Деловой Омск

Деловой Омск

05 марта 2014 09.59Статьи

Теневой маршрут

Рынок пассажирских перевозок продолжают атаковать нелегалы. 80 из 287 маршрутов по области дублируют незаконные частники, из-за чего лицензированные перевозчики теряют прибыль.

Теневой маршрут

Участники рынка и представители госорганов попытались найти решение проблемы нелегальных перевозок за круглым столом в Экспоцентре 25 февраля. Положение дел не устраивает никого, но и принять приемлимые для всех правила игры так и не удалось.

Игорь Квасов, заместитель министра транспортного комплекса Омской области

Рынок пассажирских перевозок скорее деградирует, чем развивается. Случаются чуть ли не криминальные разборки между предпринимателями на конечных остановках. Всему виной нелегальные перевозчики, чья деятельность бьет по интересам владельцев легального бизнеса и государственным компаниям, а также пассажиров.

Первые недополучают прибыль из-за того, что их пассажиропоток иссякает, а вторым приходится жить на субсидии из бюджетов.
Одно из решений проблемы предлагают представители ГИБДД, которые обращаются к легальным предпринимателям с просьбой фиксировать на видеорегистраторы факты нарушений правил дорожного движения теневыми перевозчиками.

Однако и те частники, которые получили разрешение на работу на городских и областных маршрутах, не спешат раскрывать необходимую информацию о своей деятельности. Например, муниципальные предприятия сообщают в РЭК себестоимость 1 поездки, что позволяет установить для них объективный тариф перевозок.
Частники эти данные сообщать не хотят. Из-за этого нам не удается приблизиться к экономически обоснованному тарифу, и РЭК назначает им необъективные нормативы стоимости проезда. Мне кажется, эту ситуация связана с тем, что предприниматели не всегда работают прозрачно и хотят скрыть от государства часть прибыли.

Андрей Федоров, представитель правления омского содружества автоперевозчиков

По правилам конкурса, каждый участник рынка получил от мэрии график работы. Но соответствовать ему невозможно. Возьмем отдельный маршрут номер «Н». Если верить графику администрации, каждый водитель должен в день выполнить 8 поездок. Но на практике этого не происходит: 5 часов из 8 маршрутка простаивает на конечных остановках. В соответствии все с тем же документом на маршруте «Н» у «Форда транзит» суточная наполняемость салона, в зависимости от дня недели, должна быть от 397 до 515 пассажиров. А исходя из реальной ситуации больше 250 пассажиров не бывает. Это происходит из-за того, что на маршруте работает значительно больше машин, чем указано в официальной статистике. Возможно, проблема в том, что надзорные органы упустили работу с системой ГЛОНАСС. Формально установив ее для получения лицензии, водители не продлевают подписку на программное обеспечение, из-за чего через несколько месяцев ГЛОНАСС перестает работать. Рынок на 90% функционирует без нее. А ведь эта технология позволила бы показать, сколько рейсов в день по факту совершил тот или иной автобус и на каких маршрутах он работал. Тогда картина станет объективной, и нарушителей будет проще отслеживать.

Андрей Руденко, директор ОАО «Одесское автотранспортное предприятие»

Для пассажиров нелегальный перевозчик нередко оказывается предпочтительнее лицензированного. Потому что частники, работающие без лицензии, более мобильны, не привязаны к определенному расписанию и выполняют доставку пассажиров к месту назначения значительно быстрее и дешевле. Водителям частный извоз также приносит дополнительный доход. На маршруте водители-нелегалы и официально трудоустроенные в предприятиях могут заработать примерно одинаково, но благодаря тому, что 90% нелегалов числятся безработными и официально стоят на бирже труда, они еще могут рассчитывать на пособие.

