омского содружества автоперевозчиков

По правилам конкурса, каждый участник рынка получил от мэрии график работы. Но соответствовать ему невозможно. Возьмем отдельный маршрут номер «Н». Если верить графику администрации, каждый водитель должен в день выполнить 8 поездок. Но на практике этого не происходит: 5 часов из 8 маршрутка простаивает на конечных остановках. В соответствии все с тем же документом на маршруте «Н» у «Форда транзит» суточная наполняемость салона, в зависимости от дня недели, должна быть от 397 до 515 пассажиров. А исходя из реальной ситуации больше 250 пассажиров не бывает. Это происходит из-за того, что на маршруте работает значительно больше машин, чем указано в официальной статистике. Возможно, проблема в том, что надзорные органы упустили работу с системой ГЛОНАСС. Формально установив ее для получения лицензии, водители не продлевают подписку на программное обеспечение, из-за чего через несколько месяцев ГЛОНАСС перестает работать. Рынок на 90% функционирует без нее. А ведь эта технология позволила бы показать, сколько рейсов в день по факту совершил тот или иной автобус и на каких маршрутах он работал. Тогда картина станет объективной, и нарушителей будет проще отслеживать.

Андрей Руденко, директор ОАО «Одесское автотранспортное предприятие»

Для пассажиров нелегальный перевозчик нередко оказывается предпочтительнее лицензированного. Потому что частники, работающие без лицензии, более мобильны, не привязаны к определенному расписанию и выполняют доставку пассажиров к месту назначения значительно быстрее и дешевле. Водителям частный извоз также приносит дополнительный доход. На маршруте водители-нелегалы и официально трудоустроенные в предприятиях могут заработать примерно одинаково, но благодаря тому, что 90% нелегалов числятся безработными и официально стоят на бирже труда, они еще могут рассчитывать на пособие.

Вадим Кабаненко, заместитель руководителя УФАС по Омской области

Специалистам антимонопольной службы очевидно, что на рынке перевозок имеет место недобросовестная конкуренция. Для нелегалов предусмотрена административная ответственность. Но для этого нужно документально подтвердить факт незаконных перевозок. Свидетельских показаний для этого недостаточно. Хотя представить фактические доказательства нетрудно: если говорить о внутриобластных перевозках, то нелегальные маршруточники нередко дают объявления в газетах, а также развешивают расписание своей работы или телефон водителя на остановках.
Иногда перевозчики не понимают, за что их привлекают к ответственности. Многие утверждают, что получили лицензию от УГАДН (управления государственного автодорожного надзора) на право перевозки пассажиров. Но с этим документом можно работать по заказу. Чтобы перевозить пассажиров по маршрутам городской и областной сети, документа от УГАДН недостаточно, нужно еще заявиться на муниципальный или областной конкурс, подтвердить соответствие критериям отбора и только тогда получить право выхода на маршрут.

Сергей Некурящих, генеральный директор ГП «Омскоблавтотранс»

Наше предприятие осуществляет движение на 287 маршрутах по всей Омской области, на которых работают почти 400 единиц техники. При этом, по нашим данным, порядка 80 маршрутов на 150 автобусах выполняют нелегалы, тем самым отбирая у нас значительную часть выручки, которую мы могли бы вложить в развитие предприятия, в покупку новых автобусов, в зарплату работников.
УФАС слишком долго рассматривает наши жалобы и обращения на конкретных участников теневого рынка. И доказать факт незаконной предпринимательской деятельности очень сложно. Водитель автобуса, которого остановили инспекторы, всегда может сказать, что везет своих знакомых.
Мы создали службу безопасности, которая не только следит за порядком на вокзалах, но и борется с нелегальными перевозчиками. Постепенно мы их вытеснили с автовокзалов, но теперь они перенесли свои остановки на площади у крупных городских торговых комплексов. Так одной из остановок для нелегального транспорта стала площадь у ТК «Маяк», на которой даже расклеены объявления с расписанием движения.
С нелегалами нам трудно конкурировать: они платят налоги по упрощенке или вовсе не платят. К тому же наш тариф официально устанавливается РЭК, и нелегальные частники за счет сокращения издержек легко могут установить цену на 10-15% ниже.
Много проблем у нас и с легальными частными перевозчиками: на популярных направлениях они отбирают у нас часть пассажиропотока. Я считаю, что нужно квотировать перевозки на каждом маршруте. В Нью-Йорке же просчитано, сколько городу нужно автомобилей такси. И количество лицензий соответствует нормативу.
А у нас любой заявившийся может поставить машину на любой маршрут.

