Деловой Омск

Деловой Омск

05 марта 2014 09.59Статьи

Теневой маршрут

Рынок пассажирских перевозок продолжают атаковать нелегалы. 80 из 287 маршрутов по области дублируют незаконные частники, из-за чего лицензированные перевозчики теряют прибыль.

Теневой маршрут

Участники рынка и представители госорганов попытались найти решение проблемы нелегальных перевозок за круглым столом в Экспоцентре 25 февраля. Положение дел не устраивает никого, но и принять приемлимые для всех правила игры так и не удалось.

Игорь Квасов, заместитель министра транспортного комплекса Омской области

Рынок пассажирских перевозок скорее деградирует, чем развивается. Случаются чуть ли не криминальные разборки между предпринимателями на конечных остановках. Всему виной нелегальные перевозчики, чья деятельность бьет по интересам владельцев легального бизнеса и государственным компаниям, а также пассажиров.

Первые недополучают прибыль из-за того, что их пассажиропоток иссякает, а вторым приходится жить на субсидии из бюджетов.
Одно из решений проблемы предлагают представители ГИБДД, которые обращаются к легальным предпринимателям с просьбой фиксировать на видеорегистраторы факты нарушений правил дорожного движения теневыми перевозчиками.

Однако и те частники, которые получили разрешение на работу на городских и областных маршрутах, не спешат раскрывать необходимую информацию о своей деятельности. Например, муниципальные предприятия сообщают в РЭК себестоимость 1 поездки, что позволяет установить для них объективный тариф перевозок.
Частники эти данные сообщать не хотят. Из-за этого нам не удается приблизиться к экономически обоснованному тарифу, и РЭК назначает им необъективные нормативы стоимости проезда. Мне кажется, эту ситуация связана с тем, что предприниматели не всегда работают прозрачно и хотят скрыть от государства часть прибыли.

Андрей Федоров, представитель правления омского содружества автоперевозчиков

По правилам конкурса, каждый участник рынка получил от мэрии график работы. Но соответствовать ему невозможно. Возьмем отдельный маршрут номер «Н». Если верить графику администрации, каждый водитель должен в день выполнить 8 поездок. Но на практике этого не происходит: 5 часов из 8 маршрутка простаивает на конечных остановках. В соответствии все с тем же документом на маршруте «Н» у «Форда транзит» суточная наполняемость салона, в зависимости от дня недели, должна быть от 397 до 515 пассажиров. А исходя из реальной ситуации больше 250 пассажиров не бывает. Это происходит из-за того, что на маршруте работает значительно больше машин, чем указано в официальной статистике. Возможно, проблема в том, что надзорные органы упустили работу с системой ГЛОНАСС. Формально установив ее для получения лицензии, водители не продлевают подписку на программное обеспечение, из-за чего через несколько месяцев ГЛОНАСС перестает работать. Рынок на 90% функционирует без нее. А ведь эта технология позволила бы показать, сколько рейсов в день по факту совершил тот или иной автобус и на каких маршрутах он работал. Тогда картина станет объективной, и нарушителей будет проще отслеживать.

Андрей Руденко, директор ОАО «Одесское автотранспортное предприятие»

Для пассажиров нелегальный перевозчик нередко оказывается предпочтительнее лицензированного. Потому что частники, работающие без лицензии, более мобильны, не привязаны к определенному расписанию и выполняют доставку пассажиров к месту назначения значительно быстрее и дешевле. Водителям частный извоз также приносит дополнительный доход. На маршруте водители-нелегалы и официально трудоустроенные в предприятиях могут заработать примерно одинаково, но благодаря тому, что 90% нелегалов числятся безработными и официально стоят на бирже труда, они еще могут рассчитывать на пособие.

