Ваш Ореол

Ваш Ореол

16 декабря 2014 10.01Статьи

Беспилотник разбился о бумажку

Из-за мутного законодательства первая же попытка омских учёных заработать на своих разработках закончилась крахом.

Беспилотник разбился о бумажку

В начале нынешнего года омские и федеральные СМИ облетела благая для всех кулибиных весть - один из казахстанских вузов купил омский беспилотник ПП-45.

Разработали этот инновационный проект специалисты ООО «Опытно-конструкторское бюро «Малые беспилотные аппараты», созданного при Омском государственном техническом университете. Малыш весом всего несколько килограммов предназначен для видео- и фотосъёмки с высоты птичьего полёта - на расстоянии от двухсот до пятисот метров до земли. Оператор-пилот запускает его в воздух, как детский воздушный змей - с руки. Управляется беспилотник с помощью компьютерной программы и ноутбука. Омским беспилотником заинтересовались казахстанские археологи - студенты исторического факультета с помощью умного самолёта собрались снимать древние курганы. Цена сделки составила 750 тысяч рублей. Эти деньги омские изобретатели планировали использовать для того, чтобы наладить серийный выпуск умных машин.

Однако первая же попытка заработать на инновациях обернулась крахом. С иском к учёным в суд обратилась Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России) - конструкторское бюро обвинили в нарушении законодательства об экспортном контроле. Рассматривал резонансное дело Центральный районный суд города Новосибирска - именно там находится Управление ФСТЭК России по Сибирскому федеральному округу.

Сотрудники ФСТЭК заподозрили в беспилотнике продукт «двойного назначения, который может использоваться при создании боевой техники и вооружений». Эксперты Сибирского отделения Российской академии наук, исследовавшие проектную документацию беспилотника, с такой трактовкой согласились. Суд наказал омских учёных штрафом в размере 750 тысяч рублей - по закону они должны заплатить государству ровно столько, сколько получили по сделке.

Сегодня многие беспилотники, те же квадрокоптеры к примеру, можно спокойно найти в свободной продаже. Чем же отличается от них разработка омских учёных? Повесить на ПП-45 бомбу вместо видео- и фотокамер получится едва ли - поднять в воздух вес более восьмиста граммов малыш не может. Да и далеко улететь от оператора беспилотник не способен - управлять им можно в радиусе не более двух километров. Так о какой потенциальной опасности идёт речь? Крылья беспилотнику подрезало сырое российское законодательство. Для того чтобы отнести его к продукции двойного назначения, достаточно того, что машина может летать вне видимости пилота-оператора. Все прочие характеристики значения не имеют.

- Для нас решение суда стало ударом, - признаётся директор ООО «Опытно-конструкторское бюро «Малые беспилотные аппараты», разработчик ПП-45 Павел Погарский. - Первоначальной целью создания нашего бюро было обучение студентов, практическая реализация наших научных

разработок. В штате у нас работает всего несколько человек. До серийного выпуска беспилотников нам ещё очень далеко. ПП-45, проданный в Казахстан, был выпущен в единственном экземпляре. Но, как оказалось, даже для того, чтобы продать за рубеж один образец, нам нужно было получить в ФСТЭК лицензию на продажу. Она выдаётся только на основании сертификата, а на сертификацию нужны немалые деньги.

По словам Погарского, речь идёт о сумме порядка одного миллиона рублей. Все технические характеристики беспилотника, а их не менее пяти, должны исследоваться отдельно. Сертификационных центров в России практически не осталось, очередь туда расписана на несколько лет. Государственной поддержки в материальном и организационном плане нет никакой. Получается замкнутый круг: и заработать нельзя, и на сертификацию нет ни денег, ни времени. Беспилотники - тема нынче модная, и потому технические разработки морально устаревают за год-полтора. В очереди на исследование стоять некогда.

О необходимости развивать инновационные производства, импортозамещающие технологии и российскую промышленность с высоких трибун в последнее время говорят постоянно. Почему же государство никак не решает эти проблемы? Может быть, проект омского беспилотника неинтересен? Отнюдь. Беспилотник был признан одной из лучших разработок, представленных на выставке «ВТТВ-Омск» в 2011 году, и даже включён в программу продвижения госкорпорации «Ростехнологии». Однако воз и ныне там. ПП-45 заинтересовались и в «Газпроме», но для того, чтобы приступить к испытаниям беспилотника для нужд газового гиганта, опять же нужен сертификат. А об эту «бумажку» разбился уже не один проект омских изобретателей.

Евгения Дёмина

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 1):

sibhunt
Именно так и происходит со всеми инновациями и технологиями изготовленными в России..Большим дядям в кабинетах это не интересно...Куда как слащще выбить бабок из бюджета на покупку такой же хрени за рубежом и на этом не кисло навариться...Мистрали вам в пример...)))
17 декабря, 09:07 | Ответить
Ведущий шоу «Напролом» Тимофей Баженов: «Я едва не погиб на съемках»

Ведущий шоу «Напролом» Тимофей Баженов: «Я едва не погиб на съемках»

Телеведущий рассказал о своей новой программе.

«Сезон бабочек» в Омске

«Сезон бабочек» в Омске

Премьера по новелле японской писательницы. 

Симфония рока: программа третьего музыкального опен-эйра от филармонии

Симфония рока: программа третьего музыкального опен-эйра от филармонии

Каким будет первосентябрьский рок-фестиваль — в нашем материале.

Новичок омского «Авангарда» Дмитрий Кугрышев: «Федор Смолов будет болеть за нашу команду»

Новичок омского «Авангарда» Дмитрий Кугрышев: «Федор Смолов будет болеть за нашу команду»

«Ястреб» рассказал о своем переходе и о дружбе с известным футболистом.

Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Спустя четыре года в репертуар театра вернулся спектакль о куклах разных стран.

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

«Класс» побывал на премьере фильма, с истории которого начинался знаменитый хоррор «Заклятие» и теперь точно знает, почему опасно держать связь с умершими.

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптурыФото

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптуры

Оригинальный подарок ко Дню рождения города — премьеру постановки с участием Омского хора — преподнесла омская филармония.

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

От марафона до Бабкиной, от реконструкторов до гончаров. Подборка для тех, кто хочет успеть везде, не прибегая к клонированию.

Екатерина Лущ, начальник комплекса концертных залов филармонии: «Старые технологии перестают работать. Не только в культуре и не только в Омске»

Екатерина Лущ, начальник комплекса концертных залов филармонии: «Старые технологии перестают работать. Не только в культуре и не только в Омске»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Секс, наркотики и обналичка: 10 громких уголовных дел с участниками «Дома-2»

Секс, наркотики и обналичка: 10 громких уголовных дел с участниками «Дома-2»

Преступления и наказания героев бесконечного телешоу о построении отношений.

 Анджей Неупокоев, директор Тарского драмтеатра: «Культурная сфера не торговля пирожками. Хорошего менеджера мало»

Анджей Неупокоев, директор Тарского драмтеатра: «Культурная сфера не торговля пирожками. Хорошего менеджера мало»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.