Деловой Омск

Деловой Омск

05 марта 2014 09.59Статьи

Теневой маршрут

Рынок пассажирских перевозок продолжают атаковать нелегалы. 80 из 287 маршрутов по области дублируют незаконные частники, из-за чего лицензированные перевозчики теряют прибыль.

Теневой маршрут

Участники рынка и представители госорганов попытались найти решение проблемы нелегальных перевозок за круглым столом в Экспоцентре 25 февраля. Положение дел не устраивает никого, но и принять приемлимые для всех правила игры так и не удалось.

Игорь Квасов, заместитель министра транспортного комплекса Омской области

Рынок пассажирских перевозок скорее деградирует, чем развивается. Случаются чуть ли не криминальные разборки между предпринимателями на конечных остановках. Всему виной нелегальные перевозчики, чья деятельность бьет по интересам владельцев легального бизнеса и государственным компаниям, а также пассажиров.

Первые недополучают прибыль из-за того, что их пассажиропоток иссякает, а вторым приходится жить на субсидии из бюджетов.
Одно из решений проблемы предлагают представители ГИБДД, которые обращаются к легальным предпринимателям с просьбой фиксировать на видеорегистраторы факты нарушений правил дорожного движения теневыми перевозчиками.

Однако и те частники, которые получили разрешение на работу на городских и областных маршрутах, не спешат раскрывать необходимую информацию о своей деятельности. Например, муниципальные предприятия сообщают в РЭК себестоимость 1 поездки, что позволяет установить для них объективный тариф перевозок.
Частники эти данные сообщать не хотят. Из-за этого нам не удается приблизиться к экономически обоснованному тарифу, и РЭК назначает им необъективные нормативы стоимости проезда. Мне кажется, эту ситуация связана с тем, что предприниматели не всегда работают прозрачно и хотят скрыть от государства часть прибыли.

Андрей Федоров, представитель правления омского содружества автоперевозчиков

По правилам конкурса, каждый участник рынка получил от мэрии график работы. Но соответствовать ему невозможно. Возьмем отдельный маршрут номер «Н». Если верить графику администрации, каждый водитель должен в день выполнить 8 поездок. Но на практике этого не происходит: 5 часов из 8 маршрутка простаивает на конечных остановках. В соответствии все с тем же документом на маршруте «Н» у «Форда транзит» суточная наполняемость салона, в зависимости от дня недели, должна быть от 397 до 515 пассажиров. А исходя из реальной ситуации больше 250 пассажиров не бывает. Это происходит из-за того, что на маршруте работает значительно больше машин, чем указано в официальной статистике. Возможно, проблема в том, что надзорные органы упустили работу с системой ГЛОНАСС. Формально установив ее для получения лицензии, водители не продлевают подписку на программное обеспечение, из-за чего через несколько месяцев ГЛОНАСС перестает работать. Рынок на 90% функционирует без нее. А ведь эта технология позволила бы показать, сколько рейсов в день по факту совершил тот или иной автобус и на каких маршрутах он работал. Тогда картина станет объективной, и нарушителей будет проще отслеживать.

Андрей Руденко, директор ОАО «Одесское автотранспортное предприятие»

Для пассажиров нелегальный перевозчик нередко оказывается предпочтительнее лицензированного. Потому что частники, работающие без лицензии, более мобильны, не привязаны к определенному расписанию и выполняют доставку пассажиров к месту назначения значительно быстрее и дешевле. Водителям частный извоз также приносит дополнительный доход. На маршруте водители-нелегалы и официально трудоустроенные в предприятиях могут заработать примерно одинаково, но благодаря тому, что 90% нелегалов числятся безработными и официально стоят на бирже труда, они еще могут рассчитывать на пособие.

Вадим Кабаненко, заместитель руководителя УФАС по Омской области

Специалистам антимонопольной службы очевидно, что на рынке перевозок имеет место недобросовестная конкуренция. Для нелегалов предусмотрена административная ответственность. Но для этого нужно документально подтвердить факт незаконных перевозок. Свидетельских показаний для этого недостаточно. Хотя представить фактические доказательства нетрудно: если говорить о внутриобластных перевозках, то нелегальные маршруточники нередко дают объявления в газетах, а также развешивают расписание своей работы или телефон водителя на остановках.
Иногда перевозчики не понимают, за что их привлекают к ответственности. Многие утверждают, что получили лицензию от УГАДН (управления государственного автодорожного надзора) на право перевозки пассажиров. Но с этим документом можно работать по заказу. Чтобы перевозить пассажиров по маршрутам городской и областной сети, документа от УГАДН недостаточно, нужно еще заявиться на муниципальный или областной конкурс, подтвердить соответствие критериям отбора и только тогда получить право выхода на маршрут.