Михаил Локотков, индивидуальный предприниматель

Решить проблему поможет введение системы электронного проездного билета, с помощью которого любой пассажир может расплатиться в пассажирском транспорте любой формы собственности: муниципальном или частном. И нелегалов стало бы значительно меньше: пассажир не станет ездить в автобусах, где не работают сканеры электронного проездного, потому что ему это будет невыгодно. Падение пассажиропотока обязательно приведет к тому, что предприниматель захочет законным образом заявиться на маршрут.
Чтобы внедрить эту систему на все автобусы города и области, нужно порядка 60 млн рублей. Частники могли бы на собственные деньги устанавливать это оборудование в своих салонах. Тогда все перевозки станут прозрачными и можно будет чуть ли не в режиме реального времени отслеживать, сколько пассажиров перевозит тот или иной предприниматель.

Справка

Городская маршрутная сеть (муниципальные и частные перевозки) состоит из 207 автобусных маршрутов: 191 — круглогодичные и 16 — сезонные.

Частные перевозчики работают на 124 круглогодичных и 2 сезонных автобусных маршрутах. 25 маршрутов дублируются частниками и государственными перевозчиками.

Статья опубликована в газете «Деловой Омск» №8(012) от 4 марта

Добавить комментарий
Смотри и слушай: сотни омичей, десятки площадок, одна библиотека

Смотри и слушай: сотни омичей, десятки площадок, одна библиотека

Репортаж с масштабной акции «Библионочь-2017».

Илья Мотовилов, сценарист: «Мы не уйдем от животных инстинктов. Девушки будут стараться быть красивыми, а мужчины — смешными»

Илья Мотовилов, сценарист: «Мы не уйдем от животных инстинктов. Девушки будут стараться быть красивыми, а мужчины — смешными»

Омич, участник команды КВН «Полиграф Полиграфыч», рассказал «Классу» о несуществующей цензуре, сериальной культуре и «омсквичах».

М-м-мясо: В Омске прошел II Фестиваль барбекю

М-м-мясо: В Омске прошел II Фестиваль барбекю

Чемпионаты по поеданию пиццы и бургеров на скорость, мастер-классы по приготовлению мясных деликатесов и национальных блюд и много-много шашлыка. Второй городской Фестиваль барбекю состоялся.

О букетах без глянца, модных «рубашках» и цветочных трендах

О букетах без глянца, модных «рубашках» и цветочных трендах

Флористы из «Алой розы» раскрыли секреты выбора самого трогательного подарка.

От Пушкина до Ленина: в Омске прошла «Библионочь»

От Пушкина до Ленина: в Омске прошла «Библионочь»

Тысячи людей, десятки площадок и оркестр.

Ближе к народу: насколько ты знаешь омских бизнесменов?

Ближе к народу: насколько ты знаешь омских бизнесменов?

Тест ко Дню российского предпринимательства. 

«Новый Омск» собрал лучших маркетологов на StandUp-конференции #Чистый_маркетинг

«Новый Омск» собрал лучших маркетологов на StandUp-конференции #Чистый_маркетинг

Информационный портал «Новый Омск» собрал сильнейших омских маркетологов для соревнований в создании рекламных кампаний. 

Омский ИнстаЗвонок: модные «бантики»-2017

Омский ИнстаЗвонок: модные «бантики»-2017

Белые рубашки, накрученные хвосты, губки «пю», мужские стрижки в стиле «гранж» и сотни селфи.

Пушкину не снилось: самая полная программа омской «Библионочи»

Пушкину не снилось: самая полная программа омской «Библионочи»

Десятки мастер-классов, выставок, театральных постановок, экскурсий и фотозон. Что, где, когда — в нашем путеводителе по библиотеке. И да, все бесплатно.

ВЕС_ИМЕЕМ: Cемь дней!

ВЕС_ИМЕЕМ: Cемь дней!

В нашем предпоследнем материале — о динамике веса и народного голосования, способе похудеть быстро и о том, чем займутся участники после окончания проекта.

«С этими детьми нужно делать не журнал, а революцию»: стартовал проект «Школа и журналистика»

«С этими детьми нужно делать не журнал, а революцию»: стартовал проект «Школа и журналистика»

«Новый Омск» запускает совместный проект с Российским движением школьников «Школа и журналистика». Будем учить ребят делать подростковый журнал. Что из этого получится — кто ж его ...

Самостоятельные походы по Омской области: лайфхаки от Анны Статвы

Самостоятельные походы по Омской области: лайфхаки от Анны Статвы

Турист с 20-летним стажем Анна Статва рассказала, какими маршрутами омичи могут пройти без посторонней помощи и что стоит взять с собой в мини-приключение.

Культурный отдых

Культурный отдых

В эту субботу корреспонденты «Класса» посетили омскую «Ночь музеев». О том, где заканчивается массовый и начинается «культурный» отдых, — в итогах прогулки по бульварам.

К лету готовы?

К лету готовы?

19 мая в рамках пресс-тура журналисты посетили три городских парка, чтобы узнать об их готовности к летнему сезону. Как это было — в нашем репортаже.