Деловой Омск

Деловой Омск

14 декабря 2014 09.34Статьи

Снимите это немедленно

Омский рынок интерьерных фотостудий, зародившись не более двух лет назад, динамично развивается. Однако, несмотря на наличие постоянного спроса, положение дел в этом виде бизнеса нестабильно — количество вновь открывающихся фотостудий приближается к числу ушедших с рынка.

Снимите это немедленно

Рынок профессиональных фотостудий, специализирующихся на различных жанрах съемки и предлагающих клиентам полный пакет услуг от фона до визажиста, начал зарождаться в Омске 1,5—2 года назад с появлением первых интерьерных студий. Сейчас на их долю приходится около 70% всех профессиональных фотосессий, организованных в городе.

Ушли в историю

Фотоуслуги в Омске оказывают более 150 компаний. Треть из них работает в формате ателье и фотосалонов, их специализация — изготовление снимков для документов, печать фотографий, создание фотокниг, ретушь и обработка. Незначительный процент приходится на студии, специализирующиеся на работе с модельными агентствами (например, имидж-студия MOS и Nelly Models International) и event-агентства, совмещающие видео и фотосъемку с проведением праздничных мероприятий. Наиболее существенная доля рынка принадлежит интерьерным фотостудиям, которые организуют частные и коммерческие съемки.

Игроки характеризуют рынок фотоуслуг как «быстротечный». «Часто меняются тенденции, фотографы все время в поисках чего-то нового и индивидуального», — подчеркивает управляющий студией Fashion box Андрей Морозов.

Как отметили все опрошенные «ДО» эксперты, несмотря на постоянное появление новых игроков, говорить о динамичном росте предложений сложно, так как открытие новых студий уравновешивается закрытием тех, кто не смог удержаться на плаву.

«На мой взгляд, количество фотостудий в Омске не достигло своего предела и в дальнейшем будет увеличиваться, — считает директор интерьерной фотостудии One studio Михаил Шапкин. — Но нужно учитывать тот факт, что их жизнеспособность зависит от многих составляющих, и количество открывающихся студий приблизительно равно числу закрывающихся. Не все переживают хотя бы год работы».

Об этой же тенденции говорит и владелица интерьерной фотостудии Only Love Евгения Копелева: «За последние полтора года количество предложений значительно увеличилось, но этот рынок довольно плавающий: студии то открываются одна за одной, то спустя небольшое количество времени закрываются».

Шкурный интерьер

До недавнего времени, как говорят игроки, условия для организации профессиональных съемок на территории города были ограничены. «Темные помещения с несколькими фонами и искусственным светом, конечно, существовали и прежде, — рассказала «ДО» совладелица интерьерной фотостудии Country house Елена Тимощенко. — Года три назад с появлением моды на фотосессии различных жанров возникла острая необходимость в интерьерных фотостудиях с естественным светом. И спустя год они начали открываться в Омске».

Формат таких студий подразумевает имитацию интерьеров комнат различных стилей или уличных пейзажей, наличие разно-образных локаций и текстур, с использованием которых происходит съемка. Интерьерные студии предлагают либо почасовую аренду зала, в котором снимает специалист, приглашенный клиентами, либо полный набор услуг — зал, своего фотографа и по желанию гостей — визажиста и стилиста.

Основная целевая аудитория интерьерных фотостудий — молодые пары, беременные женщины и семьи с детьми. Стабильный спрос на профессиональные снимки, как говорят игроки, в определенной степени стимулирует популярность соцсетей — немалая часть клиентов идет в студию за новой фотографией для «аватарки» и пополнением своих альбомов в соцсетях.

По словам Елены Тимощенко, «соцсети в принципе сделали популярными фотосессии». «Для многих это становится своего рода фетишом — одни и те же клиенты устраивают себе фотосессии раз в месяц», — говорит специалист.

Постоянными клиентами студий являются и фотолюбители, имеющие качественные аппараты. Они приходят в студии за красивым интерьером и необходимым для хороших снимков освещением. «В интерьерных фотостудиях можно создавать необычные и креативные образы, создание которых в домашних условиях затруднительно», — объясняет Михаил Шапкин.

«Клиенты со своим фотоаппаратом — частые гости фотостудий, — подтверждает Елена Тимощенко. — Для них здесь созданы практически идеальные условия для работы и, соответственно, обеспечен хороший результат. Не все живут в просторных и светлых квартирах с красивым интерьером, да и многим просто хочется новизны и разнообразия. И фотостудия в этом плане — отличный вариант: в одном месте можно сделать разнообразные снимки, ведь, как правило, в студиях предусматривается три-четыре фотозоны. Причем, все они разные по стилевому и цветовому решению».