Вадим Кабаненко, заместитель руководителя УФАС по Омской области

Специалистам антимонопольной службы очевидно, что на рынке перевозок имеет место недобросовестная конкуренция. Для нелегалов предусмотрена административная ответственность. Но для этого нужно документально подтвердить факт незаконных перевозок. Свидетельских показаний для этого недостаточно. Хотя представить фактические доказательства нетрудно: если говорить о внутриобластных перевозках, то нелегальные маршруточники нередко дают объявления в газетах, а также развешивают расписание своей работы или телефон водителя на остановках.
Иногда перевозчики не понимают, за что их привлекают к ответственности. Многие утверждают, что получили лицензию от УГАДН (управления государственного автодорожного надзора) на право перевозки пассажиров. Но с этим документом можно работать по заказу. Чтобы перевозить пассажиров по маршрутам городской и областной сети, документа от УГАДН недостаточно, нужно еще заявиться на муниципальный или областной конкурс, подтвердить соответствие критериям отбора и только тогда получить право выхода на маршрут.

Сергей Некурящих, генеральный директор ГП «Омскоблавтотранс»

Наше предприятие осуществляет движение на 287 маршрутах по всей Омской области, на которых работают почти 400 единиц техники. При этом, по нашим данным, порядка 80 маршрутов на 150 автобусах выполняют нелегалы, тем самым отбирая у нас значительную часть выручки, которую мы могли бы вложить в развитие предприятия, в покупку новых автобусов, в зарплату работников.
УФАС слишком долго рассматривает наши жалобы и обращения на конкретных участников теневого рынка. И доказать факт незаконной предпринимательской деятельности очень сложно. Водитель автобуса, которого остановили инспекторы, всегда может сказать, что везет своих знакомых.
Мы создали службу безопасности, которая не только следит за порядком на вокзалах, но и борется с нелегальными перевозчиками. Постепенно мы их вытеснили с автовокзалов, но теперь они перенесли свои остановки на площади у крупных городских торговых комплексов. Так одной из остановок для нелегального транспорта стала площадь у ТК «Маяк», на которой даже расклеены объявления с расписанием движения.
С нелегалами нам трудно конкурировать: они платят налоги по упрощенке или вовсе не платят. К тому же наш тариф официально устанавливается РЭК, и нелегальные частники за счет сокращения издержек легко могут установить цену на 10-15% ниже.
Много проблем у нас и с легальными частными перевозчиками: на популярных направлениях они отбирают у нас часть пассажиропотока. Я считаю, что нужно квотировать перевозки на каждом маршруте. В Нью-Йорке же просчитано, сколько городу нужно автомобилей такси. И количество лицензий соответствует нормативу.
А у нас любой заявившийся может поставить машину на любой маршрут.

Михаил Локотков, индивидуальный предприниматель

Решить проблему поможет введение системы электронного проездного билета, с помощью которого любой пассажир может расплатиться в пассажирском транспорте любой формы собственности: муниципальном или частном. И нелегалов стало бы значительно меньше: пассажир не станет ездить в автобусах, где не работают сканеры электронного проездного, потому что ему это будет невыгодно. Падение пассажиропотока обязательно приведет к тому, что предприниматель захочет законным образом заявиться на маршрут.
Чтобы внедрить эту систему на все автобусы города и области, нужно порядка 60 млн рублей. Частники могли бы на собственные деньги устанавливать это оборудование в своих салонах. Тогда все перевозки станут прозрачными и можно будет чуть ли не в режиме реального времени отслеживать, сколько пассажиров перевозит тот или иной предприниматель.

Справка

Городская маршрутная сеть (муниципальные и частные перевозки) состоит из 207 автобусных маршрутов: 191 — круглогодичные и 16 — сезонные.

Частные перевозчики работают на 124 круглогодичных и 2 сезонных автобусных маршрутах. 25 маршрутов дублируются частниками и государственными перевозчиками.

Статья опубликована в газете «Деловой Омск» №8(012) от 4 марта

Добавить комментарий
Во славу антихайпа: Гнойный в ОмскеВидео

Во славу антихайпа: Гнойный в Омске

Репортаж с первого концерта Славы Машнова в Омске. Публику послал, хорька приласкал, очки не снял.