Вадим Кабаненко, заместитель руководителя УФАС по Омской области

Специалистам антимонопольной службы очевидно, что на рынке перевозок имеет место недобросовестная конкуренция. Для нелегалов предусмотрена административная ответственность. Но для этого нужно документально подтвердить факт незаконных перевозок. Свидетельских показаний для этого недостаточно. Хотя представить фактические доказательства нетрудно: если говорить о внутриобластных перевозках, то нелегальные маршруточники нередко дают объявления в газетах, а также развешивают расписание своей работы или телефон водителя на остановках.
Иногда перевозчики не понимают, за что их привлекают к ответственности. Многие утверждают, что получили лицензию от УГАДН (управления государственного автодорожного надзора) на право перевозки пассажиров. Но с этим документом можно работать по заказу. Чтобы перевозить пассажиров по маршрутам городской и областной сети, документа от УГАДН недостаточно, нужно еще заявиться на муниципальный или областной конкурс, подтвердить соответствие критериям отбора и только тогда получить право выхода на маршрут.

Сергей Некурящих, генеральный директор ГП «Омскоблавтотранс»

Наше предприятие осуществляет движение на 287 маршрутах по всей Омской области, на которых работают почти 400 единиц техники. При этом, по нашим данным, порядка 80 маршрутов на 150 автобусах выполняют нелегалы, тем самым отбирая у нас значительную часть выручки, которую мы могли бы вложить в развитие предприятия, в покупку новых автобусов, в зарплату работников.
УФАС слишком долго рассматривает наши жалобы и обращения на конкретных участников теневого рынка. И доказать факт незаконной предпринимательской деятельности очень сложно. Водитель автобуса, которого остановили инспекторы, всегда может сказать, что везет своих знакомых.
Мы создали службу безопасности, которая не только следит за порядком на вокзалах, но и борется с нелегальными перевозчиками. Постепенно мы их вытеснили с автовокзалов, но теперь они перенесли свои остановки на площади у крупных городских торговых комплексов. Так одной из остановок для нелегального транспорта стала площадь у ТК «Маяк», на которой даже расклеены объявления с расписанием движения.
С нелегалами нам трудно конкурировать: они платят налоги по упрощенке или вовсе не платят. К тому же наш тариф официально устанавливается РЭК, и нелегальные частники за счет сокращения издержек легко могут установить цену на 10-15% ниже.
Много проблем у нас и с легальными частными перевозчиками: на популярных направлениях они отбирают у нас часть пассажиропотока. Я считаю, что нужно квотировать перевозки на каждом маршруте. В Нью-Йорке же просчитано, сколько городу нужно автомобилей такси. И количество лицензий соответствует нормативу.
А у нас любой заявившийся может поставить машину на любой маршрут.

Михаил Локотков, индивидуальный предприниматель

Решить проблему поможет введение системы электронного проездного билета, с помощью которого любой пассажир может расплатиться в пассажирском транспорте любой формы собственности: муниципальном или частном. И нелегалов стало бы значительно меньше: пассажир не станет ездить в автобусах, где не работают сканеры электронного проездного, потому что ему это будет невыгодно. Падение пассажиропотока обязательно приведет к тому, что предприниматель захочет законным образом заявиться на маршрут.
Чтобы внедрить эту систему на все автобусы города и области, нужно порядка 60 млн рублей. Частники могли бы на собственные деньги устанавливать это оборудование в своих салонах. Тогда все перевозки станут прозрачными и можно будет чуть ли не в режиме реального времени отслеживать, сколько пассажиров перевозит тот или иной предприниматель.

Справка

Городская маршрутная сеть (муниципальные и частные перевозки) состоит из 207 автобусных маршрутов: 191 — круглогодичные и 16 — сезонные.

Частные перевозчики работают на 124 круглогодичных и 2 сезонных автобусных маршрутах. 25 маршрутов дублируются частниками и государственными перевозчиками.

Статья опубликована в газете «Деловой Омск» №8(012) от 4 марта

Добавить комментарий
Почти чеховская история: в «Галерке» прошла премьера спектакля «В поисках радости»

Почти чеховская история: в «Галерке» прошла премьера спектакля «В поисках радости»

Ее поставил главный режиссер и художественный руководитель театра Владимир Витько.