Некоторые студии привлекают внимание клиентов не только наличием профессионального оборудования и красивых интерьеров, но и стремлением создать на своей площадке творческое пространство для единомышленников. «Наша фотостудия — это место, где подскажут, если есть необходимость, где можно знакомиться и общаться с такими же творческими людьми, — рассказала одна из руководителей студии «Черное Белое» Ольга Степанина. — Мы создали место, где можно из множества деталей создать что-то свое, место, которое помогает самореализовываться как фотографу-видеографу, так и идеям моделей».

Полоса вложений

Размер вхождения в этот бизнес, по оценкам игроков, может составлять от 400 тыс. до 1 млн рублей. «Изначально наши траты только на ремонт помещения составили около 200 тыс. рублей, — рассказала «ДО» Елена Тимощенко. — Причем, работы мы выполняли своими силами, без привлечения ремонтных бригад, поэтому у нас не было расходов на оплату труда. Вложения, конечно, неоднократны. Ежемесячно мы обновляем интерьер и платим за аренду помещения — 25 тыс. рублей».

По словам Евгении Копелевой, если речь идет об открытии с нуля, то затраты на ремонт помещения и покупку оборудования составят не менее 400 тыс. рублей.

Андрей Морозов из Fashion box склоняется к тому, что создание профессиональной студии, которая ставит перед собой амбициозные цели, обойдется в сумму не менее 1 млн рублей.

Учитывая то, что интерьерная фотостудия подразумевает периодическое обновление фона в соответствии с сезоном и праздничными событиями, вложения в ее открытие вряд ли могут окупиться раньше, чем через 1,5 года после запуска. Так, по слова Елены Тимощенко, ее фотостудия Country house смогла выйти «в ноль» только через 9 месяцев после начала работы.

«Если судить по нашей практике, то срок окупаемости составляет от 18 месяцев, — рассказал «ДО» Андрей Морозов. —Все зависит от того, на какого клиента ориентируется студия, будет ли она узкоспециализированной, захотите вы или нет вкладывать деньги в рекламу, каким будет сервис. Не стоит забывать, что фотостудия — это постоянные вложения, ведь даже фототехника имеет свои ресурсы работоспособности, особенно если студия сдается в аренду».

Фотостудия 9 на 12

По словам игроков, одним из серьезных этапов открытия фотостудии является выбор помещения. Оно должно располагаться в месте с хорошим естественным освещением и иметь высокие потолки. Необходимым элементом хорошей интерьерной студии являются удобно расположенные большие окна. Размер студии в идеале должен позволять устроить примерочную-гримерную с зеркалом и рабочее место для администратора, где будет находиться компьютер. Непосредственно сама площадка для съемки требует не менее 45–50 кв. м, на которых можно будет разместить необходимое осветительное оборудование, фоны и декорации.

Размещение фотостудии в центре города (при условии наличия удобной парковки и остановки общественного транспорта поблизости) делает ее более привлекательной для клиентов, однако оборачивается для владельца более высокими расходами на арендную плату.

Участники рынка отмечают, что отыскать в Омске подходящее для студии помещение довольно сложно. Фотографы с трудом находят компромиссные варианты, соответствующие всем требованиям — с невысокой арендной платой, хорошо освещенные и расположенные недалеко от центра.

Декабрьская планка

К ключевым игрокам рынка эксперты относят не более четырех компаний, среди которых, например, называют One studio и Fashion box. Оба бренда известны за пределами региона. Основатели первой фотостудии живут в Новосибирске, где у них есть аналогичный бизнес. По словам директора студии Михаила Шапкина, к моменту открытия One studio (май 2013 года) в Омске не было ни одной интерьерной студии.

Владельцы Fashion box — омичи. Их проект оказался настолько успешен, что они начали продавать франшизу. По словам Андрея Морозова, только в этом году под брендом Fashion box открылись студии в Тюмени и Ростове-на-Дону. «В настоящий момент мы успешно работаем в 10 крупных городах России», — заявил Морозов.

По словам участников рынка, в период высокого сезонного спроса они практически не ощущают наличия конкуренции со стороны других ведущих игроков. В предновогодний период, по признанию ряда владельцев студий, они, по сути, работают на пределе своих возможностей. Так, по словам Тимощенко, «календарь студии забит практически полностью, особенно в выходные дни».

О 25-30%-м увеличении заказов в предпразничный период говорит и управляющий Fashion box: «Во многом это происходит за счет продажи подарочных сертификатов на фотосессии. Люди хотят удивить своих родных и близких, а фотосессия — это достаточно эмоциональный и оригинальный подарок».