Преображение 2.0: симфония красоты

Преображение 2.0: симфония красоты

О тенденциях сезона осень-зима'17-18 в косметологии, стрижках, окрашивании, маникюре и визаже. Много важных советов и результат налицо — от специалистов студии «Монро» и мобильной имидж-студии ...

Шедевры Эрмитажа в Омске

Шедевры Эрмитажа в Омске

Рассказываем, какие предметы можно увидеть на выставке в музее им. Врубеля.

Преображение 2.0: как реанимировать кожу за час

Преображение 2.0: как реанимировать кожу за час

Как Николай Рябов и Ольга Алексеева в гости к «Мадам Ву» ходили. О пилингах, масках и чудесах.

Что покажут и расскажут омичам в парке «Россия — моя история»Видео

Что покажут и расскажут омичам в парке «Россия — моя история»

«Новый Омск» приводит любопытные экспонаты и мифы, которые в музее стремятся развенчать.

Владимир Котляров, «Порнофильмы»: «Цой мотивировал, я тоже стараюсь это делать. А Бродский ныл»

Владимир Котляров, «Порнофильмы»: «Цой мотивировал, я тоже стараюсь это делать. А Бродский ныл»

Фронтмен панк-группы рассказал «Классу» о классиках и их местах на корабле современности, протестах против системы и экстремизме.

Преображение 2.0: как Ольга Алексеева и Николай Рябов от рук отбивались

Преображение 2.0: как Ольга Алексеева и Николай Рябов от рук отбивались

Впечатляющие результаты героев, выдержавших одну из самых эффективных процедур текущего сезона.

Как за 15 минут сделать зубы белее?

Как за 15 минут сделать зубы белее?

Об улыбках Николая Рябова и Ольги Алексеевой — со всех сторон.

Какими судьбами: Степан Бонковский приехал в семью «Народного героя» Антона Кудрявцева

Какими судьбами: Степан Бонковский приехал в семью «Народного героя» Антона Кудрявцева

Депутат поздравил самую известную в Омске многодетную семью с прибавлением. Месяц назад у Антона и Людмилы Кудрявцевых родился десятый ребенок.

Гуша Катушкин, музыкант: «Я — бабушка, продающая пирожки. Представитель очень малого шоу-бизнеса»Видео

Гуша Катушкин, музыкант: «Я — бабушка, продающая пирожки. Представитель очень малого шоу-бизнеса»

Автор и исполнитель вирусных хитов приехал в Омск и в преддверии концерта провел неформальную встречу.

Стать звездой: советы от кастинг-директора для тех, кто желает оказаться по ту сторону экрана

Стать звездой: советы от кастинг-директора для тех, кто желает оказаться по ту сторону экрана

Экс-омичка Елизавета Николаева провела мастер-класс в родном городе.

Тест: что вы знаете о революции 1917 года

Тест: что вы знаете о революции 1917 года

Ура, товарищи! Свершилось! Сегодня отмечается 100 лет со дня Великой Октябрьской революции. Еще 30 лет назад в нашей стране любой от мала до велика знал о тех событиях практически все. «Новый Омск» ...

Не на «Жизнь», а на смерть, или Примерит ли Омск «Золотую маску» в двенадцатый раз?

Не на «Жизнь», а на смерть, или Примерит ли Омск «Золотую маску» в двенадцатый раз?

В 2018 году за престижную премию поборется спектакль «Жизнь» театра драмы. Наудачу вспоминаем всех обладателей «Золотой маски» в Омске.

Артем Шаров, фронтмен GoodTimes: «И как мы только ни выступали: и в трусах, и без трусов, и по потолку лазали»

Артем Шаров, фронтмен GoodTimes: «И как мы только ни выступали: и в трусах, и без трусов, и по потолку лазали»

Об отношениях в группе, новых клипах, фанатах и лифчиках на сцене — в нашем интервью с вокалистом эпатажной костромской группы.