Арсений Попов, актер шоу «Импровизация»: «Уезжать из Омска было тяжело. Но иначе вы бы не брали у меня интервью»

Арсений Попов, актер шоу «Импровизация»: «Уезжать из Омска было тяжело. Но иначе вы бы не брали у меня интервью»

Участник популярного шоу на ТНТ рассказал «Классу» об омской театральной школе, хейтерах и шутках под разрядом тока.

Оля Слово, основатель школы стилистов Self Made Studio: «Мода современна — стиль вечен»Фото

Оля Слово, основатель школы стилистов Self Made Studio: «Мода современна — стиль вечен»

Оля побывала в Омске в рамках образовательного проекта GTOUR-2017 и рассказала, как создала школу стилистов и персональных шоперов, а затем запустила альтернативное печатное издание о моде и культуре.

Вес_имеем: Дневники худеющих

Вес_имеем: Дневники худеющих

О мотивации, правильных привычках и о том, каково это — ходить в гости к Шлеменко по утрам.

Георгий Яшин, создатель бренда Ziq & Yoni и первой сникер-химчистки: «Мы не хотели работать на дядь, мы сами стали дядями»

Георгий Яшин, создатель бренда Ziq & Yoni и первой сникер-химчистки: «Мы не хотели работать на дядь, мы сами стали дядями»

Москвич без высшего образования, но с двумя работающими бизнес-проектами рассказал, как искать, находить и реализовывать идеи для организации и раскрутки своего дела.

Тест:  Вы гопник или нет?

Тест: Вы гопник или нет?

Приближается весна, которая выведет на улицы Омска не только женщин в миниюбках и любителей субботников, но и истосковавшихся за зиму по свежему воздуху представителей гоп-культуры.

Бикини по весне: в Омске прошел кубок по бодибилдингу и фитнесу

Бикини по весне: в Омске прошел кубок по бодибилдингу и фитнесу

18 марта в «Химике» состоялись соревнования по бодибилдингу, бодифитнесу, фитнесу и фитнес-бикини. Жители Омска, Новосибирска, Екатеринбурга, Тюмени, Красноярска выступили в 13 номинациях, а ...

«Обрехтить» Ремарка: «Три товарища» на омской сцене

«Обрехтить» Ремарка: «Три товарища» на омской сцене

В омском драмтеатре состоялась премьера спектакля по культовому произведению Эриха Марии Ремарка.

Из Америки в Омск: Велоtrip 19 века

Из Америки в Омск: Велоtrip 19 века

Какой увидел Сибирь путешественник Томас Ален.

Омские реликвии: 10 самых дорогих коллекционных вещей на продажу

Омские реликвии: 10 самых дорогих коллекционных вещей на продажу

«Класс» узнал, что и за какие деньги выставляют местные коллекционеры.

Кристина Соловьева, модельер: «Магазин одежды для кукол имел оглушительный успех»

Кристина Соловьева, модельер: «Магазин одежды для кукол имел оглушительный успех»

О коллекционных моделях, модных коллекциях и хобби, переросшем в бизнес - в нашем интервью.

#ВЕС_ИМЕЕМ: Grandиозный Fitness

#ВЕС_ИМЕЕМ: Grandиозный Fitness

Кирилл Хариби, Сюзанна Егиян и Евгений Долганев на пути к идеальному телу.

Регина Тодоренко, «Орел и Решка»: «Вижу своего парня трижды в месяц»

Регина Тодоренко, «Орел и Решка»: «Вижу своего парня трижды в месяц»

Ведущая и путешественница рассказала «Классу», чему удивляться, когда объездил целый мир.

Похудение под прицелом

Похудение под прицелом

Жизнь замечательных людей, или Каково худеть под пристальными взорами любопытствующих. Часть первая.

Евгения Деник, автор проекта WEDDING FAST DATING: «Мы приглашаем на свидания уже помолвленные пары»

Евгения Деник, автор проекта WEDDING FAST DATING: «Мы приглашаем на свидания уже помолвленные пары»

Об уникальном для Омска мероприятии «Классу» рассказали свадебный организатор Евгения Деник и ведущий Алексей Куликов.