Сергей Некурящих, генеральный директор ГП «Омскоблавтотранс»

Наше предприятие осуществляет движение на 287 маршрутах по всей Омской области, на которых работают почти 400 единиц техники. При этом, по нашим данным, порядка 80 маршрутов на 150 автобусах выполняют нелегалы, тем самым отбирая у нас значительную часть выручки, которую мы могли бы вложить в развитие предприятия, в покупку новых автобусов, в зарплату работников.
УФАС слишком долго рассматривает наши жалобы и обращения на конкретных участников теневого рынка. И доказать факт незаконной предпринимательской деятельности очень сложно. Водитель автобуса, которого остановили инспекторы, всегда может сказать, что везет своих знакомых.
Мы создали службу безопасности, которая не только следит за порядком на вокзалах, но и борется с нелегальными перевозчиками. Постепенно мы их вытеснили с автовокзалов, но теперь они перенесли свои остановки на площади у крупных городских торговых комплексов. Так одной из остановок для нелегального транспорта стала площадь у ТК «Маяк», на которой даже расклеены объявления с расписанием движения.
С нелегалами нам трудно конкурировать: они платят налоги по упрощенке или вовсе не платят. К тому же наш тариф официально устанавливается РЭК, и нелегальные частники за счет сокращения издержек легко могут установить цену на 10-15% ниже.
Много проблем у нас и с легальными частными перевозчиками: на популярных направлениях они отбирают у нас часть пассажиропотока. Я считаю, что нужно квотировать перевозки на каждом маршруте. В Нью-Йорке же просчитано, сколько городу нужно автомобилей такси. И количество лицензий соответствует нормативу.
А у нас любой заявившийся может поставить машину на любой маршрут.

Михаил Локотков, индивидуальный предприниматель

Решить проблему поможет введение системы электронного проездного билета, с помощью которого любой пассажир может расплатиться в пассажирском транспорте любой формы собственности: муниципальном или частном. И нелегалов стало бы значительно меньше: пассажир не станет ездить в автобусах, где не работают сканеры электронного проездного, потому что ему это будет невыгодно. Падение пассажиропотока обязательно приведет к тому, что предприниматель захочет законным образом заявиться на маршрут.
Чтобы внедрить эту систему на все автобусы города и области, нужно порядка 60 млн рублей. Частники могли бы на собственные деньги устанавливать это оборудование в своих салонах. Тогда все перевозки станут прозрачными и можно будет чуть ли не в режиме реального времени отслеживать, сколько пассажиров перевозит тот или иной предприниматель.

Справка

Городская маршрутная сеть (муниципальные и частные перевозки) состоит из 207 автобусных маршрутов: 191 — круглогодичные и 16 — сезонные.

Частные перевозчики работают на 124 круглогодичных и 2 сезонных автобусных маршрутах. 25 маршрутов дублируются частниками и государственными перевозчиками.

Статья опубликована в газете «Деловой Омск» №8(012) от 4 марта

Добавить комментарий
Екатерина Солуня, певица: «Оперу ни на что не променяю. Там все вживую и по-настоящему!»

Екатерина Солуня, певица: «Оперу ни на что не променяю. Там все вживую и по-настоящему!»

Восходящая звезда родом из Омска, студентка Гнесинки, оперная певица рассказала «Классу» о первых шагах на пути к успеху.

Михаил Мальцев, директор омского ТЮЗа: «Мы зарабатываем. Но на самообеспечении культура не выживет»

Михаил Мальцев, директор омского ТЮЗа: «Мы зарабатываем. Но на самообеспечении культура не выживет»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать муниципальные театры и музеи на плаву.

Секс, смерть или попойка: тест на знание «Игры престолов»

Секс, смерть или попойка: тест на знание «Игры престолов»

В свет вышла первая серия седьмого сезона легендарного сериала «Игра престолов». «Новый Омск» проанализировал все предыдущие сезоны и узнал, как часто здесь убивали, занимались сексом и ...

Хороводы муз в омской «Пушкинке»

Хороводы муз в омской «Пушкинке»

Продолжаем серию публикаций о главной библиотеке региона.

Проверено на себе: омская экскурсия по следам Колчака

Проверено на себе: омская экскурсия по следам Колчака

Рассказываем, что на ней можно увидеть интересного.

Мгновение — финиш: воскресные скачки на омском ипподроме

Мгновение — финиш: воскресные скачки на омском ипподроме

Кони, люди, ставки и пыль столбом — в нашем репортаже.

Как омский Шторм в автошколу пошел

Как омский Шторм в автошколу пошел

Александр Шлеменко прошел весь процесс обучения, а «Новый Омск» заснял брутального бойца за рулем.

Три колеса, пуд соли и тонны силы воли

Три колеса, пуд соли и тонны силы воли

Как известно, для человека нет ничего невозможного. Недавно посетивший Омск путешественник с ограниченными возможностями здоровья Алексей Костюченко — тому подтверждение.

Тест: Какой из вас Двораковский?

Тест: Какой из вас Двораковский?

Ровно пять лет назад Вячеслав Двораковский официально вступил в должность мэра. За это время омичи так преуспели в его критике и дали ему столько советов, что им впору уже самим сесть в его кресло и показать всем, ...

Есть или не есть: в Омске прошел второй VegFest

Есть или не есть: в Омске прошел второй VegFest

Только вегетарианская еда, спортивные мероприятия, йога, танцы, полезные лектории.

Омская золушка: Эпизод IV

Омская золушка: Эпизод IV

В «Арлекине» состоялась премьера спектакля для детей.

«Иллюзии» Вырыпаева: эскизный показ в омском Лицейском театре

«Иллюзии» Вырыпаева: эскизный показ в омском Лицейском театре

Войдет ли работа Евгении Мальгавко в репертуар нового сезона, решали в минувшую среду.

СЕМЬ и больше Я: 10 самых плодовитых омских семей

СЕМЬ и больше Я: 10 самых плодовитых омских семей

Ко Дню Петра и Февронии «Класс» нашел десять многодетных семей, которые не понаслышке знают, что такое любовь и верность.

Омский десант добра высадился в Большеречье

Омский десант добра высадился в Большеречье

Рассказываем, как и кому помогли волонтеры.