«На Новый год количество заказов, конечно, увеличивается, — вторит коллегам директор креативной дизайн-студии «ФотографиНя» Светлана Литус. — В канун праздника проходит очень много мероприятий с привлечением фотографов. Но сезон бывает круглый год, главное, уметь правильно им воспользоваться». 

Справка

Стоимость часа аренды площади в омских студиях варьируется от 350 до 900 рублей. Дополнительно оплачиваются услуги студийного фотографа, часовая работа которого обойдется в сумму от 1 до 2 тыс. рублей. Минимальные цены предлагают небольшие фоновые студии без интерьерных локаций. Максимальная стоимость услуг — в One studio.

Наталья Коробова

Фото: Вадим Харламов

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №47 (051) 9 декабря

Добавить комментарий
Омск #ВДвижении: стрим с открытия V кинофестиваля дебютов

Омск #ВДвижении: стрим с открытия V кинофестиваля дебютов

Красная дорожка, официальная часть, коридоры, фанфары и софиты. Покажем все, что видим сами.

В Омске еще больше детей стали лечить с помощью животных

В Омске еще больше детей стали лечить с помощью животных

В нашем городе открылся второй центр зоотерапии.

Must see: 10 фильмов омского фестиваля «Движение», обязательных к просмотру

Must see: 10 фильмов омского фестиваля «Движение», обязательных к просмотру

25 апреля в Омске стартует долгожданный V Национальный кинофестиваль дебютов «Движение». В пятидневном киномарафоне участвуют 32 фильма, которые может увидеть любой желающий. «Класс» выбрал ...

Geely Emgrand GT: билет в бизнес-классФото

Geely Emgrand GT: билет в бизнес-класс

Дебютное выступление в шоу-румах одного из самых современных «китайцев» случилось при полном аншлаге. Крупные порталы еженедельно публиковали новости о флагманском седане четвертого поколения, ...

Макс Тесли, группа «Щенки»: «Где деньги — туда и пойдем. Как псы. На запах»

Макс Тесли, группа «Щенки»: «Где деньги — туда и пойдем. Как псы. На запах»

Стихийно-контрастный коллектив группы «Щенки» рассказал «Классу» об однообразии российских городов, перспективах развития группы и таком разном слушателе своего творчества.

Траектория «Движения»: 5 дней, 32 фильма, 3 мастер-класса

Траектория «Движения»: 5 дней, 32 фильма, 3 мастер-класса

Интерактивный путеводитель по показам и встречам Пятого кинофестиваля дебютов «Движение».

Владимир Золотарь о критике «Матильды»: «Времена жесткой цензуры возвращаются, если уже не вернулись»

Владимир Золотарь о критике «Матильды»: «Времена жесткой цензуры возвращаются, если уже не вернулись»

В социальных сетях разгорается виртуальный спор между поборниками нравственности и защитниками свободы волеизъявлений.

ВЕС_ИМЕЕМ: Это Спарта!

ВЕС_ИМЕЕМ: Это Спарта!

О незолотой середине, набитых шишках и волшебных пенделях.

Шоу тайм, дорогие мои: сумасшедший Френки в Омске

Шоу тайм, дорогие мои: сумасшедший Френки в Омске

Вадим Демчог, «Арлекиниада», луч света и три часа легендарных текстов.

Покажи мне свой кулич: Инстапасха в Омске

Покажи мне свой кулич: Инстапасха в Омске

Инстаобзор праздничных столов известных омичей.

«Пуля» выстрелила: «Курара» презентовала омичам новый альбомФото

«Пуля» выстрелила: «Курара» презентовала омичам новый альбом

Группа из Екатеринбурга приехала в Омск с седьмым по счету альбомом. О гопниках, властных крысах, провинциальных проститутках и кровососущих кальяны тварях — в одной «Пуле».

Приключения злополучного чемоданчика

Приключения злополучного чемоданчика

В «Лицейском театре» состоялась премьера спектакля «Смешные деньги».

Нападающий омского «Авангарда» Николай Лемтюгов: «Если бы не хоккей — стал бы военным»

Нападающий омского «Авангарда» Николай Лемтюгов: «Если бы не хоккей — стал бы военным»

«Ястреб» подвел итоги сезона, рассказал о своей жене и признался, что готов остаться жить в нашем городе.

«Движение» лучших: 10 самых востребованных актеров омского кинофестиваля

«Движение» лучших: 10 самых востребованных актеров омского кинофестиваля

«Класс» оценил рейтинги фильмов, упоминания имен в местной и зарубежной прессе, а также интерес россиян к актерам, что успели пройтись по красной дорожке в Омске.

Займемся рок-н-роллом: стал бы ты королем?

Займемся рок-н-роллом: стал бы ты королем?

Проверь, насколько ты похож на Элвиса Пресли.